Картотека игр по подготовке детей к школе
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Гнёздышко»
п. Пуровск Пуровского района
Картотека игр для занятий с детьми подготовительных к школе групп
Составила
Пожидаева С.П.
Упражнение «Школьник и дошкольник»
Цель: помочь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Взрослый: «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник».
- На уроке.
- Дома.
- С друзьями и т.п.
Упражнение «Обведи по контуру»
Детям предлагается обвести контур какого-нибудь школьного предмета (портфеля, пенала, карандаша, букваря и т.п.), соединив контурные точки (рисование по точкам).
Игра «Доскажи словечко»
Педагог загадывает какой-либо школьный предмет. А детям (ребенку) предлагается отгадать загадки про школьные предметы и принадлежности.
Упражнение «Я положу в свой портфель»
Дети и взрослые сидят или стоят в кругу. Первый участник (ребенок) говорит: «Я положу в свой портфель...» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий участник повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.
Упражнение «Урок или перемена»
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене
Ты уже знаешь, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)
Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене.
- Читают
- Играют
- Разговаривают с друзьями
- Просят у друга ластик
- Пишут в тетради
- Отвечают на вопросы учителя
- Решают задачки
- Готовятся к уроку
- Едят яблоко.
Упражнение «Составь фигуру»
Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней позиции школьника.
Детям из геометрических фигур (возможно вырезанных из цветной бумаги) предлагается создать аппликацию на тему «Школа».
Упражнение «Школьные знаки»
Цель: помощь детям в осознании школьных требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.
А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила?
Чего нельзя делать на уроке?
А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
Коллаж «Портфель для Белочки»
Цель: формирование положительного отношения к обязанностям школьника, научить детей правильно собирать портфель.
Детям предлагается выбрать предметы (можно распечатать или нарисовать и вырезать из бумаги), которые Белочка должна взять в школу и наклеить (или просто положить) их на бумагу, на которой изображен контур портфеля.
Упражнение «Инструкция»
Проводится как бы школьный урок. Взрослый в роли учителя, ребенок (дети) – ученики. Из группы выбирается тот, кто «идет к доске» (водящий). Ему дается лист с заранее нарисованными на нем фигурами. Задача водящего - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа водящего. Затем водящий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция водящего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.
Упражнение «Для чего ходят в школу»
Ведущий бросает мяч и спрашивает. Пример: В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать... и т.п. (если правильно - хлопнуть, а если не правильно - топнуть)
Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»
Участники встают в круг, и, передавая друг другу мяч, называют свои ассоциации (первое слово, которое приходит на ум) со словом «Первоклассник».
Упражнение на развитие произвольного внимания
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, умения считать
Материалы: лист бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши
Задача: ребенок рисует 10 треугольников, заштриховывает 3,7,9 фигуру.
Инструкция произносится один раз.
Кол-во: индивидуально, по подгруппам
Упражнение «Дорисуй фигуру»
Цель: развитие точности восприятия
Материалы: карточки по количеству детей (приложение 1), карандаши
Задача: дорисовать фигуры
Кол-во: группа детей
Игра «Определи время года и суток»
Цель: развитие восприятия времени, представлений о временных
промежутках, расширение кругозора, речи.
Материалы: картинки с изображение времен года, времен суток, часы
(приложение 2)
Задача: определить время года, суток, разложить картинки по порядку.
Рассказать, что происходит в живой и неживой природе, в жизни людей в
данное время. Помочь ребенку составить примерный распорядок дня.
Кол-во: индивидуально, группа детей
Игра «Сравнение предметов»
Цель: развитие мыслительных операций
Материалы: пары слов
Задача: найти сходство и различие по главным признакам
Кол-во: индивидуально, группа детей
Пары слов: муха – бабочка, дом – избушка, стол – стул, книга – тетрадь, вода
– молоко, топор – молоток, пианино – скрипка, шалость – драка, щекотать –
гладить, город – деревня и т.п.
Игра «Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных операций обобщения, отвлечения, выделение
существенных признаков.
Материалы: цепочки слов
Задача: найти лишнее слово
Кол-во: индивидуально, группа детей
Цепочки слов: старый, дряхлый, маленький, ветхий; храбрый, злой, смелый,
отважный; и т.п.
Игра «Я - фотоаппарат»
Цель: развитие внимания, памяти
Материалы: набор предметов
Задача: ребенок представляет себя фотоаппаратом, «снимает» предметы,
ситуации, человека и т.д. затем с закрытыми глазами воспроизводит
увиденное.
Кол-во: индивидуально, группа детей
Игра «Много - один»
Цель: развитие памяти, быстроты мышления
Материалы: набор слов
Задача: ведущий называет слова во мн.числе, дети – в ед.числе, или наоборот
Кол-во: индивидуально, группа детей
Игра «Сколько в слове слогов?»
Цель: развитие внимания, быстроты мышления
Материалы: мяч, набор слов
Задача: ведущий бросает мяч ребенку, называет слово, ребенок отвечает
сколько слогов в слове, возвращает мяч.
Кол-во: группа детей
Игра «Найди себе пару»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, мышления
Материалы: карточки со слогами : ка, на, го, жи, пар, во, сос, мыш, ра, вот,
та, да.
Задача: дети имеют по одной карточке, ищут себе пару, чтобы получилось
слово.
Кол-во: группа детей
Игра «Найди соседей»
Цель: развитие памяти, переключения внимания, знание числового ряда, как
усложнение знание алфавита.
Материалы: карточки с цифрами и буквами
Задача: ребенок называет «соседей»числа или буквы
Кол-во: группа детей
Игра «Животные»
Цель: развитие внимания
Задача: ребенок выбирает себе название животного, ведущий вперемежку
называет животных, услышав свое животное, ребенок хлопает в ладоши.
Кол-во: подгруппа детей
Игра «Лови мяч»
Цель: развитие внимания и ловкости
Материалы: мяч
Задача: ведущий по очереди бросает мяч, называя животных, птиц, растения.
Но ловить мяч дети должны только когда прозвучит название условленной
птицы (другое условие – животное, далее - растение)
Кол-во: группа детей
Игра «Зеркало»
Цель: развитие внимания и координации движений
Задача: ребенок в точности повторяет движения, мимику ведущего
Кол-во: индивидуально
Игра «Кем был?»
Цель: развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи
Материалы: набор слов, мяч
Задача: ведущий бросает мяч и задает вопрос «Кем был раньше?», ребенок
ловит мяч и отвечает
Кол-во: группа детей
Набор слов:
Цыпленок(яйцом), лошадь(жеребенком), дуб(желудем), рыба(икринкой),
яблоня(семечком), лягушка(головастиком), бабочка(гусеницей), хлеб(мукой),
шкаф(доской), велосипед(железом), рубашка(тканью), ботинки(кожей),
дом(кирпичом), сильный(слабым) и т.д.
Игра «Кем будет?»
По аналогии с игрой «Кем был?», при обсуждении важно подчеркнуть
возможность нескольких вариантов (например, яйцо – птенец, крокодил,
черепаха, змея, яичница)
Игра «Я положил в мешок»
Цель: развитие памяти, кругозор
Задача: взрослый начинает игру словами «Я положил в мешок яблоки»,
каждый следующий игрок повторяет слова и добавляет свое слово.
Усложнение: называть только слова одной смысловой группы, только слова
на определенную букву.
Кол-во: подгруппа или группа детей
Игра «Пантомима»
Цель: развитие внимания, координации, воображения, мышления
Задача: изобразить жестами, мимикой, звуками предмет или действие,
остальные угадывают.
Кол-во: подгруппа или группа детей
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: развитие внимания, быстроты мышления
Материалы: мяч
Задача: ведущий называет ситуацию и бросает мяч. Если ситуация бывает,
ребенок ловит мяч, если не бывает – отбивает
Кол-во: группа детей
Пример ситуаций:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Домик рисует девочку.
В кастрюле варится чашка.
Игра «Говори наоборот»
Цель: способствовать расширению кругозора ребенка, сообразительности
Материалы: набор слов или ситуаций
Задача: ведущий называет слово или ситуацию, ребенок отвечает как будет
наоборот.
Кол-во: группа детей
Игра «Как это можно использовать»
Цель: развитие мышления, памяти, сообразительности
Материалы: предметы повседневной жизни
Задача: найти возможно большее число вариантов использования предмета
Кол-во: группа детей
Игра «Назови еще»
Цель: развитие гибкости ума, классификации
Задача: назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие
(деревья, спорт, звери, домашние животные, овощи, фрукты, наземный
транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, слова, относящиеся к
искусству и т.п.)
Упражнение на развитие концентрации внимания
Материалы: 2 пары картинок, содержащих 10-15 отличий; несколько
неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько
наполовину раскрашенных картинок
Задача: сравнить картинки и назвать отличия;.что нарисовано или найти
несоответствия; раскрасить вторую половину картинки
Кол-во: индивидуально
Упражнение на развитие объема внимания
Материалы: 2 рисунка с квадратами: с точками и чистые
Задача: время показа каждой карточки 1-2 секунды. Воспроизвести точки на
рисунке.
Кол-во: индивидуально
Упражнение «Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти
Материалы: список слов
Задача: повторять слова за взрослым, начиная с одного слова и т.д.
Кол-во: индивидуально
Упражнение на развитие зрительной памяти
Цель: развитие памяти, умения считать, ориентация на плоскости
Материалы: цветные счетные палочки
Задача: ребенок смотрит на сложенные из палочек фигуры 2 секунды, попамяти воспроизводит фигуру.
Усложнение: палочки разного цвета. Ребенок должен запомнить
расположение палочек по цвету и сложить фигуру.
Кол-во: индивидуально
Игра «Соедини предметы с одинаковыми названиями»
Цель: развитие речи, наглядно-образного мышления
Материалы: картинка с изображением предметов
Задача: найти предметы с одинаковыми названиями, но разные по
назначению. Вспомнит с ребенком другие подобные слова.
Кол-во: индивидуально
Игра «Чем отличаются сходные картинки?»
Цель: развитие речи, знакомство с предлогами, ориентирование в
пространстве, развитие мышления и внимания
Материалы: картинки с изображением похожих изображений
Задача: найти похожие картинки и объяснить, чем они отличаются.
Кол-во: индивидуально
Игра «Соедини части предметов»
Цель: развитие внимания и ассоциативного мышления.
Материалы: карточки с изображением предметов и их силуэтов
(приложение8)
Задача: найти и соединить две части одного предмета, при этом одна часть –
рисунок, а вторая – силуэт. Можно предложить ребенку нарисовать силуэты
хорошо знакомых предметов, например чашки, вазы с цветами, часов и т.п.
Кол-во: индивидуально, несколько человек
Игра «На что похожи фигуры»
Цель: развитие ассоциативного мышления, восприятия, знакомство с
геометрическими фигурами и с формами предметов.
Материалы: картинки с изображением предметов и геометрических фигур
(приложение 9)
Задача: соединить фигуры с похожими на них по форме предметами. Можно
нарисовать геометрические фигуры и предложить дополнить ее деталями,
чтобы получилась интересная картинка.
Кол-во: индивидуально, несколько человек
Игра «Слушаем и рисуем»
Цель: развитие слуховой памяти и внимания
Материалы: небольшой рассказ, бумага и карандаши по количеству детей.
Задача: взрослый читает рассказ и предлагает нарисовать рисунок, точно
отражающий его содержание.
Кол-во: индивидуально, несколько человек
Примерный рассказ: В воскресенье слепил я 3 замечательных снеговиков.
Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой поменьше, а
третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у
третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений для подготовки детей к школе
В данной картотеке,представлены материалы,по подготовке детей к школе....
Картотека упражнений для подготовки детей к школе
Картотека упражненийдля подготовки детей к школе...
Картотека упражнений для подготовки детей к школе
Картотека упражненийдля подготовки детей к школе...
Картотека упражнений для подготовки детей к школе
Данный материал содержит описание игр для детей старшего дошкольного возраста, способствующих развитию психических процессов. Будет интересен как воспитателям,так и родителям будущих первоклассников....
Картотека упражнений для подготовки детей к школе
Картотека упражнений для подготовки детей к школе...
Картотека упражнений для подготовки детей к школе
Как подготовить ребенка к школьному обучению? Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познани...
Картотека заданий по подготовке детей к школе
Картотека заданий по подготовке детей к школе...