ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
статья
В Концепции федеральной целевой программы развития образования стратегической целью государственной политики в области образования называется повышение доступности качественного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pribytova.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
В Концепции федеральной целевой программы развития образования стратегической целью государственной политики в области образования называется повышение доступности качественного образования.
В дошкольном детстве ребенок осваивает способы осуществления деятельности, закладываются предпосылки личностного развития, которые будут являться залогом успешного обучения детей в школе.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность.
Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен. Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Как отмечал А.Н. Леонтьев, цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Особенно актуальным становится применение развивающих компьютерных игр в целях личностного развития, а на этапе завершения дошкольного образования – в целях подготовки дошкольников к обучению в школе.
Проблема исследования: каково значение применения компьютерных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования являются развивающие и обучающие компьютерные игры для детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование компьютерных игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования представлена на слайде: применение компьютерных игр в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- содержание компьютерных игр обеспечивает развитие психических процессов ребенка, способствует усвоению букв, цифр, формированию навыков счета и чтения;
- компьютерные игры применяются с учетом возрастных особенностей детей, зоны ближайшего развития и перспектив развития;
- компьютерные игры направлены на воспитание у детей самостоятельности, целеустремленности, способности самому находить пути решения поставленных задач, реализацию стремления ребенка к экспериментированию, творчеству;
- ребенку интересен игровой замысел и полученные результаты;
- при работе с компьютером соблюдаются санитарно-гигиенические требования.
В соответствии с этим были выдвинуты задачи, также представленные на слайде:
1. Уточнить место и роль компьютерных игр в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Выявить представления педагогов и родителей о воздействии компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста.
3. Выявить преимущества использования развивающих компьютерных игр для подготовки детей к обучению в школе.
4. Подобрать и систематизировать комплект электронных образовательных ресурсов, направленных на подготовку старших дошкольников к обучению в школе. 5.Разработать методические рекомендации для воспитателей «Применение компьютерных игр в целях подготовки к обучению в школе».
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей.
Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Великобритании, Франции.
В США существует ряд моделей обучения детей дома и в школе с применением компьютеров.
Исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют об огромной популярности компьютерных игр.
Отечественная наука и практика также располагают интересным опытом разработки и применения компьютерных программ в работе с дошкольниками.
В 1991 году в России началась реализация проекта "Пилотный детский сад". целью которого было получение комплекса программно-методических средств для современных компьютеров, адресованных детям 4-7 лет и охватывающих все разделы дошкольного воспитания.
Составлением игровых программ для дошкольников занимаются педагоги, психологи, программисты.
Российские ученые (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях.
Традиционно выделяют общую и специальную подготовку к школе.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной внутренней позицией школьника, сформированными познавательными мотивами.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.
Опытно-практическая работа, направленная на разработку методических рекомендаций по применению компьютерных игр в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста проводилась в детском саду №2. В данном дошкольном учреждении есть компьютерно – игровой комплекс, в котором занимаются дети старшего дошкольного возраста.
Работа проводилась в подготовительной к школе группе в период с октября 2019 по март 2020 года.
Для проведения работы было выбрано 10 детей.
Методы исследования: анкетирование, беседа, анализ развивающей компьютерной среды ДОУ, анализ развивающих и обучающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста, наблюдение, диагностические методики, эксперимент, математические методы.
С целью анализа исходных данных было определено 2 направления исследования: выявление уровня компьютерной грамотности и уровня готовности к школе.
Уровень развития компьютерных навыков детей следующий: средний уровень - 60%, низкий - 40%.
Методы и методики исследования представлены на слайде:
- Анкетирование родителей
- Беседа с руководителем КИК
- Методика определения «школьной зрелости» (по тесту Керна-Ирасека)
- Выявление системы представлений об окружающем
- Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
- Методика: «Найди, что изменилось»
- Методика: «Овощи и фрукты»
- Методика: «Что я задумала»
- Методика: «Запомни картинки»
- Методика: «Придумай продолжение»
Диагностическая работа по второму направлению показала, что показала, что в группе испытуемых большинство детей со средним уровнем готовности к школе (60%), с высоким уровнем готовности к школе – 10% и 30% - с низким.
Следующий этап работы проводился с целью апробации развивающих компьютерных игр для подготовки детей к обучению к школе.
Мероприятия этапа представлены на слайде:
- Игра: «Планета Земля»
- Игра: «Веселые моторы»
- Игра: «Лесная школа»
- Игра: «Математика измерение»
- Игра: «Букварь»
- Игра: «Загадки»
- Игра: «Дракоша и подводный мир»
- Игра: «Дракоша в мире птиц»
- Игра: «Дракоша и правила дорожного движения»
- Игра: «Несерьезные уроки»
- Игра: «Дракоша и природа»
- Игра: «Приключения в лесу»
- Разработка комплекса ЭОР, направленных на подготовку к школе
- «Родительский уголок»
- Консультация для родителей на тему: «Ребенок и компьютер»
- Памятка для педагога
Положительные отзывы от педагогов были получены после представления им комплекса электронных образовательных ресурсов, направленных на подготовку к школе.
Данный комплект состоит из ресурсов по разным образовательным областям образовательной программы.
Для работы с данным ресурсом необходимо:
Открыть слайд «Структура комплекта». Каждый структурный компонент является гиперссылкой на соответствующий раздел комплекта.
Метка на каждом слайде возвращает пользователя к структуре комплекта.
Скриншоты электронных ресурсов также являются ссылками на них и позволяют открыть ресурс непосредственно из слайда.
Таким образом, применение компьютерных игр в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе будет эффективным при соблюдении следующих условий: (представлены на слайде).
- содержание компьютерных игр обеспечивает развитие психических процессов ребенка, способствует усвоению букв, цифр, формированию навыков счета и чтения;
- компьютерные игры применяются с учетом возрастных особенностей детей, зоны ближайшего развития и перспектив развития;
- компьютерные игры направлены на воспитание у детей самостоятельности, целеустремленности, способности самому находить пути решения поставленных задач, реализацию стремления ребенка к экспериментированию, творчеству;
- ребенку интересен игровой замысел и полученные результаты;
- при работе с компьютером соблюдаются санитарно-гигиенические требования.
А сейчас я представляю вашему вниманию методические рекомендации, в которую входит описание и структура комплекта.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...
Консультация для родителей на тему: "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе"
В консультации рассказаны условия успешной подготовки к школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Предлагаемая программа «АБВГДЕйка» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий ...
Тема выступления: Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой
Тема выступления по конструктивной деятельности: "Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой"...
Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок р...
Статья "Музыкальное развитие как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"
В статье подробно изложен материал о музыкальных занятиях и как они помогают развиваться дошкольнику....
Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"
Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....