Тренинг для педагогов . Руководство игрой детей
тренажёр (младшая группа)

Димитрюк Наталья Владимировна

Тренинг направлен помочь педагогу преодолеть трудности в организации и руководстве игрой детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_rukovodstvo_igroy_detey.docx50.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов « Руководство игрой детей»

Цель: способствовать преодолению трудностей у педагогов в организации и руководстве игрой детей 1-3 лет

Продолжительность занятия- 1 час 30 минут

Материал:   на каждого- лист бумаги, карандаши, магнитофон с записью активизирующей музыки для малышей

Задачи:

  1. Актуализировать существующие проблемы педагогов в организации и руководстве игры детей;
  2. Содействовать повышению уверенности в себе, своих силах;
  3. Упражнять педагогов в организации и руководстве игровой деятельности с детьми 1-3 лет.

План проведения:

1.Вступление

Ознакомление с правилами работы группы участников тренинга

2.Теоретичекая часть (включить презентацию)

  Игра представляет собой особую деятельность детей. Она расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.          
    Игра-это  средство  моделирования  и  воссоздания  в  специально 

созданных условиях отношений между людьми;  это деятельность,  которая  служит усвоению социального опыта.  Ведущее  значение  игры  в  дошкольном  возрасте  определяется  не количеством  времени,  которое  ребенок  ей  посвящает,  а  тем,  что  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности  (труд, учение); игра  в наибольшей мере способствует психическому развитию  ребенка.

  Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

Методы и приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой

В дошкольной педагогике имеется много методов и приёмов воздействия на детей, выбор их зависит от конкретной ситуации.
Методические приёмы приносят результат в тех случаях, когда воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребёнка. 

 Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру и организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность. 

Под руководством игрой понимается совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение конкретными действиями. Термин «руководство» синонимичен термину «формирование».

Путём внесения новых атрибутов в игру детей можно обогатить ролевое поведение. Можно использовать приём «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребёнок, влияет на игру ребёнка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждая детей вступить в параллельную игру.

    При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

   Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Ранний возраст.

Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

- показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

- совместные с воспитателем игровые действия

- включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

- демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

- применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

- подсказывающие вопросы

Приемы косвенного руководства.

- подбор игрушек с определенными свойствами

- рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

- наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

- разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

- подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

- рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

- создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

- изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

- постановка педагогом проблемной ситуации

Методы и приёмы, способствующие обогащению сюжета и содержания игры

  • Расширение знаний детей об окружающем мире через наблюдение окружающей жизни, организованные занятия, чтение художественной литературы, рассказывание случаев, реальных и фантастических ;
  • индивидуальная игра воспитателя с ребёнком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
  • внесение образных игрушек
  • приём параллельной игры
  • приём ролевой игры с продолжением
  • игра в телефон
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций

Методы и приёмы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений

  • Игры, облегчающие адаптацию;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни и аккуратное направление замыслов и действий детей с использованием косвенных приёмов руководства (советов, реплик, подсказок, вопросов, изменения игровой среды и др.), при этом взрослый выступает как равноправный партнёр ;
  • участие воспитателя в игре в главной роли ;
  • использование многоперсонажного сюжета: «Два врача», «Два шофёра»
  • внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
  • создание разновозрастных игровых триад

Косвеные приёмы руководства

  • Обновление игровых уголков: внесение предметов-заместителей, съёмных панелей ;
  • изменение игровой среды ;
  • наблюдение, экскурсия;
  • создание воображаемой ситуации ;
  • объявление по воображаемому радио об открытии новых больниц, магазинов и т.д.

Этапы становления процессуальной сюжетной игры у детей разного возраста:

Малыши до года воспринимают образные игрушки так же, как и любой другой предмет, они могут их перекладывать, стучать ими, грызть и т. д. Если же Вы покажете ребенку, как можно такими игрушками играть, то скорее всего к году он уже усвоит назначение кукол и будет их кормить, гулять с ними, укладывать в кроватку, купать.

Дети второго года жизни проявляют уже гораздо больший интерес к сюжетной игре, причем количество сюжетов увеличивается. В этом возрасте малыш уже играет не только тогда, когда Вы ему это предлагаете, но и самостоятельно, по своей инициативе. Преимущественно дети второго года жизни используют в игре только реалистичные предметы,  которые есть у него в наличии, то есть напоить куклу из игрушечной чашки у ребенка получится, но он не сможет накормить ее конфетой, если игрушечной конфеты у него нет. Самостоятельная игра хоть и появляется в это время, но пока она кратковременна, да и зачастую переплетается с простыми манипуляциями. Но если Вы достаточное время уделите организации игровых действий, то концу второго года хаотичные действия могут полностью исчезнуть и малыш начнет играть, используя разнообразие сюжетов, персонажей. Развивается и воображение и скорее всего к завершению этого этапа ребенок сможет манипулировать воображаемыми предметами. В любом случае именно на этом этапе участие взрослого нельзя переоценить, поскольку без Вашей организации все эти навыки могут быть крайне неустойчивыми, и постепенно игра может вновь вернуться к простым манипуляциям.

Третий год жизни ребенка – этап расцвета процессуальной сюжетной  игры. Продолжительность игры, ее эмоциональность, самостоятельность – все это в полной мере проявляется именно сейчас. Участие взрослого уже не столь необходимо, сами игрушки начинают побуждать ребенка  к игре. Разрозненные и хаотичные действия исчезают, малыш уже может сам проработать выбранный им же самим сюжет, реализовать его во всевозможных вариациях, используя для игры самые разные предметы. 
В этом возрасте бурно развивается воображение на столь благоприятной почве, как игра. Малыш способен замещать предметы уже не столько подражая, сколько изобретая и творя. Например, один и тот же кубик может силой воображения Вашего малыша стать и конфетой, и стульчиком, и кухонной плитой. Словом, игра стала абсолютно творческим процессом. Роль взрослого на этом этапе важна в плане речи, то есть построение диалога-обсуждения игры, планирования дальнейших действий, осмысление действий – для всего этого нужно Ваше участие.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 -Психолог: -Коллеги, давайте теперь попробуем применить на практике все методы и приемы руководства игрой. Предлагаю вам разбиться на группы и отработать те игры, которые я буду вам объяснять.

    Предлагаемые игры направлены на смягчение адаптационного периода

 для детей от 1 до 3 лет, на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

    Основная задача игр – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым(При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт).

   Игры проводятся в следующей последовательности:

-знакомство;

-игры с использованием игрушек и предметов;

-контакт руками;

-телесный контакт.

   

 

1.Дай ручку!

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

—Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

2.Хлопаем в ладоши!

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно

попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

3.Лови мячик!

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

—Кати мячик! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

4.Петрушка

Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!

Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

—Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

5.Котёнок

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

6.Шарик

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

7.Солнечный зайчик

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.

—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать!

ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика».

Во время игры не забывайте комментировать все действия.

8.Платочек

Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо

сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.

Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.

—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!

После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно

9.Прятки

Оборудование: большое одеяло или плед.

Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра. Водящий: взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места — под стол, в шкафы и т.д. — со словами:

—Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции — напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается — ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

10.Коготки-царапки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

У белого котенка

Мягкие лапки.

На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями:

ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

11.Киса, Киса! Брысь!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» —быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.

Киса, киса! Брысь!

Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями.

12.Качели

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.

—Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей — вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

13.Часики

Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!

Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»

Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики | могут тикать медленно и быстро.

14.Догоню-догоню!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

 Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

—Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!

Догоню-догоню!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог  ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт.

Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Рефлексия впечатлений участников. Раздача памяток (см.приложение)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Педагогические рекомендации( Приложение 1 )

  • Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведённое для игры, другими видами деятельности.
  • Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  • Эффективным приёмом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причём первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с каждым ребёнком, а в конце четвёртого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  • В руководстве детьми большое место занимают косвенные приёмы руководства, которые не мешают ребёнку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребёнка.
  • Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  • Педагог должен как можно чаще ставить ребёнка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Определение уровней развития игровой деятельности ( Приложение 2 )

Диагностический лист по определению уровня развития игры детей

_________группы ДОУ № ____________

Показатели развития

Фамилия, имя ребёнка

І. Содержание игры

  • Замысел игры проявляется:

а) с помощью взрослого,
б) самостоятельно.

  • Разнообразие замыслов.
  • Количество игровых задач.
  • Разнообразие игровых задач.
  • Самостоятельность при постановке задач:

а) ставит взрослый,
б) с помощью взрослого,
в) самостоятельно

 


ІІ. Способы решения игровых задач

  • Разнообразие игровых действий с игрушками.
  • Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развёрнутые,
б) обобщенные.

  • Игровые действия с предметами-заместителями:

а) с помощью взрослого,
б) самостоятельно.

  • Игровые действия с воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослого,
б) самостоятельно.

  • Принимает роль.
  • Разнообразие волевых действий.
  • Наличие ролевых высказываний.
  • Выразительность ролевых высказываний.
  • Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого,
б) ребёнка.

  • Ролевая беседа возникает:

а) со взрослым,
б) со сверстником.

  • Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого,
б) ребёнка.
17. Содержательность ролевой беседы

 

ІІІ. Взаимодействие детей в игре

  • Вступает во взаимодействие:

а) со взрослым,
б) со сверстником.

  • Ставит игровые задачи:

а) взрослому,
б) сверстнику.

  • Принимает игровые задачи:

а) от взрослого,
б) от сверстника.

  • Длительность взаимодействия:

а) кратковременное,
б) длительное.

 

1 балл – игровые умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так и в экспериментальной игровой ситуации.
2 балла – игровые умения и навыки развиты на среднем уровне (проявляются при создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого).
3 балла – игровые умения и навыки развиты на высоком уровне (самостоятельно проявляет интерес и желание организовывать игру).

Если набрано до 21 балла – игра оценивается на низком уровне, от 22 до 42 – на среднем, от 43 до 63 – на высоком.

Показатели уровней развития игры 
для группы раннего развития на начало года( Приложение 3 )

Уровни развития игры

Самостоятельная игра

Реакция на игровые действия взрослого

Низкий

Предпочитает играть с сюжетными игрушками-копиями, самостоятельно не включает в игру предметы-заместители.
Не обозначает игровую роль, игровые действия не выстраиваются в смысловую цепочку. Преобладают стереотипные манипуляции с сюжетными игрушками или частая хаотическая смена игрушек и игровых действий

Не включается в инициативные игровые действия взрослого, предпочитая наблюдать со стороны. 
Отвергает предложенные взрослым действия с предметами-заместителями, ищет подходящие сюжетные игрушки.
Не принимает игровую роль, предложенную взрослым, предпочитая оставаться самим собой

Средний

Может использовать в игре предметы-заместители, но в привычном (введённом взрослым или сверстником) значении, сам их в игру активно не вводит.
Осуществляет игровые действия, подразумевающие роль, но не обозначает её словесно.
Подражает игровым действиям сверстника

Охотно включается в игру взрослого, склонен к подражанию его игровым действиям. Принимает предложенную взрослым игровую роль, если до этого видел образец её реализации. Поддерживает ролевой диалог со взрослым на уровне кратких реплик-ответов.

Высокий

Вводит в игру предметы-заместители вместо недостающих сюжетных игрушек, может использовать один предмет в разных значениях.
Развёртывает цепочки игровых действий, связанных по смыслу, подразумевающих игровую роль. Есть ролевая речь по отношению к кукле, косвенное обозначение своей роли («Дочка, делай, что мама говорит»).
Действует в общем смысловом поле со сверстником, инициируя игровые действия

Легко включается в совместную игру со взрослым. Не только подражает образцам его ролевого поведения и использования предметов, но и вносит небольшие инновации («Лучше так…», «Лучше это…»).
Включается в ролевой диалог со взрослым, инициирует ролевое обращение к взрослому.


Показатели уровней развития игры 
для группы раннего развития на конец года

Уровни развития игры

Самостоятельная игра

Реакция на игровые действия взрослого

Низкий

Может выстроить цепочку связанных по смыслу игровых действий, но преобладают стереотипные наигранные сюжеты, частое многократное повторение отдельных действий с сюжетной игрушкой.
Скудная ролевая речь, отсутствует ролевой диалог с кукольным персонажем. 
Подражает игровым действиям сверстника, но не включается с ним во взаимодействие на уровне дополнительных ролей

Включается в игру со взрослым лишь при прямом предложении последнего, следует за инициативой взрослого.
В «телефонном разговоре» односложно отвечает на ролевую речь взрослого

Средний

Может выстраивать цепочки игровых действий с сюжетными игрушками и заместителями, но чаще отталкивается от готовой игровой обстановки, не внося в неё изменений. 
Подключается к игре сверстника на уровне дополнительной роли, но не инициирует развёртывание игры, предпочитая следовать за сверстником. 
В игре использует ролевую речь в ответ на ролевые обращения сверстника

Охотно включается в игру со взрослым, любит её повторять («Ещё так же»), но редко вносит встречные предложения. 
Может поддержать «телефонный разговор» игровых персонажей, инициированный взрослым.

Высокий

Активно включает в игру действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Изменяет и дополняет игровую обстановку, а не довольствуется только тем, что есть или что попало на глаза.
Развёртывает цепочки игровых действий, связанных с реализацией разнообразных ролей.
Включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнёру дополнительную. 
Инициирует ролевой диалог со сверстником, имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей

Инициирует совместную игру со взрослым, сам предлагает и обозначает роли для взрослого и для себя. Вносит встречные предложения по ходу игры. 
Легко включается в «телефонный разговор» по ролям со взрослым, может сам его инициировать в процессе совместной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста

Сообщение для педсовета по теме: "Игра - форма организации детской жизни"....

Руководство играми детей младшего дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возра...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей"

Представлена консультация для воспитателей «Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей», где описывается важность игры, условия успешного руководства играми и тенденции развития игр....

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей"

Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все при...

Тренинг для педагогов " Отдыхаем играя"

Цель тренинга:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия В ходе тренинга решаются следующие задачи:- усовершенствовать общение в команде;- освоить навыки обратной св...

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....