«Роль дидактических игр и проектной деятельности дошкольников с природой».
методическая разработка

Таратонкина Наталья Владимировна

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем: « Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль дидактических игр и

проектной деятельности дошкольников с природой».

Подготовил  воспитатель Таратонкина Н.В.

   В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем: « Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

    В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания сегодня вновь обращаются к методу проектов. Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Что такое экологический проект? Прежде всего, он предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желаниями детей, содержанием образовательных программ.

     Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов, возможность достичь значимого результата. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта различают несколько типов проектов. В дошкольном образовании представлены  следующие:

1. Исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения с использованием научных методов познания ( наблюдения, эксперименты).

2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео фильмов.

3. Приключенческие, игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях. В основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра.

4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении.

5. Практико-ориентированные проекты связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.

    Для того чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, необходимо определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид проектов имеет определенную логику построения.

Общая схема организации проектной деятельности.

  1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки специалистов. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны абсолютно большинству детей. Примерами таких беспроигрышных затей могут служить проекты «Интересное рядом», «Знакомые незнакомцы», «Тайны ремесла», «Космические комиксы» и др.
  2. Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной ситуации. По внешней форме это задача, учебная проблема, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Важно отметить, что речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязанной им извне.
  3. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.
  4. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
  5. Реализация проекта. На начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у ребят информационный запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализ, освоению необходимых навыков. На этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей, создается почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей. Самостоятельность детей на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
  6. Презентация проекта имеет специфику в случае различных видов проектной деятельности. Практико-ориентировачные проекты венчает выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей; исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследования; информационные – демонстрация и использование собранной информации.
  7. Рефлексивно-оценочный этап проекта. На этом этапе проходит осмысления итогов проекта. Необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей.

   Экологические проекты бывают краткосрочными и долгосрочными. Их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от программы, тематики занятий и поставленных задач. Проект может длиться как один месяц, так и целый год. При этом усложняется методика работы.

Примеры различных видов проектов.

Тема проекта: «Комнатные растения».

Название проекта: «Мой цветок».

Вид проекта: краткосрочный индивидуальный исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества детей.

Суть проекта: каждый ребенок выбирает в качестве объекта комнатное или садовое цветущее растение. Детям предлагается, опираясь на свои знания о строении растений, опыт наблюдений, используя опорные символы, составить описание объекта. Также создается рассказ или сказка. В течение нескольких дней ребенок наблюдает за растением, для того чтобы ответить на определенный набор вопросов. Результатом работы над проектом становится рассказ ребенка о своем растении по схеме и записанная родителями история с детскими иллюстрациями. Продолжением проекта становится непосредственное участие детей в жизни выбранных ими растений – полив, уход, пересадка при помощи взрослых.

Тема проекта: «Обитатели живого уголка».

Название проекта: «Живой уголок».

Вид проекта: долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным практическим результатом для детей.

Суть проекта: используя опорные символы, ребята фиксируют свои наблюдения за питомцами живого уголка. В результате совместных усилий всех детей группы получается книжка-малышка «Живой уголок».

Тема проекта: «Растения».

Название проекта: «Тайны растений».

Проблема. Персонаж не может найти подтверждения о том, что растения являются живыми организмами.

Цель проекта: найти подтверждения словам.

Задачи работы:

  1. Актуализировать знания о свойствах живых организмов, составить список основных свойств.
  2. Подобрать способы выявления этих свойств у растений (эксперимент «Дыхание растений»).
  3. Составить целостное представление о свойствах растений.

Ход работы:

Этапы проекта.

Проект включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й – основной (исследовательский): выполнение намеченных задач, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – обобщающий (заключительный): подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Задачи проекта.

    В образовательном плане работа по проекту позволяет педагогу дать ребенку достаточно большой объем разнообразной информации по экологии, географии, биологии. При этом сами термины не употребляются, дети должны лишь понять их сущность, что в дальнейшем поможет им оценивать окружающую среду с точки зрения существующих в ней взаимосвязей. Выполняемые детьми задания носят обучающий и контролирующий характер, а сам прием является многофункциональными и может быть использован при изучении многих тем.

     Работа в рамках экологического проекта строится на основе интегрированного подхода. Так, на занятиях по физкультуре дети могут изображать повадки животных, на занятиях по изобразительной деятельности – рисовать или выполнять в технике оригами, аппликации их портреты и «дома», лепить фигурки животных и целые ландшафты, по художественному труду – создавать объемные макеты леса, луга. На занятиях по развитию речи – читать стихи и прозу. Предложить можно детям рассмотреть энциклопедии, посмотреть отрывок видеофильма. На музыкальных занятиях дети могут воссоздать музыкальные образы животных.

Игра.

    В дошкольной педагогике игра всегда имела большое значение при ознакомлении с природой. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. К каждому блоку занятий создан комплекс разнообразных игр для дошкольников. Можно выделить три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр. По содержанию и правилам экологические игры можно отнести к нескольким группам.

1. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил.

2. Настольные дидактические игры. Разработан комплекс игр такого типа, в частности, учебно-методический комплект «Невидимые ниточки природы». Наборы игр данного комплекта отражает все три содержательные линии программы: цикличность, разнообразие живых организмов и условий их существования, взаимосвязи природных объектов. Среди дидактических можно выделить предметные игры, которые предполагают использование для игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т.п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам. Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала. На экскурсиях используется игра «Угадай, что в мешочке»: в небольшой мешочек помещаются различные природные предметы. Задача ребенка –на ощупь определить предмет. Другой вариант такой игры, направленной на сенсорное развитие ребенка, регулярно проводится в начале занятий. Ребенку предоставляется возможность определять предметы, находящиеся в так называемом «ящике ощущений». В ящик помещается предмет, имеющий отношение к данной теме занятий. Воспитатель поочередно произносит названия разных объектов. Если это природный объект, дети прыгают, если нет – протягивают к воспитателю руки, так как искусственные предметы сделаны руками человека. Для усложнения игры взрослый производит «обманные» движения. Игры с мячом проводятся по аналогии с известной игрой «съедобное – несъедобное». Игра «Что к чему». Большой лист ватмана делится линией пополам. На его половинках прикрепляются бумажные карманы. На одном из них изображен символ природы, на другой – символ того, что сделано руками человека. Дети получают карточки с изображением различных предметов и объектов, которые они должны распределить по карманам на ватмане. Игра с рельефными карточками. Игра «Что на что похоже». Подготовьте рисунки с изображением разных геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. Дети делятся на две команды. Одна команда движется и изображает растение или животное. Участники игры угадывают, о чем или о ком идет речь. Дошкольники задумывают объект живой или неживой природы и дают его словесное описание. Задача остальных участников игры – отгадать, о чем или о ком идет речь, и пояснить, почему они отнесли его к живой или неживой природе. Игровой прием – написание писем животным. Дети выбирают животное, которое им больше всего нравится, пишут ему письмо.

3. Интеллектуальные игры: «КВН», «Брэй-ринг», «Что? Где? Когда?»

4. Самостоятельные игры.

Возможны два варианта организации работы, игры:

  1. индивидуальный
  2. коллективный

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

Какова роль дидактических игр при обучении дошкольников математике?

значение дидактических игр при обучении математике...

Выступление из опыта работы «Роль дидактических игр в ознакомлении дошкольников с живой природой»

Рассказать о том как с помощью дидактических можно воспитывать и обучать детей....

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"

Материал поможет родителям дошкольников узнать как можно с помощью игры развивать ребенка....

Роль дидактических игр в воспитании дошкольника

Статья об играх с детьми дома, на улице, в детском саду....

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с природой

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с природой...