"Как помочь Вашему ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?"
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей младших групп дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 149.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ.
КАК ВОСПИТАТЕЛЬ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ»
Консультация для воспитателей
Подготовила педагог-психолог Овсянникова С.М.
Под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия. С этого момента начинается активная социализация ребенка, которая может сопровождаться некоторыми трудностями.
В период адаптации можно наблюдать: эмоциональную и физическую нестабильность: ребенок может часто плакать, устраивать истерики, скучать по маме, расстраиваться по мелочам, перестать кушать или спать и даже заболеть. Это нормально.
Процесс адаптации может протекать по-разному. Выделяют несколько уровней адаптационного периода:
Легкая степень адаптации
С первых дней ребенок с удовольствием идет в сад, ему нравится там находиться. Иногда могут появляться моменты отрицания, но они быстро проходят. Он хорошо ладит со сверстниками, редко болеет, слушается воспитателя и умеет самостоятельно занимать себя.
Продолжительность адаптации: 7-14 дней.
Средняя степень адаптации
Ребенок испытывает напряжение или расстройство только в первые минуты после расставания с родителями, после чего быстро включается в игру. Он слушается воспитателя, выполняет его просьбы, но иногда может их игнорировать. В результате постоянного контакта с другими детьми может часто болеть. Однако болезнь будет протекать быстро и без осложнений.
Продолжительность адаптации: 14-21 день.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок при любом упоминании о садике начинает истерику, его приходится заводить в группу насильно, отрывая от мамы. Из-за такого стресса он часто болеет. Иногда может терять полученные ранее навыки, например, забыть цифры, буквы. Это самая сложная форма адаптации, которая требует усиленного внимания взрослых.
Продолжительность адаптации: до 60 дней.
Продолжительность и тяжесть протекания адаптационного периода индивидуален для каждого. Он зависит:
- от возраста ребенка, количества социальных контактов, темперамента, эмоциональной зрелости и привязанности к родителям;
- от того как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка; своевременно снять эмоциональное напряжение;
- от качества взаимодействия воспитателя с родителями.
Для оптимизации процесса адаптации использую следующие формы работы:
- беседы с родителями;
- анкетирование;
- наблюдение за ребенком;
- развивающие игры.
Работа воспитателя с родителями
Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю сначала нужно установить контакт с родителями.
- Предложите родителям экскурсию по группе, пред тем как они приведут туда ребенка. Пусть они посмотрят, где их дети будут спать, играть, кушать и заниматься. Ознакомьте их с распорядком дня. Спокойствие родителей — это залог положительного отношения ребенка к детскому саду. Любое волнение родителей будет передаваться и детям.
- Воспитатель может провести беседы с родителями, для установления контакта, который помогает снять тревогу за малыша, информируя о протекании адаптационного периода, ориентируя на активное взаимодействие.
- Когда ребенок придет в группу, можете предложить родителям создать чат для этой группы в любом популярном мессенджере, например, WhatsApp или Viber, где вы будете поддерживать диалог, публиковать новости и объявления. Такой чат даст родителям чувство контроля и спокойствия, где они смогут получить информацию о своем ребенке.
- Договоритесь с родителями, чтобы они приводили детей в садик с разницей в 5 минут. Это позволит вам встретить каждого ребенка индивидуально и установить с ним контакт, чтобы процесс расставания с родителями прошел более безболезненно.
- Вы можете распечатать и раздать родителям памятку по адаптации к детскому саду.
Когда контакт с родителями установлен, можно выстраивать отношения с детьми.
Работа воспитателя с детьми
Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они рядом с вами чувствовали себя в безопасности.
- При первом знакомстве с малышом будьте ласковы с ним. Проявляйте искреннюю доброжелательность, улыбайтесь, предлагайте свою помощь, проявляйте к нему интерес, например, задавайте вопросы о его настроении и самочувствии. У ребенка с первой встречи должно сложиться впечатление, что вам можно доверять, что вы друг, который всегда поможет.
- Создайте в группе теплую и домашнюю атмосферу, чтобы дети чувствовали себя в комфорте и безопасности. Это можно сделать с помощью предметов декора — комнатные цветы, небольшие домики или уголки для уединения. Дети могут приносить свои игрушки, чтобы рядом были знакомые предметы.
- Периодически прикасайтесь к детям и обнимайте их. Тактильный контакт дает им чувство защищенности и помогает быстрее адаптироваться.
- Вовлекайте детей в групповые и индивидуальные интересные игры. Если дети будут увлечены, их переживания отойдут на второй план. Кроме того, игры помогут сформировать в лице воспитателя образ лидера, который в любой ситуации придет на помощь.
Показателями хорошего и быстрого привыкания ребенка можно считать:
- спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние;
- активные действия при ознакомлении с окружающим;
- умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками;
- высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких.
Показатели того, что привыкание ребенка будет длительным, болезненным:
- плач при уходе близких;
- отказ от деятельности;
- отрицательное (негативное) отношение к воспитателю и детям;
- высказывания «Хочу домой», «Где моя мама?»;
- большая радость при возвращении близких.
Адаптация ребенка к детскому саду — это поэтапный процесс. Задача воспитателя - регулировать эти этапы и направлять родителей.
Этапы адаптационного периода
1 этап - подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
2 этап – приход в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно из предложенного воспитателем. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику.
Посещение детского сада лучше начинать с дневных прогулок с группой. Мама остается рядом с ребенком на время этих прогулок. В течение первой недели можно приводить ребенка на несколько утренних часов. Если возможно, мама остается в группе с ребенком, если нет, то просто приходит за ним после утренней прогулки. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. В течение второй недели время пребывания малыша увеличивается до обеда. Он кушает вместе с остальными, после чего мама забирает его домой.
3 этап – постепенное привыкание
На третьей и четвертой неделе ребенка можно оставлять на дневной сон и забирать его сразу после сна или после полдника. После четвертой недели ребенка можно оставлять в детском саду на полный день.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Ребенок уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
Завершение адаптации
Воспитатель постоянно наблюдает за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Можно считать, что адаптация подошла к концу и ребенок больше не испытывает явного напряжения, если на протяжении 7 дней ребенок:
- не плачет без причины и не спрашивает про маму;
- с интересом играет со сверстниками и общается с воспитателем;
- хорошо спит, ест и не болеет.
Успех адаптации и скорость ее завершения зависит от совместной работы воспитателя и родителей. Только работая в команде и проводя воспитательные мероприятия в садике и дома, можно за короткое время подготовить ребенка к детскому саду и помочь ему социализироваться в новом коллективе.
Литература:
- Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика» // Изд. «АРКТИ» Москва 2014г.
- Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». // Воронеж, Учитель, 2006г.
- Теплюк С.Н. «Адаптация ребенка к детскому учреждению» // «Ребенок 2-3лет.Советы родителям и воспитателям от ведущих специалистов страны» Москва, 2020г.
- Белова О.Е. «Цикл игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» // Изд. Учитель, Волгоград
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как музыка может помочь вашему ребенку в будущей учебе
Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти, хорошо развивает ассоциативное мышление. Игра на музыкальном инструменте развивает способность делить музыкальное произв...
10 способов помочь вашему ребенку вести себя хорошо
10 способов помочь вашему ребенку вести себя хорошо...
Как помочь Вашему ребенку с логопедическим заключением «Моторная алалия»?
Консультация для родителей....
Чем вы можете помочь вашему ребенку.
Как будет вести себя ребенок в опасной ситуации? Родителям следует убедиться, что ребенок знает все правила собственной безопасности. Вот список вопросов, которые вы сможете задать детям. Поверьте, не...
Консультация для родителей "Агрессивность. Как помочь вашему ребенку?"
Уважаемые родители, здесь вы можете найти рекомендации как справиться с агрессивностью ребенка....
Статья "Способы помочь вашему ребенку преодолеть свои страхи"
В статье представлены советы, которые вы можете использовать, чтобы облегчить вашему ребенку борьбу с его страхами....
Памятка. Как помочь Вашему ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду:
Как помочь Вашему ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду:1 Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.2 Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адапта...