Программа старшей логопедической группы 1
рабочая программа (старшая группа)

Зотова Мария Андреевна

Программа и вариативная часть на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37 ОАО «РЖД»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

группы компенсирующей направленности для детей

с нарушением речи в возрасте от 5 до 6 лет

(старшая группа) на 2021 – 2022 учебный год

                                                 Воспитатели: Гольтяпина И. Н.

                                                                                               Зотова М. А.  

Москва

2021

Содержание

  1. Пояснительная записка...............................................................3
  1. Возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников......................………………………….………………4

1.2 Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы........................................................................................................5

1.3Принципы и подходы к формированию программы....................................................................................................... 6

1.4Прогнозируемые результаты реализации программы........................................................................................................6 2.Проектирование образовательного процесса............................................9

     2.1Режимы дня................................................................................. 9

          -  холодный/тёплый период года;

- двигательный режим;

2.2 Максимально допустимый объём образовательной нагрузки..........................................................................................................11

     2.3 Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей................................................................................................................12

     2.4 Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса..........................................................................................................16

     2.5 Планирование форм образовательной деятельности..................................................................................................26

     4.Вариативная часть …………………….……………………….30

     5.Индивидуальная работа………………….................………….31

     6. Условия реализации рабочей программы  (учебно-методическое обеспечение, используемый учебно-методический комплект)........................................................................................................32

1. Пояснительная записка

Рабочая программа группы является локальным актом  ЧДОУ детский сад № 37 ОАО «РЖД»,  разработанным  в соответствии:

с законами РФ

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача России от 28.09.2020 г.      № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

с локальными документами

  • Уставом негосударственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 37 ОАО «РЖД».

Рабочая программа группы разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования ЧДОУ детский сад № 37 ОАО «РЖД», а также примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

При разработке рабочей программы группы использованы также следующие дополнительные программы:

- «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (авт. Стеркина Р.В., Князева О.Л.);

- «Добро пожаловать в экологию!» (авт. Воронкевич О.А.);

- «Конструирование и художественный труд в детском саду» (авт. Куцакова Л.В)

- Примерной адаптивной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.     Лопатиной Л. В., С – П., 2014.

1.1 Возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.

Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

        Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

        Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющего материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

        Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз; из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу; 2) от художественного образа к природному материалу.

        Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

        Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности. Особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

        В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят в взаимодействие и т.д. однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

        Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

        Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

        Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

        Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

        Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

        Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

        Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

        Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.2 Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы

Рабочая программа направлена на создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

            Ведущие цели рабочей программы - формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Содержание образовательных областей направлено на достижение целей:

  • Охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
    Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Формирование положительного отношения к труду. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
  • Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
  • Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

Задачи педагогической деятельности:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия, формирования основ двигательной и гигиенической культуры;
  • Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;
  • Способствование развитию познавательной активности, любознательности, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формированию предпосылок учебной деятельности;
  • Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • Взаимодействие с участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников.
  • Развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в поведении, поступках, в детской деятельности.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

   Содержание образовательной деятельности включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького москвича.

    Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций. Воспитанники группы приобретают знания о национальных особенностях, культурных традициях других народов мира. Образовательная деятельность направлена на формирование у детей умения понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры; умения уважать другого как уникальную личность и как представителя другой культуры; умения предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Рабочая программа группы:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса, используя индивидуальные формы работы с детьми. Основной формой развития и обучения дошкольников и ведущим видом их деятельности является игра;

1.4 Прогнозируемые результаты реализации программы

  •  динамика физического и умственного развития детей;
  • участие родителей в образовательном процессе ДОУ;
  • создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности;

Для старших групп:

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).

Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка индивидуального развития детей.                                                                                                  

 Периодичность педагогической диагностики (мониторинга): сентябрь, январь, май. Система мониторинга эффективности освоения детьми содержания образовательных областей позволяет осуществлять оценку индивидуального развития детей путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности, а также для составления индивидуального маршрута ребенка.

    Система мониторинга разработана на основе:

  1. программы «От рождения до школы» (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования)  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  1. Примерной адаптивной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.  Лопатиной Л. В., С – П., 2014.

Образовательная область

Планируемые результаты освоения образовательной области

Познавательное развитие

Дети умеют анализировать образец постройки, могут планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, создают постройки по рисунку, умеют работать коллективно;

Считают в пределах 10; правильно пользуются количественными и порядковыми числительными (в пределах 10); уравнивают неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы); сравнивают предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяют точность определений путем наложения и приложения; размещают предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; выражают словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам; знают некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство неравенство сторон); называют утро, день, вечер, ночь; имеют представления о смене частей суток, называют текущий день недели.

Различают и называют виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту; классифицируют предметы, определяют материалы, из которых они сделаны; знают название родного города, страны, её столицу; называют времена года, отмечают их особенности, знают о взаимодействии человека с природой в разное время года; знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений; бережно относятся к природе.

Речевое развитие

Имеют достаточный богатый словарный запас, могут участвовать в беседе, высказывать свое мнение; умеют аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника; составляют по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывают небольшие литературные произведения; определяют место звука в слове; умеют подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Знают 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки; называют жанр произведения; драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворения; называют любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Физическое развитие

Сформированы культурно-гигиенические навыки; имеют начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение сон) и факторах, разрушающих здоровье; знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдении режима дня.

Выполняют ходьбу и бег легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп; умеют лазать по гимнастической стенке (высота 2.5 м) с изменением темпа; могут прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку; умеют метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6м); владеют школой мяча; выполняют упражнения на статическое и динамическое равновесие; умеют перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом; участвуют в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

Художественно-эстетическое развитие

Различают произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура); выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция); знают особенности изобразительных материалов;

Создают изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения; используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы; используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов; выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки; создают небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур; создают изображения по мотивам народных игрушек.

Изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Различают жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); различают высокие и низкие звуки (в пределах квинты); могут петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента; могут ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки4 умеют выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении); самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводов; действуют не подражая другим детям.

Социально-коммуникативное развитие

Соблюдают элементарные правила безопасного поведения в детском саду; правила поведения на улице и в транспорте, правила дорожного движения; различают и называют специальные виды транспорта(«Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняют их назначения; понимают значение сигналов светофора; узнают и называют дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»; различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;

Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

Сформированы навыки самообслуживания; выполняют обязанности дежурного по столовой, правильно сервируют стол; поддерживают порядок в группе и на участке детского сада; выполняют поручения по уходу за растениями в уголке природы;

Договариваются с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняются правилам игры; умеют разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей; в дидактических играх оценивают свои возможности и без обиды воспринимают проигрыш; объясняют правила игры сверстникам; после просмотра спектакля могут оценить игру актеров; имеют в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; умеют оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки);

2. Проектирование образовательного процесса

2.1 Режимы дня

В группе разработаны режимы:

  • на холодный/тёплый период года;
  • изменение режимных моментов при неблагоприятных погодных условиях для прогулок, в дни проведения праздников;
  • двигательный режим.

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игры, самостоятельная деятельность

8.50-9.00

Образовательная деятельность

9.00-10.35

 Второй завтрак

10.35-10.40

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.40-12.25

Возвращение с прогулки, игры

12.25-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.00-15.15

Подгрупповые занятия, индивидуальные занятия

15.15-15.40

Кружковая работа, секции, чтение художественной литературы

15.40-16.00

Подготовка к полднику, полдник

16.00-16.15

Игры, самостоятельность деятельность детей

16.15-16.45

Подготовка к прогулке, прогулка

16.45-18.20

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

18.20-18.30

Ужин  

18.30-18.50

Игры, уход детей домой

18.50-21.00

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игра, подготовка прогулке, выход

8.55-9.15

НОД на прогулке

9.15-9.40

Игры, наблюдение

9.40-11.50

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.50-12.15

Подготовка к обеду, обед

12.15-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.30

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, закаливание

15.30-15.40

Игры, самостоятельность деятельность детей

15.40-16.00

Полдник

16.00-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-17.50

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

17.50-18.10

Ужин  

18.10-18.40

Игры, уход детей домой

18.40-21.00

Режим дня старшей группы на холодный период 2021-2022 учебный год

Режим дня старшей группы на летний период 2020-2021 учебный год

Двигательный режим

Виды двигательной активности

Старший дошкольный возраст

(5 – 6 лет)

Утренняя гимнастика

8 - 10 мин.

Непосредственно образовательная деятельность

(образовательная область «Физическое развитие»)

25  мин.

(3 раза в неделю)

Физкультурная минутка

1-3 мин.

 ( ежедневно)

Динамическая переменка

10 мин.

(ежедневно)

Непосредственно образовательная деятельность

(образовательная область «Музыка»)

25 мин.

(2 раза в неделю)

Хореография

25 мин.

 (1 раз в неделю)

Стэп-аэробика

25 мин.

(1 раз в неделю)

Подвижные и спортивные игры на прогулке

25 – 30 мин.

(ежедневно на утренней и вечерней прогулке)

Гимнастика после сна

10 мин.

(ежедневно)

Бассейн

25-30 мин.

(2 раза в неделю)

Физкультурные праздники

до 40 мин

(2 раза в год)

2.2 Максимально допустимый объём образовательной нагрузки

Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.

 Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

     Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.

Продолжительность  непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет не более 25 минут,

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей дошкольного возраста в старшей группе (дети шестого года жизни) не превышает 75 мин,

В середине времени, отведенного на непосредственную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность должна составлять не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки.

2.3 Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

     Решение программных образовательных задач осуществляется:

в совместной деятельности детей и взрослых

  • - в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, двигательной, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, восприятие художественной литературы и фольклора,) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии детей;
  • - в процессе образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • во взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

  Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую форму организации образовательной работы с воспитанниками.

Она строится на:

  • субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
  • диалогическом общении взрослого с детьми;
  • продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками.

    Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:

  • обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
  • позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
  • позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Старший дошкольный возраст

1-я половина дня

 (совместная образовательная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей)

2-я половина дня

(совместная образовательная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Физическое развитие

  • Приём детей на воздухе в тёплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры (умывание)
  • Комплексы закаливающих процедур (облегчённая одежда в группе; воздушные ванны; ходьба по ребристым дорожкам до сна; обширное умывание, полоскание горла, мытьё ног и солнечные ванны в тёплое время года)
  • Подвижные игры на прогулке
  • Физкультурные занятия: игровые, сюжетные, комплексные
  • Физкультурные досуги
  • Физкультурные праздники
  • Подвижные игры
  • Физкультминутки
  • Динамические переменки
  • Логоритмические упражнения
  • Релаксационные упражнения
  • Гимнастика для глаз
  • Дыхательная гимнастика
  • Формирование навыков самообслуживания
  • Рассматривание иллюстраций и беседы о пользе физических упражнений и здоровом образе жизни
  • ОБЖ - беседы
  • Просмотр видеоматериалов
  • Индивидуальная работа по развитию движений
  • Выполнение правил личной гигиены

  • Выполнение правил личной гигиены
  • Самостоятельная двигательная деятельность в физкультурном уголке группы и на прогулке
  • Гимнастика пробуждения
  • Гимнастика после сна
  • Комплексы закаливающих процедур (облегчённая одежда в группе; воздушные ванны; ходьба по ребристым дорожкам после сна; обширное умывание; полоскание горла)

Социально-коммуникативное развитие

  • Оценка эмоционального состояния группы с последующей коррекцией плана работы
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры, подвижные игры имитационного характера
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеоматериалов
  • Чтение, рассматривание, обсуждение книг
  • Общение младших и старших детей

(совместные игры)

  • Создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания; ситуативные разговоры с детьми
  • Проектная деятельность
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Ситуативные беседы при проведении режимных моментов  
  •  Этика быта, трудовые поручения      
  •  Дежурство  
  • Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов
  •   Индивидуальная работа

  • Индивидуальные игры
  • Совместные игры
  • Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение, взаимодействие со сверстниками
  • Тематические досуги
  • Работа в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Эстетика быта
  • Общение младших и старших детей                                     (совместные игры)
  • Индивидуальная работа

Познавательное развитие

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы, рассказы взрослых об интересных фактах, событиях
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская деятельность, простейшие опыты и экспериментирование
  • Чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение познавательных книг, детских иллюстрированных энциклопедий
  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов
  • Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности
  • Создание макетов, коллекций
  • Проектная деятельность
  • Конструктивная деятельность
  • Оформление выставок
  • Викторины
  • Индивидуальная работа
  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Игры по мотивам художественных произведений
  • Самостоятельное чтение коротких стихотворений
  • Работа в книжном уголке, уголке театра
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Рассматривание книг, картинок
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие, дидактические игры
  • Конструктивная деятельность
  • Речевое творчество
  • Индивидуальная работа

Речевое развитие

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Беседы
  • Описательные рассказы
  • Пересказ небольших рассказов, сказок.
  • Дидактические игры
  • Заучивание стихов
  • Речевое творчество
  • Рассматривание и обсуждение предметных, сюжетных картинок, иллюстраций
  • Упражнения на развитие всех сторон речи
  • Поощрение речевой активности детей
  • Ситуативные разговоры с детьми
  • Индивидуальная работа

  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Игры по мотивам художественных произведений
  • Самостоятельное чтение коротких стихотворений
  • Работа в книжном уголке, уголке театра
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Рассматривание книг, картинок
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие, дидактические игры
  • Речевое творчество
  • Индивидуальная работа

Художественно-эстетическое развитие

  • Музыкальные занятия
  • Игры музыкальные, хороводные
  • Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла
  • Рассматривание и обсуждение репродукций картин, иллюстраций, произведений искусства
  • Рассматривание тематических альбомов о различных видах искусства.
  • Праздники, музыкальные досуги
  • Выставки произведений декоративно-прикладного искусства
  • Выставки детского творчества
  • Слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки
  • Музыкальные дидактические игры
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Пение, упражнения на развитие голосового аппарата
  • Беседы по содержанию песен
  • Развитие танцевальных, музыкально-ритмических движений
  • Совместное составление хороводов, танцев
  • Использование музыки в повседневной жизни детей
  • Привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире
  • Привлечение детей к оформлению помещения, предметов, игрушек
  • Индивидуальная работа
  • Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла
  • Рассматривание репродукций картин, иллюстраций
  • Рассматривание тематических альбомов о различных видах искусства, о музыкальных инструментах
  • Рассматривание народной игрушки
  • Самостоятельное музицирование
  • Художественное творчество
  • Театрализованные игры
  • Музыкальные досуги
  • Индивидуальная работа

2.4 Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса

Содержание совместной деятельности детей и взрослых организуется по комплексно-тематическому принципу

Сроки

Лексические темы.

Праздники, знаменательные даты.

Педагогические задачи

Итоговые

мероприятия

СЕНТЯБРЬ

Адаптация детей к условиям ЧДОУ

1 сентября –День знаний

3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом

5 сентября - день города

Детский сад.

27 сентября – день работника детского сада.

Диагностика

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам.

Рассказать детям историю возникновения этой даты. Познакомить с правилами поведения в случае угрозы террористического акта.

Вспомнить названия нашей страны и города,

кто основал наш город.

Назвать основные достопримечательности

Знакомство детей друг с другом. Формирование дружеских доброжелательных отношений между детьми. Знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка: профессии сотрудников детского сада, предметное окружение, правила поведения в детском саду. Закрепить знания о правах и обязанностях в детском саду.

 

Экскурсии по детскому саду.

Праздник «День знаний»

Презентация «Правила антитеррористической безопасности для детей дошкольного возраста».

Плакат «День солидарности в борьбе с терроризмом».

Презентация на тему «С Днём Рождения, Москва!».

Поздравление сотрудников детского сада.

ОКТЯБРЬ

Золотая осень.

Овощи.

Фрукты.

Лес. Деревья центральной полосы.

Закрепить основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди, сбор урожая, перелёт птиц на юг). Способствовать развитию познавательного интереса. Расширить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе.

Закрепление знаний детей об овощах, где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Уточнить отличительные признаки овощей и их качества. Знакомство с сельскохозяйственными профессиями.

Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы.

Закреплять понятие фрукты, названия различных фруктов, где растут, как их убирают, как употребляют в пищу, знание характерных признаков фруктов.

Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях. Закрепить обобщающее понятие “деревья”. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес. Воспитывать бережное отношение к природе.

Выставка поделок из природного материала.

Тематическое музыкальное занятие «Что нам осень принесла»

Создание книги-энциклопедии «Деревья центральной полосы».

НОЯБРЬ

4 ноября – День народного единства.

Игрушки.

Перелетные птицы.

Обувь, одежда, головные уборы.

Железнодорожный транспорт.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны; воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней.

Закреплять знания детей об игрушках; история происхождения игрушки; познакомить детей с видами различных

игрушек, материалами, из которых они сделаны; учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

развивать тактильную, зрительную память.

Систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделять существенные различия. Закрепить представления о пользе птиц.

Закрепить знания о сезонной одежде, уточнить знания одежды, дать её классификацию. Учить объяснять, почему различается сезонная одежда; заботиться о своем здоровье, правильно одеваться по сезону. Закрепить знания об различных видах обуви.

Познакомить детей с материалами, из которых изготавливают обувь.

Презентация для детей «День народного единства»

Создание книги-энциклопедии «Перелетные птицы».

ДЕКАБРЬ

Домашние животные.

Детеныши домашних животных.

Зима. Зимние забавы

Новогодний праздник

Расширить и углубить представления детей о домашних животных, об их внешнем виде, повадках и поведении, раскрыть их значение для человека. Познакомить с профессиями людей, которые ухаживают за животными.  Развивать грамматический строй речи, обогащать лексический словарь.  

Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения.

Познакомить с обычаями празднования нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его назначении для людей.

Праздник Новый год.

ЯНВАРЬ

Зима.

Зимующие птицы.

Мебель

Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения.

Рассказать детям, почему зимующие птицы так называются, чем они питаются, где живут, в чем их польза, как люди помогают птицам в зимнее время. Закрепить и уточнить названия зимующих птиц, их характерные внешние признаки; обогатить словарь по данной теме.

Учить детей описывать мебель, которая находится в кухне, в прихожей, в гостиной, в игровой, детской, спальной.

ФЕВРАЛЬ

Дикие животные.

Детеныши диких животных.

Наша армия

Профессии

Закрепление преставлений о жизни диких животных (как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни); воспитывать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

Закрепление преставлений о жизни диких животных и их детенышей (как появляются на свет, чем питаются, как приспосабливаются к жизни); воспитывать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

Расширять представления о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск.

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях. Узнавать и называть людей разных профессий. Развивать интерес к профессиям сельского хозяйства. Познакомиться с особенностями некоторых профессий. Учить детей классифицировать профессии.

Создание видеороликов о животных.

Подарки папам.

Тематический праздник 23 февраля.

МАРТ

Семья. 8 марта

Ранняя весна.

Посуда

Продукты

Дом и его части.

Транспорт.

Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах.

Закрепление знаний и представлений детей ранней весне; способствовать обобщению представлений о весне, как времени года.

Ознакомление детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования человеком, формирования интереса к предметам рукотворного мира прошлого, ознакомления детей с предметами, представляющими опасность в обращении.

Расширить представление о продуктах питания, их значении доя здоровья человека.

Закреплять знания детей об основных частях дома; на каком этаже живет каждый из них, на каком этаже находиться наша группа. Расширять представление детей о строительстве домов; развивать мышление, речь, пространственную ориентировку; воспитывать уважение к труду строению.

Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железнодорожного транспорта, его роли в жизни страны. Закрепить названия различных видов железнодорожного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта.

Подарки мамам. Праздничный утренник.

Презентация «История возникновения посуды».

АПРЕЛЬ

Железная дорога

Космические дали.

Животные жарких стран.

Весна.

Расширять представление детей о железнодорожных профессиях, об их значимости. Формировать понимание того, что работа на железной дороге очень важна и ответственна. Расширять словарный запас на данную тему.

Дать представления о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде – солнце, о планетах солнечной системы; о спутнике Земли – Луне и воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.

Уточнить с детьми названия

животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки

Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения.

Презентация «Первые в космосе»

Создание видеороликов о животных.

МАЙ

День Победы

Насекомые

Домашние животные и их детеныши.

Лето

Закрепить знания детей о том, что 9 мая – День Победы

Дать знания детям о том, что страну защищала не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети

Воспитывать уважение к ветеранам ВО войны.

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; уточнить места обитания насекомых.

Расширить и углубить представления детей о домашних животных, об их внешнем виде, повадках и поведении, раскрыть их значение для человека. Познакомить с профессиями людей, которые ухаживают за животными.  Развивать грамматический строй речи, обогащать лексический словарь.  

Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года. Повторить признаки лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений.

Праздник «День Победы».

Конкурс чтецов

«Чтим великий День Победы».

Создание книги-энциклопедии о насекомых.

Выставка рисунков «Яркие краски лета».

Формы  образовательной деятельности

Формы работы

Совместная деятельность                          с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

а) чтение художественной литературы;

б) рассматривание картин;

в) художественно-творческая деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование, ручной труд;

г) темы бесед с детьми, ситуации, игры, знания;

а) игры

б) рассматривание картин, иллюстраций;

в) художественно-творческая деятельность;

а) экскурсии и прогулки;

б) практические задания;

в) информация для родителей;

2.5 Планирование форм образовательной деятельности

Чтение художественной литературы

Сентябрь

«Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна лягушка», Э.Мошковская «Нос, умойся»;

Октябрь

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршак «Урок вежливости», Н. Кончаловская «Посадила бабка в печь»;

Ноябрь

В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Б.Житков «Что я видел»;

Декабрь

С.Маршак «Двенадцать месяцев», К.Чуковский «Айболит», В. Маяковский «Кем быть?»;

Январь

Н. Павлова «Кто что успел», В. Осеева «Отомстила», немецкая сказка «Кукушка», «Путешествие капельки с воздухом», «Деревня зимой»;

Февраль

 Э. Мошковская «Какие бывают подарки», Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса», С. Маршак «Ежели вы вежливы», «Почта», С. Алексеев «Первый ночной таран», А. Барто «На заставе»;

Март

Песенка «Я не тятькин сын», «Как на Масляной неделе», Г. Остер «Как лечить удава», Е. Серова «Гости», Г. Демынина «Мама»;

Апрель

Л. Толстой «Косточка», Л. Пантелеев «Большая стирка», В. Катаев «Цветик-Семицветик», Э. Мошковская «Обида», С. Баруздин «Первый в космосе», К. Булычев «Тайна третьей планеты»;

Май

А. Барто «Веревочка, А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Ю Макаров «Познакомился»,

Дополнительная литература ко Дню Победы. С.Михалков «Быль для детей»; Е.Благинина «Шинель»; А.Митяев «Почему армия всем родная», «Дедушкин орден»; Ю.Корольков «Леня Голиков»; Г.Набатов «Зина Портнова»; Г.Наджафов «Валя Котик»; С.Георгиевская «Галина мама»; А.Гайдар «Поход»; А.Кузнецова «Иришка-пулеметчица», «Таежный подарок».

Рассматривание картин

Сентябрь

И.Э. Грабарь «Осенний день», И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;

Октябрь

И.И. Левитан « Золотая осень», Серов В.А. «Осенний вечер».

Ноябрь

Художники-иллюстраторы детских книг: Ю.Васнецов, Е.Рачев и др.

Декабрь

Ю. Кучач «В субботу», «Семья», К.Ф. Юон «Волшебница –зима»;

Январь

Ю. Межиров «Сыновья», И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;

Февраль

Б.М. Кустодиев «Масленица»;

Март

Л. И. Бродская «Март»,

Апрель

А.М. Герасимов «Последний снег», А.К.Саврасов «Грачи прилетели;

Май

П.Кривоногов «Отдых после боя».

                   Художественно-эстетическое развитие

Сентябрь

Лепка: «Наши игрушки»

Аппликация: «Овощи лежат на тарелке»

Рисование: «Осень в парке», «Дом в котором я живу».

Конструирование, художественный труд: «Новоселье у воробьев»

Октябрь

Лепка: «Козленок» Дымковская игрушка, «На чем бы я хотел покататься».

Аппликация «Машины везут урожай», «Улица нашего города».

Рисование: «Осенний лес», «Машины специального назначения», «По мотивам стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр», «Девочка в русском сарафане», «Храмы Москвы», «Автобус едет по улице»

Ноябрь

Лепка: «Декоративная пластина», «Что нам осень принесла».

Аппликация: «Башни Московского кремля», «Коврик с узором дымковских мастеров».

Рисование: «Спасская башня Кремля», «Праздничный город», «Осень. Обсыпается…» по стих - ю  А.Толстого, «Медведь готовится к зиме», «Три осени»,  «Домовенок Кузя» по сказке Т.Александровой

Конструирование, Художественный труд: «Улицы города»

Декабрь

Лепка: «Котенок», «Зимние забавы».

Аппликация: «Как розовые яблоки, на ветках снегири», «Снегурочка».

Рисование: «Мой щенок», «По мотивам городецкой росписи», «Береза» по стих-ю С.Есенина, «Разные снеговики», «Зима в городе», «Новогодняя ёлка».

Конструирование: «Цирк».

Январь

Лепка: «Новогодний хоровод», «Посуда».

Аппликация: «Посуда Гжель», «Люблю березку русскую».

Рисование:  «Царевна – лягушка» по сказке, «Зимний лес», «Заяц-хвастун», «Флаг России», «Широка страна моя родная».

Конструирование : «Домик с заборчиком для гномов».

Февраль

Лепка «Щенок», «Пограничник с собакой».

Аппликация : «Пожарная машина»,  «Корабли плывут по морю».

Рисование: «Любимое животное», «Опасные предметы», «Самолеты в ясном небе», «Ветреный день», «Солдат на посту», «По мотивам гжельской росписи», «Ранняя весна».

Конструирование: «Грузовая машина».

Март

Лепка:  «Кувшин», «Индюк».

Аппликация: «Ваза с ветками», Аквариум» коллективная работа.

Рисование: «Портрет мамы», «Самые красивые – наши мамы», «Подарок для бабушки», «Мы танцуем на празднике», «Плакат о защите обитателей леса», «Сказочная птица», «Наш аквариум».

Конструирование: «Поздравляем мам и бабушек».

Апрель

Лепка: «Посуда» по мотивам грузинской керамики, «Космические продукты».

Аппликация: «Ракета летит к звездам», «Цветы на лужайке».

Рисование: «Веселые инопланетяне», «Ветка вербы» с натуры, «Первые цветы», «…Москва…как много в этом звуке…», «Широка страна моя родная».

Конструирование: «Дома для инопланетян».

Май

Лепка: «Овощи, фрукты – полезные продукты»,

Аппликация: «Приглашение для ветеранов», «Новое платье для куклы»;

Рисование: «Салют Победы», «Птицы приветствуют День Победы», «Цветущие сады», «Плакат о здоровье», «Кем я буду», «Колосок» по украинской народной сказке.

Конструирование: «Автобус»

Темы бесед с детьми, ситуации, общение, игры

Сентябрь

Беседа: «Знаешь ли ты цветы…»;

Ситуации: «Кто нас лечит», «Где я живу». «Подбери одежду»;

Общение: «Наша группа», «Мой родной город», «Моя семья»;

Уроки вежливости и этикета: «Я покупаю билет в кассе».

Игры: «Детский сад», «Магазин» (овощной, хлебный); «Семья»; «Путешествие по городу».

Октябрь

Беседа: «Твои любимые фрукты…»;

Ситуации: «Вы пришли в детский сад», «Узнай людей по профессии»;

Общение: «Мое настроение», «Настроение людей»;

Уроки вежливости и этикета: «Вежливые покупатели», «Что значит быть отзывчивым»

Игры:  «Зоопарк», «Транспорт (наземный, водный, воздушный, железнодорожный), «Магазин (игрушек).

Ноябрь

Беседа: «Обещая - выполняй», «Дал слово – держи».

Ситуации: «Незнайка в гостях у Мальвины».

Общение: «Что я знаю о себе»;

Уроки вежливости и этикета: «Как вести себя дома и в детском саду, чтобы всем было хорошо».

Игры: «Поликлиника», «Строительство гаража», «Магазин» супермаркет.

Декабрь

Беседа: «Чувство заботы и любви к близким людям».

Ситуации: «Мама заботиться об всех».

Общение: «Чуткое и заботливое отношение к окружающим».

Уроки вежливости и этикета: «Как и за что мы благодарим окружающих».

Игры: «Семья», «Мастерская Деда Мороза», «Библиотека».

Январь

Беседа: « Что может случиться, если…»;

Ситуации: «Правила поведения со сверстниками», «Найдем волшебные слова»;

Общение: «Кто твой друг», «Машины помощники у нас дома»;

Уроки вежливости и этикета: «Я встречаю гостей», «Как вести себя в гостях»;

Игры: «Путешествие в дальние страны», «Больница с разными отделениями»;

Февраль

Беседа: «Почему надо помогать девочкам и защищать их».

Ситуации: «Кто уступит», «Если девочке трудно, кто поможет».

Общение: «Мальчик – будущий мужчина, защитник слабых».

Уроки вежливости и этикета: «Как принимать подарок»,

Игры: «Поликлиника», «Аптека»

Март

Ситуации: «Как поздравить маму», «Какой подарок ты хотел бы подарить маме».

Общение: «Праздник 8 марта в нашей семье».

Уроки вежливости и этикета: « Как есть мороженое», «Как вести себя в общественных местах».

Игры: «Почта», Кафе  «Сластена».

Апрель

Ситуации: «Дорожные знаки»

Общение: «Как мы спасли птицу», «Письмо больному другу», «Что мы покажем гостям в Москве»

Уроки вежливости и этикета:

Игры: «Космическое путешествие», «Уличное движение»

Май

Ситуации: «Путешествие по городу», «Где я живу»

Общение: «Уход за руками, ногами»,

Уроки вежливости и этикета:

Игры: «В театре»

  1. Вариативная часть

Программа  «Будущие железнодорожники»

Цель: Создание условий для индивидуально-личностного роста ребенка через систему внедрения профориентационный работы в воспитательный процесс

Задачи программы:

1. Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе.

2. Познакомить с профессиями работников железнодорожного транспорта.

3. Сохранение семейных традиций в выборе профессии, ведение диалога и активного сотрудничества педагогов с родителями.

4. Привлечение родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для сознательного выбора будущей железнодорожной специальности.

5. Воспитание привычки этичного и безопасного поведения, чувства самосохранения.

6. Преемственность профориентационной работы дошкольного учреждения с учебными заведениями и предприятиями железнодорожного транспорта города.

1. «Транспорт». «Дорожное движение»

2. «Беседа с Незнайкой» - беседа о железной дороге.

3. Экскурсия в музей железнодорожного транспорта.

4.Конкурс на лучший рисунок о железной дороге.

5.Сюжетно-ролевая игра «Мы – железнодорожники».

6. Сюжетно-ролевая игра «Локомотивное депо».

7. Занятие-спектакль: «Правила поведения на железной дороге».

8.Аппликация «Поезд».

9.Чествование ветеранов – железнодорожников ВОВ.

5. Индивидуальная работа

Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим особенностям ребенка.

Индивидуальная работа с детьми в детском саду заключается в конкретизации общих целей воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями, в гибком использовании методов и форм воспитания, а также организация оптимальных условий для развития отдельного ребенка.

В последние несколько лет принцип индивидуального подхода является одним из профильных направлений воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Планирование задач, содержания и методов индивидуальной работы с детьми в детском саду выполняют воспитатели на основании результатов повседневных наблюдений за ребенком, анализа его деятельности и бесед с родителями.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные. Планируя индивидуальную работу, воспитатель учитывает психические и индивидуальные особенности ребенка.

Показатели психофизического развития, которые учитываются при планировании с индивидуальной работы:

  • характеристики переключения мыслительных процессов (стереотипность и гибкость мышления, способность устанавливать взаимосвязи и т. п.);
  • уровень знаний (осознанность и действенность);
  • характер и длительность работоспособности;
  • степень активности и самостоятельности;
  • личное отношение к обучению;
  • наличие познавательных интересов;
  • степень волевого развития.

Индивидуальная работа с детьми как самостоятельная организационная форма проводится с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных детей, дополнительных занятий с отдельными детьми (новенькими, теми, часто пропускают из-за болезни, другие причины и хуже усваивают программный материал при фронтальной работе).

Утренний прием - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Это работа по:

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
  • познавательная деятельность;
  • игровая деятельность детей:  творческие игры, игры со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатные и дидактические игры.

В календарном плане воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом.

6. Условия реализации рабочей программы

Учебно-методическое обеспечение

Используемый учебно-методический комплект

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  

                                                           

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в д/с. Старшая группа. – М.: Мозаика-синтез, 2010
  2. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. М.:2005  
  3. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. М.: Мозаика-синтез, 2008 – 2010
  4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009-2010
  5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2009-2010
  6. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок . Система оздоровления дошкольников. Воронеж, 2007 г.
  7. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат для детей 5-7 лет. М.: ТЦ СФЕРА, 2013
  8. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. М.: УЦ «Перспектива», 2011
  9. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. М.: Айрис-пресс, 2004
  10. Ветлугина Н.А. Утренняя гимнастика под музыку. М.: 1968

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»,                                  Стеркина Р.В., Князева О.Л.
  2. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010
  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Патриотическое воспитание. М.: УЦ «Перспектива», 2011
  4. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010
  5. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  6. Комарова Т.С. Куцакова Л.В. Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в д/с. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в д/с. М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010
  8. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. М.: ТЦ Сфера, 2008
  9. Белая К.Ю. Зимонина В.Н. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2000
  10. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. М.: ТЦ СФЕРА, 2013

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2005
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2006
  3. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: ТЦ СФЕРА, 2004
  4. Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. М.:ТЦ СФЕРА, 2005
  5. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010
  6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в д/с. М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010
  7. Куцакова Л.В. Занятие по констуированию из строительного материала в старшей группе д/с. М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010
  8. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. М.: ТЦ, 2002
  9. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  10. Дыбина О.Б. Предметный мир, как средство формирования творчества детей. М.: 2002
  11. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010
  12. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в д/с. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  13. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир». Волгоград: Учитель, 2007
  14. Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для занятий с детьми 5-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2008
  15. Селихова Л.Г.  Ознакомление с природой и развитие речи. М.: Мозайка-Синтез, 2008

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. М.: ТЦ СФЕРА, 2010
  2. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2014
  3. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ СФЕРА, 1999
  4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  5. Гербова В.В. Ильчук Н.П. Книга для чтения в д/с и дома (христоматия 5-7 лет). М.: 2005
  6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе д/с. М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010
  7. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  8. Максакова А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  9. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. М.: ТЦ СФЕРА, 2010
  10. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. С-Пб.: ЦДК проф. Л.Б Боряевой, 2009

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Воронеж, ТЦ Учитель, 2004
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе д/с. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д/с. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  4. Комарова Т.С. Народное искусство и воспитание детей. М.: 2005
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.:  ТЦ СФЕРА, 2006
  6. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в д/с и дома. М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010
  7. Н.С.Голицына. Конспекты комплексно-тематических занятий, Москва «Скрипторий 2003» 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей логопедической группы

Рабочая программа старшей логопедической группы...

Рабочая программа старшей логопедической группы

Образовательная программа рассчитана на реализацию в старшей логопедической группе. Дана храктерчстика возрастных особенностей детей, психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. Раскрыт...

Рабочая программа старшей логопедической группы

Данная программа предназначена для детей старшего  возраста в логопедической группе. Рассчитана на 1 учебный год. В программе представлены:I. Целевой раздел1.Пояснительная записка2.Планируемые ре...

Рабочая программа старшей логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи

Рабочая программа для детей с ОНРстаршая  логопедическая группа...

Рабочая программа старшей логопедической группы для детей с ТНР

Рабочая программа старшей логопедической группы Для детей с ТНР...

Рабочая программа старшей логопедической группы 2014-2015уч.г.

Общеобразовательная программа дошкольного образования, посвященная созданию благоприятных условий для детей логопедической группы....

Рабочая программа старшая логопедическая группа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАСТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ(ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)на 2017-2018 учебный год(Срок реализации программы 1год) У...