Сборник занятий «Разных народов мира» (Армении, Таджикистана, Татарстана, России)
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Юргита Альбяртовна Поцюте

Расширить и углубить представления о многообразии народов России: места их проживания, национальной одежды, обычаев и традиций. Познакомить с некоторыми народными музыкальными инструментами, сказками, играми и национальными блюдами: Армении, Таджикистана, Татарстана и России. Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник занятий

«Разные народы России» (Армении, Таджикистана, Татарстана, России)

Тема: «Россия многонациональная страна» в старшей группе.

Цель:  Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи: 

  • Закреплять и расширять представление о России
  • Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России
  • Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину
  • Способствовать формированию у детей интереса к народам России
  • Познакомить с особенностями разных народных культур.
  • Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н.и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.); «Липкие пеньки» (башкирская н.и ), «  Тимербай» ( татарская н.и), « Платочек» ( мордовская н.и.) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская  роспись, матрешки и др.)

Оборудование и пособия:  Видеопрезентация  , Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России;  книги со сказками народов России, настольный театр по сказке «Кудрявая девочка», д/игра « Собери национальный костюм»

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная , игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, театральная.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Беседа с видеопрезентацией.  «Россия многонациональная»

1.слайд. 

 - Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.

Читает ребёнок

Стихотворение  Т. Бутова  «Родина»

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно пол мира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и. я.

Воспитатель: Какие символы России вы знаете? ( ответы детей)

Танец с ложками ( с одним из символов России)

Воспитатель :Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

2слайд.. - Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

Ответы детей: (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи,  ненцы и др.)

Сюрпризный момент. « К нам пришла посылка»

Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.

Русский н.к. – кокошник.

Татарский н.к. – тюбетейка.

Чеченский н.к. – платок из легких тканей или шарф.

Чукотский н.к. – варежки из меха.

Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:

- что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)

- кому может принадлежать эта одежда?

- кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду?)

- как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

-У русских родной язык… (русский)
-У хантов родной язык… (хантыйский)
-У башкир родной язык… (башкирский)
-Послушайте, как здороваются эти народы  по разному на своем языке.

Русские при встрече говорят  друг  другу… здравствуйте.  

Послушайте в аудиозаписи как люди разных народов приветствуют друг друга  , как слово  «Здравствуйте» звучит на разных языках.

3.слайд

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Воспитатель: - Посмотрите на  мордовский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют.)

Поиграем в мордовскую игру «Платочек»

-  Воспитатель: что особенного в татарском национальном костюме?

Ответы детей:

- На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный ( застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.

4 слайд - А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

- мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

5 слайд - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.

Воспитатель:- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

Д/ настольная игра  «Собери национальный костюм» из серии разрезные картинки .Дети делятся на группы и собирают изображение национальных костюмов.

Воспитатель - У каждого народа свои песни, сказки, национальные игры. Сейчас мы познакомимся со сказкой северного народа

Настольный театр . Чукотская  сказка  «Кудрявая девочка»

( показывают дети)

П/ИГРА

Играющие,  взявшись за руки, делают круг.  Выбирают водящего — Тимербая  Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

делали вот так (показ Тимербаем  движения) .

 Воспитатель -Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей).

Народы нашей страны дружбой сильны.

Дружба и братство лучшее богатства.

Пальчиковая игра

Разных народов большая семья, -( вертят ладошки, шевеля пальцами)И этим гордиться должны мы друзья - ладони в «Замок» поднимаем пальцы)

Россией зовется общий наш дом, -( из ладошек делаем крышу дома)

Пусть будет уютно каждому в нем.- ( ладони прижаты друг к другу)Любые мы трудности вместе осилим -( потираем кулачки друг об друга)

И только в единстве сила России.-(поднимаем руки вверх и раскрываем ладони)

Рефлексия

игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Всем народам  дружное: Ура! (машут руками)

дети поют песню «Россия»

По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

-Что нового узнали?  - О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?

                 

Тема "Знакомство с Арменией" в старшей группе.

Задачи:

  • дать детям первые элементарные представления об Армении, о ее народе, государственной символике, природе и культурных ценностях,
  • познакомить с национальной одеждой, блюдами,
  • приобщить к армянским народным играм,
  • обогащать словарный запас,
  • развивать внимательность, аккуратность,
  • вызвать интерес к другой культуре,
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Материалы:

  • презентация “Знакомство с Арменией” (см. Приложение 1), запись со звучанием дудука, листочки для раскрашивания с армянской национальной одеждой, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия

Просмотр заставки перед мультфильмом из серии “Гора самоцветов” с армянской сказкой “Царь и ткач”.

Ребята, про какой народ сейчас нам рассказывали? (Про армян). А как называется страна, в которой живут армяне? (Армения). А вы знаете, что родители Евы к нам приехали из Армении? Вы хотите узнать, что это за страна? Давайте посмотрим на карту и найдем Россию. А теперь я вам покажу, где находится Армения. (Слайд 2).

У каждой страны есть свой герб и флаг. Посмотрите на флаг и герб Армении. (Слайд 3).

В Армении удивительная и уникальная по красоте природа: и величественные горы, вершины которых покрыты шапками снега, а на их склонах раскнулись альпийские луга, и высокое прозрачное небо, чистый, наполненный ароматами лекарственных растений воздух, и стремительные реки и прозрачные озера, и зеленые долины, и фруктовые плодовые деревья, и конечно, благоухающие кустарники и цветы. (Показ слайдов 4, 5, 6).

У каждого народа есть своя национальная одежда. Давайте посмотрим на армянский костюм. (Слайд 7). На нем вы видите традиционную праздничную и повседневную одежду армян. Основу мужской и женской одежды составляли рубахи и штаны. Сверху них носили другую разнообразную одежду. Мужчины: архалух, кафтан, черкеску. Женщины: архалух, платье, пояс, передник, кафтанчик, безрукавку. Одежду украшали вышивкой. Сейчас возьмите цветные карандаши, я вам раздам картинки для раскрашивания, а вы аккуратно и правильно их раскрасьте.

А теперь давайте поиграем в игру, которую придумал армянский народ. Называется она “Земля, вода, огонь и воздух”. Послушайте правила игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово “земля”, тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово “вода” играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово “воздух” — названием птицы. При слове “огонь” все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выходит из игры.

(Показ слайда 8). Как вы думаете, что это? (Дудочка). Да. Вы почти угадали. Это дудук – древний духовой инструмент, который армяне делают из абрикосового дерева. Музыка дудука на протяжении многих времен сопровождала все важные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадьбы и похороны. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Прослушивание записи). Какая она? (Печальная, грустная, душевная, пронзительная).

Армяне – очень гостеприимный народ. По случаю радости и счастья армяне накрывают стол, созывают родственников и друзей и угощают их. Скажите, ребята, во что заворачивают у нас начинку для голубцов? (В листья капусты). Посмотрите на слайд (Слайд 9) и отгадайте, во что здесь завернута начинка? (Листья). Да. Это виноградные листья. И это армянское блюдо называется – толма.

У нас в магазинах можно купить армянский хлеб – лаваш. Он представляет собой длинную и тонкую, легко свертываемую полосу из выпеченного теста длиной около метра. (Слайд 10). Выпекать такой лаваш – целое искусство. Тесто из муки, воды и соли вымешивают руками почти час без остановки. Из отдельных шариков раскатывают тонкие пласты, перебрасывают с руки на руку, как жонглеры, и прилепляют на стенку тонира. Тонир - глиняная печь цилиндрической формы, которая закапывается в землю. (Слайд 11). Во многих домах сохранился древний обычай осенью выпекать лаваш про запас на 3-4 месяца. Его высушивают, складывают в стопки, укрывают и хранят. Достаточно сухой лаваш увлажнить водой и укрыть полотенцем на полчаса, как он вновь становится мягким.

Угощение детей армянским лавашом. Понравился вам рассказ про Армению? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).

Во второй половине дня просмотр мультфильма из серии “Гора самоцветов” по армянской сказке “Царь и Ткач”.

Конспект занятия «Знакомство с культурой таджикского народа» подготовительная группа.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».

Задачи: Познакомить детей с культурой быта народов Таджикистана. Развивать чувства доброты и доброжелательности у детей, воспитывать интерес и уважение к сверстникам других национальностей.

Предварительная работа: Чтение таджикских народных сказок, слушание таджикской музыки, рассматривание кукол в таджикских национальных костюмах, работа с родителями мальчика.

Материал: картинки с изображением таджикского жилища, предметов интерьера, национального и народного костюмов, национальных блюд, музыкальное оформление.

Содержание организованной деятельности детей.

Звучит таджикская музыка.

Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Сегодня ребята мы совершим увлекательное путешествие в страну, которая называется Таджикистан. А приглашает нас туда мальчик Далер – ваш друг.

Я приклоняюсь пред Тобою,

любимый мой Таджикистан.

Твоих сынов и дочерей,

нас приютило много стран.

Да, мы покинули Тебя,

Ты строго нас не осуждай.

Не разлюбить нам никогда

наш дальний, милый, тёплый край.

Тот край любви, тепла и света,

растёт там хлопок на полях.

Арбуз и дыню вспоминаем

мы со слезинкой на глазах.

Любви и мысли нет границы,

Тебя всё также любим мы.

О скорой, неизбежной встрече

наполнены мои мечты.

Ассалом алейкум! Так по-таджикски здравствуйте.

Селения таджиков это компактные кишлаки с тесной застройкой, лабиринтом кривых улиц и тупиков, глухими стенами домов и заборов – дувалов.

Таджики строили свои жилища (хона, хавли) из глины, камня и соломы. Крышу делали плоской земляной, с обмазкой из глины. Под потолком делали узкие световые проёмы, заменявшие окна. Иногда дом имел террасу (айвон). Под одной крышей жила одна большая семья: мама (мадар, папа (падар, бабушка (биби, бибиджон, дедушка (бобо, бободжон). Детей в таджикской семье всегда было много – мальчиков и девочек. Все жили одной дружной большой семьёй. Жилище делилось на мужскую и женскую половины. В женскую половину – это внутренняя часть дома, посторонних не пускали.

Была в доме особая комната для гостей (мехмонхона). Пол в ней застилался кошмами (плетёные коврики, хлопчатобумажными и шерстяными паласами (намад, коврами. Вдоль стен располагались длинные узкие прошитые одеяла (курпача, в центре комнаты - скатерть (дастархан, куда клали пищу и ставили напитки.

Стены украшают сюзане и коврами. Мебель в сельской местности практически не используется. Большинство вещей хранится в специально предназначенных для этого кованых сундуках.

Традиционными занятиями таджиков было земледелие – выращивали в основном зерновые, бахчевые, огородные культуры и хлопчатник, и разведение скота (козы, овцы). Транспортными животными были яки, ослы, лошади. Также древним занятием таджиков была вышивка, вязание (у женщин, резьба по дереву, изготовление шёлковых и шерстяных тканей, изготовление посуды из глины.

Традиционная одежда таджиков имела свои особенности. У мужчин — широкая рубаха, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги, в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин - широкие платья, с вышивкой или гладкие. Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор — платки, тюбетейки. Молодые таджички носят украшения –серьги, ожерелья, подвески, кольца.

Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир, лапша, различные каши; в равнинных — лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени, растительное масло (в том числе хлопковое, овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных таджиков — плов, у горных — суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот, нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня, конфеты (парварда) и т. п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный — обычно в холодное время года.

Фольклор народов Таджикистана богат и разнообразен. Это трудовые песни, колыбельные, праздничные и обрядовые. Известны таджикские музыкальные инструменты –струнные (дутар, танбур, ударные- кайрок (каменные кастаньеты, дойра (бубен, таблак (глиняные литавры). В Таджикистане существуют такие народные праздники: Курбан-Байрам, национальный праздник Весны (21 марта, праздник тюльпанов Сайри – Лола, День независимости республики. На праздниках обязательны красочные народные танцы. Любимым народным зрелищем таджиков является искусство наездников, дрессировка животных и птиц, национальная борьба, выступление канатоходцев, фокусников, кукольников.

Лухтак (или лухтаки ришта) - удивительная кукла - оберег, которая и по нынешний день живет в семьях таджиков высокогорных кишлаков. Как ее изготовить знают бабушки и прабабушки. Современные женщины их почти не делают. Кукла делается из двух палочек крестом и головы. Первоначальное назначение куклы - оберегать дом, семью, отдельно мужчин и мальчиков, женщин и девочек.

Она была много столетий распространена повсеместно: оберегала дом и людей от бед, с нею играли дети. Обереговая сила Лухтака предназначена для одного человека индивидуально (в отличие от кукол-оберегов России).

В ней ярко выражено женское и мужское начало. Кукле - девочке выплетается круглое или овальное лицо с геометрически точным ромбом, зрительно уходящим в глубину. Кукле - мальчику лицо оставляется безо всякого оформления, только сверху наматывается белая "чалма" с опущенным на плечо концом ткани. Зато ему ярко выплетается длинная шея.

У лухтака нет лица в обычном понимании, но мы, увидев куклу, мгновенно принимаем ее такой, как она есть. В доме лухтак должна жить выше голов людей, так как она, по поверьям, принимает на себя темную энергию, сглаз и болезни. Когда-то, если ребенок заболевал, родители специально делали куклу, заговаривали ее и бросали в реку - вода уносила вместе с куклой и болезнь ребенка. В лухтак изначально заложены свет, добро, защита, жизнелюбие и тепло, в которых так нуждается человек.

Тема «Знакомство с татарской народной культурой и обычаями» в старшей группе.

Цель: продолжать знакомство с татарской народной культурой и традициями.

Тема: Знакомство с татарской народной культурой и обычаями.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа, национальная одежда, блюда, промысел. Активизировать словарь

детей: калфак, түбәтәй - тюбетей, кокошник.

Развивающие:Расширять знания о том, что страна многонациональна, все народы живут дружно.

Воспитательные: воспитывать уважение к традициям татарского народа.

Предполагаемый результат: по окончанию занятия дети могут организовать татарские народные игры в режимных моментах самостоятельно, смогут рассказать другим детям и своим родителям о татарской народной культуре и обычаях, назвать татарскую национальную одежду на татарском языке; дружба детей разных национальностей.

Виды деятельности:

Продуктивная - изобразительная деятельность “Укрась узорами татарский национальный костюм”.

Коммуникативная- развитие речи.

Социально- личностное – общение детей через игры и слайды.

Формы и методы организации совместной деятельности:

*беседа с детьми по слайдам о республики Татарстан;

*песня на татарском языке “ Дустым бар – есть друг”;

*татарские народные игры “ Йөзек салыш - колечко, колечко”, “ Түбәтәй- тюбетей”;

* шуточный татарский танец.

Индивидуальная работа: выучить стихи с детьми на татарском и на русском языках.

Предварительная работа: рассматривание альбома “ Необычайное путешествие- искиткеч сәяхәт ”, беседа о достопримечательностях г. Казани, запоминание слов песни “Дустым бар”. Шуточный татарский танец .

Оборудование к организационной деятельности:

Демонстрационный материал: колесо истории, бабушкин старинный сундучок, куклы Таня и Ваня одеты в русские национальные костюмы. Чак - чак и бавырсак на подносе с вышитыми полотенцами. Презентация “Путешествие в республику Татарстан”, диск .

Раздаточный материал: краски и кисточки, готовые образцы национального костюма для каждого ребенка , гостинцы - треугольники для детей.

Участие родителей в проведении организованной деятельности: повторение слов песни “ Дустым бар”.

 

Ход организованной деятельности

 

1.Вводное слово воспитателя. Ребята, сегодня по дороги в детский сад я встретила Таню и Ваню и пригласила их в гости. Посмотрите, какие они нарядные.

-Во что одета кукла Таня?

Дети: Таня в красивом сарафане и белой блузке.У нее в голове – кокошник.

Воспитатель: - А во что одет Ваня?

Дети: Ваня одел рубашку – косоворотку, шаровары.У него на ногах – сапоги, а на голове - картуз.

Воспитатель: - В какие же костюмы они одеты?

Дети: Таня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, где живут Таня и Ваня?

Дети: Таня и Ваня живут в Древней Руси.

Воспитатель: У них есть друзья Алсу и Мансур, которые живут в Республике Татарстан. Они приглашают нас в путешествие в город Казань, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте татарского народа. Отправляемся мы туда сквозь “ Колесо истории”. Ребята, давайте пойдем друг за другом, откроем “золотой дверь истории” и встанем в круг.

2. Основная часть.Появляются Алсу и Мансур,одетые в национальные татарские костюмы,выносят чак - чак и бавырсак на подносе с вышитыми полотенцами.

Мансур: Исәнмесез балалар, кызлар һәм малайлар!

Без Алсу белән бергә, бик шат сезне күрергә!

Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы Алсу и Мансур, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь,поудобней располагайтесь.

Алсу: Дусларны без каршылыйбыз

Баллы чәк-чәкләр белән.

Дорогих гостей встречаем круглым, пышным баурсаком.

Он на подносе расписном с вышитым полотенцем.

Баурсак мы вам подносим, поклонясь,отведать просим.

Дети садятся на стульчики, Алсу и Мансур угощают всех.

Воспитатель: Ребята, именно вот так встречают гостей в Татарстане - чак-чаком и баурсаком.Чак-чак - на татарском языке – чәк-чәк, баурсак- бавырсак.Повторяем слова хором и индивидуально.

-Алсу и Мансур садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Татарстан. Презентация (показываю материал о городе Казани по слайдам).

Наша Родина – Россия. Но наша малая Родина - это Татарстан, в котором мы живем.

-Ребята, кто знает столицу нашей Родины?

Дети: -Это, город Казань ( слайд1).

Воспитатель: - Кто президент в Татарстане?

Дети: Минниханов Рустем Нургалиевич (слайд 2).

Воспитатель: Татарстан имеет свой флаг, герб и гимн (слайд 3).

Татарстан богата лесом (слайд 4).

- Ребята, как вы думаете, зачем нужен лес ?

Дети: - Из него изготавляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи.

Воспитатель: Татарстан богат нефтью (слайд 5). Именно из Татарстана, от Альметьевского месторождения, берет свое начало знаменитый нефтепровод «Дружба», «Дружба-2». Эти нефтепроводы функционируют и сегодня, обеспечивая поставки нефти из Татарстана на экспорт. Что касается нефтепереработки, то добываемая нефть перерабатывается, прежде всего, на крупнейшем в республике Нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе (7 млн. тонн нефти в год). Этот завод вырабатывает из нефти все виды жидкого топлива. В предприятие «Казаньоргсинтез» - производят полиэтилен.

В Татарстане Кукморском районе изготавливают валенки. А народные умельцы по просьбе людей изготавливают разные ичиги по заказу. Ильдар Шайхутдинов занимается изготовлением ичиг уже довольно долгое время. Он стал обучать молодых своему искусству в Казанском колледже технологии и дизайна. Все занятия проходят в мастерской сапожника. Ильдар Гомерович стал первым в Казани преподавателем техникума по изготовлению ичигов (слайд 6).

В Татарстане выращивают большие урожаи: хлеб, овощи, сахарную свеклу (слайд 7).

В Татарстане есть наш любимый Алексеевский район. В самом центре Татарстана, на берегу Камы, живут хранительницы древнего, но не забытого знания - художественного ткачества. Руки мастериц нашей фабрики художественного ткачества из простых нитей создают ткани, не похожие друг на друга узоры, отражают на полотне красоты родного края (слайд 8).

В Татарстане живут люди разных национальностей. - Кто может сказать, люди, каких национальностей живут у нас в Татарстане?

Дети: Татары, русские, чуваши, мордва, марийцы, крещеные татары.

Воспитатель: У нас в Татарстане люди разных национальностей живут дружно, всегда помогают друг – другу.

Давайте споем песню на татарском языке « Дустым бар - есть друг».Молодцы!

Наши друзья Алсу и Мансур - они татары. А татары умеют не только работать, но и отдыхать. Это веселый, трудолюбивый народ. Очень любят татары проводить национальные праздники « Сабантуй», «Навруз»,

«Курбан байрам», « Ураза байрам» ( слайд 9). Обряды – это песня и танец. И еще они очень любят играть.

-Давайте, с вами немножко отдохнем и поиграем.

Татарскую народную игру « Йөзек салыш – колечко, колечко». После игры дети садятся на стульчики, в кругу остаются дети, одетые в национальные татарские костюмы.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, в какой наряд одеты Алсу и Мансур? (дети рассматривают костюмы)

-Это что за костюмы?

- Это татарский национальный костюм. Посмотрите, какие они красивые (слайд10).

«Шуточный татарский танец» исполняют все дети.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается русский национальный костюм от татарской? (сравниваем одежду по слайду ).

Дети: У русской девочки одет сарафан, а у татарской - платье с камзолом. На голове – кокошник, калфак. У русского мальчика надета рубашка - косоворотка,сапоги, шаровары, на голове – картуз. У татарина - рубашка с пояском и камзолом, ичиги, а на голове - тюбетей. Алсу и Мансур достают из сундука калфак и тюбетей, показывают детям. Повторяем название головных уборов.

Татарская народная игра « Тюбетей».

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас стать ткачами и художниками и украсить узорами татарский костюм. Дети расписывают узорами татарский национальный костюм. Дарят их Алсу и Мансуру.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, подошло к концу наше путешествие в республику Татарстан. Пора прощаться с Мансуром и Алсу.

Мы играли и плясали, много нового узнали

Хорошо в гостях у вас, только поздний нынче час.

Приезжайте гости к нам, мы будем очень рады, Вам!

Алсу и Мансур: Подождите, подождите! Мы Вас хотим угостить с татарскойнациональной блюдой “ Өчпочмак - треугольник». Раздают детям треугольники, прощаемся с ними и возвращаемся в детский сад через

« золотой дверь истории».

Воспитатель: - Ребята, куда мы с вами путешествовали?

-Давайте вспомним, что узнали? - О чем сегодня вы можете рассказать своим родителям дома? (ответы детей).

 

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кубановедению в старшей группе по теме: "Традиции чаепития у разных народов мира."

Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей,их культуре.Дать представления о традициях чаепития разных национальностей.Закреплять знания о родной странеАктивизировать в речи прилагат...

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

ООД по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в старшей группе « Новогодними традициями разных народов мира»

ООД по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в старшей группе                            ...

Конспект развлекательного мероприятия В рамках образовательной темы «Дети разных народов мира»

Цель: Способствовать формированию у детей понятия «дружба» между людьми разных национальностей, формированию предпосылок формирования  толерантности.Задачи:-продолжать формировать представле...

Подвижные игры разных народов мира

Подвижные игры разных народов мира[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12888710","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]]...

Методическая разработка мероприятия к проекту Толерантность тропинка к Миру «Игры разных народов мира»

Цель:использование территории детского сада для ознакомления дошкольников с играми и национальными обычаями разных народов;- формирование положительной мотивации для развития динамической активности д...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАРОДЫ МИРА"Старший дошкольный возраст

Знакомство детей с различными расами людей, с их народнвми костюмами и традициями....