презентация "Насилие и агрессия в детских садах" "
презентация

Альбах Марина Сергеевна

Насилие и агрессия в детских садах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasilie_i_agressiya_v_detskih_sadah.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насилие и агрессия в детских садах Альбах М. С Пировский МО

Слайд 2

Для того чтобы понять, как дети в детских садах воспринимают насилие и агрессию, нам необходимо мысленно поставить себя на их место. То, что нам кажется кучей-малой или беспричинным воплем, в восприятии детей имеет свою этиологию. Вещи, кажущиеся, на взгляд взрослых, невинными шалостями, в глазах детей выглядят совершенно иначе. Поставив себя на место детей и научившись воспринимать детские переживания серьезно, вы начинаете осознавать всю степень проблемы насилия и агрессивности как для воспитательницы детского сада, так и для самих детей.

Слайд 3

Формы проявления насилия и агрессии в детских садах. В каждой стадии своего развития агрессивные импульсы детей выражаются по-разному. В детском саду нарушителями спокойствия являются один или два ребенка. Мальчик, с размаху ударивший по голове сверстника деревянным бруском в завершение их долгой и мирной совместной работы по возведению гаража, или девочка, столкнувшая свою сверстницу с лестницы в наказание за насмешку, – типичные примеры насилия в детском саду. Агрессивное поведение имеет индивидуального носителя. Насилие проявляется спорадически, в отдельных инцидентах и акциях. Случаи, когда акты насилия инициируются обособленной группой детей, относительно редки. Не менее редки случаи, когда в насильственные действия вовлекается весь детский сад, вернее, все его питомцы.

Слайд 4

Следующий момент, обращающий на себя внимание, касается самой специфики проявления насилия в детских садах. Его характерной особенностью является непосредственность. Двое детей только что мирно играли друг с другом, как вдруг в следующее мгновение один ребенок плача встает и жалуется на то, что другой ударил его «прямо в живот». Насилие в детских садах не знает предварительной стадии, обдумывания, предвкушения, периода накопления напряжения, которое ищет выхода и наконец находит разрядку. Одно состояние в мгновение ока меняется на противоположное, мирное сопение разражается вспышкой ярости. Полутонов здесь нет. Многие питомцы детских садов не осознают до конца своих действий. Нет понимания последствий своих действий и чувства вины. Мальчик ударяет девочку, а затем, сбив ее с ног, начинает топтать ногами. Воспитательница в ужасе оттаскивает его от жертвы: «Разве ты не понимаешь, что делаешь ей больно?» Мальчик отрицательно качает головой: «Да ведь на мне же кроссовки!»

Слайд 5

Воспитательница не остается в стороне от происходящего, ее вовлекают в гущу событий и делятся самым сокровенным, она в курсе всех взаимных претензий. Дети, не задумываясь, выдают своих сверстников, ждут от воспитательницы помощи или поддержки, рассказывают все подробности происшествий. Поскольку отдельные дети проявляют настоящую виртуозность в искусстве жаловаться и по самому незначительному поводу громко требуют немедленного вмешательства воспитательницы, ей следует предварительно взвесить все за и против и прежде, чем вмешаться, подумать, следует ли это делать и не лучше ли предоставить детям возможность самим улаживать конфликт. Зачастую плач прекращается сам собой, как только дети замечают, что воспитательница не собирается реагировать на любой пустяковый повод. Суть проблемы – нахождение точек соприкосновения между позицией воспитательницы и позицией детей. В случае, если позиция оказывается для них неприемлемой по психологическим причинам, дети ее отвергают. Позиция воспитательницы должна быть соотнесена, приведена в соответствие с характером детского восприятия. Все ее слова должны затрагивать струны в детских душах и быть не заумными, а понятными, на уровне их развития. Шансы на усвоение детьми утопических идей или идей радикального толка минимальны.

Слайд 6

Опасность «пуританской» позиции Воспитательница занимает своего рода «пуританскую» позицию, с высоты которой она, не вдаваясь в тонкости различения дозволенного и недозволенного в сфере применения насилия, начисто отвергает все агрессивные и насильственные действия. Есть опасность, что в результате подобной позиции воспитательницы дети довольно быстро почувствуют свою ущербность. Когда радость, испытываемая от агрессивных игр и фантазий, объявляется патологией, дети уже не могут свободно им предаваться и чувствуют, что вот-вот их могут поймать с поличным. Однако правильная позиция зиждется на осознании того, что агрессивные тенденции заложены в самой человеческой природе. Радость, получаемая от актов разрушения и применения насилия, – первозданное свойство человека. Конечно, за повышенной агрессивностью ребенка нередко скрывается настоящее горе и зов о помощи, однако не менее часто к нему примешивается врожденная склонность и упоение насилием и разрушением. В случаях, когда в детских садах имеет место насилие, необходимо не упускать из виду обе стороны проблемы.

Слайд 7

Монополия воспитательницы на применение насилия С точки зрения детей, в распоряжении воспитательницы достаточно средств для поддержания своего монопольного господствующего положения. Одно уже осознание этого превосходства удерживает детей от вспышек насилия: в качестве существа, обладающего вдвое большим ростом и четырехкратно большей силой, ей ничего не стоит поднять их, потрясти, схватить за волосы и выставить вон. Благодаря своему физическому превосходству воспитательница занимает особое положение. Даже если она не пользуется своим преимуществом, дети никогда об этом не забывают. Ей ничего не стоит разнять двух борющихся детей или выставить буяна за дверь. Естественно, данным преимуществом не следует злоупотреблять. Принуждение не должно становиться единственным побудительным мотивом поведения детей, однако так или иначе физическое превосходство воспитательницы имеет для детей огромное психологическое значение. Дети отождествляют ее с силовой составляющей даже в том случае, когда она субъективно воспринимает себя иначе и меньше всего об этом думает.

Слайд 8

Атмосфера, царящая в детском саду, носит отчетливые следы влияния личности воспитательницы. Дети ведут себя в соответствии с ее настроениями. Они живо чувствуют перемену ее эмоций и подстраиваются под нее. Воспитательница предстает неким связующим звеном между самоопределением ребенка и его контактами с другими детьми. Она нередко выступает в качестве посредницы в их спорах. Детская группа становится зеркальным отражением душевного состояния воспитательницы. Данная роль делает ее профессию непростой. Создание хорошей психологической атмосферы в детском саду зависит от того, найдет ли она в себе достаточно душевных сил и энергии. Что это означает применительно к насилию? Дети тонко чувствуют все то, что происходит в ее душе и соответственно выражают это в своем поведении: они становятся раздражительными и упрямыми, бранятся и дерутся. Они чувствуют шестым чувством, что у воспитательницы что-то не так, неладно с психикой. Поэтому в случае возникновения эксцессов насилия в детском саду воспитательница должна спросить себя: не связано ли это с ней самой и не она ли невольно стала причиной этого? Может быть, она слишком беспокойна, невыдержанна и дурно настроена? Чтобы понять долю своей вины в случившемся, мало критического анализа своего поведения – надо заглянуть и в глубины собственной души.

Слайд 9

Задача воспитательницы – никогда не оставаться безучастной, любить свою работу, подавать детям пример, разговаривать с ними, отмечать собственные агрессивные импульсы. В этом ей должно помочь сознание того, что, хотя она не в силах поменять что-либо в глобальном отношении, она вносит весомый вклад во вверенный ей участок работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессия детей в детском саду.

Агрессивное поведение детей – это способ неадекватного реагирования на конфликтную ситуацию с использованием агрессии для разрешения проблемы.  Агрессивное поведение у маленьких детей ...

Консультация "Игры в детском саду для снятия агрессии"

Игры в детском саду , направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, нас...

Профилактика агрессии в детском саду

Актуальная на сегодняшний день статья на тему агрессии в детском саду. Какие последстаия агрессивного поведения дошкольника и что делать. Приведены  примеры игровых упражнений  в игротерапии...

Консультация для родителей "Агрессия ребенка в детском саду"

Родителям даются рекомендации по теме "Агрессия ребенка", предлагаются советы. как их преодолеть....

"Как педагогу остановить агрессию у ребенка в группе детского сада"

Уважаемые, педагоги! Предлагаю вам познакомиться с приёмами, которые помогут вам остановить вспышку агрессии у ребёнка в группе....

Беседа в старшей группе детского сада о памяти погибшим детям Донбаса в результате агрессии военных сил Украины

Война пахнет огнем и пеплом Война – это горький пот, это письма, которые ждут и боятся получать. Война – это короткое затишье и погибшие молодые жизни....