Авторская дидактическая игра " Как получают нитки и ткани"
методическая разработка (старшая группа)

Железнева Наталья Геннадьевна

Дидактическая игра "Как получают нитки и ткани"

Задачи:

  • расширять представления детей о значении растений и животных в жизни человека;
  • формировать понятие “натуральные ткани” (лен, хлопок); пуховые и шерстяные нити; «синтетические ткани» (полиэстер, капрон, нейлон);
  • познакомить с профессиями «чесальщица», «прядильщица», «ткачиха», «оператор»;
  • воспитывать бережное отношение к результату труда;
  • учить детей классифицировать ткани на натуральные и искусственные;
  • закрепить знания детей о вещах, которые изготовлены из натуральных и искусственных тканей;
  • обобщить знания детей о тканях – натуральных и искусственных, об их происхождении;
  • воспитывать бережное отношение к вещам.

 

Предварительная работа:

  • чтение рассказа К.Д. Ушинского “Как рубашка в поле выросла”.
  • рассматривание хлопка и льна в натуральном виде или на картинках. Знакомство с разными видами тканей.
  • составление коллекции тканей из льна, хлопка, синтетики, шерсти и пуха.

Вариант 1.

Дидактическая игра “Что для чего нужно?” (Классификация растений, животных и пр.).

В обручах лежат карточки с названиями: технические культуры, лекарственные растения, декоративные, съедобные, а также карточки с названиями домашних животных. Дети берут со стола картинки с изображением этих растений и раскладывают их в обручи, согласно карточкам.
Лен и хлопок – это технические культуры. Их используют для получения волокна (волокнистые).

Кролик и коза – дают мягкий и теплый пух. А овцы – приносят шерсть. Даже можно сказать, что эти растения и животные нас одевают. (привести загадки)

 

Вариант 2.

Показ хлопка, льна, шерсти и пуха в натуральном виде

Сравнительная характеристика:

– Если лен растет в северных областях России, то хлопок растет на юге. Почему? (Лен – растение длинного дня, хлопок – короткого дня, растет долго.)
– Если лен растет отдельными стебельками, то хлопок растет кустиком. Это однолетние травянистые растения.
– Сырьем для ниток у льна является стебель, а у хлопка коробочка.
– У льна коробочка маленькая; в ней находятся маленькие, мелкие, блестящие, скользкие, хрупкие семена.
– У хлопка коробочка крупная, большая, с ватой, внутри которой находятся крупные, твердые, жесткие, мохнатые, пушистые семена. Этот пух и используют (вата). 
– Нитки из хлопка толще, а из льна – тоньше.

- Животных для производства шерсти и пуха выращивают повсеместно. Почему? (они не боятся холода- их греет теплая шерсть).

- Какого цвета нити из шерсти и пуха? Какие они на ощупь? Какие изделия из пуха и шерсти у вас есть? (варежки, шарфы, шали, шапки, валенки и т.д.)

Дети делают сравнение, рассматривая вату, волокна льна, волокна шерсти и пуха через лупу.

Вариант 3.

Дидактическая игра “Найди и назови”.

Дети находят изделия из льна и хлопка, шерсти и пуха, из синтетических тканей и называют ткань.

– Как вы думаете, из чего сделаны эти вещи?

Итоги:  Сегодня мы с вами познакомились – с льном и хлопком, с синтетическими (искусственными) нитями из нефти, а также с пухом, шелком и шерстью. Вы узнали из чего делают натуральные ткани, а из чего искусственные.

Вариант 4.

Дидактическая игра на классификацию тканей “Магазин тканей”.

Перед началом игры дети вспоминают виды тканей (натуральные и искусственные). Детям предлагаются карточки, на которых изображены предметы одежды. На витрине (столе) разложены образцы различных тканей. Дети подбирают ткань, согласно своей карточке и объясняют, почему выбрали именно эту ткань.

 Чем отличаются натуральные ткани от искусственных?

-  Натуральные ткани изготавливают из натуральной продукции, которую дают растения и животные.

– В одежде из натуральных тканей человеку комфортно, летом в них прохладно, а зимой – тепло.
– Одежда не электризуется.
– Одежда из искусственных тканей яркая, имеет сочные цвета.
– Она не пропускает воздух.
– Искусственные ткани очень часто используются в промышленности (не горят, не пропускают воду, очень прочные).

 Логическая задача.

 Что общего между гусеницей, тканью и шелковым платьем?


– Гусеница вырабатывает шелковую нить, из нити ткут шелковую ткань, из ткани шьют шелковое платье (шелковая нить).


Почему бабочку назвали тутовым шелкопрядом?


– Потому что ее личинка – шелковичный червь ест только листья тутового дерева и в огромном количестве (ест – и растет, ест – и растет), пробовали его кормить другими растениями – листьями ежевики, он их ел, но рос хуже, и коконы получались не высшего сорта. Бабочка тутового шелкопряда стала домашней, потому что совсем не летает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_instruktsiya.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская дидактическая игра "Как получают нитки и ткани"

воспитателя МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок»

ст. Тбилисская

Железневой Натальи Геннадьевны

Задачи:

  • расширять представления детей о значении растений и животных в жизни человека;
  • формировать понятие “натуральные ткани” (лен, хлопок); пуховые и шерстяные нити; «синтетические ткани» (полиэстер, капрон, нейлон);
  • познакомить с профессиями «чесальщица», «прядильщица», «ткачиха», «оператор»;
  • воспитывать бережное отношение к результату труда;
  • учить детей классифицировать ткани на натуральные и искусственные;
  • закрепить знания детей о вещах, которые изготовлены из натуральных и искусственных тканей;
  • обобщить знания детей о тканях – натуральных и искусственных, об их происхождении;
  • воспитывать бережное отношение к вещам.

Предварительная работа:

  • чтение рассказа К.Д. Ушинского “Как рубашка в поле выросла”.
  • рассматривание хлопка и льна в натуральном виде или на картинках. Знакомство с разными видами тканей.
  • составление коллекции тканей из льна, хлопка, синтетики, шерсти и пуха.

Вариант 1.

Дидактическая игра “Что для чего нужно?” (Классификация растений, животных и пр.).

В обручах лежат карточки с названиями: технические культуры, лекарственные растения, декоративные, съедобные, а также карточки с названиями домашних животных. Дети берут со стола картинки с изображением этих растений и раскладывают их в обручи, согласно карточкам.
Лен и хлопок – это технические культуры. Их используют для получения волокна (волокнистые).

Кролик и коза – дают мягкий и теплый пух. А овцы – приносят шерсть. Даже можно сказать, что эти растения и животные нас одевают. (привести загадки)

Вариант 2.

Показ хлопка, льна, шерсти и пуха в натуральном виде

Сравнительная характеристика:

– Если лен растет в северных областях России, то хлопок растет на юге. Почему? (Лен – растение длинного дня, хлопок – короткого дня, растет долго.)
– Если лен растет отдельными стебельками, то хлопок растет кустиком. Это однолетние травянистые растения.
– Сырьем для ниток у льна является стебель, а у хлопка коробочка.
– У льна коробочка маленькая; в ней находятся маленькие, мелкие, блестящие, скользкие, хрупкие семена.
– У хлопка коробочка крупная, большая, с ватой, внутри которой находятся крупные, твердые, жесткие, мохнатые, пушистые семена. Этот пух и используют (вата). 
– Нитки из хлопка толще, а из льна – тоньше.

- Животных для производства шерсти и пуха выращивают повсеместно. Почему? (они не боятся холода- их греет теплая шерсть).

- Какого цвета нити из шерсти и пуха? Какие они на ощупь? Какие изделия из пуха и шерсти у вас есть? (варежки, шарфы, шали, шапки, валенки и т.д.)

Дети делают сравнение, рассматривая вату, волокна льна, волокна шерсти и пуха через лупу.

Вариант 3.

Дидактическая игра “Найди и назови”.

Дети находят изделия из льна и хлопка, шерсти и пуха, из синтетических тканей и называют ткань.

– Как вы думаете, из чего сделаны эти вещи?

Итоги:  Сегодня мы с вами познакомились – с льном и хлопком, с синтетическими (искусственными) нитями из нефти, а также с пухом, шелком и шерстью. Вы узнали из чего делают натуральные ткани, а из чего искусственные.

Вариант 4.

Дидактическая игра на классификацию тканей “Магазин тканей”.

Перед началом игры дети вспоминают виды тканей (натуральные и искусственные). Детям предлагаются карточки, на которых изображены предметы одежды. На витрине (столе) разложены образцы различных тканей. Дети подбирают ткань, согласно своей карточке и объясняют, почему выбрали именно эту ткань.

 Чем отличаются натуральные ткани от искусственных?

-  Натуральные ткани изготавливают из натуральной продукции, которую дают растения и животные.

– В одежде из натуральных тканей человеку комфортно, летом в них прохладно, а зимой – тепло.
– Одежда не электризуется.
– Одежда из искусственных тканей яркая, имеет сочные цвета.
– Она не пропускает воздух.
– Искусственные ткани очень часто используются в промышленности (не горят, не пропускают воду, очень прочные).

 Логическая задача.

 Что общего между гусеницей, тканью и шелковым платьем?


– Гусеница вырабатывает шелковую нить, из нити ткут шелковую ткань, из ткани шьют шелковое платье (шелковая нить).


Почему бабочку назвали тутовым шелкопрядом?


– Потому что ее личинка – шелковичный червь ест только листья тутового дерева и в огромном количестве (ест – и растет, ест – и растет), пробовали его кормить другими растениями – листьями ежевики, он их ел, но рос хуже, и коконы получались не высшего сорта. Бабочка тутового шелкопряда стала домашней, потому что совсем не летает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....

Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".

Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...

Дидактическая игра: "Что получится?"

Дидактическая игра для развития мышления, воображения....

Дидактическая игра "Что получится?"

Игра для развития ребёнка...

«Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников» 19.10.2022г.

laquo;Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников...

Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...