ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
статья

Прибытова Земфера Фуатовна

В Концепции федеральной целевой программы развития образования стратегической целью государственной политики в области образования называется повышение доступности качественного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pribytova.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ

В Концепции федеральной целевой программы развития образования стратегической целью государственной политики в области образования называется повышение доступности качественного образования.

В дошкольном детстве ребенок осваивает способы осуществления деятельности, закладываются предпосылки личностного развития, которые будут являться залогом успешного обучения детей в школе.

         Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность.

       Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен. Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Как отмечал А.Н. Леонтьев, цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Особенно актуальным становится применение развивающих компьютерных игр в целях личностного развития, а на этапе завершения  дошкольного образования – в целях подготовки дошкольников к обучению в школе.

          Проблема исследования: каково значение применения компьютерных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

         Объектом исследования являются развивающие и обучающие компьютерные игры для детей старшего дошкольного возраста.

         Предмет исследования: использование компьютерных игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

       Гипотеза исследования представлена на слайде: применение компьютерных игр в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- содержание компьютерных игр обеспечивает развитие психических процессов ребенка, способствует усвоению букв, цифр, формированию навыков счета и чтения;

- компьютерные игры применяются с учетом возрастных особенностей детей, зоны ближайшего развития и перспектив развития;

- компьютерные игры направлены на воспитание у детей самостоятельности, целеустремленности, способности самому находить пути решения поставленных задач, реализацию стремления ребенка к экспериментированию, творчеству;

- ребенку интересен игровой замысел и полученные результаты;

- при работе с компьютером соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

В соответствии с этим были выдвинуты задачи, также представленные на слайде:

1. Уточнить место и роль компьютерных игр в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

2. Выявить представления педагогов и родителей о воздействии компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста.

3. Выявить преимущества использования развивающих компьютерных игр для подготовки детей к обучению в школе.

4. Подобрать и систематизировать комплект электронных образовательных ресурсов, направленных на подготовку старших дошкольников к обучению в школе. 5.Разработать методические рекомендации для воспитателей «Применение компьютерных игр в целях подготовки к обучению в школе».

 Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей.

        Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Великобритании, Франции.

         В США существует ряд моделей обучения детей дома и в школе с применением компьютеров.        

Исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют об огромной популярности компьютерных игр.

         Отечественная наука и практика также располагают интересным опытом разработки и применения компьютерных программ в работе с дошкольниками.

              В 1991 году в России началась реализация проекта "Пилотный детский сад". целью которого было получение комплекса программно-методических средств для современных компьютеров, адресованных детям 4-7 лет и охватывающих все разделы дошкольного воспитания.

                 Составлением игровых программ для дошкольников занимаются педагоги, психологи, программисты.

        Российские ученые (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях.

Традиционно выделяют общую и специальную подготовку к школе.

      В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной внутренней позицией школьника, сформированными познавательными мотивами.

                 Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.

          Опытно-практическая работа, направленная на разработку методических рекомендаций по применению компьютерных игр в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста проводилась в детском саду №2.  В данном дошкольном учреждении есть компьютерно – игровой комплекс, в котором занимаются дети старшего дошкольного возраста.

       Работа проводилась в подготовительной к школе группе в период с октября 2019  по март 2020 года.

Для проведения работы было выбрано 10 детей.

Методы исследования: анкетирование, беседа, анализ развивающей компьютерной среды ДОУ, анализ развивающих и обучающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста, наблюдение, диагностические методики, эксперимент, математические методы.

С целью анализа исходных данных было определено 2 направления исследования: выявление уровня компьютерной грамотности и уровня готовности к школе.

Уровень развития компьютерных навыков детей следующий: средний уровень -  60%, низкий - 40%.

Методы и методики исследования представлены на слайде:

  • Анкетирование родителей
  • Беседа с руководителем КИК
  • Методика определения «школьной зрелости» (по тесту Керна-Ирасека)
  • Выявление системы представлений об окружающем
  • Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
  • Методика: «Найди, что изменилось»
  • Методика: «Овощи и фрукты»
  • Методика: «Что я задумала»
  • Методика: «Запомни картинки»
  • Методика: «Придумай продолжение»

Диагностическая работа по второму направлению показала, что показала, что в группе испытуемых большинство детей со средним уровнем готовности к школе (60%), с высоким уровнем готовности к школе – 10% и 30% - с низким.

Следующий этап работы проводился с целью апробации развивающих компьютерных игр для подготовки детей к обучению к школе.

Мероприятия этапа представлены на слайде:

  • Игра: «Планета Земля»
  • Игра: «Веселые моторы»
  • Игра: «Лесная школа»
  • Игра: «Математика измерение»
  • Игра: «Букварь»
  • Игра: «Загадки»
  • Игра: «Дракоша и подводный мир»
  • Игра: «Дракоша в мире птиц»
  • Игра: «Дракоша и правила дорожного движения»
  • Игра: «Несерьезные уроки»
  • Игра: «Дракоша и природа»
  • Игра: «Приключения в лесу»
  • Разработка комплекса ЭОР, направленных на подготовку к школе
  • «Родительский уголок»
  • Консультация для родителей на тему: «Ребенок и компьютер»
  • Памятка для педагога

Положительные отзывы от педагогов были получены после представления им комплекса электронных образовательных ресурсов, направленных на подготовку к школе.

Данный комплект состоит из ресурсов по разным образовательным областям образовательной программы.

Для работы с данным ресурсом необходимо:

Открыть слайд «Структура комплекта». Каждый структурный компонент является гиперссылкой на соответствующий раздел комплекта.

Метка на каждом слайде возвращает пользователя к структуре комплекта.

Скриншоты электронных ресурсов также являются ссылками на них и позволяют открыть ресурс непосредственно из слайда.

        Таким образом, применение компьютерных игр в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе будет эффективным при соблюдении следующих условий: (представлены на слайде). 

- содержание компьютерных игр обеспечивает развитие психических процессов ребенка, способствует усвоению букв, цифр, формированию навыков счета и чтения;

- компьютерные игры применяются с учетом возрастных особенностей детей, зоны ближайшего развития и перспектив развития;

- компьютерные игры направлены на воспитание у детей самостоятельности, целеустремленности, способности самому находить пути решения поставленных задач, реализацию стремления ребенка к экспериментированию, творчеству;

- ребенку интересен игровой замысел и полученные результаты;

- при работе с компьютером соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

А сейчас я представляю вашему вниманию методические рекомендации, в которую входит описание и структура комплекта.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Консультация для родителей на тему: "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе"

В консультации рассказаны условия успешной подготовки к школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

Предлагаемая программа  «АБВГДЕйка» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий                     ...

Тема выступления: Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой

Тема выступления по конструктивной деятельности: "Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой"...

Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок р...

Статья "Музыкальное развитие как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

В статье подробно изложен материал о музыкальных занятиях и как они помогают развиваться дошкольнику....

Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"

Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....