Проект «О правилах хорошего тона за столом для детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)

Евстафьева Елена Борисовна

Данный проект обусловлен возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «О правилах хорошего тона за столом (для детей дошкольного возраста)».

Актуальность проекта: проект обусловлен возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. Анализ литературы, основных тенденций развития личности в отечественной педагогической теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач развития личности. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

  • потребностью общества в овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий, необходимых для их успешного формирования
  • объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них воспитателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Несоответствие между запросами и реалиями современного общества и умениями дошкольников в области столового этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили научную проблему нашего проекта: каковы условия формирования навыков столового этикета у детей дошкольного возраста.

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: творческий, игровой.
  • По характеру содержания: ребёнок и его семья, общество и его культурные ценности.
  • По характеру участия ребёнка в проекте: участник.
  • По характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей и социумом.
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: среднесрочный (1 месяц).

Цель проекта: Формирование навыков столового этикета у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом.
  • Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола.
  • Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом.
  • Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в освоении у детей навыков столового этикета.
  • Воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на практике.

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое обеспечение:

  1. Алямовская, В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков.  – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет.

сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – с. 115-142.

  1. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. – 144с.:ил.
  2. Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.
  3. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. -  112с.
  4. Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с.
  5. Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.
  6. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с.
  7. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Презентация «Приятного аппетита или правила этикета»
  2. Прослушивание аудиозаписи: сказка «Федорино горе», «Медвежонок-невежа»,

«Песенка про этикет».

  1. Просмотр диафильмов и мультфильмов: «Жихарка», «Три медведя», «Приключение Буратино».

Диагностико-дидактическое обеспечение:

  1. Настольно-печатная игра «Этикет».
  2. Настольно-печатная игра «Азбука этикета»
  3. Настольно-печатная игра «Безопасные-опасные предметы»
  4. Викторина-игра ««Правила поведения для воспитанных детей»
  5. Дидактические игры: «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой стол», «Отгадай ребус», «Доскажи словечко».

План реализации проекта.

I этап – подготовительный

1. Наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада.

2. Подбор методической и художественной литературы.

  1. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых)
  2. Подбор видео-аудиоматериалов.

Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста навыков столового этикета:

  • осуществление формирования навыков столового этикета у детей будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий;
  • закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов;
  • оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.

II этап – выполнение проекта

Планирование деятельности

с детьми

с родителями

с социумом

НОД

- «Сервировка стола»

- «Что такое этикет»

ОД в режимных моментах

Беседы:

- «Что такое этикет?»

- «Что такое культура поведения?»

- «Как вести себя за столом»

- «Мы учимся дежурить»

- «Украшение праздничного стола»

- «Что чем едят?»

- «Столовые приборы»

Дидактические игры:

- «Как вести себя за столом»

- «Задачки по этикету»

- «Накрой стол»

- «Отгадай ребус»

- «Доскажи словечко»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Кафе»

- «Семья»

Чтение художественной литературы:

- К.Чуковский «Федорино горе»

- р.н.с. «Жихарка», «Три медведя»

- С.Маршак «В гостях»

- А.Степанова «Что такое этикет?»

- А.Г.Шалаева «С нетерпением в гости ждал»,

«Гости, фрукты и конфеты»,

«Ёж и кролик серый хвостик», «Кот болтал с набитым ртом», «Все поели, поднялись», «Медвежонок хлеб жевал», «Поросёнок за обедом», «За столом колючий ёж», «Зайка завтракал однажды».

- Е.Благинина «Рая, Машенька и Женька»

- Н.Нищева «Машина каша»

Художественное творчество/художественный труд

Придумывание и обыгрывание сказки по теме: «Случай за столом», «Маша обедает», «Угощение».

Анкета для родителей «Приятного аппетита за столом»

- участие родителей в подборе информационно-познавательной литературы, художественной литературы, плакатов, фотоматериалов по обучению детей правильной сервировки стола.

- оформление салфеток.

- мастерская по пошиву красивых атрибутов для дежурства.

Консультации:

«Красота поведения»,

«Детский этикет»,

«Удивительные салфетки»,

«Учимся пользоваться столовыми приборами»,

«Сервируем стол»

Родительское собрание:

«Обучение детей правилам поведения за столом» с показом игрового занятия с детьми «наш помощник этикет».

Презентация проекта:

«О правилах хорошего тона за столом».

Мастер-класс:

«Оформление салфеток для праздничного стола».

Литературная викторина по стихам Шалаевой А.Г. «Правила поведения для воспитанных детей»

Ожидаемые результаты:

  • Привитие навыков культурного поведения за столом;
  • Воспитание потребностей в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различных режимных моментах;
  • Формирование желания у родителей, обращать внимание на этикет детей в повседневной семейной жизни.

         

           Результаты:

  • Викторина для детей «Знатоки столового этикета»
  • Детский праздник «В гостях у этикета»
  • Выставка детского творчества «Расписные чашки»
  • Картотека дидактических игр по формированию навыков столового этикета
  • Музыкальный спектакль
  • Консультации для родителей
  • Родительское собрание «Обучение детей правила поведения за столом»
  • Презентация «О правилах хорошего тона за столом» для показа на родительском собрании и размещения на сайте образовательной организации.
  • Оформлен альбом «Правила сервировки стола», который содержит фотографии, картинки сервировки стола, кодекс правил поведения за столом

Перспективы развития:

  • Развитие самостоятельности, инициативы и интерес детей к познанию столового этикета;
  • Умение применять полученные знания на практике;
  • Развитие семейных традиций.

Модель компонентов, формирования навыков столового этикета у детей дошкольного возраста

Модель компонентов, формирования навыков столового этикета у детей дошкольного возраста разработана с учетом индивидуального подхода к воспитанникам, обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых и нашла отражение в плане-программе «О правилах хорошего тона за столом (для детей дошкольного возраста)».

Основные направления

плана-программы «О правилах хорошего тона за столом»

Направления программы

Воспитатель, младший воспитатель

Дети

Родители

Исследовательская деятельность

- Рассматривание иллюстраций по теме «Что едят?»

- Рассматривание иллюстраций «Скатерти»

- Беседа с детьми вне занятий

-Рассматривание иллюстраций «Раскрасим блюда к празднику»

- Заучивание стихотворения из книги «Уроки этикета»

- Умение пользоваться столовыми приборами во время приема разнообразной пищи

- Применение своих знаний в жизни

- Закрепление навыков правильно накрывать стол (завтрак, обед, полдник, ужин)

- Мини-опрос «Нужен ли дошкольнику этикет»

- Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом» с показом игрового занятия с детьми «Наш помощник этикет»

- Анкета для родителей «Приятного аппетита или правила поведения за столом»

Познавательная деятельность

- Занятие «Сервировка стола»

- Чтение книги «Умные сказки»

- Чтение сказок К.Чуковского «Федорино горе»

- Заучивание стихотворения из книги «Уроки этикета»

- Заучивание пословиц и загадок о столовых приборах

- Создание проблемных ситуаций «покажи, расскажи», «за столом»

- Цикл этических бесед, занятий о культуре еды: «Что такое этикет», «Что такое культура поведения», «Украшение праздничного стола»

- Развивать логическое мышление, память, фантазию в оформлении блюда

- Развивать связную и диалогическую речь, зрительное восприятие

-Рекомендации, консультации по формированию навыков столового этикета

- Консультации: «Красота поведения», «Детский этикет», «Удивительные салфетки», «Учимся пользоваться столовыми приборами», «Сервируем стол»

- Презентация проекта «О правилах хорошего тона за столом»

- подбор информационно-познавательной литературы, художественной литературы, плакатов, фотоматериалов по обучению детей правильной сервировки стола

Игровая деятельность

- Сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Семья».

- Разыгрывание игровых ситуаций по теме «Вежливая просьба»

- Дид. настольная игра «Этикет». Цель: закрепление правил использования столовых приборов

- Дид. игры: «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой стол», «Отгадай ребус», «Доскажи словечко»

- Придумывание и обыгрывание сказки по теме «Случай за столом», «Маша обедает», «Угощение».

- Проявление интереса к сюжету игр

- Применение знаний и навыков столового этикета и накрывание на стол

- Мастер-класс «Оформление салфеток для праздничного стола»

- Мастер-класс «Сервировка стола»

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Продуктивная деятельность

- Рисование «Красивая скатерть», «Расписные чашки»

- Конкурс «Кто лучше всех накроет стол для гостей»

- Воспитывать аккуратность в работе

- Мастерская по пошиву красивых атрибутов для дежурства

Театрализованная деятельность

- Театрализованное представление для детей «Чаепитие у домовёнка Кузи»

- Литературная викторина по стихам Шалаевой А.Г. «Правила поведения для воспитанных детей»

- Праздник «В гостях у этикета»

- Участие в праздниках, викторине

- Театрали-зованное представление

- Участие в празднике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "О правилах хорошего тона за столом"

Консультация для родителей...

Консультация "О правилах хорошего тона за столом"

Консультация для родителей поможет сформировать навыки культуры поедения за столом у детей дошкольного возраста...

О гигиене и правилах хорошего тона за столом

Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. Назначение каждого правила – создать за столом удобство себе и другому. Работа ...

Консультация для родителей «О правилах хорошего тона за столом»

В рамках программы обучения и воспитания детей в детском саду большое внимание уделяется культуре поведения дошкольников....

"О правилах хорошего тона за столом"

Данный материал возможно использовать как консультационный материал для родителей детей дошкольного возраста....