план по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад « Малышок»
План по самообразованию педагога дополнительного образования
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации»
Выполнила педагог дополнительного образования: Дулуш С.Д. |
2021-2022 уч. год
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник аппликации.
Задачи:
- Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей;
- Участие в конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной аппликации в ДОУ;
- Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционной аппликации и применять их на практике;
- Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
- Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционной аппликации;
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
- Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы работы с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
- Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционная аппликация»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования.
- Обобщение опыта работы по теме самообразования;
- Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционной аппликации.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» (Л.С.Выготский)
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, в том числе аппликация.
Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника: Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность. Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Трудовое воспитание - здесь сочетается умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Проработав несколько лет и проанализировав работу по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация.
Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.
Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребёнка, уверенность в своих силах и возможностях. Также заняться проблемой детского художественного творчества подтолкнули меня наблюдения за работой детей с разными материалами.
Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в аппликации неплохой - они работают разными материалами, осваивают различные приёмы и способы. Дети ориентированы на создание предметных плоскостных аппликаций или отдельных образов из бумаги, картона, природного и бросового материалов. Но в работах детей – не было фантазии и творчества, а все это способствует снижению интереса детей к данным видам продуктивной деятельности.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации» (с использованием ИКТ) .
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
- Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
- Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
- Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционной аппликацией;
- Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник аппликации;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе использования нетрадиционных техник аппликации, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
- будет составлена картотека «Нетрадиционная аппликация для детей старшего дошкольного возраста»:
- пополнена РППС (Центр ИЗО)
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей: «Как развивать творчество»; «Виды нетрадиционной аппликации»
- Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями.
- Презентация на родительском собрании «Наше творчество!»
- Презентация педагога по теме самообразования.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
№ | Этап самообразования | Цель | Форма работы | Практические выводы | |
1 | Подготовительный этап Аналитико-диагностический. | Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме.
| Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной аппликации для детей старшего дошкольного возраста. | Список нормативных документов, психолого-педагогических, научно- методической литературы | |
Изучение литературы, отбор технологий. | Методическая литература | ||||
Составление консультаций, рекомендация, брошюр, памяток на тему «Значение нетрадиционной аппликации для развития творческих способностей ребёнка» | консультации, рекомендации, брошюры, памятки | ||||
Составление плана самообразования и перспективного плана работы с детьми и родителями | План самообразования и перспективный план работы и родителями | ||||
2 | Основной этап (внедрение в работу подготовленного материала). | Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками | Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу с детьми по теме самообразования. | Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. | |
Составление картотеки «Нетрадиционная аппликация» | Картотека «Нетрадиционная аппликация» | ||||
Формирование и оформление методической копилки | Подборка практического материла | ||||
Участие личное педагога, воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах | Фотовыставки, выставки творческих работ, альбом «Наши достижения» | ||||
3 | Заключительный этап. | Обобщить опыт работы по теме самообразования | Мониторинг Презентация «Отчет о работе по самообразованию педагога» |
Тема | Программное содержание | Ожидаемые результаты. | |
сентябрь | |||
1.Знакомство с объемной аппликацией. | Знакомить с репродукциями, работами, аппликативной техникой: обрывной накладной, модульной; аппликацией комочками; полным и частичным приклеиванием деталей. | Развитие интереса к изодеятельности, желание заниматься бумагопластикой, | |
2.Знакомство с бумагой. | Знакомить со свойствами и видами бумаги, способами ее применения. | Знания о свойствах и видах бумаги, ее применении. | |
3.Знакомство с оригами. | Знакомить с приемами складывания бумаги, базовыми формами. | Знания о складывании поделок из бумаги без ножниц. | |
октябрь | |||
1.«Яблочко румяное». Аппликация накладная. | Осваивать новую технику создания многослойных изображений, наклеивая детали друг на друга в убывающем порядке. | Умение создавать многослойное и изображение, наклеивая детали в убывающем порядке. | |
2.«Груша». Аппликация модульная. | Создавать красочное изображение рваной мозаикой, аккуратно наклеивая близко друг к другу. | Умение создавать мозаичное изображение, подбирать красивые цветосочетания. | |
3.«Морковь». Оригами. | Осваивать новую технику складывания игрушек из бумаги, внимательно слушать педагога и точно повторять его действия | Освоение техники получения поделок путем складывания бумаги | |
4.«Натюрморт (фрукты, овощи). Аппликация накладная. | Создавать красочный натюрморт, вырезая нужные формы соответствующего задумке цвета. | Умение работать с шаблонами, вырезать ножницами по контуру. | |
ноябрь | |||
1.«Зайчик». Оригами. | Осваивать технику складывания игрушек из бумаги, внимательно слушать педагога и четко выполнять его инструкции. | Освоение техники, базовых форм оригами. | |
2.«Черепашка». Аппликация модульная. | Распределять резаную мозаику равномерно по рисунку, аккуратно наклеивать. | Умение нарезать одинаковые модули из бумаги, сложенной гармошкой. | |
3.«Золотые листочки летят» (коллективная). Аппликация обрывная. | Создавать яркое изображение, выщипывая аккуратно по контуру бумагу, находить место на общей работе. | Освоение техники обрывания, формирование композиционных умений. | |
4.«Осеннее дерево». Аппликация комочками. | Аккуратно выкладывать крону дерева комочками, придавая пушистость, подбирать красивое цветосочетание. | Освоение новой техники, развитие мелкой моторики рук и пальцев. | |
декабрь | |||
1.«Маленькой елочке холодно зимой». Аппликация накладная и обрывная. | Продолжать осваивать технику обрывной аппликации, развивать композиционные умения, сочетать в работе разные виды аппликации | Освоение техники, развитие композиционных умений, цветовосприятия. | |
2.«Снеговик». Аппликация комочками. (кол.) | Договариваться с партнерами, определять свой участок работы на общем изображении. | Освоить технику, умение работать в коллективе. | |
январь | |||
1.Выставка. | Воспитывать желание заниматься рукоделием, веру в свои возможности. | Воспитание эстетического вкуса, творческого воображения. | |
2.«Барашки на лугу». Аппликация обрывная. | Создавать изображение, аккуратно выщипывая бумагу по контуру, красиво располагать на листе. | Формирование композиционных умений, освоение техники. | |
3.«Цыпленок». Оригами. | Продолжать осваивать технику, внимательно слушать воспитателя и четко выполнять инструкции. | Освоение приемов складывания, базовых форм оригами. | |
4.«Курочка-пеструшка». Аппликация модульная. | Создавать изображение рваной мозаикой, чередуя модули в разном порядке для выразительности образа. | Освоение техники рваной мозаики, композиционные умения. | |
февраль | |||
1.«Заинька-зайка».Аппликация обрывная. | Продолжать осваивать обрывную технику, создавать выразительные образы. | Развитие композиционных умений, чувство цвета, пропорций, совершенствование техники изготовления. | |
2.«Ежики на прогулке (кол.) Аппликация жгутиками и комочками. | Создавать выразительный образ с помощью комочков и жгутиков и дополнительных техник, находить место в общей работе, | Умение катать комочки и жгутики, работать в коллективе. | |
3.«Самолет».Оригами. | Точно совмещать стороны и уголки, четко проглаживать сгибы. | Освоение приемов складывания, базовых форм. | |
4.«Плещется синее море…» Аппликация обрывная. | Создавать гармоничную композицию в сине-голубом цвете, обрывая придавать бумаге вид волн. | Формирование композиционных умений, цветовосприятие. | |
март | |||
1.«Аленький цветочек». Аппликация накладная. | Создавать многослойное изображение, частично наклеивая детали, придавая цветку объем. | Освоение техники, развитие чувства формы, пропорций, экспериментирование с цветом. | |
2.«Птичья школа». (коллект.) Аппликация модульная. | Совершенствовать умение вырезать модули нужной формы по шаблону, красиво подбирать цветосочетания. | Умение вырезать ножницами по контуру, развивать чувство цвета, пропорций. | |
3.«Живые облака». Аппликация обрывная. | Аккуратно выщипывать кусочки бумаги, придавая живописную форму, дорисовывать мелкие детали для выразительности образа. | Развитие воображения, создание оригинальных композиций.освоение техники. | |
апрель | |||
1. Панно «Звезды и кометы». (кол.) Аппликация накладная | Создавать рельефную картину, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. | Развитие творческого воображения, самостоятельности. | |
2.«Букет тюльпанов». Оригами. | Повторять за педагогом точно его действия, создавать гармоничную композицию. | Освоение приемов складывания, цветовосприятие. | |
3.«Золотая рыбка». Аппликация модульная. | Продолжать осваивать технику выкладывания рисунка модулями, подбирая красиво цветосочетания. | Освоение приемов вырезывания одинаковых модулей из бумаги, сложенной гармошкой. | |
4.«Рыбки плещутся». Аппликация комочками и жгутиками. (кол.) | Аккуратно распределять комочки и жгутики разного цвета по форме, определять местоположение своей работы на общем листе. | Освоение техники, развитие мелкой моторики пальцев, рук, умение работать в коллективе. | |
май | |||
1.«Цветет мимоза». Аппликация накладная. | Создавать гармоничную композицию техникой накладной аппликации с частичным приклеиванием деталей. | Освоение приемов частичного наклеивания деталей, развивать чувство композиции. | |
2.«Бабочка». Аппликация модульная. | Симметрично располагать по форме модули разной конфигурации и цвета. | Развитие чувства формы, пропорций, цвета. | |
3.«Весна пришла». | Инициировать самостоятельный поиск приемов и средств изображения. | Самостоятельность в выборе материала и техники изготовления работы. | |
Работа с родителями | |||
Сентябрь | Анкетирование родителей. Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Выявление уровня у родителей знаний о нетрадиционной аппликации. Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей | ||
Октябрь | Презентация "Виды нетрадиционной аппликации в ДОУ" Познакомить родителей с разнообразием нетрадиционной аппликации. | ||
Консультация для родителей «Творческие способности детей в продуктивной деятельности!» | |||
Ноябрь | Памятка-буклет «Нетрадиционная аппликация дома" Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках апликации. | ||
Папка- передвижка «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры» | |||
Декабрь | |||
Изготовление атрибутики к Новогоднему празднику с применением нетрадиционной аппликации. Формирование эмоционального фона в группе , умение работать в коллективе закреплять взаимоотношения с родителями. | |||
Январь | Оформление папки передвижки для родителей: «Наше творчество» |
| |
Февраль | Картотека творческих игр на развитие воображения в продуктивной деятельности. | ||
Март | Рекомендация для родителей: «Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей» | ||
Совместное развлечение с детьми «Красавица Весна» Изготовление атрибутов к празднику | |||
Апрель | Консультация для родителей Повышение знаний родителей о влиянии творческой деятельности на психологическое развитие детей. | ||
Май | Презентация альбома «Наши достижения» Обобщение опыта работы по теме самообразования Дипломы, сертификаты за участие в конкурсах | ||
В течение года | Пополнение РППС группы материалами для работы по данной теме и для работы с детьми | ||
В течение года | Выставка совместных с детьми творческих работ , а также отдельно творческих работ родителей . |
Список литературы:
- Аппликация» И.А. Гусакова «Просвещение» 1977 г
- «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой
- «Бумажные цветы». Н. Н. Васина. Айрис Пресс, 2012
- «Волшебные полоски» И.М.Петровой
- «Декоративные объемные цветы». А. Н. Зайцева. Е. К. Моисеева. «Эксмо», Москва. 2011г.
- «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова «Карапуз» 2010 г.
- «Квиллинг» Л.В.Юртакова «Эксмо» 2012
- «Оригами» Е.А. Черенкова «Дом XXI век» 2011 г
- «Путь бумаги». М. В. Гусакова. «Дошкольное воспитание» 1981г.
- «Сенсорное восприятие в детском саду» под редакцией Подъякова Н.Н., Аванесовой В.Н. – Москва, 2003г.
- «Удивительные поделки из бумаги» А.С. Спицына «Рипол классик». Москва. 2012 г.
- Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .
- Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
- Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...