Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр на учебный год
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Планирование для воспитателей младших групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_palchikovyh_igr.docx | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №12»
Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр
на учебный год
Выполнила: Воспитатель Анохина Е.В.
Тула, 2020г.
Виды пальчиковых игр
Название | Содержание | Цель |
Предназначены для детей от 1 года. Складывать в емкость разные предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики. | сравнение формы и размера. | |
«Действия с предметами» | Начиная с полутора лет. - Сортировать овощи и фрукты по величине: | развитие тонких движений пальцев и кистей рук: |
| Крупная, мелкая, напольная мозаика. -выкладывание «по замыслу»; -выкладывание «дорожек» разного цвета; -выкладывание узора по образцу. | развитие творческих способностей, воображения, координации движений рук. Ориентировка на плоскости, закрепление знаний цветов. |
«Игры-шнуровки» | шнуровка представляет собой увеличенную копию знакомого предмета: пуговицы, ботинка, элементов одежды. | развитие мелкомоторных навыков |
Потешки и стишки, сопровождаемые движениями пальцев. | Их используют на занятиях и в различных видах детской деятельности. | Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей. |
«Игры – манипуляции» | ребенок в каждом пальчике видит определенный образ. ("Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки") | Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей. |
Сюжетные пальчиковые упражнения | изображение предметов мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых и т.д. "Пальчики здороваются", "Грабли", "Цветы", "Ежик". | Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей. |
Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга) | "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо. "Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола . "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. | Компенсация работы левого полушария; Развитие внимания, сосредоточенности. |
Игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук | применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание. «Капуста», «Ежик». | развитие мелкомоторных навыков |
«Театр в руке» | Разыгрывание небольшого сюжета под стихотворное сопровождение. «У оленя дом большой», «Закаляка». | Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение. |
Адаптационные пальчиковые игры | Любые игры со стихотворным сопровождением, понятным детям. | Позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком; Помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации; Дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду. |
Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр
на учебный год
темы недели Сентябрь | игры | задачи | ||||
1 неделя | Давайте познакомимся | «Строим дом», «Пальчики здороваются» | -адаптация детей к условиям ДОО, -установление контакта с детьми. | |||
2 неделя | Детский сад. Игрушки | «Детский сад», «Мои игрушки» | -адаптация детей к условиям ДОО, -установление контакта с детьми, -знакомство детей друг с другом. | |||
3 неделя | Детский сад. Труд взрослых в детском саду. | «Повар», «Помощники» | -обогащение словаря, -развитие слухового внимания. | |||
4 неделя | Мир осенней природы. Человек и осень. | «Листопад», «Осенний букет» | -обогащение словаря, -развитие мелкой моторики. | |||
Октябрь | ||||||
1 неделя | Что нам осень подарила. Овощи и фрукты. | «Овощи», «Компот» | -обогащение словаря; -самомассаж. | |||
2 неделя | Растения нашего края. Цветы, деревья, ягоды, грибы. | «За ягодами», «Грибы» | Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком, адаптация к д/с | |||
3 неделя | Мир животных. Домашние животные и их детеныши. | «Буренушка», «Кот на печку пошел» | Формировать умения соединять пальчики по очереди с большим пальчиком. | |||
4 неделя | Мир животных. Дикие животные и их детеныши. | «Белочка», «У оленя дом большой» | Формировать умения загибать пальчики левой руки правой рукой, начиная с большого пальца. | |||
Ноябрь | ||||||
1 неделя | Мир птиц. Домашние птицы. | «Петушок», «Две курицы» | Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком, адаптация к д/с | |||
2 неделя | Мир птиц. Зимующие птицы. | «Снегирь», «Воробей» | -развитие внимания; | |||
3 неделя | Животные Севера. | «Кто на севере живет» | Формировать умения загибать пальчики левой руки правой рукой, начиная с большого пальца. | |||
4 неделя | Осенние праздники. День матери. | «Мамин праздник» | Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком, адаптация к д/с | |||
Декабрь | ||||||
1 неделя | Мир зимы | «Мы во двор пошли гулять», «Снежинки» | Формировать умения соотносить действия с текстом. | |||
2 неделя | Мир сказок. Русские народные сказки. | «Рукавичка» | Формировать умение загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинчика; разгибать одновременно по сигналу пальцы левой руки | |||
3 неделя | Новогодний праздник. Символы Нового года. | «Подарки» | Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком. | |||
4 неделя | Новый год. Новогодние персонажи. | «На елке», «Снеговик» | Формировать умение загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинчика; разгибать одновременно по сигналу пальцы левой руки | |||
Январь | ||||||
1 неделя | Каникулы. Зима в городе. | «Зимние забавы», «Погреем пальчики» | Формировать умения соотносить действия с текстом. | |||
2 неделя | Зимние забавы. | «Снежок» | Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком. | |||
3 неделя | Зима в лесу. Человек и зима. | «Мороз», «Зима» | Формировать умение загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинчика; разгибать одновременно по сигналу пальцы левой руки | |||
4 неделя | Зимние виды спорта | «Спортсмены», «Лыжники» | Формировать умения соединять поочерёдно пальчики с большим пальчиком. | |||
Февраль | ||||||
1 неделя | Я и моя семья | «Большая семья», «Мальчик-пальчик» | Формировать умение разгибать по одному пальчики правой руки, начиная с большого. | |||
2 неделя | Мой дом. Мебель, посуда, бытовая техника. | «Строим дом» | Формировать умение разгибать по одному пальчики правой руки, начиная с большого. | |||
3 неделя | Мой город. Улица, дом, магазин, поликлиника. | «Наш город» | Формировать умения соединять поочерёдно пальчики с большим пальчиком. | |||
4 неделя | День защитника отечества. Профессии пап. | «Защитники» | Формировать умения соотносить действия с текстом. | |||
Март | ||||||
1 неделя | Наши бабушки и мамы. | «Наши мамы», «Бабушка» | Формировать умения выполнять действия в соответствии с текстом. | |||
2 неделя | Предметы, облегчающие труд в быту. Электробытовые приборы. | «Электроприборы» | Установление эмоционального контакта .выполнения движений руками и пальчиками. | |||
3 неделя | Изменения в природе. Человек и весна. | «Весна» | Формировать умения соединять пальчики по очереди с большим. пальчиком | |||
4 неделя | Предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, головные уборы. | «Обувь», «Одежда» | Формировать умение разгибать по одному пальчики правой руки, начиная с большого. | |||
Апрель | ||||||
1 неделя | Моя Родина. Народная культура и традиции. | «У матрешкиной сестрицы» | Формировать умения сжимать пальцы в кулачки, выставлять указательные пальчики в разные стороны. | |||
2 неделя | Земля наш общий дом. Космос. | «Космос» | Формировать умения соединять пальчики по очереди с большим. пальчиком | |||
3 неделя | Водный мир планеты Земля. | «Рыбка» | Установление эмоционального контакта .выполнения движений руками и пальчиками. | |||
4 неделя | Труд взрослых. Профессии. | «Такие разные дела» | Формировать умения выполнять действия в соответствии с текстом. | |||
Май | ||||||
1 неделя | Цветущая весна. | «Весна идет» | Установление эмоционального контакта .выполнения движений руками и пальчиками. | |||
2 неделя | Животные жарких стран. | «Дикие звери» | Формировать умение разгибать по одному пальчики правой руки, начиная с большого. | |||
3 неделя | Насекомые. | «Пчела», «Паучок» | Формировать умения сжимать пальцы в кулачки, выставлять указательные пальчики в разные стороны. | |||
4 неделя | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! | «Солнце», «Водичка» | Формировать умения соединять пальчики по очереди с большим пальчиком |
Мониторинг развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Мониторинг проходил в виде поэтапного изучения результатов развития мелкой моторики кисти руки у детей первой младшей группы с использованием пальчиковых и дидактических игр. Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Движения детей отличались неловкостью, плохой координацией движения, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи. Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые упражнения являются эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста.
Мною было проведено диагностическое исследование в период с 01.09.2016 по 31.05.2018 г.г. Количество испытуемых –18 человек в возрасте 2 - 4 лет (первая и вторая младшая группа).
Диагностика проходила в 3 этапа.
-Первый этап (констатирующий)
- Второй этап (формирующий)
-Третий этап (контрольный).
Использовались 3 методики:
- методика №1 («Перебор пальцев» Е.И. Рогов).
- методика №2 (тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4 лет»).
- методика №3 ("Одновременное и поочередное сжимание кистей" – Е.И. Рогов).
Критерии определялись по следующим показаниям:
- развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук;
- смены движений кистей рук по образцу и без;
- точность движений с ускорением при повторениях.
На 1 этапе было проведено диагностическое обследование каждого ребёнка, выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Я применила методику «Перебор пальцев»: в ходе игры «Ловкие пальчики» нужно было поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3- му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала – одновременно обеими руками в медленном темпе (показ и 2-3 серии движений). А потом – в максимально быстром темпе (5-7 серий движений). Дети испытывали трудности в сгибании и передвижении пальцев поочередно к друг другу. Не у всех детей получалось выполнить движения в многократном повторении. Много раз ошибались, путались пальчики. По наблюдениям низкий уровень оценивался у тех детей, у кого мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу.
Средний уровень – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков.
Высокий уровень – у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. На первом этапе высокий уровень не был выявлен у детей.
Затем была проведена следующая методика тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4лет». Здесь выявлялось развитие координации движений мелкой моторики рук и синхронизации движений мелких мышц обеих рук. Выполнялись простые упражнения: покажи «Козу рогатую», «Ушки зайчика», покажи «Очки», «Игра на пианино».
В процессе нескольких заданий дети выполняли движения с удовольствием, старались запомнить, какие движения при определенном задании нужно сделать. В принципе, успешность во второй диагностике есть, но темп выполнения задания пока еще средний, т.к. наблюдалась общая скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения.
По результатам третьей методики обнаружилась недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Можно отметить общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений.
Таким образом, было выявлено, что у детей первой младшей группы не сформированы навыки мелкой моторики: преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики, высокий уровень не диагностирован.
Диаграмма развития речи и моторики рук в I младшей группе
на начало года
Этот факт указывает на необходимость проведения 2 этапа работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников.
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Она представлена следующими компонентами:
-пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
- игры-шнуровки;
- контейнеры с разнообразным материалом:
-трубочки для коктейля,
- бусины, прищепки, шнурки с узелками;
-природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
-мозаика;
-мелкий конструктор;
- разрезные картинки;
- дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-пирамидки, вкладыши различного типа,
- изготовлены информационные стенды для родителей.
Составлен план работы с детьми, в который включены пальчиковые игры, а также игры с различными предметами. В работе с детьми использовались различные приемы, индивидуальная и групповая формы работы.
Д ля повторного проведения обследования была использована та же
диагностика, что и в начале учебного года.
В процессе проведения повторной диагностики на конец года прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей: со средним уровнем и с высоким уровнем.
Диаграмма развития речи и моторики рук в I младшей группе
на конец года
По итогам диагностики был определен план работы на следующий учебный год с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Во второй младшей группе мониторинг также проводился в начале и в конце года. Проведенный мониторинг в конце года показал, что процент детей группы слабо владеющих навыками развития мелкой моторики снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.
Диаграмма развития речи и моторики рук во II младшей группе
начало года конец года
Вывод: по результатам мониторинга за два учебных года прослеживается положительная динамика в развитии речи и мелкой моторики рук детей.
Сводная таблица обследования детей за 2 года.
имя ребенка | Методика «Перебор пальцев». Автор Е.И.Рогов | Методика «Обследование речи и общей мелкой моторики у детей 2-4 лет». Авторы Т.В.Кабанова, О.В.Домнина | Методика «Одновременное и поочередное сжимание кистей». Автор Е.И.Рогов | |||||||||||
1 младшая гр. | 2 младшая гр. | 1 младшая гр. | 2 младшая гр. | 1 младшая гр. | 2 младшая гр. | |||||||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |||
1 | Настя | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
2 | Антон | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
3 | Лера | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
4 | Поля | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
5 | Поля | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | |
6 | Даша | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
7 | Максим | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | Демьян | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
9 | Артем | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | |
10 | Соня | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
11 | Макар | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | |
12 | Артем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
13 | Игнат | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | |
14 | Егор | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
15 | Настя | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
16 | Лера | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | |
17 | Камилла | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
18 | Вероника | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
выявленные уровни развития:
1 – низкий уровень;
2- средний уровень;
3– высокий уровень.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрация внимания на одном виде деятельности.
Календарно-тематическое планирование игр с предметами и упражнений для развития мелкой моторики на учебный год
месяц | игры-занятия | цели |
сентябрь | 1.Дидактическая игра «Стержни и кольца» 2.Игры с прищепками «Ежики» 3.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. 4. Дидактическая игра "Мозаика" | -Учить детей нанизывать кольца на стержни. -Развивать глазомер. -Знакомить с цветом. -Развивать тактильную чувствительность рук. |
октябрь | 1.Дидактическая игра "Цветные вкладыши". 2.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. 3.Рисование пальчиками «Осенние листочки». 4.Игры с песком | -Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. -Развивать сообразительность. - Знакомить с цветом, величиной предмета. -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений. |
ноябрь | 1.Дидактическая игра "Чудесный мешочек". 2.Рисование пальчиками «Дождик». 3.Игры с прищепками «Дерево». 4.Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячиками. | -Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения . -Развивать речь ребенка -Развивать тактильную чувствительность рук. |
декабрь | 1.Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. 2.Дидактическая игра "Сухой бассейн" (фасоль). 3.Шнуровки. 4.Рисование пальчиками «Снежинки». | -Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцами фасоль. -. Развивать гибкость пальцев. -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений. -Развитие координации движений. |
январь | 1.Дидактическая игра "Мозаика" (крупная). 2. .Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. 3.Раскручивание – закручивание крышек на бутылочках. 4. Дидактическая игра "Сухой бассейн" (манка). | -Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений. -Развитие координации движений. -Развитие точности, переключаемости движений. |
февраль | 1.Разбор красной и белой фасоли. 2.Расстегивание – застегивание пуговиц. 3.Шнуровки. 4. Дидактическая игра "Мозаика" (напольная). | -Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям. -Развивать тактильную чувствительность рук. -Развитие точности, переключаемости движений. |
март | 1.Пересыпание пшена из одной емкости в другую. 2.Игры с дидактической черепахой (шнуровки, пуговицы, липучки, молнии). 3.Раскраски 4.Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячиками. | -Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено). -Развивать исследовательские умения, мелкую моторику. -Формировать умение действовать по показу взрослого. -Развитие координации движений. |
апрель | 1.Выкладывание из палочек геометрических фигур. 2.Нанизывание бусин на шнурок. 3.Игры с прищепками «Снежинка». 4.Дидактическая игра «Поможем Золушке» (сортировка семян гороха и фасоли). | -Развивать координацию пальцев рук. -Развивать внимание, воображение -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений. -Обогащать сенсорный опыт детей |
май | 1.Дидактическая игра "Чудесный мешочек". 2.Мягкие пазлы (крупные). 3. Игры с дидактической черепахой (шнуровки, пуговицы, липучки, молнии). 4.Рисование пальчиками и ладошками «Цветочная полянка». | -Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. -Обогащать сенсорный опыт детей -Развивать тактильную чувствительность рук. -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план на 2013-2014 учебный год Тренажерный зал для ДЮ
Коммунальное государственное казенное предприятие«Жас ұрпақ» управление образованияПавлодарской области,акимата Павлодарской области Календарно-тематический пл...
Календарно-тематический план на 2013-2014 учебный год Тренажерный зал для воспитанниц
Коммунальное государственное казенное предприятие«Жас ұрпақ» управление образованияПавлодарской области,акимата Павлодарской области Календарно-тематический пл...
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год Подготовительная группа
Данный материал будет интересен педагогам ДОО работающими с детьми предшкольного периода....
Календарно – тематический план на 2019-2020 учебный год
Планирование на каждую неделю всего года...
Календарно-тематическое перспективное планирование на учебный год старший дошкольный возраст
Календарно-тематическое перспективное планирование на учебный год художественно-эстетическое развитие для старшего дошкольного возраста....
Календарно – тематический план на 2020-2021 учебный год
Планирование на каждую неделю всего учебного года...