Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ
Тема занятия | Вводная часть |
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) | Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие. |
«Прогулка в лес» | Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
|
«Как вести себя в лесу» | Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
|
Виды занятий по экологическому воспитанию
Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:
- Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
- Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный — эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный — исполнение песен про лето, математический — задание «Сколько лепестков?», творческий — «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
- Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
- Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
- Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
- Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
- В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).
Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.
Таблица: картотека подходящих тем по экологии
Тема | Вид занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экологические акции — совместная работа родителей и детей. |
| Сюжетно-ролевые игры. |
Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе
Автор | Головнёва М.А., педагог |
Название | «Берегите воду» |
Цель | Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе. |
Задачи |
|
Методические приёмы |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Организационный момент. В.: Наш общий дом — это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках? Воспитатель ставит на стол глобус. В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края). В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета? Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему). На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему). Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают). Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды. В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды. А сейчас у нас загадки.
Физкультминутка.
Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу? |
Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»
Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников
Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.
Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца — это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года — долгосрочный.
Экологический проект включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель — это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
- Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
- Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
- Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.
По доминирующей деятельности проекты бывают:
- исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
- практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля — наш дом родной»);
- творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
- познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).
Примеры проектов по экологии в ДОУ:
- краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
- краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
- долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).
Таблица: пример экологического проекта в старшей группе
Название | «Цветы для мамы» |
Участники проекта |
|
Вид проекта | Долгосрочный: с августа по март. |
Подготовка |
|
Задачи |
|
Ход проекта | Связующая часть проекта — выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре. В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост. С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику. Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы — букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи.
Затем каждый ребёнок вручает маме открытку, сделанную своими руками. |
Видеоматериалы по теме
Для воспитателей и родителей, активно ведущих работу с детьми по экологическому воспитанию, будет полезной подборка видеоматериалов.
Видео: экологическое воспитание дошкольников
Видео: экологический проект в старшей группе «Мы против мусора»
Видео: постановка экологической сказки «Берегите природу»
Видео: деловая игра для педагогов «Экологический марафон»
На дошкольном воспитании базируется формирование личности будущего гражданина, и исключить из него такую часть, как экология, в наши дни невозможно. Слишком много ошибок сделало человечество, отвоёвывая себе пространство у природы. Решать эти проблемы придётся нашим детям. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания, и задача воспитателя — сформировать бережное отношение к природе у своих подопечных.