"Дети и подростки с СДВГ"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Александра Юрьевна

   В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, еще его называют синдромом нарушения вни­мания - СНВ, или гиперкинетическим расстройством) относится к числу наиболее распространенных неврологических заболева­ний в детском возрасте - до 15% от всех детей младшего школь­ного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_sdvg.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая коррекция СДВГ у детей и подростков.

   В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, еще его называют синдромом нарушения внимания - СНВ, или гиперкинетическим расстройством) относится к числу наиболее распространенных неврологических заболеваний в детском возрасте - до 15% от всех детей младшего школьного возраста.

   Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности снижаются с возрастом, то нарушения внимания только нарастают

  В  развитии СДВГ наблюдаются также половозрастные различия. Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Показано, что из детей, обращавшихся за неврологической помощью, 67% составляют мальчики.

   Можно выделить 3 основных симптома СДВГ - это  нарушение внимания, импульсивность и гиперактивность. Также значимой (хотя и не входящей в «клинические признаки») является социальная дезадаптация.

 Нарушение внимания – это неспособность воспринимать информацию из разных источников, снижение концентрации, повышенная отвлекаемость на раздражители, недостаточная переключаемость.

1.Ребеноку трудно поддерживать внимание, он не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2.Легко отвлекается на посторонние стимулы и не может до конца закончить поставленную задачу.

3.Слушает, но кажется, что не слышит.

4.Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

5. Плохо организован.

6. Часто теряет личные вещи.

7. Забывчив.

Импульсивность  проявляется в  склонности действовать без достаточного сознательного контроля.

1. Ребенок начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

2.С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

3.В разговоре часто прерывает, мешает, пристает к окружающим.

Гиперактивность - двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной

1.Ребенок суетлив.

2.Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение.

6. Болтлив.

         Для точной постановки диагноза необходимо, чтобы эти симптомы проявлялись более чем в одной ситуации (в противном случае, это может быть невроз, проблемы воспитания и т.д.). Диагноз СДВГ является медицинским и выставляется только врачом – неврологом.

    СДВГ может быть 3 –х  видов:

а) комбинированный, т.е. в равной степени нарушено внимание, присутствуют гиперактивность и импульсивность.

б) СДВГ с преимущественными нарушениями внимания;

в) СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности в равной степени.

   Разберем несколько мифов о СДВГ.

1 миф – все дети с СДВГ гиперактивны. Некторые дети гиперактивны, а некоторые заторможены, мечтательны, словно живут в другом мире, кажутся абсолютно незаинтересованными.

2 миф – дети с СДВГ могли бы вести себя лучше, если бы они захотели и постарались, просто они плохо воспитаны. Нарушения внимания, импульсивность и гиперактивность мало зависят от желания или нежелания ребенка. Эти проявления связаны с функционированием мозга. Взрослые способны помочь  сделать эти проявления менее выраженными.

 3 миф – СДВГ – медицинский диагноз, а значит обязательно требуется медикаментозное лечение. СДВГ – действительно медицинский диагноз и в некоторых случаях прием медицинских препаратов действительно необходим (только под контролем врача). Однако без поведенческой терапии и особой тактики взаимодействия,  организации режима, двигательной активности и питания не обойтись.

           Важно знать следующее:

  • интеллект детей в общем сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков, что ведет к выраженной школьной дезадаптации;
  • специфика интеллектуальной деятельности гиперактивного ребенка состоит из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, а далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха -пока не наступает полное истощение.  В период «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его деятельности;
  •  импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, в неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов ;
  • присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором; они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствии;
  • у гиперактивных детей есть и свои личностные особенности: отсутствие чувства безопасности, склонность к агрессии, нестойкость к стрессу, стремление удовлетворять свои эмоции в мире фантазии, тревожность;
  • чем больше нарастает активность ребенка с СДВГ, тем сильнее он утомлен.

        Сопутствующие осложнения при СДВГ.

1.Нарушение координации и моторных функций. Как ни странно, у детей с СДВГ, при всей их активности,  часто нарушена координация движений и общая моторика.

2.Им свойственны беспокойство и повышенная тревожность. Они склонны к депрессии.

3.Характерны речевые нарушения, нарушения сна, эмоциональная нестабильность, проблемы социальной адаптации и обучения.

                Методы психолого-педагогической коррекции.

  • Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Во время разговора важны тон, мимика, жесты. Часто для детей с СДВГ они важнее, чем слова. Если вы были  неправы – извинитесь.
  • Необходимо научиться не придавать чрезмерного значения проступку.      

Не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослого. Здесь необходимо сочетание требовательности со спокойствием и доброжелательностью.

  • Не отождествлять поступок с личностью ребенка. Плохим или неправильным может быть поступок, а не сам ребенок.
  • Внимательно выслушивать, отвечать на вопросы, серьезно относиться к просьбам. Обязательно объяснять причину отказа.

   Дети с СДВГ импульсивны, им трудно сдерживаться, особенно если накапливается гнев, обида, страх. Им трудно управлять своим поведением в силу нарушений функций контроля, планирования и регуляции.. Взрослые не должны провоцировать «выплески эмоций» своей  несдержанностью и нетерпимостью.

    При организации деятельности детей с СДВГ оптимально их нахождение на переднем плане, перед учителем. Инструкции должны быть короткими, понятными. Необходимо фиксировать последовательность действий с помощью четкого плана, внешнего контроля, т.е. повторения задний детьми, достижении результата. Очень важно, чтобы дети с СДВГ умели и не боялись  обращаться к педагогу с просьбой о помощи.

   И в заключение хочется сказать, что коррекция СДВГ  - это процесс очень длительный и трудный. Ни одно поведенческое нарушение ни корректируется так долго и тяжело. При многообразии методов диагностики, медикаментозного лечения и психологической коррекции четкого понимания - как именно помочь гиперактивному ребенку, чтобы он беспроблемно встроился в общество и не чувствовал себя изгоем, нет.

 Поэтому проявите просто понимание, терпение   и доброжелательность к данной категории детей и их родителям.  

Литература.

1.И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях, Издательство Института Психотерапии, Москва, 2001 ISBN 5-89939-026-3

2.Цветков А.В., Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию, 2012 ISBN 978-5-91775-085-9  О ООО «ИСК», о-макет, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства массовой коммуникации, как фактор агрессивного поведения детей и подростков

Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно обширный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложение паттернов (программирование...

Становление личности детей и подростков средствами фольклора

Анализ сказки "Гуси-лебеди" как фольклорного произведения...

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков

В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения ...

Влияние оздоровительной аэробики на физическое развитие детей и подростков.

Что такое аэробика? Разновидности аэробики и как она влияет на развитие физических качеств....

Проблема адаптации одаренных детей и подростков.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики,  развития и социализации детей и подростков волнуют пед...

Влияние компьютерных игр на детей и подростков.

В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офиса, медицинских учреждений, школ. Компьютеры стремительно вне...