ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сапрыгина Светлана Григорьевна

Сегодня проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности/

Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskie_igry.docx103.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/sFbhZ-b8TB-lEL_VzFzd-2C3HPKNexBpV3m-JcpRON9Laa1mr5oNmdHHTSQouaMp0wXNmlUSFSkoObatOspgQ8ViRzUtNDVxc6Id7eBqQEBwADaKdksnxjBO0z_wj54

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Сегодня проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины способного выполнять гражданские обязанности.

Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, зародив в детское сердце искорку любви к Родине. 

Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:

• в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

• в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

• в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств — начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине — происходит постепенно от младшего возраста до школы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Уже не раз подчёркивалась универсальность игры как средства обучения и, конечно же, воспитания. Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании тоже. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте.

Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом.

 В игре «Моих родителей зовут…»  закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек , бабушек… Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Проще всего закрепить эти знания в  игре «Мой адрес».

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в доме № …? Или: Я живу в квартире № …? Или: я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д. Играющий, который поймал мяч,  должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.

 С помощью игры  «Добрые слова» воспитываем в детях доброжелательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова»

Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Ребенок  рассматривает картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку.

Воспитывать заботливое отношение к членам семьи помогает игра «Как я дома помогаю».

В первый раз мы используем сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок.

Ребенок по очереди называет домашние дела, в которых принимал участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотел бы в ней поучаствовать

Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи нам помогает  игра «Дружная семейка», в которой ребенок развивают умение рассказывать о членах своей семьи.

В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:

(пальцы ребёнка зажаты в кулак)

Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);

Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);

Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)

Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);

Этот пальчик – я (отгибается мизинец)

Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)

Ребёнку предлагается выбрать ладошку (вырезанную из картона) понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажа мы сопровождаем повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семейка».

Дидактическая игра «Профессии» знакомит детей с профессиями людей, что помогает  воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.

Ребенку  предлагается весь набор карточек. Он выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность.

Дидактическая игра «Наш детский сад» помогает закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада, какие обязанности они выполняют, где находятся группа, столовая, и т.д. Для игры понадобятся фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

Игра «Наш город», закрепляет знания детей о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.

Дидактическая игра «Где находится памятник?» знакомит детей с памятниками, учит ориентироваться в родном городе.

Взрослый демонстрирует  изображения памятников, просит вспомнить и  рассказать, где установлен этот памятник.

Дидактическая игра «Птицы нашего края», помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает  любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В ходе  демонстрации карточек  с изображениями птиц, взрослый  просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Игра «Животные нашего края» знакомит детей  с животными родного края.

Кроме ближайшего окружения, знакомства с детским садом, городом, мы начинаем знакомить детей с его Родиной, символами, главными людьми России,  национальной одеждой, народными промыслами, с русскими народными сказками.

С помощью игр,  знакомятся с символами России, основными (главными) личностями страны.

Так, в дидактической игре «Флаг России», ребенок должен из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает  узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о  флаге своей страны.

В игре «Герб России», дети должны из кусочков (8 шт.) собрать картинку- герб России. Эта игра способствует формированию знаний о гербе своей страны – России.

В игре «Назови кто это?», дети знакомятся с главными людьми РФ.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Так, в дидактической игре «Отгадай сказку»  знакомим детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.

Каждый народ имеет свою национальную одежду, которая отличает их от других народов. В дидактической игре «Подбери наряд кукле», знакомятся с разными национальными костюмами.  Среди них они должны найти русский народный костюм для бумажной куклы.

Интерес к русскому творчеству мы  прививать в игре «Народные промыслы», где ребята  в форме игры-лото знакомятся с различными видами русских промыслов.

Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно,  знакомится с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, главными личностями страны, национальной культурой (одеждой, промыслами), народным творчеством (сказки).

Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к опыту работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольника" Игра " Детский сад"

Игра " Детский сад" знакомит детей с детским садом, его сотрудниками и их трудом....

Опыт работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

Любовь докольника к своей Родине начинается  с отношений к своей семье , любви к своему дому, детскому саду, городу, стране. И  эти дидактические  игры решают задачи по патриотическому ...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников"

Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, направленные на воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу....

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников...

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить...

«Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников»...