Сциально- коммуникативное развитие через театрализованную деятельность
консультация (младшая группа)
Общительность и умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Использование театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений проблемы формирования коммуникативных навыков. Это обусловило актуальность темы данной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель исследования – выявление педагогических условий социально-коммуникативного развития дошкольников в театрализованной деятельности.
Цель объект и предмет использования позволили сформировать гипотезу о том, что театрализованная деятельность способствует социально-коммуникативному развитию.
Задачи:
- определить понятие социально-коммуникативного развития и его роль в воспитании дошкольников;
- раскрыть условия социально-коммуникативного развития;
- рассмотреть особенности младших дошкольников и понятие проекта;
- провести практическое исследование социально-коммуникативного развития младших дошкольников в проектной театрализованной деятельности.
Объект: процесс социально-коммуникативного развития.
Предмет: театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Социально-коммуникативное развитие и его роль в воспитании дошкольников
Важные личностные качества ребенка формируются в дошкольном детстве, при взаимодействии его с окружающим миром, поэтому ФГОС дошкольного образования включает отдельный раздел «Социально-коммуникативное развитие». Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в связи с условиями прогрессирования социального окружения ребенка. И.В. Зотова отмечает, что социализация – это процесс усвоения традиций общества, среды, культуры, формирование его ценностей и навыков общения. Коммуникация – это умение обмениваться необходимой информацией в процессе диалога; готовность выразить и отстаивать собственную точку зрения при уважении к позиции других [6,с. 92].
Согласно ФГОС ДО, цель социально-коммуникативного развития – усвоение норм и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становления независимости и способности регулировать собственные действия, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, формирование основ безопасного поведения в обществе [16].
Коммуникативная сфера как феномен изучалась представителями философии, социологии, психологии, педагогики (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский). Теоретические и методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже и других. Коммуникативное развитие дошкольников исследовалось в работах Н.Г. Богуславской, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, Ю.В. Касаткиной, М.И. Лисиной и других ученых.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях:
1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Игра – не развлечение, а ведущий вид детской деятельности дошкольников. В условиях реализации ФГОС ДО игра становится особой формой социализации ребёнка. Именно в игре дети воспроизводят взрослый мир и участвуют в социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Задача педагогов – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
2. Патриотическое воспитание – следующее направление ОО «Социально-коммуникативное развитие». Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества.
3. Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор образцов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
4. Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье [16].
Таким образом, систематическая и планомерная работа по всем четырем направлениям данной образовательной области способствует социально–коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:
- усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе;
- помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества;
- формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения;
- помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие;
- формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом;
- помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
- формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху;
- формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
Таким образом, основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Условия социально-коммуникативного развития
Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения по обеспечению социально-коммуникативного развития включает в себя:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения,
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников: групповые, подгрупповые, индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и самостоятельной деятельности детей).
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников большое значение имеет игра. Кроме того, применяются занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится средством социально-коммуникативного развития.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. Его цель:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду;
- развивать интерес к народным традициям и промыслам.
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- знакомить детей с символами государства;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в ДОО решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, труде, в быту, так как необходимо воспитывать не только патриотические чувства, но и умение взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
- организованную деятельность детей: занятия, экскурсии;
- совместную деятельность взрослых и детей: драматизацию сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
- свободную самостоятельную деятельность детей: сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением социально-коммуникативного развития является трудовое воспитание. Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Воспитываются позитивные взаимоотношения между детьми в процессе трудовой деятельности – умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
Педагогический коллектив должен строить свою работу в тесном взаимодействии с семьей. Формы работы с родителями: привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОО, дни открытых дверей для родителей, анкетирование родителей, родительские собрания, консультации для родителей, оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Эффективным средством формирования коммуникативной компетентности является театрализованная игра. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, развитию воображения, способствующего пониманию ребенком смысла человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание.
Театрализованная игра – эмоционально насыщенная деятельность, она приносит ребенку радость. Театрализованная игра отвечает специфике развития психических процессов ребенка: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.д. Это говорит о ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности происходит при следующих условиях:
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию коммуникативных навыков;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности;
- создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка, становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность;
- систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей;
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности представляет собой процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками, формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Особенности младших дошкольников и понятие проекта
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение [8].
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
М.И. Лисина считала, что младший дошкольный возраст – это время возникновения внеситуативно-познавательной формы общения при совместной познавательной деятельности с взрослым. Повышенная любознательность ребенка в данном возрасте побуждает его задавать более сложные вопросы. Давая четкие, доступные его пониманию ответы, взрослый выступает как эрудит, повышая его информационное поле, способствует стимулированию его речевой активности. Такое взаимоотношение носит ситуативно-теоретический характер, т.к. обсуждаются различные проблемные ситуации. Организованное общение с детьми обогащает их социально-коммуникативное развитие [12].
М.И. Лисина рассматривала следующие виды общения: сфера общения со взрослым, где ребенок нуждается в признании его взрослым, изучая детали жизни взрослых людей, благодаря чему у ребенка складываются представления о жизнедеятельности людей. Ребенок сосредотачивается на социальном окружении, а не на мире предметов. В данном возрасте у ребенка возрастает потребность не только в доброжелательном внимании, но и во взаимном понимании сопереживании. Жесты, позы, мимика, усвоенные детьми ранее, при общении с взрослым, используются ими для установления контактов [12].
Исследователи отмечали, что при развитии игры дети сначала отображают внешний аспект деятельности взрослых, который они прорабатывают путем обыгрывания (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). При использовании предметов-заместителей, возникает возможность осваивать новые способы действия с предметами человеческой деятельности, благодаря этому дети удовлетворяют свою любознательность.
В дошкольном детстве ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. В результате этого складываются его мнения о себе и личных возможностях навыка и умения общаться.
Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка младшего дошкольного возраста – это развитие способности успешного общения и эффективного взаимодействия ребенка с окружающими. Эта способность основана на особенностях личности дошкольника, таких, как желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, способность поставить себя на место другого, считаться с интересами и замыслами сверстников.
Социально-коммуникативное развитие детей младшего возраста имеет важное значение. Ребенок с самого рождения погружается в процесс его познания и изучения на различных уровнях (физическом, интеллектуальном, психическом, эмоциональном, речевом). Социально-коммуникативное развитие детей младшего возраста является одним из значительных аспектов его полноценного развития.
Таким образом, под социально-коммуникативным развитием детей мы понимаем процесс активной позитивной социализации ребенка. В данном процессе ребенок учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром, это позволит ему стать всесторонне развитой личностью и полноценным членом данного общества. Такое общение в раннем возрасте происходит в тесном контакте со взрослым.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"
Опыт работы по теме "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"написан в стихах собственного сочинения и отражает крадко актуальность данной темы,цели,задачи,формы работы с ...
Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность помогает не только развивать коммуникативные способности ребенка, но и способствует всестороннему развитию. В данной работе был обобщён и представлен опыт по развит...
Развитие социально - коммуникативных навыков через театрализованную деятельность
Театр научит видеть ребенка прекрасное в жизни, в людях, зарождает в нем самом стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.Театр способствует развитию детской фантазии, памяти, развитию речи, формиру...
Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"
Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный ...