Проект «О правилах хорошего тона за столом для детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)
Данный проект обусловлен возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «О правилах хорошего тона за столом (для детей дошкольного возраста)».
Актуальность проекта: проект обусловлен возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. Анализ литературы, основных тенденций развития личности в отечественной педагогической теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач развития личности. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:
- потребностью общества в овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий, необходимых для их успешного формирования
- объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них воспитателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Несоответствие между запросами и реалиями современного общества и умениями дошкольников в области столового этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили научную проблему нашего проекта: каковы условия формирования навыков столового этикета у детей дошкольного возраста.
Тип проекта:
- По доминирующему методу: творческий, игровой.
- По характеру содержания: ребёнок и его семья, общество и его культурные ценности.
- По характеру участия ребёнка в проекте: участник.
- По характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей и социумом.
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: среднесрочный (1 месяц).
Цель проекта: Формирование навыков столового этикета у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом.
- Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола.
- Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом.
- Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в освоении у детей навыков столового этикета.
- Воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности.
Методическое обеспечение:
- Алямовская, В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет.
сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – с. 115-142.
- Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. – 144с.:ил.
- Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.
- Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. - 112с.
- Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с.
- Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.
Материально-техническое обеспечение:
- Презентация «Приятного аппетита или правила этикета»
- Прослушивание аудиозаписи: сказка «Федорино горе», «Медвежонок-невежа»,
«Песенка про этикет».
- Просмотр диафильмов и мультфильмов: «Жихарка», «Три медведя», «Приключение Буратино».
Диагностико-дидактическое обеспечение:
- Настольно-печатная игра «Этикет».
- Настольно-печатная игра «Азбука этикета»
- Настольно-печатная игра «Безопасные-опасные предметы»
- Викторина-игра ««Правила поведения для воспитанных детей»
- Дидактические игры: «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой стол», «Отгадай ребус», «Доскажи словечко».
План реализации проекта.
I этап – подготовительный
1. Наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада.
2. Подбор методической и художественной литературы.
- Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых)
- Подбор видео-аудиоматериалов.
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста навыков столового этикета:
- осуществление формирования навыков столового этикета у детей будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий;
- закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов;
- оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.
II этап – выполнение проекта
Планирование деятельности
с детьми | с родителями | с социумом |
НОД - «Сервировка стола» - «Что такое этикет» ОД в режимных моментах Беседы: - «Что такое этикет?» - «Что такое культура поведения?» - «Как вести себя за столом» - «Мы учимся дежурить» - «Украшение праздничного стола» - «Что чем едят?» - «Столовые приборы» Дидактические игры: - «Как вести себя за столом» - «Задачки по этикету» - «Накрой стол» - «Отгадай ребус» - «Доскажи словечко» Сюжетно-ролевые игры: - «Кафе» - «Семья» Чтение художественной литературы: - К.Чуковский «Федорино горе» - р.н.с. «Жихарка», «Три медведя» - С.Маршак «В гостях» - А.Степанова «Что такое этикет?» - А.Г.Шалаева «С нетерпением в гости ждал», «Гости, фрукты и конфеты», «Ёж и кролик серый хвостик», «Кот болтал с набитым ртом», «Все поели, поднялись», «Медвежонок хлеб жевал», «Поросёнок за обедом», «За столом колючий ёж», «Зайка завтракал однажды». - Е.Благинина «Рая, Машенька и Женька» - Н.Нищева «Машина каша» Художественное творчество/художественный труд Придумывание и обыгрывание сказки по теме: «Случай за столом», «Маша обедает», «Угощение». | Анкета для родителей «Приятного аппетита за столом» - участие родителей в подборе информационно-познавательной литературы, художественной литературы, плакатов, фотоматериалов по обучению детей правильной сервировки стола. - оформление салфеток. - мастерская по пошиву красивых атрибутов для дежурства. Консультации: «Красота поведения», «Детский этикет», «Удивительные салфетки», «Учимся пользоваться столовыми приборами», «Сервируем стол» Родительское собрание: «Обучение детей правилам поведения за столом» с показом игрового занятия с детьми «наш помощник этикет». Презентация проекта: «О правилах хорошего тона за столом». Мастер-класс: «Оформление салфеток для праздничного стола». | Литературная викторина по стихам Шалаевой А.Г. «Правила поведения для воспитанных детей» |
Ожидаемые результаты:
- Привитие навыков культурного поведения за столом;
- Воспитание потребностей в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различных режимных моментах;
- Формирование желания у родителей, обращать внимание на этикет детей в повседневной семейной жизни.
Результаты:
- Викторина для детей «Знатоки столового этикета»
- Детский праздник «В гостях у этикета»
- Выставка детского творчества «Расписные чашки»
- Картотека дидактических игр по формированию навыков столового этикета
- Музыкальный спектакль
- Консультации для родителей
- Родительское собрание «Обучение детей правила поведения за столом»
- Презентация «О правилах хорошего тона за столом» для показа на родительском собрании и размещения на сайте образовательной организации.
- Оформлен альбом «Правила сервировки стола», который содержит фотографии, картинки сервировки стола, кодекс правил поведения за столом
Перспективы развития:
- Развитие самостоятельности, инициативы и интерес детей к познанию столового этикета;
- Умение применять полученные знания на практике;
- Развитие семейных традиций.
Модель компонентов, формирования навыков столового этикета у детей дошкольного возраста
Модель компонентов, формирования навыков столового этикета у детей дошкольного возраста разработана с учетом индивидуального подхода к воспитанникам, обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых и нашла отражение в плане-программе «О правилах хорошего тона за столом (для детей дошкольного возраста)».
Основные направления
плана-программы «О правилах хорошего тона за столом»
Направления программы | Воспитатель, младший воспитатель | Дети | Родители |
Исследовательская деятельность | - Рассматривание иллюстраций по теме «Что едят?» - Рассматривание иллюстраций «Скатерти» - Беседа с детьми вне занятий -Рассматривание иллюстраций «Раскрасим блюда к празднику» - Заучивание стихотворения из книги «Уроки этикета» | - Умение пользоваться столовыми приборами во время приема разнообразной пищи - Применение своих знаний в жизни - Закрепление навыков правильно накрывать стол (завтрак, обед, полдник, ужин) | - Мини-опрос «Нужен ли дошкольнику этикет» - Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом» с показом игрового занятия с детьми «Наш помощник этикет» - Анкета для родителей «Приятного аппетита или правила поведения за столом» |
Познавательная деятельность | - Занятие «Сервировка стола» - Чтение книги «Умные сказки» - Чтение сказок К.Чуковского «Федорино горе» - Заучивание стихотворения из книги «Уроки этикета» - Заучивание пословиц и загадок о столовых приборах - Создание проблемных ситуаций «покажи, расскажи», «за столом» - Цикл этических бесед, занятий о культуре еды: «Что такое этикет», «Что такое культура поведения», «Украшение праздничного стола» | - Развивать логическое мышление, память, фантазию в оформлении блюда - Развивать связную и диалогическую речь, зрительное восприятие | -Рекомендации, консультации по формированию навыков столового этикета - Консультации: «Красота поведения», «Детский этикет», «Удивительные салфетки», «Учимся пользоваться столовыми приборами», «Сервируем стол» - Презентация проекта «О правилах хорошего тона за столом» - подбор информационно-познавательной литературы, художественной литературы, плакатов, фотоматериалов по обучению детей правильной сервировки стола |
Игровая деятельность | - Сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Семья». - Разыгрывание игровых ситуаций по теме «Вежливая просьба» - Дид. настольная игра «Этикет». Цель: закрепление правил использования столовых приборов - Дид. игры: «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой стол», «Отгадай ребус», «Доскажи словечко» - Придумывание и обыгрывание сказки по теме «Случай за столом», «Маша обедает», «Угощение». | - Проявление интереса к сюжету игр - Применение знаний и навыков столового этикета и накрывание на стол | - Мастер-класс «Оформление салфеток для праздничного стола» - Мастер-класс «Сервировка стола» - Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр |
Продуктивная деятельность | - Рисование «Красивая скатерть», «Расписные чашки» - Конкурс «Кто лучше всех накроет стол для гостей» | - Воспитывать аккуратность в работе | - Мастерская по пошиву красивых атрибутов для дежурства |
Театрализованная деятельность | - Театрализованное представление для детей «Чаепитие у домовёнка Кузи» - Литературная викторина по стихам Шалаевой А.Г. «Правила поведения для воспитанных детей» - Праздник «В гостях у этикета» | - Участие в праздниках, викторине | - Театрали-зованное представление - Участие в празднике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "О правилах хорошего тона за столом"
Консультация для родителей поможет сформировать навыки культуры поедения за столом у детей дошкольного возраста...

О гигиене и правилах хорошего тона за столом
Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. Назначение каждого правила – создать за столом удобство себе и другому. Работа ...

Консультация для родителей «О правилах хорошего тона за столом»
В рамках программы обучения и воспитания детей в детском саду большое внимание уделяется культуре поведения дошкольников....

"О правилах хорошего тона за столом"
Данный материал возможно использовать как консультационный материал для родителей детей дошкольного возраста....