Проект «Создание серии альбомов «Ягоды Севера»
проект
Проект «Создание серии альбомов «Ягоды Севера»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Создание серии альбомов «Ягоды Севера» | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка проекта по взаимодействию с родителями».
Пояснительная записка к проекту
«Создание серии альбомов «Ягоды Севера» с использованием элементов декоративного рисования в совместной деятельности с семьями воспитанников»
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»).
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Изменились не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определен принцип партнерского взаимодействия с родителями, который ориентирует педагога на вовлечение родителей в реализацию образовательной программы, в создание условий для полноценного и своевременного развития ребенка-дошкольника, т.к. родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Все большую актуальность приобретает одна из форм совместной деятельности - проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», отталкиваясь от интересов и потребностей ребенка для достижения одной общей цели.
Вопрос взаимодействия с семьями дошкольников является одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения.
Представленный проект с участием родителей для детей дошкольного возраста (5 лет-6 лет) является одной из форм познавательной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В ходе планирования и проведения проекта, интегрируются образовательные области: социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Проект является средством вовлечения родителей в образовательный процесс и средством усиления ДОУ и семьи в вопросах формирования представлений о природе родного края и формирования у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Понимая значимость вышесказанного, мною разработан совместный проект с родителями детей дошкольного возраста (5 лет- 6 лет) «Ягоды Севера» художественно-эстетической направленности.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Совместный проект с родителями «Создание серии альбомов «Ягоды Севера» с использованием элементов декоративного рисования в совместной деятельности с семьями воспитанников» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») |
Основание для разработки проекта | 1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г.№1155г. Москва. 3.Программа Развития образования г. Нижневартовска на 2015 – 2020 гг. |
Разработчик проекта | Воспитатель Кузовова Зарина Фликсовна |
Цель проекта | Обогащение содержания совместной деятельности родителей с детьми через использование нетрадиционных форм сотрудничества. |
Задачи проекта |
|
Реализация проекта позволит: | У дошкольников сформировать целевые ориентиры: - ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; - ребенок будет обладать установкой положительного отношения к миру природы; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; - ребенок обладает развитым воображением, различает условные и реальные ситуации; - ребенок может выражать свои мысли и желания; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - обладает начальными знаниями о растительном мире родного края, где он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. У родителей будет: - осознание важности формирования творческой личности ребенка; - понимание, что они сами являются источниками сохранения и передачи народных традиций и культуры следующему поколению; - повысится активность участия в жизни детского сада. |
Организация контроля за реализацией проекта | Контроль за реализацией проекта осуществляет: Заведующий ДОУ Заместитель заведующего по ВМР |
Срок реализации проекта | 1 год |
Типология проекта:
-по доминирующему виду: творческий;
-по характеру содержания: включает ребенка и семью (по участию), ребенка и природу (по содержанию);
-по количеству участников: фронтальный;
-по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьями воспитанников;
-по времени проведения: долгосрочный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста (5л.-6л.), родители воспитанников, воспитатели.
Направление проекта: художественно-эстетическое.
Актуальность
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определен принцип партнерского взаимодействия с родителями, родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Одной из форм совместной работы ДОУ с родителями и детьми является проектная деятельность. Проекты помогают, отталкиваясь от интересов и потребностей ребенка, выстраивать партнерские отношения между всеми участниками образовательных отношений для достижения одной общей цели.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Роль и значение народного декоративного творчества в воспитании детей отмечают ученые А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др. По их мнению, декоративно-прикладное творчество пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного творчества осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, я решила уделить большее внимание знакомству с народным творчеством и обучению детей декоративному рисованию через расширение представлений о растительном мире родного края.
Проект направлен на самостоятельную творческую активность детей через декоративное рисование, расширение представлений о растительном мире родного края, в частности, ягодах Севера.
Цель проекта: Обогащение содержания совместной деятельности родителей с детьми через использование нетрадиционных форм сотрудничества.
Задачи проекта:
- Создать условия для обогащения содержания совместной деятельности родителей с детьми.
- Формировать у дошкольников умения составлять узоры на основе разных видов декоративно-прикладного творчества (на бумаге разной формы-силуэты: матрешка, разделочная доска, конь и т.д.).
- Продолжать знакомить детей с приемами использования элементов растительного орнамента (ягод) природы родного края.
- Расширять представления детей о растительном мире родного края.
Проектная идея:
- создание серии альбомов «Ягоды Севера» совместно с родителями воспитанников посредством использования элементов декоративного рисования, расширение представления у детей о растительном мире родного края.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
- Создать шаблон альбома «Собери узор» с прозрачными страницами.
- Подобрать и оформить дидактические игры для использования в совместной деятельности.
- Разработать методические пособия для использования на магнитной доске «Разноцветная мозаика».
- Составить консультации для родителей:
- «Народное декоративно-прикладное творчество».
- «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дома».
- «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
- «Знакомство с элементами растительного орнамента в процессе декоративного рисования».
- «Декоративное рисование хохломской росписи».
- «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошкольников».
- Создать буклеты:
- «В гостях у народных мастеров».
- «Русские народные художественные промыслы».
- «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
- «Народное искусство в жизни вашей семьи».
- «Декоративное рисование по мотивам росписи».
- «Схемы поэтапного рисования различных видов росписей».
Роль родителей, детей в реализации проекта:
- Сбор описательных информаций о ягодах Севера;
- Сбор фотографий, материала из газет, журналов, интернет-ресурсов;
- Активное участие родителей в оформлении серий альбомов «Ягоды Севера»;
- Создание буклетов;
- Организация совместной с родителями выставки-презентации страниц альбома:
- вот такая ягодка (внешний вид, вкус);
- где она растет;
- как она цветет;
- где можно увидеть;
- кто питается этой ягодой;
- рецепты с ягодой;
- полезные, лечебные свойства ягод;
- изделия с изображением ягод;
- использование в декоративно - прикладном творчестве;
- образец в декоративном рисовании;
- художественное слово о ягодах;
- рисунки детей растительного орнамента в различных видах росписей.
Реализация проекта позволит:
У дошкольников сформировать целевые ориентиры:
- ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок будет обладать установкой положительного отношения к миру природы; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- ребенок обладает развитым воображением, различает условные и реальные ситуации;
- ребенок может выражать свои мысли и желания;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о растительном мире родного края, где он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
У родителей будет:
- осознание важности формирования творческой личности ребенка;
- понимание, что они сами являются источниками сохранения и передачи народных традиций и культуры следующему поколению;
- повысится активность участия в жизни детского сада.
Этапы работы над проектом:
Этапы | Содержание |
1-Мотивационный этап (сентябрь 2018 г.) На этапе создаётся информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно - информационная кампания. | Проблемная ситуация: необходимо создать серии альбомов с рисунками ягод родного края; Обсуждение с родителями плана мероприятий по созданию совместных альбомов «Ягоды Севера»; Распределение ролей и обязанностей совместно с родителями; Сбор информации; Размещение объявления на стенде для родителей о предстоящем мероприятии. |
2- Деятельностный этап (октябрь-2018г.,апрель-2019 г.) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. | Работа воспитателя с детьми в группе: Организация практической деятельности совместно с детьми и родителями. Проведение бесед, консультаций, разработка памяток и буклетов. Организация совместных выставок в группе, в холле ДОУ. Создание серии совместных альбомов «Ягоды Севера». |
3- Заключительный этап (май 2019 г.) Систематизация и обобщение полученных знаний воспитанников. | Рефлексия деятельности участников проекта: Оценка результатов. Презентация серии совместных альбомов «Ягоды Севера» всем участникам образовательных отношений. Трансляция результатов проекта в фотовыставке на сайте ДОУ. Диссеминация опыта работы педагогическому сообществу на городском уровне, в интернет-сети. |
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | «Социально – коммуникативное развитие» | Беседы:
|
Речевое развитие | чтение рассказов, стихотворений, произведений; разучивание стихотворений, песен; загадывание загадок; обсуждение пословиц, поговорок, чистоговорок, примет; рассматривание фотографий, рисунков, картин. | |
Познавательное развитие | - игры: - дидактические; - сюжетно – ролевые; - настольные; -просмотр познавательных фильмов на интерактивной доске; - посещение функционального помещения «Зимний сад»; - экспериментирование с ягодами родного края | |
Физическое развитие | подвижные игры, физкультминутки, игровые упражнения. |
Результаты реализации проекта.
Таким образом, долгосрочный проект был реализован в полном объеме. В ходе совместной работы при реализации проекта была создана серия альбомов «Ягоды Севера», при создании которых каждый ребенок практически имел возможность удовлетворить интерес к декоративно-прикладному творчеству,умело использовать различные приемы в передаче росписей. Расширил свои представления о растительном мире родного края.
Оформление серии альбомов «Ягоды Севера»
Серии альбомов «Ягоды Севера»
Список литературы
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г.№1155г. Москва.
3.Программа Развития образования г. Нижневартовска на 2015 – 2017 гг.
4.Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 2003.
5.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
6.Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМИЗХ, 2001.
7.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2006.
8.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для создания мини - альбома для знакомства детей с видом народного промысла: росписью "Гжель"
Материал для создания мини-альбома в тематическую зону "художественное развитие" на тему "Гжель"...
Макеты для игры на развитие цветового восприятия "КРУГОЦВЕТ" в серии "Фрукты-ягоды"
Дидактическая игра, направленная на развитие цветового восприятия дошкольников. Подборка "Фрукты-ягоды" рекомендована к использованию с детьми раннего возраста или старше. Макеты являются со...
Создание поздравительных альбомов ко Дню защитника Отечества детьми младшей группы
В преддверии праздника Дня защитника Отечества детьми младшей группы № 5 пошагово создавался альбом для папы, куда вошли рисунки, аппликации. Задачи: учить ритмичному нанесению штрихов, линий, пя...
Методические рекомендации "Создание электронных альбомов"
Электронный альбом – это собранный материал на электронный носитель, направленный на одну тему. В электронный альбом входят: конспекты занятий, презентации, видео и аудио ролики....
Создание поздравительных альбомов для мам к 8 Марта детьми младшей группы № 5
В преддверии праздника 8 Марта детьми младшей группы № 5 «Улыбка» пошагово создавался альбом для мамы, куда вошли рисунки, аппликации. Задачи: учить ритмичному нанесению штрихов, лини...
07.11.2019 г. Интегрированное мероприятие с мастер-классом для детей по итзготовлению куколки "Берегини" из бросового материала). Создание информационного альбома с цветными репродукциями к проведению интегрированного мероприятия с группой № 8.
Подборка демонстрационного материала к интегрированному мероприятию...
карточки для создания альбома "Животные севера"
Карточки для создания альбома "Животные севера" (иллюстрация и текст)...