Воспитание без наказания.
статья
Предварительный просмотр:
Воспитание без наказания.
Не секрет, что сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем, когда- либо. За весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось.
Современным детям очень трудно внушить чувство вины, обычно пытаются на ранних этапах в семье или общественных учреждениях к этому прибегнуть. И уж тем более плохо реагируют на принуждение, на всякого рода нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. И уж совсем не понятно, на этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».
И точно, на что они откликаются, так это на уважение- уважение к ним к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас. К огромному сожалению, большинство взрослых даже и не предполагают, что ребенок- это маленькая личность со своими мыслями и проблемами.
Такие дети не всегда ведут себя хорошо. Это особые дети, но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях.
А ведь дети, приходят в наш мир совершенными. В наш несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.
Детям дано инстинктивно чувствовать, кто они в этом мире и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не удовлетворяются отговорками. Им недостаточно услышать: «Потому что я так сказал». Детям всегда приятно, когда к ним обращаются как ко взрослым. А честность и доверие воспитываются простыми шагами по изменению их поведения. А для этого надо взрослому человеку начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка может оказаться для многих непривычным. Для этого требуется изменить свое мышление и ожидание относительно поведения детей. И только тогда сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.
Очень многие родители так воспитаны сами и глубоко убеждены, что воспитание без наказания– это «глупые книжки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью», подкрепляют свое мнение простым аргументом: детей наказывали во все времена, значит, это правильно и необходимо.
Поборники воспитания путем наказания любят ссылаться на такой непререкаемый и авторитетный источник, как Библия: именно там, на страницах Ветхого завета, в книге притчей царя Соломона, имеется множество высказываний на эту тему.
Собранные вместе, цитаты эти, увы, производят гнетущее впечатление. А всегда ли правильно взрослые понимают суть излагаемого, всегда ли правильно читают между строк. Как вам, например, такая: «наказывайте сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайтесь криком его.» или такая: «не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою он не умрет».Прежде чем трактовать эти строки, надо изучить писания и не воспринимать буквально.
И надо помнить, ведь появились эти высказывания во времена, когда большинство людей были рабами, когда никто и не помышлял о правах человека, а справедливость осуществлялась путем варварских казней и пыток.
Можно ли всерьез обсуждать это в наши дни? А сегодня на родине царя Соломона (то есть в современном государстве Израиль) права детей защищены специальным законом: каждый ребенок, если родители применяли к нему физические наказания, применяют к нему физические наказания, может пожаловаться в полицию и засадить их тюрьму за рукоприкладство.
Итак, что же эффективнее? Метод кнута или пряника? Все очень просто и основано на учении И. Павлова об условных рефлексах: выполнил команду хорошо- получил корм, выполнил плохо- схлопотал удар кнутом. В конце концов животное запоминает, как надо себя вести. При хозяине. А без него? Увы, нет!
Ребенок, конечно же, не животное. Даже самому маленькому ребенку можно объяснить так, чтобы он понял. И тогда ребенок будет поступать правильно всегда, а не только когда он будет чувствовать, что за ним наблюдают. А это, как раз и есть умением думать своей головой. А если все время держать ребенка под контролем то, когда он вырастет и «вылетит из вашей «клетки», может сорваться и наделать массу глупостей. Ведь неоспоримый факт того, что большинство преступников, как правило, вырастают в семьях, где детей жестоко наказывают, или попросту не обращают на них внимания.
Как известно, ребенок рождается невинным. Первое, что он видит и к чему инстинктивно стремится - это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом - целиком заслуга пап и мам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей " Воспитание без наказания "
В данном лектории раскрываются интересные подхода к воспитанию детей дошкольного возраста без наказания. Предложены альтернативы наказанию....
Воспитание без наказания.
Вопроса о наказаниях не обошла вниманием ни одна серьезная педагогическая школа. Ученые мужи уже много веков вдохновенно спорят о том, можно ли шлепнуть расшалившегося ребенка по попе или ему до...
"Воспитание без наказаний"
Если ребенка жестоко наказывают и унижают дома, это обязательно всплывает в его детских играх, а в дальнейшем– и в отношениях со сверстниками.Сначала он будет шокировать окружающих избиение...
Плакат. Воспитание без наказания.
Стендовая информация для родителей. Эффективные способы воспитания. Профилактика жестокого обращения с детьми....
ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ
В работе рассматриваются наиболее распостранённые вида наказаний детей, анализируются их последствия; даются рекомендации, как избежать кризисных ситуаций в детско-родительских отношениях...
Воспитание и наказание
Консультация для родителей в вопросах взаимодействия с детьми....
Воспитание без наказания – это возможно?
Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. статья раскрывает различные методы, рекомендации, советы по воспитанию ребенка дошкольного воз...