Рабочая программа
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рабочая образовательная программа инструктора по физической культуре составлена на основе образовательной программы дошкольного образоваия "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24.02._na_sayt.fizkultura_rabochaya_programma_2020.doc | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 "Радуга"
Кулундинского района Алтайского края
Принята Педагогическим советом МБДОУ детский сад №7 "Радуга" «31» августа 2021 г. Протокол № 1 | Утверждаю заведующий МБДОУ детский сад №7 "Радуга" ___________ Е.Ю. Могильницкая «31» августа 2021 г. Приказ №68-оД |
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Инструктора по физической культуре
составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Мирошниченко О.В.
инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад №7 "Радуга"
Кулундинского района Алтайского края
с. Кулунда
2021 год
Содержание
1. Целевой раздел | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.3. Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы | 5 |
1.5. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры | 7 |
2. Содержательный раздел | 8 |
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы | 8 |
2.2. Описание образовательной деятельности в направлении «Физическое развитие» | 12 |
2.3. Коррекционная работа | 14 |
2.4. Организация двигательного режима в МБДОУ детский сад № 7 "Радуга" | 16 |
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы | 20 |
2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников | 21 |
3. Организационный раздел | 23 |
3.1. Описание условий реализации Программы | 23 |
3.2. Материально-техническое оснащение. Методические материалы, игрушки и игровое оборудование | 24 |
3.3. Режим работы учреждения и режим дня | 26 |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5. Традиционные праздники и мероприятия | 30 30 |
3.6. План работы с родителями | 31 |
3.7. План работы с педагогами 33
3.8 Литература 34
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности инструктора по физической культуре Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ, на основе учебно-методических материалов Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016 год, -4 -е изд., перераб., 352с (далее - ООП «От рождения до школы») и предусмотрена для организации образовательной деятельности по физическому развитию детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Содержание образовательной деятельности во второй группе раннего возраста области "Физическое развитие" основывается на С.Ю. Федоровой «Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет Вторая группа раннего возраста М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
1.2. Цели и задачи реализации программы
Рабочая программа имеет цель: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности; предупреждение утомления.
- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
В основе Программы заложены следующие основные принципы:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- строится с учетом региональных особенностей организации образовательного процесса;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
В Программе учитываются следующие подходы:
Деятельностный подход: организация образовательного процесса строится на основе ведущих видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.
Индивидуально-дифференцированный подход: все воспитательные мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Обучение и воспитание соматически ослабленных детей в образовательно-воспитательном процессе ДОУ имеют реабилитационную направленность. Педагог владеет информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребенка.
Компетентностный подход позволяет структурировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами воспитанников.
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму.
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
МБДОУ детский сад №7 «Радуга» построен в 2013, расположен в 2-х этажном здании, в центре села Кулунда. В ДОУ 8 групп.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ. Программа является преемственной для каждого возрастного этапа и предполагает включение ребенка на любом этапе ее реализации.
Продолжительность обучения на каждом этапе – 1 учебный год.
Образовательный процесс в МБДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Характеристика воспитанников по возрастному принципу.
Возраст детей | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | группа компенсирующей направленности (3-7) |
Количество групп | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
В условиях внедрения ФГОС ДО дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации, привлекая к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, перейти на новый уровень взаимодействия с социумом. Поэтому в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества, педагогами нашего дошкольного учреждения разработан долгосрочный проект по организации социального партнёрства ДОУ с организациями и учреждениями Кулундинского района в условиях внедрения ФГОС ДО.
В шаговой доступности имеются:
- Стадион "Локомотив", оборудованный современными площадками для занятия различными видами спорта- футбол, баскетбол, городки, волейбол.
-МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа", имеющая отдельные спортивные залы, современное оборудование для занятий различными видами спорта.
- Районный дом культуры, организующий детские фестивали, конкурсы, творческие выставки.
Приоритетным направлением сотрудничества является создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Прием в МБДОУ осуществляется в соответствии с Правилами приема детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
Отношения между родителями воспитанников и законными представителями строятся на договорной основе.
МБДОУ работает в условиях полного рабочего дня (10,5 часов).
Группы функционируют в режиме 5- дневной рабочей недели.
График работы МБДОУ с 7.30 до 18.00 час.
Подходы к формированию Программы определяют условия и специфика деятельности МБДОУ детский сад №7 "Радуга"
При организации образовательного процесса в МБДОУ учитываются климатические особенности региона. Алтайский край характеризуется резкоконтинентальным климатом: частая смена температур, изменчивость погоды, четкая смена времен года. Особенностями климата являются: холодные зимы и жаркое лето.
В холодное время года сокращается пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона составляется календарный учебный график образовательной деятельности в соответствии с выделением двух периодов:
— холодный период: учебный год (сентябрь – май) режим дня и режим непосредственной образовательной деятельности
— теплый период (июнь – август), режим дня и план мероприятий на летний оздоровительный период.
Характеристики особенностей развития детей.
Соответствуют программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп.- М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016.- 352 с.
От 2 до 3 лет стр. 33-34
От 3 до 4 лет стр. 34-36
От 4 до 5 лет стр. 36-38
От 5 до 6 лет стр. 38-40
От 6 до 7 лет стр. 41-42
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, начальными представлениями о принципах здорового образа жизни.
Хорошее физическое развитие (крупная и мелкая моторика, выносливость, владение основными движениями)
Умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией.
Способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с остальными участниками процесса.
Умение организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми.
Умение работать в команде, включая трудовую и проектную деятельность Умение подчиняться правилам и социальным нормам.
Целеполагание и планирование (способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели).
Прогнозирование.
Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Самоконтроль и коррекция.
2. Содержательный раздел
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Особенности общей организации образовательного пространства
Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Содержание психолого-педагогической работы в обязательной части основной образовательной программы МБДОУ детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края соответствует образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (4-е изд., переработанное, Москва, Мозаика-Синтез, 2016г)
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей необходимо:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
Формы деятельности образовательной области «Физическая культура»
Цели:
- формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формы и методы и физического развития детей
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьёй | |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Ранний возраст (1 – 3) | |||
Формирование начальных представлений о ЗОЖ | |||
Выполнение назначенных оздоровительных и закаливающих процедур. | Показ, объяснение, личный пример педагога. | Действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Беседы, консультации, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов оздоровления. |
Физическая культура | |||
Индивидуальная работа, игры-занятия, физкультурные занятия в зале, спортивно-физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, ритмические танцевальные движения. | Индивидуальная работа, утренняя гимнастика, прогулка (утро/вечер), «Гимнастика пробуждения», закаливание. | Игра, игровые упражнения, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность детей. | Консультации по запросам родителей, физкультурные занятия детей совместно с родителями |
Младшая группа (3-4) | |||
Формирование начальных представлений о ЗОЖ | |||
Утренняя гимнастика игрового характера, двигательная активность (подвижные игры), занятия традиционные и игровые, наблюдения, игры, действия с дидактическим материалом и игрушками. | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседа, проблемные ситуации. | Игра, предметная деятельность, ориентированная на зону ближайшего развития (игровую деятельность). Действия с предметами, орудиями. | Беседы, консультации, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов оздоровления. |
Физическая культура | |||
Индивидуальная работа, физкультурные занятия в зале спортивно-физкультурные досуги и праздники , дни здоровья, ритмические танцевальные движения, физкультминутки, подвижные игры и физкультурные упражнения на открытом воздухе | Индивидуальная работа, физкультурные занятия в зале утренняя гимнастика, прогулка (утро/вечер), «Гимнастика пробуждения», проблемные ситуации. | Самостоятельная двигательная деятельность детей, игра, игровые упражнения. | Консультации по запросам родителей, спортивно-физкультурные досуги и праздники, практикумы. |
Средняя группа (4-5) | |||
Формирование начальных представлений о ЗОЖ | |||
Выполнение назначенных процедур, беседы с детьми о закаливании, обучение навыкам точечного самомассажа, полоскание рта и горла, после еды, воздушные ванны. | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседы с детьми о значении закаливающих процедур. | Ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Консультации, беседы, уголки здоровья. |
Физическая культура | |||
Индивидуальная работа, подвижные игры и игровые упражнения, физкультурные игры-занятия в зале и на воздухе, спортивные, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, игры с элементами спортивных упражнений, детские олимпийские игры | Индивидуальная работа, физкультурные занятия в зале и на воздухе, утренняя гимнастика, прогулка (утро/вечер), проблемные ситуации. | Самостоятельная двигательная деятельность детей, игровые упражнения. | Консультации по запросам родителей, спортивно-физкультурные досуги и праздники, открытые занятия физкультурные досуги детей совместно с родителями, практикумы. |
Старшая группа (5-6) | |||
Формирование начальных представлений о ЗОЖ | |||
В занятиях по ознакомлению с окружающим миром, тематические беседы. дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники здоровья. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками, продуктивная деятельность. | Консультации, беседы., открытые просмотры., совместные игры. |
Физическая культура | |||
Подвижные игры и игровые упражнения, физкультурные игры-занятия в зале, на воздухе, спортивные, физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья, Неделя здоровья, игры с элементами спортивных упражнений, детские олимпийские игры. | Индивидуальная работа, физкультурные занятия в зале и на воздухе, утренняя гимнастика, прогулка (утро/вечер), проблемные ситуации. | Самостоятельная двигательная деятельность детей, игровая деятельность, игровые упражнения. | Консультации по запросам родителей Спортивно-физкультурные досуги и праздники Открытые занятия Физкультурные занятия детей совместно с родителями Дни открытых дверей Семинары-практикумы Домашние занятия родителей с детьми Оформление информационных материалов |
Подготовительная группа (6-7) | |||
Формирование начальных представлений о ЗОЖ | |||
Утренняя гимнастика игрового характера, двигательная активность (подвижные игры), занятия традиционные и игровые, наблюдения, игры, действия с дидактическим материалом и игрушками. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками, продуктивная деятельность | Консультации, беседы, уголки здоровья, согласование назначенных процедур. |
Физическая культура | |||
Физкультурные занятия в зале, на воздухе, спортивно-физкультурные досуги и праздники в том числе и на воде, Дни здоровья, ритмические танцевальные движения, Физкультминутки, подвижные игры и физкультурные упражнения на открытом воздухе, целевые прогулки. | Индивидуальная работа, физкультурные занятия в зале и на воздухе, утренняя гимнастика, прогулка (утро/вечер), «Гимнастика пробуждения», проблемные ситуации. | Самостоятельная двигательная деятельность детей, игровые упражнения. | Консультации по запросам родителей, спортивно-физкультурные досуги и праздники, практикумы, оформление информационных материалов. |
Средства физического развития:
- спортивная среда;
- физкультурные пособия;
- дидактические игры по формированию основ здорового образа жизни;
- ТСО, ИКТ;
Перечень методической литературы представлен:
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 4-е изд., перераб.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 319.
Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений представлен:
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 4-е изд., перераб.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 295-309.
2.2. Описание образовательной деятельности в направлении «Физическое развитие».
Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму.
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры и выполнять упражнения.
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
- содействовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни;
- рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта.
Цель: Обеспечение гармоничного физического развития детей раннего возраста.
Задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка раннего дошкольного возраста и направлены на:
— формирование правильной осанки;
— развитие гармоничного телосложения;
— регулирование роста и массы костей;
— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.
Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.
Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помогают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
Содержание работы образовательной области «Физическое развитие» представлено:
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 158-159.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 159-160.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 160-161.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 161-162.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 162-163.
Календарно-перспективное планирование физкультурных занятий представлено в пособии:
Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий в ясельных группах детского сада 2-3 года. -М.: Мозаика-Синтез, 2020. стр. 25-77.
Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 3–4 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2020. стр. 26-82.
Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 4–5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.стр. 26-86.
Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 5–6 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2020. стр. 28-91.
Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 6–7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2020. стр. 28-90.
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»
Комплексы оздоровительной гимнастики представлены в пособии:
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-4 лет. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.-40с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.-40с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 5-6 лет. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.-48с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 6-7 лет. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.-48с.
Основные цели и задачи:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
2.3. Коррекционная работа
В ДОУ осуществляется образовательная деятельность по реализации основной образовательной программы в группе компенсирующей направленности. Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья составлено на основе учебно-методических материалов Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016 год), Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей, Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (под редакцией Баряева Л. Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О. П.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2021.-415с.), Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин.
Цель коррекционно-развивающей работы – это создание условий для всестороннего развития ребенка, для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГОС на основе интеграции образовательных областей.
Физическая культура:
- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, зрительно-пространственной координации;
-профилактика и преодоление вторичных отклонений в двигательной сфере. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни ребенка в семье и в дошкольном учреждении. В режиме предусмотрены игры, развлечения на воздухе. Решаются задачи развития ориентировке в пространстве, развитие мелкой моторики рук.
По результатам педагогической диагностики, психолого-педагогического консилиума ДОУ определен уровень образовательной деятельности для детей группы компенсирующей направленности, соответствующий содержанию Основной образовательной программе ДОУ, область «Физическое развитие», для детей младшего возраста (3-4 лет).
Содержание образовательной области «Физическое развитие» группы компенсирующей направленности:
Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.- 4-е изд., перераб.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 155-156, 159-160 с.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Младшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-80с.
Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. - Л.Б. Баряева. И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.- стр.89-107.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова, СПб.: Издательство "СОЮЗ", 2003. стр. 21-24. (Коррекционная педагогика)
(Подробное содержание работы в группе компенсирующей направленности содержит "Рабочая программа инструктора по физической культуре группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад №7 "Радуга"
Кулундинского района Алтайского края 2021-2022 учебный год".
2.4. Организация двигательного режима в МБДОУ детский сад № 7 "Радуга"
№ | Формы организации | Особенности организации | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- 10- 12 минут | ||
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями | Ежедневно в течение 7- 8 минут | ||
Динамические паузы во время НОД | Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий | ||
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность 12-15 минут. | ||
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин | ||
Прогулки в парк ДШИ с. Кулунда | 1- 3 раза в квартал, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных игр и упражнений | ||
Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность - 3-7 мин. | ||
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность - не более 10 мин. | ||
НОД по физической культуре | 3 раза в неделю (одно на воздухе). Длительность- 10- 30 минут | ||
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей | ||
Физкультурно- спортивные праздники | 2-3 раза в год | ||
Неделя здоровья | 1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп | ||
Физкультурно- спортивные праздники | 1- 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность- не более 30 мин. | ||
Игры- соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов | 1 раз в год в спортивном зале ДОУ или в МБОУ Кулундинская СОШ №1, длительность - не более 30 мин | ||
Спартакиады вне детского сада | Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности | ||
Участие родителей в физкультурно оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада | Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, посещения открытых занятий |
Формы организации | Младший возраст | Старший возраст | ||
Младшие группы | Средние группы | Старшие группы | Подг. группы | |
Организованная деятельность | 6 часов в неделю | 8 часов в неделю | ||
Утренняя гимнастика | 6-8 минут | 6-8 минут | 8- 10 минут | 10- 12 минут |
Дозированный бег | 3-4 минуты | 5-6 минут | 7-8 минут | |
Упражнения после дневного сна | 5- 10 минут | 5- 10 минут | 5-10 минут | 5-10 минут |
Подвижные игры | не менее 2-4 раз в день | |||
6-8 минут | 10-15 минут | 15-20 минут | 15- 20 минут | |
Спортивные игры | Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю | |||
Спортивные упражнения | Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю | |||
8-12 минут | 8-15 минут | 8-15 минут | ||
Физкультурные упражнения на прогулке | Ежедневно с подгруппами | |||
5-10 мин | 10-12 мин | 10-15 минут | 10-15 минут | |
Спортивные развлечения | 1-2 раза в месяц | |||
15 минут | 20 минут | 30 минут | 30- 40 минут | |
Спортивные праздники | 2- 4 раза в год | |||
15 минут | 20 минут | 30 минут | 40 минут | |
День здоровья | 1 раза в квартал | |||
1 день в месяц | 1 раз в месяц | |||
Неделя здоровья | 1 раза в квартал | |||
Самостоятельная двигательная деятельность | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА И ЗАКАЛИВАНИЕ
Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей. Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ - это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.
В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится мониторинг состояния здоровья детей. Медицинские работники определяют группу физического развития каждого воспитанника на основе антропометрических данных и группу здоровья на основе анамнеза и обследования детей декретированного возраста врачами-специалистами.
В ДОУ проводятся следующие оздоровительные и профилактические мероприятия: утренний прием на воздухе в теплое время года, одностороннее проветривание во время дневного сна, воздушные ванны, обширное умывание, полоскание рта, проведение динамического часа, витаминизация третьего блюда, организация второго завтрака (соки, фрукты), мероприятия по профилактике заболеваний ОРВИ в осенне-весенний период.
Педагоги организуют образовательный процесс с учётом здоровья детей, индивидуальных особенностей их развития. В группах соблюдаются санитарные правила (СП 2.4.3648-20)
Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям, поддерживается в норме световой, воздушный, питьевой режимы. В детском саду создана безопасная, здоровьесберегающая, комфортная развивающая среда, в каждой группе оформлены физкультурные уголки, имеется достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования. В реализации физкультурных занятий используется индивидуальный подход к детям, наблюдение за самочувствием каждого ребенка, пробуждение у детей интереса к занятиям, использование игровых образов.
Проводятся профилактические мероприятия:
медсестрой ДОУ:
- осмотр детей первой и второй группы раннего возраста во время утреннего приема;
- антропометрические замеры
- анализ заболеваемости 1 раз в месяц, в квартал, 1 раз в год;
- ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
- лечебно-профилактические мероприятия: - витаминотерапия,
- в зимний период – фитонциды; с-витаминизация третьего блюда,
кварцевание групповых помещений
Профилактика заболеваемости воспитанников:
- Утренний прием детей в группах.
- Соблюдение режима дня, обязательное проведение прогулок согласно санитарных правил (СП 2.4.3648-20)
- Кварцевание групп, сквозное проветривание, влажная уборка не менее 2 раз в день.
- Соблюдение температурного режима.
- Своевременная изоляция больного.
- Закаливающие процедуры.
- Выполнение плана прививок.
- Обеспечение дезинфицирующими средствами.
- Витаминизация (поливитамины, свежие ягоды, фрукты, соки, фиточаи).
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ:
- Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
- Организована работа теплового и воздушного режима помещения.
3. Соблюдение режима прогулок во все времена года согласно санитарных правил (СП 2.4.3648-20)
4.Использование чесночных «киндеров» с октября по апрель ежегодно.
5. Использование чеснока в питании.
6. Проведение чесночно-луковых аромотизаторов в группах и спальнях.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Чтобы дети верили в себя, развивались и экспериментировали, взрослые – и педагоги, и родители, должны подкреплять детскую инициативу, даже когда она сопровождается ошибками, поскольку, развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе.
Способы поддержки инициативы детей:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Направления поддержки детской инициативы:
- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
- инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности;
- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цель – установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.
Задачи:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:
-специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
-сложившиеся традиции ДОУ.
4. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
5. Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ДОУ семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Основные принципы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников:
- Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учёт потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и тех ограничений, которые имеются (отсутствие свободного времени, финансовых ресурсов, доступности Интернет и пр.);
- Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержание общения, форм участия и степень включённости в образовательный процесс;
- Принцип непрерывности предполагает устранение "разрывов" в воспитании детей в семье и в детском саду за счёт согласования стратегий работы с ребёнком в детском саду и воспитания в семье, обеспечение преемственности в содержании и тактических действиях общественных и семейных институтов воспитания;
- Принцип творчества означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьёй, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом.
Основные направления и формы взаимодействия с семьёй
Информационное:
-изучение возможностей семьи ребёнка;
-знакомство семьи с МБДОУ (социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования);
-организация дней открытых дверей в детском саду;
-информационные проспекты для родителей;
-выпуск газет, консультативно-раздаточного материала для родителей;
-развитие сайта образовательного учреждения;
Организационное и просветительское:
-конференции, родительские собрания (общие и групповые);
-семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры;
-информационные проспекты для родителей;
-праздники, семейные развлечения;
-прогулки, экскурсии;
-творческие выставки
-видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и развлечений;
Планируемые результаты сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников:
- Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
Образовательная область | Формы взаимодействия с семьями воспитанников |
Физическое развитие |
|
3. Организационный раздел
3.1. Описание условий реализации Программы
В ДОУ имеются один спортивный зал, предназначенный для проведения занятий и индивидуальной работы, праздников, развлечений, для проведения утренней гимнастики, физкультурных досугов, соревнований.
Оборудование для физкультурных занятий: разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.
3.2. Материально-техническое оснащение. Методические материалы, игрушки и игровое оборудование
Физическое развитие. | ||||
Развитие физических качеств - координации, гибкости и др. | Каталки, каталки на палочке, пирамиды с кольцами, развивающие наборы с пирамидами, кольцеброс | Машины-двигатели, игра-городки, мяч резиновый, мяч с рогами, мяч -попрыгун, горка большая, набор мягких модулей | Примечание: для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала | Игра Ранний возраст: общение со взрослым, совместная игра со сверстниками под руководством взрослого, предметная деятельность, игра с составными и динамическими игрушками, двигательная активность Дошкольный возраст: двигательная активность, коммуникативная деятельность, игра с правилами и другие виды игр |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, обучение правильному , не наносящему ущерба организму выполнению основных движений (ходьба, бег. Мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | Кегли, неваляшки, качалки, кольцеброс | мяч резиновый, мяч-попрыгун, мяч массажный, обруч пластмассовый, игрушки для игры с водой и песком, тоннели крупногабаритные, клюшка с двумя мячами в сетке, массажная дорожка, скакалки, обручи, лопаты | Мозаика, конструкторы, в т.ч. объёмные, шнуровки, развивающие наборы с пирамидами, пирамиды с кольцами | Игра Ранний возраст: двигательная активность, общение со взрослым, совместная игра со сверстниками под руководством взрослого, предметная деятельность, игра с составными и динамическими игрушками Дошкольный возраст: двигательная активность, коммуникативная деятельность, игра с правилами и другие виды игр |
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | набор для игры в мини-футбол и т.п., набор теннисный детский
| Настольно-печатные игры. Демонстрационный материал типа «Спорт и спортсмены», макеты типа «Стадион» | Игра Ранний возраст: двигательная активность, общение со взрослым, совместная игра со сверстниками под руководством взрослого Дошкольный возраст: двигательная активность, коммуникативная деятельность, игра с правилами и другие виды игр | |
Овладение подвижными играми с правилами | Игры типа «Дартс» | Мяч резиновый, мяч- попрыгун, набор для игры в мини- футбол и т.п. | Примечание: для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала | Игра Ранний возраст: общение со взрослым, совместная игра со сверстниками под руководством взрослого, рассматривание картинок, двигательная активность Дошкольный возраст: двигательная активность, коммуникативная деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Игра-городки, кольцеброс | Игровой центр с горкой, набор для игры в мини- футбол, | Примечание: для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала | Игра Ранний возраст: двигательная активность, общение со взрослым, совместная игра со сверстниками под руководством взрослого Дошкольный возраст: двигательная активность, коммуникативная деятельность, игра с правилами и другие виды игр |
Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.
В учреждении имеются следующие технические средства обучения и воспитания: музыкальный центр, телевизор, интерактивная доска, к использованию которых предъявляется ряд требований, а именно, необходимо избегать длительного применения ТСО в целях предотвращения утомления детей и рационально сочетать их с другими средствами обучения.
3.3. Режим работы учреждения и режим дня.
Режим работы МБДОУ:
- пятидневная рабочая неделя,
- 10,5-часовое пребывание детей (время работы: с 7.30 до 18.00),
- выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.
Режим дня в дошкольном образовательном учреждении - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Организация режима дня и воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с санитарными правилами (СП 2.4.3648-20)
Режим работы дошкольного учреждения
При организации режима дня в ДОУ учтены требования санитарных правил (СП 2.4.3648-20), рекомендации программы «От рождения до школы», видовая принадлежность ДОУ.
Организация жизни детей в ДОУ опирается на определённый суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями:
- Оптимальное время для сна – время спада биоритмической активности: с 12 часов (у детей раннего дошкольного возраста), 13 часов (у детей старшего дошкольного возраста) до 15 часов.
- Оптимальное время для умственной деятельности – время подъёма умственной работоспособности: с 9 до 11 часов, с 16 до 18 часов.
- Оптимальное время для физической деятельности – время подъёма физической работоспособности: с 7 до 10 часов, с 11 до 13 часов, с 17 до 19 часов.
- Оптимальное частота приёмов пищи – 4 – 5 раз, интервалы между ними не менее 2 часов, но не более 4 часов.
- Оптимальное время для прогулки – время суток, когда минимально выражены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура воздуха, солнечная радиация и др.).
В режиме дня постоянные величины: длительность бодрствования и сна, время приёма пищи. Переменные величины – время начала и окончания прогулок, организация совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей. Время начала и окончания прогулок может корректироваться в соответствии с временами года, климатическими изменениями и пр.
Распределение режимных моментов в течение дня
Группа | Утренний приём, утреннее приветствие, гимнастика | Завтрак | НОД (непосредственно образовательная деятельность) | Прогулка | Подготовка к обеду, обед | Сон Гимнастика в постели | Полдник | Игры, занятия, совместная деятельность | Самостоятельная деятельность, прогулка | ||
Группы общеразвивающей направленности | |||||||||||
Вторая группа раннего возраста 2-3 года | 7.30 – 8.40 | 8.45 - 9.00 | 9.00-9.30 | 9.40-11.20 | 11.30 11.30 -11.50 | 12.00 – 15.20 | 15.20 – 15.35 | 15.35- 16.00 | 16.00-18.00 | ||
1ч 40мин | 3 ч.20мин | ||||||||||
Младшая группа 3-4 года | 7.30 – 8.40 | 8.45 - 9.00 | 9.00-9.55 | 10.05 -11.20 | 11.30 11.30-11.50 | 12.00 -15.20 | 15.20 – 15.35 | 15.35 – 16.00 | 16.00 – 18.00 | ||
1 ч 15мин | 3 ч 20 | ||||||||||
Средняя группа 4-5 лет | 7.30 – 8.40 | 8.45 -9.00 | 9.00 –10.00 | 10.10-12.00 | 12.10 12.10-12.25 | 12.35 -15.20 | 15.20 -15.35 | 15.35 – 16.00 | 16.00 – 18.00 | ||
1ч 50 мин | 2 ч 45 мин | ||||||||||
Старшая группа 5-6 лет | 7.30 – 8.40 | 8.45 – 9.00 | 9.00-10.40 | 10.50-12.15 | 12.30 12.30 – 12.45 | 12.50- 15.20 | 15.20 – 15.35 | 15.35 – 16.00 | 16.00 -18.00 | ||
1ч 25мин | 2 ч 30 мин | ||||||||||
Подготовительная к школе группа 6–7 лет | 7.30 – 8.40 | 8.45 – 9.00 | 9.00-10.50 | 11.00-12.30 | 12.40 12.40 – 12.55 | 13.00 – 15.20 | 15.20 – 15.35 | 15.35 – 16.00 | 16.00 -18.00 | ||
1ч 30мин | 2 ч 20 мин | ||||||||||
Группа компенсирующей направленности | 7.30 – 8.40 | 8.45 – 9.00 | 9.00-10.15 | 10.25-11.50 | 12.10 12.10 – 12.25 | 12.35-15.20 _________ 2ч.40мин | 15.20 – 15.35 | 15.35 – 16.00 | 16.00 -18.00 |
Распределение режимных моментов в течение дня в соответствии с возрастом в холодный период (ноябрь – март) - По показаниям температурного режима (возможно сокращение длительности прогулки или замена прогулки на совместную деятельность воспитателя с детьми или самостоятельную деятельность детей в групповом помещении)
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Наличие традиционных событий, праздников, мероприятий в детском саду является неотъемлемой частью в деятельности дошкольного учреждения, поскольку способствует повышению эффективности воспитательнообразовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Традиции направлены, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов ДОУ, они играют большую роль в формировании и укреплении дружеских отношений между всеми участниками образовательных отношений.
Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников - необходимая и нужная работа. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие вместе с родителями и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
На этапе, когда детский сад только начинает функционировать, важной задачей является создание таких традиций, которые нашли бы отклик среди педагогов и родителей, и были бы интересны детям.
3.5. Традиционные праздники и мероприятия:
месяц | Младшие группы | Средние группы | Старшие группы | Подготовите льные группы | |
сентябрь | Театрализация "Безопасная дорога" | Месячник безопасности Праздник «Безопасная дорога» | Месячник безопасности Праздник «Безопасная дорога» | Месячник безопасности Праздник «Безопасная дорога» | |
октябрь | Сюжетно- спортивный досуг «Кто быстрее» | Неделя здоровья. Спортивное мероприятие "Осенний марафон" | Неделя здоровья. Экскурсии на стадион "Локомотив" Спортивное мероприятие "Осенний марафон" | Неделя здоровья. Экскурсии на стадион "Локомотив" Спортивное мероприятие "Осенний марафон" | |
ноябрь | Спортивное развлечение «Мы растем сильными и смелыми» | Спортивное развлечение «Мы растем сильными и смелыми» | "Весёлые старты" | "Весёлые старты" | |
декабрь | «Зимние забавы» – поиграй-ка | ||||
январь | Сюжетно-спортивный досуг «Путешествие в зимний лес» | Спортивное развлечение "Быть здоровым хорошо" | |||
февраль | Спортивные эстафеты, посвящённые 23 февраля. | ||||
март | Сюжетно- спортивный досуг «Пришла весна разбудим Мишку ото сна» | Сюжетно- спортивный досуг «Пришла весна разбудим Мишку ото сна» | Развлечение «Айболит у нас в гостях» | Развлечение «Айболит у нас в гостях» | |
апрель | "Русские народные игры " | "Русские народные игры " | "Смотр песни и строя" | ||
май | Неделя осторожного пешехода. Встреча с инспектором ГИБДД Развлечение, выставка рисунков "Мы за безопасное движение" | Неделя осторожного пешехода. Встреча с инспектором ГИБДД Развлечение, выставка рисунков "Мы за безопасное движение" |
3.6. План работы с родителями
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
- Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому тесное сотрудничество с семьей делает работу педагога успешной. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и педагога, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
- Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
- Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
- Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения.
- Главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» - является личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
- Познакомить родителей с особенностями физического развития детей.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения.
- Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к занятиям физической культуры и подвижным играм, уверенность в своих силах.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития физических навыков, игровой деятельности.
Формы взаимодействия с родителями.
- Беседы
- Консультации
- Родительские собрания
- Выставки (отчеты)
- Игры-занятия
- Спортивные развлечения
Сентябрь
Месячник безопасности (экскурсии по дорогам села. Игровая программа "Азбука безопасности" (по ПДД), инспектор ГБДД.)
Консультация «Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС ДО»
Октябрь
Подготовка и проведение спортивного мероприятия "Осенний марафон"
Консультация «Физическое воспитание ребенка в семье»
Ноябрь
Консультация «Профилактика ОРЗ и гриппа»
Игры, в которые играют взрослые и дети. Рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в домашний уголок здоровья
Декабрь
Рекомендации «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка»
Консультация «Лыжи для здоровья»
Январь
Консультация, рекомендация «Играем вместе с ребенком на прогулке»
Зимнее развлечение «Мы мороза не боимся»
Февраль
Подготовка и проведение праздника «Наши Защитники».
Тематическая выставка «Наша Армия сильна!» (макеты, рисунки, военная техника).
Консультация «Влияние спортивных привычек на здоровье ребенка»
Март
Консультация "Заботимся об осанке"
"Игровой физкультурный тренинг для всей семьи".
Апрель
"День открытых дверей".
Музыкально-спортивное развлечение «Нам не страшны преграды, если мама рядом»
Консультация "Профилактика плоскостопия"
Май
Индивидуальные встречи с родителями по результатам диагностики развития детей.
Участие в общем родительском собрании.
Консультация «Закаливание детей в летний период»
3.7. План работы с педагогами
Задачи:
1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведения занятий по физической культуре.
2. Познакомить педагогов с требованиями к совместной работе по вопросам физического воспитания.
3. Вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОУ.
Месяц | Формы работы |
сентябрь | Совместное проведение диагностики. Консультация «Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС ДО» Экскурсия детей к светофору. Игровая программа "Азбука безопасности" (по ПДД) с инспектором ГИБДД. |
октябрь | "Неделя здоровья" (экскурсии на стадион "Локомотив", ДЮСШ). Подготовка и проведение спортивного мероприятия "Осенний марафон" |
ноябрь | Консультация на тему: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников» |
декабрь | Консультация для воспитателей на тему: «Физкультурные уголки и их значения в физическом развитии детей». |
январь | Зимнее развлечение «Мы мороза не боимся» |
февраль | Оперативный контроль: "Организация двигательного режима в течение дня". Тематическая выставка «Наша Армия сильна!» (макеты, рисунки, военная техника). Подготовка и проведение праздника «Наши Защитники». |
март | Консультации на тему: "Заботимся об осанке", "Профилактика плоскостопия", "Игровой физкультурный тренинг для всей семьи". |
апрель | Подготовка и участие в районном мероприятии "Смотр песни и строя" |
май | Подготовка и проведение тематических занятий «День Победы» Проведение экскурсий в музей боевой славы КСОШ №1 Неделя осторожного пешехода. Целевые прогулки к светофору, тематические беседы. Индивидуальные встречи с родителями по результатам диагностики развития детей. |
3.8 Литература
- Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий в ясельных группах детского сада 2-3 года. -М.: Мозаика-Синтез, 2020.-80с.
- Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 3–4 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2020.-88с.
- Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 4–5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.-96с.
- Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 5–6 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.-96с.
- Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 6–7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.-96с.
- Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.: Мозаика-Синтез 2012г.
- Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
- Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/авт.-сост. Э.Я. Степанненкова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.- 144 с.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-4 лет. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.-40с.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.-40с.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 5-6 лет. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.-48с.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 6-7 лет. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2021.-48с.
- Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми3-7 лет. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез,С 2021.- 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...