Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Чаркина Людмила Михайловна

В тексте рассказывается об особенностях развития детей раннего возраста и методах обучения их навыкам самообслуживания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Одним из важных факторов развития здоровой личности и является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Воспитание культурно-гигиенических навыков -  одна из главных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста. Сюда входит: воспитание опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви; воспитание аккуратности в быту, навыков культуры еды; бережное отношение к личным вещам, предметам, игрушкам; поддержание порядка в окружающей обстановке. 

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В раннем детстве ребёнком осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Ребёнок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Освоение детьми бытовых навыков помогает формированию культурно-гигиенических навыков.

На формирование навыков оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания в значительной степени формируются в раннем возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. В раннем возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.

 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

В раннем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Создаём игровые ситуации, например, игры с куклами: «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накормим куклу обедом». Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, побуждают принимать посильное участие в труде.

Рассматривание иллюстраций, картин уточняют представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. При рассматривании картинки комментируем их стихами или потешками. Детям очень это нравится, и они с удовольствием рассматривают картинки.

Значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию. Эмоции - важнейшая сторона психического совершенства. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшее изменение. Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путём пальчиковых игр или логоритмических упражнений, так как движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, эмоциональное напряжение, повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладеть простыми, но жизненно важным умением - правильно держать чашку, ложку, умываться и т.д.

 Целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы. Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

Еще одно условие в воспитании культурно-гигиенических навыков, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Обязанность близких взрослых (воспитателей, будущих родителей) - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка. То есть важное условие - выполнять необходимые действия регулярно, ежедневно, а не время от времени. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.  Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Важным условием для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Взрослый предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи. В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот салфеткой.

В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать, при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

 На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

 Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания. Помощь взрослого выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Для привития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста широко используются игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей - стремление к самостоятельности. Ребенку трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.

Примеры потешек и стихотворений, которые можно применить к формируемым гигиеническим навыкам:

при расчёсывании:    Петушок-петушок,

                                      Расчеши мне гребешок.

                                      Ну, пожалуйста, прошу,

                                      Я кудряшки, расчешу.

при мытье рук:            Будет мыло пенится,

                                      И грязь куда-то денется.

при кормлении:          Каша вкусная дымится,

                                     Лёша кашу есть садится,

                                     Очень каша хороша,

                                     Ели кашу не спеша.

                                     Ложка, за ложкой,

                                     Ели понемножку.

при одевании:           Даша варежку надела: "Ой куда я пальчик дела?"

                                   Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.

при умывании:         Водичка-водичка,

                                  Умой мое личико,

                                   Чтобы глазки блестели,

                                   Чтобы щечки блестели,

                                   Чтоб смеялся роток,

                                   Чтоб кусался зубок.

при умывании, мытье:           Ай лады, лады, лады,

                                                 Не боимся мы воды

                                                 Чисто умываемся,

                                                 Маме улыбаемся.

при одевании, раздевании (собираемся гулять):

                                              Завязала Катеньке

                                              Шарфик полосатенький.

                                              Наденем на ножки

                                              Валенки-сапожки.

                                             И пойдем скорей гулять,

                                             Прыгать, бегать и скакать.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...

Обобщение из опыта работы " Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Хочется поделиться своими наработками, наблюдениями именно по данной теме. Формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, важно их научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и ...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...