"Дети и подростки с СДВГ"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, еще его называют синдромом нарушения внимания - СНВ, или гиперкинетическим расстройством) относится к числу наиболее распространенных неврологических заболеваний в детском возрасте - до 15% от всех детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_sdvg.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая коррекция СДВГ у детей и подростков.
В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, еще его называют синдромом нарушения внимания - СНВ, или гиперкинетическим расстройством) относится к числу наиболее распространенных неврологических заболеваний в детском возрасте - до 15% от всех детей младшего школьного возраста.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности снижаются с возрастом, то нарушения внимания только нарастают
В развитии СДВГ наблюдаются также половозрастные различия. Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Показано, что из детей, обращавшихся за неврологической помощью, 67% составляют мальчики.
Можно выделить 3 основных симптома СДВГ - это нарушение внимания, импульсивность и гиперактивность. Также значимой (хотя и не входящей в «клинические признаки») является социальная дезадаптация.
Нарушение внимания – это неспособность воспринимать информацию из разных источников, снижение концентрации, повышенная отвлекаемость на раздражители, недостаточная переключаемость.
1.Ребеноку трудно поддерживать внимание, он не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.
2.Легко отвлекается на посторонние стимулы и не может до конца закончить поставленную задачу.
3.Слушает, но кажется, что не слышит.
4.Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
5. Плохо организован.
6. Часто теряет личные вещи.
7. Забывчив.
Импульсивность проявляется в склонности действовать без достаточного сознательного контроля.
1. Ребенок начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.
2.С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3.В разговоре часто прерывает, мешает, пристает к окружающим.
Гиперактивность - двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной
1.Ребенок суетлив.
2.Неспособен усидеть на одном месте.
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Всегда нацелен на движение.
6. Болтлив.
Для точной постановки диагноза необходимо, чтобы эти симптомы проявлялись более чем в одной ситуации (в противном случае, это может быть невроз, проблемы воспитания и т.д.). Диагноз СДВГ является медицинским и выставляется только врачом – неврологом.
СДВГ может быть 3 –х видов:
а) комбинированный, т.е. в равной степени нарушено внимание, присутствуют гиперактивность и импульсивность.
б) СДВГ с преимущественными нарушениями внимания;
в) СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности в равной степени.
Разберем несколько мифов о СДВГ.
1 миф – все дети с СДВГ гиперактивны. Некторые дети гиперактивны, а некоторые заторможены, мечтательны, словно живут в другом мире, кажутся абсолютно незаинтересованными.
2 миф – дети с СДВГ могли бы вести себя лучше, если бы они захотели и постарались, просто они плохо воспитаны. Нарушения внимания, импульсивность и гиперактивность мало зависят от желания или нежелания ребенка. Эти проявления связаны с функционированием мозга. Взрослые способны помочь сделать эти проявления менее выраженными.
3 миф – СДВГ – медицинский диагноз, а значит обязательно требуется медикаментозное лечение. СДВГ – действительно медицинский диагноз и в некоторых случаях прием медицинских препаратов действительно необходим (только под контролем врача). Однако без поведенческой терапии и особой тактики взаимодействия, организации режима, двигательной активности и питания не обойтись.
Важно знать следующее:
- интеллект детей в общем сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков, что ведет к выраженной школьной дезадаптации;
- специфика интеллектуальной деятельности гиперактивного ребенка состоит из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, а далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха -пока не наступает полное истощение. В период «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его деятельности;
- импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, в неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов ;
- присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором; они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствии;
- у гиперактивных детей есть и свои личностные особенности: отсутствие чувства безопасности, склонность к агрессии, нестойкость к стрессу, стремление удовлетворять свои эмоции в мире фантазии, тревожность;
- чем больше нарастает активность ребенка с СДВГ, тем сильнее он утомлен.
Сопутствующие осложнения при СДВГ.
1.Нарушение координации и моторных функций. Как ни странно, у детей с СДВГ, при всей их активности, часто нарушена координация движений и общая моторика.
2.Им свойственны беспокойство и повышенная тревожность. Они склонны к депрессии.
3.Характерны речевые нарушения, нарушения сна, эмоциональная нестабильность, проблемы социальной адаптации и обучения.
Методы психолого-педагогической коррекции.
- Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Во время разговора важны тон, мимика, жесты. Часто для детей с СДВГ они важнее, чем слова. Если вы были неправы – извинитесь.
- Необходимо научиться не придавать чрезмерного значения проступку.
Не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослого. Здесь необходимо сочетание требовательности со спокойствием и доброжелательностью.
- Не отождествлять поступок с личностью ребенка. Плохим или неправильным может быть поступок, а не сам ребенок.
- Внимательно выслушивать, отвечать на вопросы, серьезно относиться к просьбам. Обязательно объяснять причину отказа.
Дети с СДВГ импульсивны, им трудно сдерживаться, особенно если накапливается гнев, обида, страх. Им трудно управлять своим поведением в силу нарушений функций контроля, планирования и регуляции.. Взрослые не должны провоцировать «выплески эмоций» своей несдержанностью и нетерпимостью.
При организации деятельности детей с СДВГ оптимально их нахождение на переднем плане, перед учителем. Инструкции должны быть короткими, понятными. Необходимо фиксировать последовательность действий с помощью четкого плана, внешнего контроля, т.е. повторения задний детьми, достижении результата. Очень важно, чтобы дети с СДВГ умели и не боялись обращаться к педагогу с просьбой о помощи.
И в заключение хочется сказать, что коррекция СДВГ - это процесс очень длительный и трудный. Ни одно поведенческое нарушение ни корректируется так долго и тяжело. При многообразии методов диагностики, медикаментозного лечения и психологической коррекции четкого понимания - как именно помочь гиперактивному ребенку, чтобы он беспроблемно встроился в общество и не чувствовал себя изгоем, нет.
Поэтому проявите просто понимание, терпение и доброжелательность к данной категории детей и их родителям.
Литература.
1.И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях, Издательство Института Психотерапии, Москва, 2001 ISBN 5-89939-026-3
2.Цветков А.В., Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию, 2012 ISBN 978-5-91775-085-9 О ООО «ИСК», о-макет, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства массовой коммуникации, как фактор агрессивного поведения детей и подростков
Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно обширный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложение паттернов (программирование...
Становление личности детей и подростков средствами фольклора
Анализ сказки "Гуси-лебеди" как фольклорного произведения...
Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков
В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения ...
Влияние оздоровительной аэробики на физическое развитие детей и подростков.
Что такое аэробика? Разновидности аэробики и как она влияет на развитие физических качеств....
Проблема адаптации одаренных детей и подростков.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики, развития и социализации детей и подростков волнуют пед...
Влияние компьютерных игр на детей и подростков.
В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офиса, медицинских учреждений, школ. Компьютеры стремительно вне...
Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков
Памяткадля родителейпо профилактикевредных привычеку детей и подростков...