«Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
консультация (младшая группа)
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_oktyabr_21.docx | 25.46 КБ |
konsultatsiya_oktyabr_21.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Октябрь 2021 ГБДОУ №27 группа№2
Воспитатели: Жидовинова Н.Л.
Ибрагимова Ф.М.
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.
Во время рисования мы часто сталкиваемся с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя на сверстников, они потихоньку приобщились к процессу так, что порой было их уже не оторвать от своей деятельности. Мы начинаем свою работу с самых простых техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, штампами, поролоном, клеевой кистью, только потом добавляем рисование пальчиками и ладошками. Ведь не все дети сразу могут обмакнуть свой пальчик в баночку с краской или полностью опустить ладошку в тарелочку с той же краской. Но, прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста мы используем игру, стихи, потешки, загадки, обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, картинок; используем пальчиковые и подвижные игры, музыкальные произведения. Дети быстро заинтересовываются процессом, и таким образом можно дольше удержать их внимание, а также настраивать их на положительный мотив деятельности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В младшей группе детей нужно учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение малышей рисованию нетрадиционными способами имеет важное значение. Учитывая возрастные особенности малышей, овладение различными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования необходимо использовать особенные технические приемы. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). При этом взрослому необходимо сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в настоящие шедевры. В ходе работы с детьми используются различные приемы нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатками (штампы от картофеля), печать по трафарету, оттиск смятой бумагой.
Рассмотрим некоторые из них поподробнее:
«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»: ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
«Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Оттиск смятой бумагой»: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Темы для рисования могут быть следующие:
Рисуем пальчиками и ладошками - «Дождик кап-кап», «Листопад, листопад листья желтые летят», «Горох для петушка», «Каша в горшочке», «Шарики на елочке», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок», «Хвост для петушка», «Вот какие у нас птички».
Рисование пальчиками.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Зернышки для петушка», «Осенние листья», «Укрась ёлочку» и др.). Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска определённого цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается водой.
Рисование мятой бумагой.
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ватной палочкой.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета.
Оттиск печатками из картофеля.
С удовольствием ребята освоили технику рисования печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды»,
«Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки». Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование губкой.
Увлекательна оказалась техника рисования губкой и техника рисования по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Итак ,дорогие родители, дерзайте! Займите свободное время малыша рисованием. Сейчас в продаже есть множество специальных красок для рисования , но гуашь ничем не хуже заграничных аналогов. Использовать для рисования пальчиками можно любые краски - акриловые, акварель, гуашь… Можно сделать краски самостоятельно на основе йогурта и пищевых красителей. Можно даже зубную пасту использовать вместо краски. Краски можно смешивать. Можно использовать сразу все виды красок в одном рисунке. Все просто.
Кстати, специалисты говорят, что такой способ рисования рекомендован в случае различных фобий: при страхе заразиться, страхе испачкаться… рисование снижает тревогу и гиперконтроль, помогает расслабиться, снизить стресс, выйти из депрессии.
Вот и дети также любят рисовать. Они чувствуют, что им это нравится. Сначала они с любопытством пачкают пальчик , наблюдают, как он оставляет след на бумаге, удивляются -пальчик может рисовать. Потом знакомятся с цветовым пятном, учатся заполнять пространство листа. Не сразу дети будут заполнять весь лист красками. Это трудно. Они воспринимают лишь небольшую часть листа на уровне взгляда.
Их интересует пока лишь сам процесс- пальчик может рисовать! Чем чаще малыш рисует пальчиками, чем больше он узнает нового, чем больше расширяется его кругозор, тем больше становится площадь заполнения листа красками. Малыша начинает интересовать не только процесс рисования пальчиками, он узнает и называет основные цвета, учится смешивать краски, его интересует процесс получения новых цветов. Постепенно у детей вырабатывается умение заполнять лист полностью, не оставляя ни одного пятнышка. Это говорит о раскрепощенности, о том, что ребенок больше не испытывает страха, скованности. Ученые говорят, когда дети много рисуют красками именно пальчиками, есть вероятность, что у них не разовьется такое качество, как замкнутость, неуверенность в себе. Они будут без стеснения читать стихи, выступать на публике, общаться с новыми людьми.
В последствие все это очень пригодится в школе: ребенок не будет бояться отвечать на уроке, высказывать свое мнение, не будет ощущать скованность или неуверенность. Рисование пальчиками способствует развитию у ребенка эмоциональности, коммуникабельности и самостоятельности.
А на данном этапе, когда наши детки совсем еще крохи, рисование пальчиками – это, прежде всего, развитие мелкой моторики. А мелкая моторика, как известно, способствует развитию у деток мыслительной деятельности, интеллекта. Это та база, которая закладывается в раннем детстве. И на основе этого уже развивается все дальнейшее познание. Чем фундаментальнее будет основа до трех - пяти лет, тем больше возможностей у личности достичь каких-либо результатов. Поэтому как в детском саду мы уделяем большое внимание развитию моторики, так и дома, я рекомендовала родителям, перед каждым рисованием разминать пальчики и все их мышцы. Пальчики нужно разминать еще и для того, чтобы ребенок мог контролировать силу своего штриха- когда сделать только точку, а когда нужно сильно прижать пальчик и нарисовать длинную дорожку от начала листа до конца. Всевозможные стихи, сказки с пальчиками очень помогают добиться результата в развитии моторики.
«Дождик, дождик – лей, лей! (хлопают в ладоши)
На меня и на людей.
Кап – кап – кап, (стучат пальчиком по ладошке)
Кап – кап – кап.
На меня по крошечке, (пальчики щепоткой)
На людей по ложечке. (имитируют движение ладощка-ложечка)
А на Бабу Ягу лей
По целому ведру. (движения руками от себя)
«Я подую высоко, (руки вверх - подуть)
Я подую низко. (руки вниз - подуть)
Я подую далеко, (руки вперед – дуют)
Я подую близко.» (дуют себе на ладошки)
«На дворе мороз и ветер. (обнимают себя за плечики)
Во дворе гуляют дети. (хоровод,взявшись за руки)
Ручки-ручки согревают, (трут ладошки)
Ручки-ручки согревают,
Чтоб не мерзли ручки – крошки,
Мы похлопаем в ладошки. (хлопки)
Чтоб не мерзли наши ножки,
Мы потопаем немножко. (топают)
А еще очень важно для ребенка петь. И не важно,есть ли у вас инструмент. Использовать можно и погремушки, и бубен какой-нибудь. Можно в пластиковую бутылку насыпать фасоль.
Дети очень любят все, что шумит. Чем больше вы поете, тем больше эмоциональный отклик малыша. Он привыкает к ласковым интонациям песенок, прислушивается к словам. У ребенка формируется музыкальный слух, ему хочется повторять слова, тем самым развивается речь.
Поэтому, когда мы рисуем вместе с малышом, можно напевать. Или использовать песенки для разминки пальчиков перед рисованием.
Ладушки-ладошки.
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. (хлопки)
Дети: Да!
Кашку варили,
Ложкой мешали,
Кошку кормили,
Куколке давали. Да! (мешают кашу)
Кулачками били,
Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук-тук-тука-тук.
Тук-тук-тука-тук. Да! (стучат кулачками рука об руку)
А сколько всего интересного можно нарисовать с детьми. Можно вырезать любую фигуру из бумаги и предложить малышу раскрасить ее пальчиками
Можно нарисовать что-то вместе с мамой: мама рисует контур и вместе с малышом заполняют рисунок. Можно расписать рамки для фотографий и вставить туда фотографии ребенка.
Можно расписать деревянные дощечки, ложки, яйца. Покрыть их лаком - вот и подарок готов к любому празднику. Работами детей можно декорировать их комнату. От чего детская комната преобразится, оживет, все ее пространство наполнится творчеством.
Бывает, что дети не хотят рисовать, не идут на контакт, боятся испачкаться, неуверенны или замкнуты. Тогда «палочкой –выручалочкой» может стать обычный воздушный шарик. Дети настолько любят воздушные шары, что совершенно забывают о своих каких-либо проблемах, о страхах. С удовольствием раскрашивают пальчиками шарик, который тоже может стать отличным подарком близким. Творческих успехов вам и отличного здоровья.
Предварительный просмотр:
Консультация «Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Октябрь 2021 ГБДОУ №27 группа№2
Воспитатели: Жидовинова Н.Л.
Ибрагимова Ф.М.
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.
Во время рисования мы часто сталкиваемся с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя на сверстников, они потихоньку приобщились к процессу так, что порой было их уже не оторвать от своей деятельности. Мы начинаем свою работу с самых простых техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, штампами, поролоном, клеевой кистью, только потом добавляем рисование пальчиками и ладошками. Ведь не все дети сразу могут обмакнуть свой пальчик в баночку с краской или полностью опустить ладошку в тарелочку с той же краской. Но, прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста мы используем игру, стихи, потешки, загадки, обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, картинок; используем пальчиковые и подвижные игры, музыкальные произведения. Дети быстро заинтересовываются процессом, и таким образом можно дольше удержать их внимание, а также настраивать их на положительный мотив деятельности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В младшей группе детей нужно учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение малышей рисованию нетрадиционными способами имеет важное значение. Учитывая возрастные особенности малышей, овладение различными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования необходимо использовать особенные технические приемы. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). При этом взрослому необходимо сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в настоящие шедевры. В ходе работы с детьми используются различные приемы нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатками (штампы от картофеля), печать по трафарету, оттиск смятой бумагой.
Рассмотрим некоторые из них поподробнее:
«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»: ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
«Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Оттиск смятой бумагой»: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Темы для рисования могут быть следующие:
Рисуем пальчиками и ладошками - «Дождик кап-кап», «Листопад, листопад листья желтые летят», «Горох для петушка», «Каша в горшочке», «Шарики на елочке», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок», «Хвост для петушка», «Вот какие у нас птички».
Рисование пальчиками.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Зернышки для петушка», «Осенние листья», «Укрась ёлочку» и др.). Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска определённого цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается водой.
Рисование мятой бумагой.
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ватной палочкой.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета.
Оттиск печатками из картофеля.
С удовольствием ребята освоили технику рисования печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды»,
«Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки». Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование губкой.
Увлекательна оказалась техника рисования губкой и техника рисования по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Итак ,дорогие родители, дерзайте! Займите свободное время малыша рисованием. Сейчас в продаже есть множество специальных красок для рисования , но гуашь ничем не хуже заграничных аналогов. Использовать для рисования пальчиками можно любые краски - акриловые, акварель, гуашь… Можно сделать краски самостоятельно на основе йогурта и пищевых красителей. Можно даже зубную пасту использовать вместо краски. Краски можно смешивать. Можно использовать сразу все виды красок в одном рисунке. Все просто.
Кстати, специалисты говорят, что такой способ рисования рекомендован в случае различных фобий: при страхе заразиться, страхе испачкаться… рисование снижает тревогу и гиперконтроль, помогает расслабиться, снизить стресс, выйти из депрессии.
Вот и дети также любят рисовать. Они чувствуют, что им это нравится. Сначала они с любопытством пачкают пальчик , наблюдают, как он оставляет след на бумаге, удивляются -пальчик может рисовать. Потом знакомятся с цветовым пятном, учатся заполнять пространство листа. Не сразу дети будут заполнять весь лист красками. Это трудно. Они воспринимают лишь небольшую часть листа на уровне взгляда.
Их интересует пока лишь сам процесс- пальчик может рисовать! Чем чаще малыш рисует пальчиками, чем больше он узнает нового, чем больше расширяется его кругозор, тем больше становится площадь заполнения листа красками. Малыша начинает интересовать не только процесс рисования пальчиками, он узнает и называет основные цвета, учится смешивать краски, его интересует процесс получения новых цветов. Постепенно у детей вырабатывается умение заполнять лист полностью, не оставляя ни одного пятнышка. Это говорит о раскрепощенности, о том, что ребенок больше не испытывает страха, скованности. Ученые говорят, когда дети много рисуют красками именно пальчиками, есть вероятность, что у них не разовьется такое качество, как замкнутость, неуверенность в себе. Они будут без стеснения читать стихи, выступать на публике, общаться с новыми людьми.
В последствие все это очень пригодится в школе: ребенок не будет бояться отвечать на уроке, высказывать свое мнение, не будет ощущать скованность или неуверенность. Рисование пальчиками способствует развитию у ребенка эмоциональности, коммуникабельности и самостоятельности.
А на данном этапе, когда наши детки совсем еще крохи, рисование пальчиками – это, прежде всего, развитие мелкой моторики. А мелкая моторика, как известно, способствует развитию у деток мыслительной деятельности, интеллекта. Это та база, которая закладывается в раннем детстве. И на основе этого уже развивается все дальнейшее познание. Чем фундаментальнее будет основа до трех - пяти лет, тем больше возможностей у личности достичь каких-либо результатов. Поэтому как в детском саду мы уделяем большое внимание развитию моторики, так и дома, я рекомендовала родителям, перед каждым рисованием разминать пальчики и все их мышцы. Пальчики нужно разминать еще и для того, чтобы ребенок мог контролировать силу своего штриха- когда сделать только точку, а когда нужно сильно прижать пальчик и нарисовать длинную дорожку от начала листа до конца. Всевозможные стихи, сказки с пальчиками очень помогают добиться результата в развитии моторики.
«Дождик, дождик – лей, лей! (хлопают в ладоши)
На меня и на людей.
Кап – кап – кап, (стучат пальчиком по ладошке)
Кап – кап – кап.
На меня по крошечке, (пальчики щепоткой)
На людей по ложечке. (имитируют движение ладощка-ложечка)
А на Бабу Ягу лей
По целому ведру. (движения руками от себя)
«Я подую высоко, (руки вверх - подуть)
Я подую низко. (руки вниз - подуть)
Я подую далеко, (руки вперед – дуют)
Я подую близко.» (дуют себе на ладошки)
«На дворе мороз и ветер. (обнимают себя за плечики)
Во дворе гуляют дети. (хоровод,взявшись за руки)
Ручки-ручки согревают, (трут ладошки)
Ручки-ручки согревают,
Чтоб не мерзли ручки – крошки,
Мы похлопаем в ладошки. (хлопки)
Чтоб не мерзли наши ножки,
Мы потопаем немножко. (топают)
А еще очень важно для ребенка петь. И не важно,есть ли у вас инструмент. Использовать можно и погремушки, и бубен какой-нибудь. Можно в пластиковую бутылку насыпать фасоль.
Дети очень любят все, что шумит. Чем больше вы поете, тем больше эмоциональный отклик малыша. Он привыкает к ласковым интонациям песенок, прислушивается к словам. У ребенка формируется музыкальный слух, ему хочется повторять слова, тем самым развивается речь.
Поэтому, когда мы рисуем вместе с малышом, можно напевать. Или использовать песенки для разминки пальчиков перед рисованием.
Ладушки-ладошки.
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. (хлопки)
Дети: Да!
Кашку варили,
Ложкой мешали,
Кошку кормили,
Куколке давали. Да! (мешают кашу)
Кулачками били,
Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук-тук-тука-тук.
Тук-тук-тука-тук. Да! (стучат кулачками рука об руку)
А сколько всего интересного можно нарисовать с детьми. Можно вырезать любую фигуру из бумаги и предложить малышу раскрасить ее пальчиками
Можно нарисовать что-то вместе с мамой: мама рисует контур и вместе с малышом заполняют рисунок. Можно расписать рамки для фотографий и вставить туда фотографии ребенка.
Можно расписать деревянные дощечки, ложки, яйца. Покрыть их лаком - вот и подарок готов к любому празднику. Работами детей можно декорировать их комнату. От чего детская комната преобразится, оживет, все ее пространство наполнится творчеством.
Бывает, что дети не хотят рисовать, не идут на контакт, боятся испачкаться, неуверенны или замкнуты. Тогда «палочкой –выручалочкой» может стать обычный воздушный шарик. Дети настолько любят воздушные шары, что совершенно забывают о своих каких-либо проблемах, о страхах. С удовольствием раскрашивают пальчиками шарик, который тоже может стать отличным подарком близким. Творческих успехов вам и отличного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по изобразительно -художественной деятельности.
Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по изобразительно -художественной деятельности....
Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по изобразительной деятельности
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию на воде Эбру....
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...
Презентация «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
О нетрадиционных методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей...
Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада это осознанное отношение ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его....
Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками»
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития. В связи с этим представляю вашему вниманию н...