комплекс упражнений на развитие эмоциональной сферы у детей
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная серия упражнений является частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Во время выполнения упражнений дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.
Ценность таких занятий заключается в следующем:
у детей расширяется круг понимаемых эмоций;
они начинают глубже понимать себя и других;
у них чаще наблюдаются эмпатичные проявления по отношению к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogimnasticheskie_uprazhneniya_na_razvitie_emotsionalnoy_sfery_u_doshkolnikov.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастические упражнения на развитие
эмоциональной сферы у дошкольников:
Данная серия упражнений является частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Во время выполнения упражнений дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.
Ценность таких занятий заключается в следующем:
у детей расширяется круг понимаемых эмоций;
они начинают глубже понимать себя и других;
у них чаще наблюдаются эмпатичные проявления по отношению к окружающим.
Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми упражнениями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями.
Упражнения желательно проводить несколько раз в неделю со всеми детьми. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе или сюжет, почерпнутый из прочитанной сказки.
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение, можно менять героя, даже присваивая ему имя играющего ребенка.
Не стремитесь к одному, «правильному» изображению того или иного настроения (эмоции). Дайте возможность детям проявить себя, свою индивидуальность. Пусть каждый создаст свою версию, обсудите с ними, у кого наиболее ярко передано настроение, почему, какими средствами.
Новая кукла
(этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
Фокус
(этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Золушка
(этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку...
Один дома
(этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
Баба-Яга
(этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Лисичка подслушивает
(этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Кот Васька
(этюд на выражение стыда)
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
Соленый чай
(этюд на выражение отвращения)
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Новая девочка
(этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
Дальше этюды могут усложняться. Во-первых — можно разыгрывать с детьми этюды, в которых эмоции сменяют друг друга: удивление — страх, боль — радость, презрение — стыд и т.д. Во-вторых — проигрывать этюды, в которых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции: один сердится — другой пугается.
Ниже приводятся примеры таких этюдов.
Про Таню
(горе — радость)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
(радость).
В лесу
(внимание — страх — радость)
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!
Гадкий утенок
(презрение и печаль)
На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).
Дуремар и Тортилла
(презрение и гнев)
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев).
Дюймовочка и майский жук
(отвращение и гнев)
Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень неприятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).
Кто съел варенье?
(удивление и стыд)
Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста
Цикл игровых познавательных мероприятий направлен на ознакомление детей с миром эмоций, формирование умения различать и понимать свои чувства и чувства других людей....
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей, навыков общения
Методический материал можно использовать для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей, коммуникативных умений и навыков как родителями, так и воспитателями...
Методические рекомендации: комплекс упражнений для развития моторной сферы у детей с ОНР
В данном пособии описана роль взаимосвязи состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка. Раскрывается понятие "Общее недоразвитие речи". Автором подобраны основные упражнения, которые способс...
Комплекс упражнений для развития моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР
комплекс упражнений для детей дошкольного возраста с ОНР...
Музыкально - дидактические игры - упражнения по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Как развить у детей творческие способности, мимику, пантомимику, воображение, фантазию и др.? Как не бояться детям быть смешными, побороть стеснение перед другими детьми в совместн...
Картотека игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы детей.
Картотека игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы детей....
- Мне нравится (1)