методическаий материал .картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста
методическая разработка

могут воспользоваться и родители и воспитатели. старалась подробно все описать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx50.4 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр на основе сказки.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры, детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия:

«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

«Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;

«Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;

«Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;

«Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;

«Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);

«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;

«Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

«Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

«Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;

«Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;

«Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

«Репка»

В огороде дедка репку посадил

И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление («Колечки»)

Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка и, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

«Теремок»

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)

Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,

Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)

Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),

Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)

Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)

- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.(«Веер»).

«Про курочку Рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

«Зимовье зверей»

Звери однажды избу срубили («Молоточки»)

Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)

Узнали про это волк и медведь («Колечки»)

Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)

Тихонько к зимовью они подошли

Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)

Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)

Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)

Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья

Хрюкала с визгом: - Здесь хата моя. («Лучики»)

Волк с перепугу выскочил прочь.

Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)

С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)

А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)

«Кот, петух и лиса»

Жили котик с петушком у лесной опушки.

НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)

Утащила петушка за высоки горы,

Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)

Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)

«Рукавица»

На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)

Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)

Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)

И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).

А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)

В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)

Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).

«Заюшкина избушка»

В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).

А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)

Растаяла весной избушка на горушке («Волны»),

Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)

Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),

Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)

И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)

Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)

Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)

В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).

«Дождь прошел»

Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»),

НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)

Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки»)

Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)

Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»),

На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).

Колобок

За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская разведите их в стороны.)

За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны.)

Жили дед и баба,

(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)

Тимофей да Капа.

«Как же, как же,

Как нам быть?

(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)

Где муки на хлеб добыть?

Надо нам совсем чуток –

(Покажите пальцами «чуть – чуть».)

Испекли бы колобок!

(Пальчиковое упражнение «Шарик».)

По амбарам пометем,

(Покажите, как метут пол веником.)

По сусекам поскребем,

(Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.)

Небольшой у нас роток –

(Возьмитесь пальцами за губы.)

Соберем на колобок

(Поднимите руку вверх и махните ею вниз – «Эх!»)

Наскребли и замесили,

(Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)

Сахар в тесто положили,

(Покажите как сыплют сахар щепоткой.)

И слезинкой посолили

Потом в печку посадили.

Славный вышел колобок,

(Пальчиковое упражнение «Шарик».)

Остывать на полку лег.

(Руки сложите ладонями, положите их под щечку –

«колобок» спит.)

А потом проснулся,

Сладко потянулся,

(Потянитесь.)

Выпрыгнул в окошко прямо на дорожку.

(Сделайте небольшой прыжок вперед.)

Перед колобком – лесочек,

На поляночке – пенечек,

Почему-то он дрожит…

(Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)

За ним заинька сидит!

«Ой, приветик, колобок,

Дай-ка укушу за бок!»

«Ты не съешь, косой, меня –

Укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился,

И в лесу он очутился.

Видит, что стоит за ёлкой

(Пальчиковое упражнение «Елка».)

Зверь с глазами злого волка.

(Пальчиковое упражнение «Бинокль.)

«Здравствуй, здравствуй, колобок,

Дай-ка укушу за бок!»

«Ты не съешь, волчок, меня –

Укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился,

На полянке очутился.

Но споткнулся он и с ходу –

(Покачайте туловищем из стороны в сторону.)

Бух в медвежью берлогу!

«Эй, ты кто , иди сюда!

Буду есть сейчас тебя!»

«Ты не съешь, медведь, меня

Укачусь я от тебя!»

Колобок дальше спешит,

А кругом трава шуршит.

Вдруг встречает он в лесу

Очень хитрую лису.

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

«Здравствуй, здравствуй, колобочек,

Откусить позволь кусочек!

Я голодная, устала,

Красоту всю растеряла.»

«Ты не съешь, лиса, меня –

Укачусь я от тебя!»

«Что? Тебя я плохо слышу,

Подойди ко мне поближе,

Сядь ко мне на носок,

Повтори еще разок».

«Нет, меня ты не обманешь!

Сесть на носик не заставишь!»

Побежал он прочь быстрее,

Своих ножек не жалея.

Через лес скорей к родному,

Дому, дому дорогому

(Пальчиковое упражнение «Дом».)

Видит – милое крылечко,

Из трубы – дымок от печки.

Баба с дедушкой сидят,

Ждут его и в лес глядят.

Колобок сказал: «Простите,

И меня домой пустите.

Буду теперь с вами жить,

В лес не буду я ходить,

Буду вам внучонком сладким,

Будет все у нас в порядке!»

Курочка Ряба

Дед и бабка жили-были,

(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

«Ох-ох-ох, дожили дед,

Ничего нет на обед,

(Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и в кладовке,

Ни свеклы, ни морковки.

(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)

Опустел давно сундук,

Там живет большой паук.

(Пальчиковое упражнение «Паучок».)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?»

Дед ответил ей устало:

«Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало –

Я вчера на рынке был,

И несушку там купил,

(Пальчиковое упражнение курочка)

За нее пятак отдал,

( Соедините большой и указательный пальцы одной руки и округлите их, изображая «пятак».)

Что на черный день лежал.

Цып-цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!»

(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)

«Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!»

(«Омлет»: сложите ладони, немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)

Дед, яичко-то не бьётся,

Даже в руки не даётся!»

«Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его враз я разобью!

(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

«Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не даётся!

(Разведите руками в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет.

(Покачайте головой из стороны в сторону)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи

Цыпленочка из яйца

(Выполните пальчиковое упражнение «цыплёнок».)

Выведет нам курица.»

Мимо пробегала мышь.

(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Прочь, пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось!

(Покачайте головой из стороны в сторону).

Дед! Сюда! Беда случилась!

Мышь по печке пробегала,

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

В это время курочка

(Покажите пальчиковое упражнение «Курочка».)

Вышла из-за уголочка:

«Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?»

«Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

Отвечала курочка:

«Хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать, ахать и вздыхать,

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее!

(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)

Не обычное оно –

Вот какое – золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите:

(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба, молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!

Репка

Как у деда в огороде

(«Дед» - покажите воображаемую бороду.)

Подрастала репка.

(Поднимите руки вверх, округлите и сомкните, затем плавно разведите в стороны и сомкните на уровне груди.)

И созрела она, вроде,

Но сидела она крепко.

Дергал-дергал репку дед, Наступил уже обед.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Он и эдак, он и так-

Не получается никак.

«Ох, спина моя болит,

Одолел радикулит!

Слаб я стал на старость лет,

Тяну, тяну, а толку нет!»

Похлебал дед пшенной каши,

Что варила баба Глаша,

«баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)

И надумал бабку звать,

Вместе репку чтоб достать.

«Ну-ка, бабка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

«Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Анечку позвать.

Внученька! Ты к нам иди!

Тянуть репку помоги!»

Ухватилась внучка крепко

За бабулю, та – за дедку.

«Ну-ка, внучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

«Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Жучку к нам позвать.

(Покажите пальчиковое упражнение «Собака».)

Жучка! К нам скорей беги!

Тянуть репку помоги!

«Ну-ка, Жучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

«Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Мурочку позвать,

(Покажите пальчиковое упражнение «Кошка».)

Вон и наша кошка,

Жмурится в окошке.

Мурка: «Мурр! Сейчас приду!

Тянуть репку помогу.»

«Ну-ка, Мурка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

«Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Глубоко и крепко

Пустила корни репка.

«Видно, надо помощь звать,

Надо Мышку нам позвать.

Сторожила я с утра

Ее около окна.

Мышка, мышка, выходи!

Репку вынуть помоги!»

(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)

« Я работы не боюсь!

Над лентяями смеюсь!

Пи-пи-пи, уже бегу!

Я сейчас вам помогу!»

«Становись, держись покрепче,

И тяни, тяни порезче!

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Раз, два, три, тяни-и-и-и!»

Разом вместе налегли,

Репку вынули из земли.

«Посмотри, какая –

Желтая, большая!

(Разведите руки в стороны, показывая, какая большая выросла репка.)

Мы ее запарим,

Мы ее пожарим,

Репу ест уже сто лет

Всякий русский человек!

Всем кусок достанется,

И еще останется!

Скажу я вам без лести!

Мы сильны, когда мы вместе

План по самообразованию

Воспитателя: Лапиной Ирины Владимировны

Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи»

Обоснование выбранной темы

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно

говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Задачи:

1. Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.

2. Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики.

3. Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включить в работу упражнения и задания по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:

- улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- улучшить общую двигательную активность;

- содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Список литературы для самостоятельного изучения:

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.

3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Направление работы Мероприятия Сроки

Научно-

исследовательская

работа по

проблеме 1.Изучение научно-методической, учебной литературы План изучения темы: 1. Методы развития мелкой моторики. Функции. Характеристики. 2. Развитие мелкой мускулатуры в онтогенезе. Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Нарушения в развитии мелкой моторики. В течение учебного год

Диагностическая

работа 2.Обследование развития мелкой моторики: 1.Кинестетический практикум («Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатики»); 2.Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, узнавание качества предмета, узнавание формы предмета, узнавание предмета); 3.Сила тонуса (сжатие рук взрослого двумя руками, одной рукой); 4. Координация движений (вдевание нитки в иголку, «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»); 5.Обследование щепоти руки (катание шарика). Сентябрь-январь-май

Практическая

деятельность 1.Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики. 2.Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по развитию мелкой моторики. 3.Пополнить картотеку речевого материала пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии. В течение учебного года

4.Подготовить буклет для родителй по развитию мелкой моторики. 5.Оформить фотовыставку для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем». 6.Предложить родителям тесты «Левша или правша», «Готов ли ваш ребенок к письму». На последнем родительском собрании

Творческое

сотрудничество с

коллегами 1.Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация». 2.Провести консультации с презентацией для воспитателей «Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей». 3.Провести тренинг для воспитателей «Пальцы помогают говорить». 4.Семинар – практикум «Профилактика письменной речи у детей дошкольного возраста». 5.Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей младших групп. В течение учебного года ноябрь январь март

Повышение

квалификации на

курсах НИРО Согласно плану – графику в 2013году октябрь

Освоение ТСО Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office PowerPoint 2007 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе. В течение учебного года

Участие РМО Тренинг для педагогов ДОУ. Тема: «Пальцы помогают говорить» Январь

Подведение

итогов

самообразования 1.Выступление на заседаниях РМО. 2. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. 3. Составить картотеку игр, пособий по развитию мелкой моторики. январь май В течение учебного года

Приложение 3

Блок занятийпо овладению детьми технической стороной письма

«Волшебная линия»

Тематическое планирование

1. Тема «Страна Игралочка».

Цель: Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Вопросы детям:

-Почему мы должны правильно сидеть?

-Как нужно держать карандаш?

-Как должна лежать тетрадь?

-Зачем нужна тетрадь?

-Что такое обложка, страница, лист, поле, клетка?

-Как считать клетки?

3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики знакомятся».

4. Подвижная игра с тряпичными мячами.

5. Самомассаж ладоней и пальцев руки.

6. Графическое упражнение: собери бусы на нитку, раскрась их, поставь в центре каждой бусинки точку.

2. Тема «Умный карандаш».

Цель: Научить начинать движения в определённой точке и вести руку в определённом направлении. Совершенствовать умение детей

ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве. Закрепить понятия: «верх», «низ», «справа», «слева».

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Отгадывание загадки про карандаш.

3. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

4. Подвижная игра «Цыплёнок».

5. Игра-упражнение «Тихо-громко».

6. Игра с камешками: правой рукой выложить камешки по одному из тарелки, левой рукой сложить их обратно в тарелку (затем чередование рук).

7. «Где спрятался цыплёнок» (пространственная ориентировка).

8. Массаж ладоней карандашом.

9. Графическое упражнение : нарисуем зёрнышки и червячков цыплёнку.

3. Тема «На даче».

Цель: Научить рисовать прямую вертикальную линию. Закрепить сведения, что все вертикальные штрихи пишутся сверху вниз. Следить за позой ребёнка, положением бумаги и карандаша.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж пальцев рук колечками.

3. Подвижная игра «Шофёры» (дети двумя руками накручивают на палочку верёвку, к концу которой привязана машина).

4. Графическое упражнение: почини забор и дострой будку для Шарика.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

6. Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски».

7. Графическое упражнение: обведи и раскрась овощи. Что лишнее? Почему?

4. Тема «Город».

Цель: Научить рисовать прямую горизонтальную линию. Закрепить, что все горизонтальные штрихи пишутся слева на право.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев руки щёткой-ёжиком.

3. Графическое упражнение: нарисуй пешеходный переход по образцу.

4. Подвижная игра «На шоссе».

5. Проведи машинку по улицам города (пространственная ориентировка).

6. Сложи из счетных палочек (по образцу).

7. Графическое упражнение: обведи по пунктиру машину и закрасить её.

5. Тема «Весёлый художник».

Цель: Научить рисовать прямую наклонную линию. Закрепить полученные сведения, что все наклонные штрихи пишутся сверху вниз.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).

3. Подвижная игра «Дождик».

4. Графическое упражнение: «Дождь идёт».

5. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять».

6. Графическое упражнение: обведи по пунктиру листик и аккуратно закрась.

6. Тема «Подарки лесного гномика».

Цель: дать понятие о параллельных и непараллельных линиях. Научить рисовать прямые параллельные линии.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

3. Подвижная игра «Ёжик и барабан».

4. Графическое упражнение: «Распили» полено.

5. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

6. Графическое упражнение: обведи только ягоды; заштрихуй ягоду земляники прямыми параллельными линиями.

7. Тема «Дом».

Цель: Научить рисовать наклонные параллельные линии.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук карандашом.

3. Подвижная игра «Как живёшь?»

4. Графическое упражнение: дорисуй доски на крыше.

5. Пальчиковая гимнастика: «Дом, ворота», «Наша квартира».

6. Графический диктант «Домик» (количество клеток и направление указывает воспитатель).

7. Графическое упражнение: обведи шторы и заштрихуй их наклонными параллельными линиями.

8. Тема «Дикие птицы».

Цель: Научить рисовать верхние полуовалы с разными направлениями движений.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки.

3. Подвижная игра «Воробей».

4. Графическое упражнение: научи птенчика прыгать.

5. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

6. Графический диктант «Гусь» (количество клеток и направлен

указывает воспитатель).

9. Тема «Золотая рыбка».

Цель: Научить рисовать нижние полуовалы с разными направлениями движений.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж пальцев рук колечками.

3. Подвижная игра «Аквариум».

4. Графическое упражнение: нарисуй морские волны.

5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

6. Графическое упражнение: дорисуй чешую у золотой рыбки.

7. Сложи из счетных палочек рыбку (по образцу).

10. Тема «Зимушка-зима».

Цель: Научить рисовать круги и овалы.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

3. Подвижная игра «Снежная баба».

4. Графическое упражнение: раскрути спираль, закрути спираль.

5. Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Ёлочка».

6. Графическое упражнение: помоги бабушке смотать нитки в клубки.

7. Сложи из счетных палочек ёлочку, снежинку.

11. Тема «Путешествие».

Цель: Научить рисовать зигзаги. Закрепить свободное передвижение руки по строке слева направо.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).

3. Подвижная игра «Мчится поезд».

4. Графические упражнения:

· помоги водителю проехать по дороге с горками;

· проведи кораблик по ручейку;

· пройди по следу лыжника.

5. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня…».

6. Графическое упражнение: заштрихуй машины.

Что лишнее? Почему?

7. Сложи из счетных палочек машину, кораблик, самолёт.

12. Тема «Лето».

Цель: научить рисовать линии определённой величины в строке и свободно передвигать руку по строке, объяснить, что такое строка, верхняя и нижняя линии, ограничивающие строку, где середина строки и как должны располагаться элементы на строке.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Графические упражнения:

· назови эти фигуры;

· нарисуй внутри больших фигур меньшие.

3. Подвижная игра «Гусеница».

4. Пальчиковая гимнастика « Помощники».

5. Графические упражнения:

· нарисуй низкую травку;

· нарисуй высокую травку;

· нарисуй высокую и низкую травку.

13. Тема «Посуда».

Цель: Научить рисовать полуовалы определённой величины в строке.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

3. Подвижная игра «Посуда».

4. Графическое упражнение: обведи узоры на подносах (узоры состоят из полуовалов);

5. Пальчиковая гимнастика «Помощники ».

6. Графическое упражнение: обведи и раскрась только посуду.

7. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики ».

8. Графическое упражнение: нарисуй пиалы на строке (рисование полуовалов определённой величины в строке).

Приложение 1

ЛЕВША ИЛИ ПРАВША?

(тест для родителей)

Чтобы Вашему ребёнку было легче овладевать навыками письма, целесообразно будет определить, кто он - «левша» или «правша». Тогда Ваш малыш не пострадает от насильственного переобучения.

1.Узнайте, имеются ли у ребёнка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2.Вспомнте, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребёнок (брал погремушку, ложку и т. Д.).

3.Предложите ребёнку расчесаться. В какую руку он возьмёт расчёску?

4.Обратите внимание, в какой руке ребёнок держит карандаш или ручку во время рисования.

5.Предложите ребёнку послушать часики. К какому уху он их поднесёт?

6.Предложите ребёнку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была

сверху. Обратите внимание, что эта за рука.

7.Предложите ребёнку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8.Предложите скрестить руки на груди, предплечье какой руки будет наверху?

9.Предложите ребёнку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10.Сидя, положите одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11.Предложите ребёнку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Если большинство заданий ребёнок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга – ребёнок «правополушарный » - левша.

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ПИСЬМУ?

(тест для родителей)

Научить ребёнка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать её ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребёнка овладевать навыками письма.

1.Ваш ребёнок хорошо ориентируется, где лево, где право?

А) всегда;

б) от случая к случаю;

в) никак не может запомнить.

2.Как ваш малыш относится к предложению порисовать?

А) с неохотой, но приступив, увлечётся;

б) с огромным удовольствием;

в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается.

3.Рисунки Вашего ребёнка отличаются:

а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностью;

б) оригинальностью, некоторой размашистостью;

в) аккуратностью и чёткостью линий.

4.При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребёнок:

а) держит её, как взрослый;

б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;

в) держит её непривычным образом, но рисует уверенно.

5.Ваш ребёнок, играя в школу, копирует:

а) буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;

б) изображая с небольшими неточностями;

в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво.

6.При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?

А) часто, почти всегда;

б) иногда;

в) никогда, очень редко.

7.Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребёнок делает:

а) замечательные поделки;

б) примитивные и очень неаккуратные поделки;

в) самые элементарные вещи с помощью взрослых.

8. Вы считаете, что Ваш ребёнок:

а) рассеян, но старается быть аккуратным;

б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;

в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам.

9.В подвижных играх о Вашем ребёнке можно сказать так:

а) его ловкости можно позавидовать;

б) у него неплохо получается;

в) постоянно путается, совершенно неуклюж.

10.Придя в магазин, Ваш ребёнок предпочёл бы, чтобы Вы купили:

а) мозаику или конструктор;

б) книгу для раскрашивания;

в) куклу, машинку.

КЛЮЧ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а 3 2 1 3 3 1 3 2 3 2

б 2 3 2 1 2 2 2 1 2 3

в 1 1 3 2 1 3 1 3 1 1

Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу:

10-15 баллов. Вашему ребёнку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы его руки (кисти) не натренированы. Возможно, поэтому он избегает письменных работ либо рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких движений руки у ребёнка.

16-25баллов. Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего ребёнка достаточно неплохо. Однако не лишним будет развивающие графические занятия.

26-30 баллов. Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая координация графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это обеспечит ему успех при письме.

Приложение 2

Обследование развития мелкой моторики:

1.Кинестетический практикум («Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатики»);

2.Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, узнавание качества предмета, узнавание формы предмета, узнавание предмета);

3.Сила тонуса (сжатие рук взрослого двумя руками, одной рукой);

4. Координация движений (вдевание нитки в иголку, «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»);

5.Обследование щепоти руки (катание шарика).

Уровни развития мелкой моторики: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень:

Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.

Средний уровень:

Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще ) или слабый (реже ) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.

Низкий уровень:

Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 2 группы раннего возраста (с 2 до 3 лет)

Тема: «Игрушки»

Составила: воспитатель Лапина Ирина Владимировна

Цель: Продолжать знакомить детей со стихами А.Барто. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность, рассказывать стихи вместе с воспитателем.

Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать развивать интерес к стихотворениям А.Барто

2.Расширять и обогащать словарный запас детей.

3.Повторить и закрепить ранее изученные произведения А.Барто.

4.Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания.

5.Расширять и обобщать представления детей об игрушках.

Развивающие:

1.Развивать память, мышление, мелкую и общую моторику.

2.Развивать представления о величине, форме, цвете.

3.Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.

4.Развивать опытно-экспериментальную деятельность.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

2.Воспитывать положительное отношение к героям произведений А.Барто.

3.Воспитывать активность на занятии, умении слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Методы и приёмы:

1.Наглядный метод (показ, рассматривание, демонстрационный материал).

2.Словесный метод (объяснение, вопросы к детям, инструкция).

3.Практический метод (выполнение практических задач).

4.Игровой метод (игровые действия).

Материалы и оборудование:

«Волшебный мешочек», игрушки: мячик, медведь, зайчик, кошка, грузовик, кубики четырёх основных цветов, столик, ведёрко с водой.

1 этап: Организационный.

Ход занятия:

Дети проходят в группу и садятся на стульчики.

В: Ребята, сегодня к нам с вами пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим нашим гостям пальчиковую игру, которая называется «Гости».

«К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками одной руки по ладошке другой руки)

Все друг другу руки жали,

Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательный пальчики)

Здравствуй Варя, (большой и средний)

Рад Серёжа, (большой и безымянный)

Рада Жанна. (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик? (показываем две открытые ладошки)

Иль рожок? (два кулачка ставим друг на друга)

Вот драже вам на дорожку, (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку. (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки, (скользим ладошка об ладошку)

И захлопали в ладошки!» (хлопаем в ладоши)

2 этап: Основной (сюрпризный момент).

Дети сидят на стульчиках.

В: Итак, ребятки мы с вами поздоровались с нашими гостями. А теперь я вам предлагаю посмотреть, кто же к нам пришёл в гости. Посмотрите, есть у меня вот такой красивый волшебный мешочек. Красивый?

Д: ответы детей.

В: А хотите узнать, что же лежит в этом мешочке?

Д: ответ детей.

В: А как вы думаете, что же там лежит?

Д: отгадывают, дают свои ответы.

В: Да, игрушки. Давайте же посмотрим какие игрушки там лежат. Посмотрите первая игрушка у нас вот какая. Что это? (воспитатель достает из мешочка зелёный мячик).

Д: ответы детей.

В: Правильно ребятки, это мячик. А мячик какого цвета?

Д: ответ детей

В: Правильно зелёный. А какой он формы?

Д: ответ детей.

В: Да он круглый. Ребятки посмотрите какой у нас красивый, круглый, зелёный мячик. Давайте мы с вами вспомним стихотворение про мяч. (Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение « Наша Таня громко плачет» сопровождая стих жестами).

А теперь давайте мы с вами посмотрим утонет ли наш мяч в воде?

Подходите все ко мне. (Дети с воспитателем подходят к столу на котором стоит ведёрко с водой). Смотрите, опускаем наш мячик в водичку. Посмотрите тонет ли у нас мячик в воде?

Д: ответы детей.

В: Да, наш мячик не тонет в водичке. Ребятки, а почему он не тонет, как вы думаете?

Д: ответы детей.

В: Мячик из чего сделан?

Д: ответы детей.

В: Да, он сделан из резины, поэтому он не тонет. А ещё по чему? Посмотрите, какой он? Лёгкий или тяжелый?

Д: ответы детей.

В: Ели бы он был тяжёлый, тогда бы он утонул. Так какой же мячик?

Д: ответы детей.

В: Правильно, он лёгкий. Посмотрите наш мячик не утонул, потому, что он лёгкий и резиновый. Молодцы, а теперь проходите и садитесь на свои стульчики.

У нас в мешочке ещё, что-то лежит. Хотите узнать, что ещё лежит в мешочке?

Посмотрим дальше. Ой посмотрите, какой к нам гость пришёл. (Воспитатель достаёт из мешочка мишку). Кто это?

Д: ответы детей.

В: Да, ребятки это мишка, медведь. Посмотрите какой у нас мишка?

Д: ответы детей.

В: Правильно косолапый. А ещё какой? Какого цвета мишка?

Д: ответы детей.

В: Молодцы, коричневый. Ребятки мишка у нас косолапый. И я предлагаю вам сейчас тоже стать косолапыми мишками. Будем мишками? А как мишка рычит?

Д: дети произносят звук «у».

В: Да, вот как мишка рычит. Давайте мы с вами поиграем. Повторяйте за мной, как мишка ходит? (Воспитатель с детьми ходит как мишка и читает стихотворение «Мишка косолапый по лесу идёт», сопровождая стих жестами, дети повторяют слова и движения за воспитателем).

Молодцы ребятки. Хорошие получились у вас мишки. Мишка остаётся тоже у нас в гостях. Теперь садимся на свои стульчики. Но это ещё не всё. У нас ещё кто-то есть в красивом мешочке. Посмотрим кто это?

(Воспитатель достаёт из мешка зайку). Детки посмотрите кто это?

Д: ответы детей.

В: Да, это зайка, заяц, зайчишка. А какой наш зайка?

Д: ответы детей.

В: Правильно он пушистый. А ушки у зайки какие?

Д: ответы детей.

В: Правильно, длинные, белые. А хвостик у зайки какой?

Д: ответы детей.

В: Правильно, маленький, круглый. А теперь давайте вспомним стихотворение про зайку. (Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение «Зайку бросила хозяйка»).

Молодцы ребятки. Ребятки, а как вы думаете девочка правильно сделала, что бросила зайку под дождем?

Д: ответы детей.

В: Конечно неправильно. Ведь зайчик, наверное очень расстроился, что его бросили?

Д: ответы детей.

В: Скажите, а разве можно так делать с игрушками?

Д: ответы детей.

В: Конечно нельзя. Запомните, что игрушки надо любить и беречь, иначе они на нас обидятся и уйдут все от нас. Да? И зайчика оставляем у нас в гостях.

А теперь посмотрим, кто же ещё у нас остался в мешочке.

(Воспитатель достаёт из мешка кошку). Кто же это?

Д: ответы детей.

В: Правильно, это кошка, котик, кисонька. А вы знаете, как кошечка разговаривает?

Д: ответы детей.

В: Да, кошечка мяукает, она говорит мяу-мяу. Давайте вместе помяукаем. (Дети вместе с воспитателем мяукают). А, что кошечка любит пит?

Д: ответы детей.

В: Конечно, она любит пить молочко. А как кошечка лакает молочко? Покажите.

(Дети показывают язычком, как кошечка лакает молоко). Молодцы, как хорошо ваши язычки умеют лакать молочко, как кошечка. Оставляем и кошечку у нас в гостях.

А теперь я предлагаю вам не только познакомиться со следующим гостем, но и поиграть. Поиграем? Посмотрите вот следующий гость. (Воспитатель ставит маленький столик, на котором стоит грузовик, лежат кубики четырёх основных цветов). И так что же это за игрушка, которая пришла к нам в гости?

Д: ответы детей.

В: Правильно, это грузовик. А, что перевозит грузовик?

Д: ответы детей.

В: Да, правильно грузы. Ребятки давайте мы с вами расскажем стихотворение про грузовик. (Воспитатель сажает кошечку в грузовик и читает стихотворение «Нет напрасно мы решили, прокатить кота в машине», возит машинку с кошечкой по столу, опрокидывает грузовик и убирает кошечку. Дети повторяют за воспитателем стихотворение).

Молодцы ребятки. Мы с вами уже сказали, что перевозит грузовик? Правильно грузы. Посмотрите, а есть в нашем грузовике груз?

Д: ответы детей.

В: Да, в нашем грузовике нет груза. Давайте мы с вами поиграем и поможем грузовику нагрузить груз. Поможем? Давайте мы поставим его на пол и сейчас ко мне подойдут… (вызывает двоих детей). Подойдите Аделина и Максим. Помогите мне нагрузить грузовик. Ты Аделина сложи в грузовик все жёлтые кубики. А ты Максим все синие. (Дети складывают кубики в грузовик). Молодцы ребятки. Посмотрите Аделина и Максим помогли нагрузить грузовик из жёлтых и синих кубиков. Садитесь на свои места. А теперь ко мне подойдут Наум и Коля, и помогут они мне погрузить зелёные и красные кубики. Коля ты погрузи красные кубики, а ты Наум зелёные. (Дети выполняют задание).

3 этап: Заключительный.

В: Молодцы ребятки. Посмотрите теперь наш грузовик с грузом. Ребята скажите какие мы с вами кубики грузили? (Воспитатель по очереди показывает разные кубики и спрашивает какого он цвета, дети отвечают). Теперь наш грузовик повезёт груз.

И так ребятки мы сегодня с вами поиграли, гостей встретили. А теперь давайте вспомним с какими игрушками мы с вами играли?

Д: ответы детей.

В: Играли мы с грузовиком. А кто к нам в гости приходил?

Д: Дети называют гостей.

В: Да, мишка, зайка, кошечка, мячик. И все это как называется? Игрушки.

Вспомните, что с зайкой, хозяйка обошлась не правильно. Давайте запомним, как надо с игрушками обращаться?

Д: ответы детей.

В: Да, нужно обращаться аккуратно, игрушки надо беречь и любить. Вы все сегодня молодцы и игрушки говорят вам до свидания!

Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации.

«Кукла».

Задачи:

1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

2. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

4. Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру;Материал: игровой персонаж кукла, пластилин в виде ягод, веревочка, яблоко.

Ход занятия:

Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята.Как вас много! А я к вам сегодня пришла не одна. (Показать куклу)

Знакоство с куклой

Это кукла наша

Ее зовут Наташа

А как вас зовут, ребята? (знакомятся)

Куклу любят все ребятки

С ней играть мы можем в прятки

Можно дать покушать кашки,

Молоком поить из чашки.

Вот я ванну принесла

Кукла, мойся-ка сама.

Умывание куклы

Водичка, водичка,

Умой мое личико, (Тане, Маше и др.)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

( При проговаривании потешки дети выполняют соответствующие движения.)

-Умылась нашк кукла и пошла гулять во двор. А там ягоды поспели. Давайте поможем Наташе их собрать!

"Собираем ягоды" (домашняя школа Монтессори).

Цель: развивать мелкую моторику, учить выделять красный, зеленый цвет по образцу, по слову. Методические рекомендации:

Натянуть веревку, подвесит разогнутые скрепки.

Дать возможность ребенку самостоятельно слепить (скатать) красные и зеленые шарики ("вишня" и "крыжовник").

Наколототь "ягоды" на "веточки" (взрослому).

Срывать "ягоды" по одной тремя пальцами правой руки. Левой рукой придерживать скрепку.

Сорванные "ягоды" складывать в корзинку (дети выполняют по показу взрослого).

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть,

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки,

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

(И.Лапухина)

-Молодцы! Хорошо поработали. А ещё наша кукла Наташа любит слушать сказки, а вы любите?

Психолог произносит зазывалочку: «Ау-ау — всех на сказочку зову»

— Тили-дон, тили-дон Один кулачок вверху, другой внизу,

К нам приходит сказка в дом (2раза) ритмичное постукивание.

Облачко поднимается,

Сказка для вас начинается.

Сказка: « Девочка и яблочко».

Жила-была девочка. Пошла она в сад погулять (звучит мелодия «Пойду ль, выйду ль я...»). Шла, шла и до яблоньки дошла. Видит — стоит яблонька высокая, красивая, а на самом верху — яблочко висит, одно-единственное. Потянула она ручки вверх(дети тянут ручки вверх),тянет — никак достать не может.

Летит птичка, крылышками машет: «Чив, чив!»

Девочка просит:

— Птичка, птичка, помоги мне яблочко достать.

Птичка села на веточку и запела песенку (звучит флейта). Спела песенку и улетела. А яблочко висит и не падает.

Опять девочка ручки вверх потянула (дети тянут ручки вверх). Тянет — никак достать не может. Что делать? Как яблочко достать? Тут ветер подул: «Ф-ф-ф-ф!» (дети дуют).

— Ветер, ветер, помоги мне!

Ветер подул сильнее: «Ф-ф-ф-ф-ф-ф!» — яблочко и упало. Девочка подняла яблочко.

— Спасибо тебе, ветер! — и домой с яблочком пошла (звучит «Пойду ль, выйду ль я...»).

(Угощение детей яблоком)

Заключительная часть.

Вот и сказочки конец, а кто слушал — молодец! Сказка кончилась моя, попрощаться нам пора. Дети прощаются с куклой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возрастаУПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ«Моя семья»Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку....

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковой гимнастики в младшей группеПальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет....

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

В картотеке собраны разные пальчиковые игры, которые можно провести с маленькими детьми....