В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего (дошкольного выявления синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью, его медико – психологического-педагогическая коррекция, профилактика факторов риска., является самой частой причиной нарушений именно это заболевание поведения и трудностей в обучении детей дошкольного и школьного возраста.
Родителям, педагогам и психологам в воспитании детей с гиперактивностьюи повышенной тревожностью следует руководствоваться следующими правилами:
• Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Путь он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет его участником;
• Если вы вводите игру, то для того, чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на уже знакомом для него материале. Можно использовать часть инструкции или правил из игр, в которую ребенок уже играл неоднократно;
• Избегать состязаний и каких – либо видов работы, учитывающих скорость;
• Не сравнивайте ребенка с окружающими;
• Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, каким он есть;
• Чаще используйте телесный контакт, упражнение на релаксацию;
• Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
• Чаще обращайтесь к ребенку по имени;
• Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
• Не предевляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить;
• Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний;
• Используйте наказание лишь в крайних случаях;
• Не унижайте ребенка, наказывая его;
• Обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него взрослых людей;
Игры для генеративных детей
«Найди отличие» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т. п., передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой – либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Гвалт» (Е. В. Коротаева)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни,которую распределяют так: каждому участнику-по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором. Начинают громко повторять каждое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся еу слово.
«Разговор с руками» (И. В. Шевцова)
Цель: научить детей контролировать свой действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль,можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают. Что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого промежутка времени)они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обежать. Если ребенок согласиться на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игр и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Скамья запасных»
Цель: контроль двигательной активности.
Выбывший из какой либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.
«Кричалки – шепталки - молчанки» (И. В. Шевцова)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. Из разноцветного картона сделать сигналы –три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками»
Помогите ребенку найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.