План по самообразованию
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области
План самообразования
воспитателя изобразительной деятельности - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:
«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».
Подготовила воспитатель:
Вейзнер Е.А
г. Болотное 2020-21г.
Цель
Повысить собственный уровень образования в области «Художественно-эстетическое развитие» путём изучения теории и практики использования народно-прикладного искусства.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с художественными росписями родного края; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;
развивающие:
- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки)
- развивать творческие способности детей, чувство цвета, чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
воспитательные:
- способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей;
коррекционно-развивающие задачи:
-формирование восприятия формы, цвета, величины предметов, пространственных свойств и отношений при составлении и рисовании узоров;
-воспитание активности, инициативности и самостоятельности в процессе изобразительной деятельности.
-расширение и активизация словаря за счет слов, применяемых в декоративном рисовании: «Городец», «Хохлома». «Матрешка», «узор», « листья», «розан», «купавка», и т.д., а так - же коротких стихов и потешек;
- побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;
Предполагаемый результат:
Повысить собственный уровень образования в области «Художественно-эстетическое развитие» путём изучения теории и практики использования народного декоративно-прикладного искусства.
Сформировать и развить творческие способности детей в изобразительной деятельности, способствовать самовыражению детей в самостоятельной деятельности, развить основы художественной культуры детей через народно-прикладное искусство,
Приобщить родителей к жизни и развитию их детей в группе ДОУ, вызвать интерес к народно-прикладному искусству как к одному из способов развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. При правильном руководстве изобразительной деятельностью она может быть одним из средств личностного развития детей, так как в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира. Изобразительная деятельность для слабослышащих детей дает возможность развить собственное восприятие и отображение действительности, воссоздающее воображение, замысел, играет ведущую роль в эстетическом воспитании дошкольника, в формировании эмоционально окрашенного отношения к искусству родного народа, в привитии ему чувства прекрасного.
Информационно - аналитические этапы работы над темой самообразования:
1 этап - диагностический
2 этап - прогностический
3 этап - практический
4 этап – заключительный
Этапы | Пути реализации и формы работы. Содержание работы | Сроки | Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. |
1 этап | 1-Выбор и определение темы самообразования 2-Подбор методической литературы, работа с картотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах 3- Изучение нормативных документов 4-Анализ состояния учебно-воспитательного процесса, 5-Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции 6-Консультация со старшим воспитателем по выбранной теме. | сентябрь | 1-Оформление плана работы по самообразованию. 2-Выявление и обоснование актуальности проблемы по результатам диагностики детей (Афонькина Ю.А.) +тестовое задание «Шесть кругов» (автор Комарова Т.С.) Оформление результатов диагностики. 3-Сообщение на вводном родительском собрании на тему: «Развитие творческих способностей детей через декоративно-прикладное искусство» 4-Анкетирование родителей по вопросам художественного развития детей. |
2 этап | 1-Определение цели и задач работы над темой. 2-Разработка системы мер, направленных на решение проблемы (подбор методов и приемов). 3-Прогнозирование результатов. | октябрь | 1-Составление и оформление перспективного плана работы с детьми по развитию творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности посредством декоративно-прикладного искусства. |
3 этап | 1-Разработка рекомендации, памяток для родителей. 2- Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 3- Формирование методического комплекса. 4-Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 5-Разработка и проведение цикла занятий по декоративно - прикладному искусству, экскурсий, бесед. 6- Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр и упражнений. | В течении года | - Памятка для родителей «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома». - Подбор практического материала – пополнение развивающей предметно-пространственной среды (дидактическое обеспечение, приобретение подлинных пособий предметов декоративно-прикладного искусства, изготовление дидактических игр по тематике, создание моделей элементов народных росписей, папка с образцами декоративной росписи -Выставка поделок «Дымковские артисты» (родители и дети) -Изготовление ЛЭП бука по декоративно-прикладному искусству «Народные узоры». |
4этап | 1.Самооценка и самоанализ проделанной работы в своей группе. 2. Повторная диагностика детей. | май | 1-Мониторинг индивидуального развития детей (Афонькина Ю.А) +тестовое задание «Шесть кругов» (автор Комарова Т.С.) 2-Обобщение результатов на заседании педагогического совета Д.О.У. (отчет о проделанной работе). 3-Открытый показ ООД. для родителей. Рисование «Веселая ярмарка» |
Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старше - подготовительной группы комбинированной направленности.
(сентябрь 2020-2021г.)
№ | Вопросы, задания, игры. | Средства | Проявления | ||
Точка роста. | Стадия становления | Стадия формирования | |||
1. | Узнавать виды народного искусства. Узнавать и называть знакомые народные художественные промыслы. Дидактическая игра «Назови правильно» Задание: 1. «Открой» окно, которое хочешь. 2.Узнай и назови промысел. 3.Обоснуй свой выбор. 4.Нравится ли тебе это изделие? Почему? | Игровое поле – плакат с закрытыми «окнами», в которых иллюстрации с изображением народных промыслов: Дымковских, филимоновских игрушек, семеновская матрешка, изделия Хохломы, Городца, Гжели. | Интерес проявляет слабо, в игру вступает не охотно. Называет один-два вида росписи. | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Узнает и в основном правильно называет народные промыслы. |
2. | Провести анализ произведения. Дидактическая игра «Делаем покупки». Задание: 1. Выбери вещь, которая тебе нравиться и ты хотел бы ее подарить товарищу. 2. Чем тебе она понравилась? 3. Из какого материала она сделана? 4. Назови знакомые элементы. | Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, дымковские, семеновская матрешка). | Ошибается в названии предметов народного декоративно - прикладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла. | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки промысла, не менее четырех. | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее пяти. |
3. | Сравнить два изделия. Выделить сходство и различие двух видов декоративно – прикладного искусства. Дидактическая игра «Подарок». Задание: 1. Выбери две игрушки или два изделия для подарка Мишутке. 2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию. | Подбор подлинных изделий (дымковских, семеновской матрешки, гжельских, хохломских, городецких мастеров). | Затрудняется в проведении анализа предмета народного декоративно - прикладного искусства. | Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента. | Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция). |
4. | Выражение своего отношения к произведениям народного искусства. Дидактическая игра «Выставка». Задание:
Расскажите о своих предметах искусства | Предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства (хохлома, городец, гжель, дымка, семеновская матрешка). | Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его. | Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. | Ярко выраженное положительное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения. |
5. | Выполнение узора на силуэте из бумаги. Соответствие элементов росписи; уровень творческого решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; владение пониманием символов, знаков в росписи. Задание: «В гостях у мастеров» -.Выбери полюбившийся промысел и распиши силуэт. | Силуэты: дымковской, филимоновской, игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, изделий Городца, гуашь, кисти, палитры. | Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает не завершенной. | При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает полностью завершена. | Создает узоры по мотивам народно - прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. свободно владеет приемами работы с кистью. При выполнении узора вносит новые элементы. Работа всегда завершена. |
Обследовалось 14 детей. В результате проведения диагностики мы получили следующие данные:
Стадия формирования:1 ребенок -7%
Для этой стадии проявления характерно: ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно - прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.
Стадия становления:8 детей -57%
Ребенок проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного изделия. В основном аргументирует свой выбор изделий декоративно-прикладного искусства.
Точка роста:5 детей -36%
Дети проявляют слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенок путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор, при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.
Дополнительно в качестве тестового задания было выбрано задания дорисовывание 6 кругов. Задания должны быть в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить сложности творческого процесса. На альбомном листе бумаги нарисованы графитным карандашом 6 кругов одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается подумать, чем может быть каждый круг, и дорисовать. Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.
Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.
Оценка 2 (средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т. п.).
Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.
Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений я руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой.
1.критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;
2. критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);
3. критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);
4. критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);
5. критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).
Перспективный план работы по теме самообразования на 2020-2021 уч. год.
Сроки | Тема | Формы работы | Задачи | Работа с родителями. | Обогащение РППС. |
сентябрь | «Народные промыслы нашего края» | -Беседа: «Знакомство с народными промыслами нашего края» -Презентация «Народные промыслы» -Рассматривание изделий народных мастеров -Чтение стихотворений о народных промыслах России; -Чтение сказки о богатыре Иване (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов) | -познакомить с разнообразием народных промыслов, -расширять представления о быте русского народа; -воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. | -Консультация для родителей: «Развитие творческих способностей детей через декоративно-прикладное искусство» Помощь в организации выставки «Народные промыслы» | Организовать выставку изделий «Народные промыслы» |
Октябрь | «Городецкая роспис» | -Рассказ об истории промысла. -Рассматривание альбомов, открыток, изделий с городецкой росписью. -ООД. Рисование «Узор на полосе» (Т.С.Комарова,16). -Рисование в альбомах для раскрашивания. -Рисование «Городецкие цветы» -Д/игра «Составь узор» -Д/игра «Назови правильно злементы узора» | -Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать о Городецком промысле. ----Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. -Упражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков. -закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. - Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. -Развивать умения составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции. | Анкетирование родителей по вопросам художественного развития детей. Памятка для родителей «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома». | Внести альбомы, наборы открыток, изделия с городецкой росписью, раскраски «Городецкие узоры», Дид/игры: «Составь узор», «Назови правильно элементы узора». |
ноябрь | «Золотая хохлома» | -Рассказ об истории промысла. -Рассматривание хохломских изделий, альбомов, иллюстраций. -ООД. Рисование «Завиток» (Т.С. Комарова, стр.13) Д/и «Найди пару» -Дид/упражнение «Рисуем плавные линии» -Рисование «Украсим кокошник узором» | -Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий -Развивать умение украшать лист бумаги крупной веткой с завитком, использовать для украшения ветки различные знакомые элементы. -Развивать плавность, легкость поворота руки. - Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы. | Помощь в организации мини выставки деревянной посуды с хохломской росписью. Заучивание с детьми стихов, загадок о «Хохломе». | Альбом «Золотая хохлома», набор открыток, иллюстрации с хохломскими узорами, д/игра «Найди пару», д/упражнение «Продолжи узор». |
декабрь | «Дымковская игрушка» | -Посещение выставки «Дымковская игрушка» -НОД. Рисование «Роспись птицы» (Т.С.Комарова, стр.60) Рисование + конструирование. «Барышни-франтихи». -Рисование в альбомах для раскрашивания, раскрашивание готовых трафаретов. Рисование + конструирование. «Изготовим дымковских артистов для настольного театра» | -Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. -Развивать умение расписывать вылепленную фигурку, передавая характер народной игрушки. -Закреплять умение расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; - Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру. | Изготовление совместно с детьми поделок для настольного театра «Дымковские артисты». | Выставка глиняных изделий «Дымковская игрушка», альбомы для раскрашивания по теме «Дымковская роспись», трафареты, дид/игра «Домино» настольный театр «Дымковские артисты» |
январь | «Сине-белое чудо Гжели». | -Рассказ об истории промысла. -Рассматривание изделий гжельских мастеров, элементов узора иллюстраций, открыток. -НОД. Рисование на тему: «Букет в холодных тонах» (Комарова Т.С. стр.70). | -Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. -Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. | Помощь в организации выставки изделий гжельских мастеров «Сказочная гжель». | Иллюстрации, открытки, трафареты, изделия с гжельской росписью, дид/игры: «Продолжи узор», «Собери посуду» |
февраль | -Дид/игры: «Продолжи узор», «Собери посуду», «Назови правильно элементы узора» -ООД. Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды» | — закрепить элементы гжельской росписи: роза, завитки, веточки, сеточка, широкая и узкая полоса. - Учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета. Развивать эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям. | Силуэты посуды разной формы для росписи. | ||
март | «Знакомьтесь, русская матрешка!» | -Презентация «Русская матрешка» -Беседа «Такие разные матрешки» (Полхов-майданские, загорские, семеновские матрешки) -Рисование в альбомах для раскрашивания, трафаретах. -Рисование «Такие разные матрешки». -чтение и заучивание стихотворений о матрешке; -отгадывание загадок; | -Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. -развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; | Выставка совместных работ на тему: «Русская матрешка» | Набор деревянных игрушек, иллюстраций «Русская матрешка», альбомы для раскрашивания, шаблоны матрешек. |
апрель | «Птицы и животные в народных узорах» | -Рисование «Городецкий петух» -ООД.Рисование. «Композиция с цветами и птицами» (Т.С.Комарова стр.70) - Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» (по мотивам городецкой росписи). | Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура, зрительный контроль за движением. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения. | Помощь в изготовлении ЛЭП бука по декоративно-прикладному искусству «Народные узоры». | Дид /игры: «Декоратив- Ное- лото», «Домино», иллюстрации по теме «Птицы и животные в народных узорах» |
май | «Веселая Ярмарка» | -ООД. Рисование по замыслу «Веселая ярмарка» (открытый показ для родителей) | -Совершенствовать навыки росписи, используя для каждого промысла элементы и цветовую гамму Формировать умение самостоятельно выбирать колорит росписи, развивать чувство цвета, творчество, фантазию. | Выставка детских работ «Веселая ярмарка». |
Результаты повторной диагностики (май):
Стадия формирования: 6 детей -42% (в/у)
Стадия становления: 8 детей – 58% (ср/у)
Используемая литература:
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
Вершинина Н. Гербова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Головчиц Л.А. «Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха»
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...