Работа с семьей по организации свободного времени ребёнка дома
статья
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey_po_organizatsii_svobodnogo_vremeni_rebyonka_doma.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с семьей по организации свободного времени ребёнка дома
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования.
Скудность, однообразие, монотонность эмоций могут определить характер человека на всю жизнь. Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как лёгкая и добрая атмосфера.
Семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, возможных огорчениях должна, в конечном счёте, приносить радость. А. С. Макаренко писал: "Хотите, чтобы детям было хорошо, будьте счастливы! Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките всех ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем".
Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, реакция может быть острой и самой непредсказуемой. «Со скуки» может произойти хоть что. Если в семье отсутствуют положительные заряды в ход пойдут отрицательные. От скуки, однообразия все беды, от этого многие пороки.
Давайте вместе с вами, уважаемые родители, вспомним нашу каждодневную жизнь, наши будни: хлопоты по хозяйству, уроки старших детей, проверили уроки, посмотрели какой-нибудь фильм и останется совсем немного времени. Как использовать его?
«Богатый выдумками досуг оберегает отношения, семью от вторжения скуки». Ведь от неё все беды.
В семейно-бытовых традициях особое место занимает организация культурного досуга. С наличием свободного времени проблема досуга становится важной проблемой.
Свободное время... Как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его больше, считаем, что нам катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. А для наших детей умение организовать своё свободное время – завтрашний характер, а значит – судьба. Если они научатся управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять судьбой.
Социологи всё чаще пишут об оптимизации и рационализации досуга. Нам с вами, кажется, его не хватает, да и загруженность школьников с годами возрастает. А вот юристы одной из причин преступности называют низкую культуру досуга у части населения. В связи с этим необходимо иметь более четкое представление о досуге и его культурной организации.
Время досуга – это свободное от работы или другой обязательной деятельности время. В это время человек свободно выбирает те или иные занятия или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям.
Досуг можно классифицировать на:
- активный и пассивный;
- культурный и бескультурный;
- индивидуальный и коллективный;
- школьный;
- семейный;
- общественный;
- увлекательный;
- разнообразный.
В любом случае досуг связывается со свободным временем.
С ростом образования, уровня культуры, повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой информации, увеличиваются возможности разнообразия досуга, а также существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.
В организации культурного досуга большое место занимает настоящее время, занимает телевидение. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Около 40% детей неравнодушны к телеиграм и клипам, а также к рекламе. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей детей. В последнее время, телевизор стал главным «пожирателем» времени и взрослых и детей. Порой это происходит в ущерб другим, более активным, формам проведения свободного времени.
В организации досуга огромную роль играет чтение литературы.
Однако, как показывает исследования и специальные наблюдения, уровень читательской культуры у значительной части как детей, так и взрослых весьма далёк от желаемого результата. Многие родители сами мало читают и этим подают не совсем «хороший» пример своим детям. Также далеко не всегда мы обсуждаем с ребёнком прочитанную книгу, рассказываем на ночь любимую сказку. И очень редко мы оказываем помощь в выборе литературы. А это важно для детей.
Для формирования эмоционального мира детей (да и самих взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры (имеются в виду интеллектуального характера, которые обогащают духовный мир человека). Возьмите, например,
- домашние географические путешествия,
- исторические викторины,
- различные лингвистические состязания.
Какой интеллектуальный заряд в них заложен! Его надо уметь использовать. Представьте, себе: вы проигрываете своему ребёнку, а какую радость он при этом испытывает. Это же просто здорово! А что получается у нас на самом деле? Интеллектуальные настольные игры заменили компьютерные игры. А что? Нам очень удобно: ребёнок нас не трогает, многие из них больше положенного времени сидят перед компьютером: карты раскладывают, танки гоняют, пушки, всякую всячину, только нас нет рядом, да и потребность в этом со временем пропадает и так ребёнок остаётся один.
Очень важно в организации семейного досуга развивать любительские занятия:
- коллекционирование,
- техническое конструирование,
- вязание,
- фотография,
- сбор грибов,
- выращивание цветов,
- разведение кроликов,
- рыбалка,
- туризм,
- проведение интеллектуально насыщенных вечеринок.
Дети - заядлые покупатели и менялы. Не ругайте их за это. Хобби наших детей делает их жизнь интереснее, а использование свободного времени разумным и целеустремленным. Общее увлечение сближает детей, семьи, ломает возрастные, должностные барьеры, дарит дружбу и взаимовыручку.
Хочется несколько слов сказать о спорте. Все понимают, роль спорта в жизни, но сами взрослые порой, почему-то остаются в стороне. Одному не хватает времени, другому – терпения, третьему организованности. Почему наши дети не делают физическую зарядку? Да потому что мы её не приучили делать, не подали личный пример в этом нужном деле. Главными критериями спортивной ориентации детей являются:
- рост;
- вес ребёнка;
- двигательные способности (ловкость, гибкость и т. д.);
- координация движений;
Задумываясь о здоровье детей, сделаем важные выводы: здоровье наших детей не ждёт, оно зависит, прежде всего, от нас родителей. Не надо на кого-то надеяться: на учителя физкультуры, классных руководителей. Наш пример для них – самый увлекательный. Займёмся спортом мы – увлекутся и дети.
В дружной семье огромное место занимают музыка, искусство, театр. Научите детей:
- слушать музыку,
- понимать её,
- создайте атмосферу уважения к любой музыке: инструментальной, классической, симфонической, и любой другой;
выясните, какая музыка им более близка и понятна. Чем объясняется такой выбор?
Вспомните, когда появился в вашей семье первый рисунок вашего ребёнка. Нужен ли особый дар, талант, чтобы рисовать? Главное научиться замечать интересное и обобщать увиденное. Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний, а вы, родители должны помнить, что объективный мир для ребёнка иной – он воспринимает его детскими глазами. И индивидуальность ребёнка иная – ещё хрупкая, очень пластичная, ещё только складывающаяся. Пусть даже вы, родители далеки от искусства и, рисовать не умеете, Вы можете учить ребёнка рисовать. Пользуйтесь несколькими важными принципами:
- к рисунку ребёнка относитесь с уважением;
- насмешки над рисунком ребёнка недопустимы;
- научите ребёнка уважать свой рисунок, беречь его.
- Будьте терпеливы к выполнению творческих работ ребёнка, не ругайте его в случае ошибок, проявления неаккуратности.
- научите ребёнка всему этому.
Сделайте привычной в семье такую картину. Вечер. Верхние лампы потушены. За маленьким столом рисует ребёнок. Не мешайте ему: он делает важное дело. Помогите ему. Научитесь любить нарисованных им длинных, как таксы, зайчиков, похожих на песочные часы людей, приближайте их к жизни, растите вместе с ним.
В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои часы и научить этому детей. Это умение зависит от организованности, распорядительности, деловитости во всём, от понимания того, что время – это то богатство, которое ничем не восполняется. А научить этому детей надо с установления и поддержания правильного режима дня, распределения трудовых обязанностей в семье, выполнения простых правил семейного и общечеловеческого общежития. Необходимо помнить, что разумное и рациональное использование времени, в том числе времени досуга, должно быть одной из главных семейно-бытовых традиций.
Главное - надо воспитывать хорошие привычки культурного отдыха и помнить при этом, что они утрачиваются легче, чем приобретаются. Привычки положительного досуга остаются надолго, если становятся традицией.
Рекомендации родителям:
- Больше внимания уделяйте общению с детьми;
- Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительном;
- Вместе с детьми отдыхайте на природе. Ходите летом в лес. Организовывайте семейные пикники;
- Устраивайте семейные чтения, обсуждения прочитанных книг, творческие вечера; личным примером приучайте детей к чтению художественной и научно-популярной литературы;
- Организовывайте семейные выезды в город, с целью посещения театров, музеев, выставок и др.
Если у вас нет времени на общение с собственными детьми сегодня, то у выросших детей не будет времени на общение с вами завтра. А если дети в семье имеют возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то они уже с раннего детства понимают собственную нужность и значимость. Всегда помните об этом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация рабочего места ребёнка дома
Консультация для родителей, в которой рекомендуется правильная организация рабочего места ребёнка. А именно, размеры мебели, правильное положение тела и.т.д....
" Организация свободного времени ребенка"
Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через участие в организации свободного времени ребенка....
Работа с семьей по организации свободного времени ребёнка дома
Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает...
Статья "Организация свободного времени ребёнка дома"
Организация свободного времени ребёнка дома...
Работа с семьей по организации свободного времени ребенка дома
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль....
Консультация для родителей Работа с семьей по организации свободного времени ребёнка дома
Виды совместного отдыха родителей и детей:1.Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, собирание пазлов.2.Совместная творческая д...
Досуг ребенка в семье. Организация свободного времени
Наверное, нет таких родителей, которые бы не стремились к правильной организации досуга своего ребенка. А что это такое – правильный детский досуг?Другая ее функция – развитие способностей...