Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника
консультация
Культурно-гигиенические навыки – важный составляющий компонент культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_kulturno-gigienicheskie_navyki_doshkolnika.docx | 634.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника.
Подготовили: старший воспитатель Коликова М.В.,
воспитатели: Акимова Н.М., Сафронова Е.С.
21.11.2019г.
Культурно - гигиенические навыки — это навыки соблюдения чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей и выработка динамических стереотипов.
Основные задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей:
-помочь ребенку овладеть культурно-гигиеническими навыками;
- побуждать детей к самостоятельности;
- сформировать привычку следить за своим внешним видом, одеждой, причёской и прочими вещами;
- научить соблюдать порядок в своём уголке, шкафу, заправлять постель и т.п.;
- воспитать культуру еды.
Формирование у детей навыков личной и общественной гигиены является важным фактором в охране здоровья, вырабатывает правильное и безопасное поведение в быту и в общественных местах. В процессе работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным и автоматическим действием, а гигиенические навыки постоянно развивались и перерастали в привычные действия. Для начала необходимо приучить детей к выполнению элементарных культурно – гигиенических правил: самостоятельно умываться и чистить зубы по утрам, мыть руки с мылом после прогулки, посещения туалета и перед едой, пользоваться личным полотенцем, пользоваться расческой и ухаживать за волосами, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте, аккуратно носить и складывать их в шкаф, поддерживать порядок в шкафчике.
В нашем детском саду работа по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводится в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей. Для успешной работы в данном направление необходимы правильно организованная пространственная развивающая среда, чёткий режим дня, руководство и собственный пример взрослых.
Под правильно организованной пространственной развивающей средой понимается наличие просторного, чистого помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Например, в умывальной комнате имеется достаточное количество раковин, подходящих по размеру для данной возрастной категории дошкольников; полотенца размещены с учётом роста детей; на вешалке над каждым индивидуальным полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей.
Режим дня является четким распорядком жизни в течение суток, который предусматривает чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности и их последовательную смену. Правильный, соответствующий возрастным особенностям ребенка режим сохраняет и укрепляет здоровье, обеспечивает высокую трудоспособность, успешное осуществление какой-либо деятельности, предохраняет от переутомления. Активное, жизнерадостное и уравновешенное настроение детей зависит от строгого выполнения режима.
Благодаря режиму дня формируются навыки и привычки культуры поведения через ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время. Укрепление данных навыков происходит в повседневной жизни группы: играх, занятиях, трудовой деятельности.
В дошкольном возрасте дети склонны к подражанию за старшим, поэтому в формировании навыков важную роль играет личный пример взрослых. Внешний вид, поведение, манеры, привычки, речь взрослого служат образцом поведения для детей. Указания взрослых не должны идти вразрез с собственным поведением.
Важную роль играет оценка со стороны взрослого об отдельных поступках или поведении ребенка. Положительная оценка действий - похвала, одобрение, поощрение, поддерживает в ребенке желание в дальнейшем поступать так же, либо сделать ещё лучше.
Гигиеническое воспитание зависит от воспитания культурного поведения. Главные задачи:
- привить ребенку навык правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу;
- научить правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой;
- научить тому, что, чем и как едят;
- научить вежливости за столом (пожелание приятного аппетита до принятия пищи и после окончания словам благодарности и похвалы «спасибо», «было очень вкусно» и т.д.).
Большое влияние на воспитание культурно - гигиенических навыков детей также оказывает игра, так как она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Важно, чтобы игровая деятельность была интересная, смогла бы привлечь внимание детей, активизировать их творчество и мышление. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные материалы по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы и личный пример. Педагогу необходимо объяснить детям значение гигиенических навыков для здоровья, формировать у детей представление о пользе физических упражнений и т.д.
На основе литературных сюжеты, например, К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Для закрепления навыков личной гигиены желательно давать различные поручения. Навыки детей будут прочнее, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях.
Работая над формированием у ребенка культурно-гигиенических навыков, нужно помнить несколько важных правил:
- необходимо придерживаться темпа ребенка: спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка, его желание проявить самостоятельность;
- в ходе общения с ребенком необходимо чаще высказывать положительное отношение к культуре и гигиене;
- замечать даже незначительные положительные изменения в поведение ребенка и меньше заострять внимание на «неправильном»;
- поощрять любые проявления ребенком самостоятельности;
- не оставлять без присмотра;
- учить навыкам укрепления и сохранения своего здоровья;
- обогатить предметно-развивающую среду.
Культурно-гигиенические навыки – важный составляющий компонент культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»
Консультация для родителей: «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»...
Консультация для родителей «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»
Обычно непоседливый и активный ребенок дошкольного возраста с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы или остригает ногти, не любит мыть голову, зубы чистит поспешно и то...
Консультация для родителей: «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»
Консультация для родителей: «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»...
Консультация для родителей «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»
Обычно непоседливый и активный ребенок дошкольного возраста с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы или остригает ногти, не любит мыть голову, зубы чистит поспешно и то...
«Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»
К активности и самостоятельным действиям по уходу за собой ребенка в значительной мере поощряет благоприятная организация условий для проведения гигиенических процедур....
Консультация для родителей ДОО «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»
Консультация для родителей ДОО "Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника"...