Мастер - класс
методическая разработка (старшая группа)

Гребнева Эльвира Петровна

игры - шумелки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_igra_-_shumelka.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Игра -  шумелка

Методическая разработка мастер-класса по «Обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных шумовых инструментах»

(для педагогов-воспитателей старшего дошкольного возраста)

 

                                                 

Актуальность темы.

    Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности.     Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Это не просто приобщение детей к исполнению. Необходимо облечь упражнения в форму игры.  Сегодня как никогда актуально развивать в игре индивидуальность. «Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра - могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»          (Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогаеют современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В.А. Жилина.

 Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. 
 Следуя этому, cвою работу с детьми организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога, применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

 

Сегодня речь пойдет об элементарном  музицирование,  игре на музыкально - шумовых инструментах.  

   Важнейшей особенностью работы с шумовыми музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. 

Цель.  Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. 

  Задачи

  1. Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов,
  2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, пробуждение интереса к творческому музицированию;
  3. развитие чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха, творческого потенциала, коллективных навыков игры;
  4. формирование художественного вкуса.

Формы: 

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским    песенкам. 
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему. 
3. Звуковая иллюстрация стихов. 
4. Сказки-шумелки. 

Результат.

  • совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
  • развивается чувство ансамбля,
  • умение различать звучание инструментов по тембрам.

Практическая часть. 

Перед тем как мы сами попробуем озвучить такую шумелку, проведем презентацию инструментов. Из чего они сделаны, для чего нужны, и как на них играть. Сейчас достаточно много в продаже шумовых инструментов, как отдельных, так и целых наборов.


 Обратите внимание на один из таких наборов. Это музыкальный деревянный центр. Он изготовлен из  натурального бука и содержит 9 музыкальных инструментов: маракас, бубенцы, цимбалы, кастаньеты, двойные гуиро (латиноамериканский музыкальный инструмент), треугольник, колокола, ксилофон и барабан.

 

Тамбурины - ударный инструмент, звук из которого извлекается двумя способами. Его можно трясти (тогда будут звенеть только бубенцы) или ударять по нему.


  Рейнстик, «Шум дождя» или палка дождя. (Rain stick) – музыкальный инструмент (группа «шумовая перкуссия»). 
   
Изобретение этого инструмента приписывается чилийским индейцам Южной Америки. Палки дождя изготовлялись преимущественно из определенного вида длинных и узких кактусов. Но в наших условиях можно использовать подручные материалы.


Самой увлекательной  для ребенка форме - рассказывании сказки - шумелки. Благодаря использованию инструментов история или сказка становиться более интересной и яркой. 
 
 Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно рассказывать сказку наизусть, заранее определив шумовое оформление, смысловые акценты и паузы.
   Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка.  Можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. 
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. 
 Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. 
Вступление громкость и скорость игры можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. 
Дети постепенно запоминают названия инструментов, узнают их по слуху, сравнивают и характеризуют звучание знакомых инструментов. 

Сказка шумелка

 «Машино утро»

Машу разбудило солнышко.  Оно ласково погладило своими лучами девочку по щеке.                                                                                       КОЛОКОЛА

Маша быстро встала с кровати и вышла на крыльцо.      КСИЛОФОН

Солнышко приветливо играло лучами.                               КОЛОКОЛА

Маша посчитала ступеньки,  и не торопясь спустилась с крыльца. КСИЛОФОН

Неподалеку, в траве сидела мышка. Она нашла орех, и, греясь на солнышке с удовольствием его грызла.                                                   ДВОЙНЫЕ ГУИРО

«Интересно, - призадумалась Маша, а мышки быстро бегают? Попробую ее догнать» И она побежала за маленьким зверьком.            КСИЛОФОН

Но мышка была не только быстрой, но и умной, и недолго думая, шмыгнула под крыльцо.                                                                                  ЦИМБАЛЫ

«Да,- подумала Маша,- шустрая» и зашагала по тропинке, ведущей в сад.

Над головой раздался стук. Дятел принялся за дело.

Маша посмотрела на дерево. «Где же он сидит?»

И она поднялась на горку.                                                    КСИЛОФОН

«Как все видно! Вот  где ты прячешься»

  она стала прыгать и хлопать в ладоши.                          ТАМБУРИН И ХЛОПКИ

Дятел затих. Маша, довольная весело побежала вниз с горки     КСИЛОФОН

и упала.                                                                                 ТАМБУРИН

«Допрыгалась», - подумала сидящая неподалеку ворона,

 громко каркнула                                                                  ГОЛОС                                                                                                    

 и улетела.

«Подумаешь, мне совсем и не больно»- сказала Маша,

поднялась, отряхнула платье                                          ПОЛОТЕНЦЕ

и побежала к старому пню, где жил её знакомый ёж. КСИЛОФОН

Ёж что- то искал, перебирая лапками.                           МЕШОЧЕК С КОСТОЧКАМИ

Увидев Машу, он быстро свернулся в клубок.             ТРЕУГОЛЬНИК

«Какой, ты хорошенький», - сказала Маша, коснулась ежа ладошкой и укололась.

Неожиданно подул ветер, и на Машу упала капля.       МЕТАЛЛОФОН

Затем еще,                                                                          МЕТАЛЛОФОН

и еще.                                                                                  МЕТАЛЛОФОН

Загремел гром                                                                    ТАМБУРИН, БАРАБАН

Полил дождь.                                                                      РЕЙНСТИК

Маша помчалась домой.

Заскочила на крыльцо                                                       КСИЛОФОН

Забежала в дом и закрыла дверь.

«Ну, что набегалась, попрыгунья? – спросила мама.- Садись завтракать».

На столе стоял горячий чай и свежие мамины оладушки.

«Как тепло дома, с Мамой», -подумала Маша.

Для игры  нам понадобятся:

  1. Ксилофон
  2. Двойное гуиро
  3. Металлофон
  4. Тамбурин
  5. Барабан.
  6. Полотенце
  7. Треугольник
  8. Мешочек с косточками
  9. Рейнстик (шум дождя)
  10. Цимбалы
  11. Колокола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...