Возрастные особенности детей 2-3 лет
консультация

Возрастные особенности детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_2-3_let.docx75.34 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

          Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

          Дети начинают ориентироваться в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым.

Речь

  В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

          Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

          Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов.

          К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

          К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Мышление

         Мышление в этом возрасте наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

          

 К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

Игры

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.


Зрительно-моторная координация

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

Психическое развитие

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше, полный - пустой).

Ребенок осознает свое Я

          Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

  Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Заповеди для родителей 

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Заповеди для родителей

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Кризис трехлетнего возраста

– это период «отделения» ребенка от взрослого. Можно даже назвать этот период временем становления личности ребенка. Трудное время для родителей. Но от того, как они поведут себя, во многом будет зависеть, каким вырастет их ребенок: пассивным или активным, настойчивым и независимым, либо робким и неуверенным в себе.

Что же характерно для поведения ребенка в этом возрасте?

Негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, обесценивание роли взрослых, протест — бурные ссоры с родителями.

Особенно сильно кризис 3 лет проявляется в семьях, где ребенок единственный. Кризис 3 лет — это, прежде всего, кризис отношений между ребенком и родителями, это яростное стремление детей к самостоятельности, и вызвано оно осознанием, формированием своего «Я». Постоянные заявления «Я сам» — пожалуй, наиболее типичное проявление этой стадии развития.

Что же делать родителям?

Разрешить ребенку действовать самостоятельно, но контролировать. Причем контролировать нужно не столько действия самого малыша, сколько пространство вокруг него. Ваш ребенок хочет пролезть под столом? Пусть, только подставьте руку, чтобы он не ушибся. Хочет от вас отбежать — проследите, чтобы он не пропал из виду. Подобное отношение к ребенку позволит ему чувствовать себя уверенно.

Часто попытки ребенка быть самостоятельным очень нервируют взрослых, гораздо проще и быстрее самим одеть, накормить и умыть. Но если вы не позволите ему делать это сейчас, то в будущем не сетуйте, что ваш ребенок ленив и несамостоятелен.

Раздражение родителей вполне естественно, это чувство можно понять. Ведь на самом деле ребенок еще очень немногое может сделать сам, он неловок, даже неуклюж, у него многое не получается. Ко всему прочему он непоследователен в своем поведении: с одной стороны, настаивает на своем, с другой — оказывается совершенно беспомощным перед самой простой задачей. Но вы должны относиться к этому спокойно, так как, почувствовав ваше раздражение, ребенок может испытать чувство стыда от своей неуклюжести и отказаться от попыток быть самостоятельным. Пусть сделает так, как умеет, и не забудьте похвалить! Абсолютно недопустимы насмешки и ирония. В такой ситуации ребенок может решить, что лучше оставаться маленьким и зависимым. Либо ребенок захочет поскорее стать большим и самостоятельным, но поскольку этот путь довольно долог, то он будет постоянно испытывать чувство стыда и вины.

Но существует и другая крайность в поведении взрослых. Они так рады, что ребенок становится самостоятельным, что готовы предоставить самостоятельности гораздо больше, чем ему по силам. А это один из источников невротизации ребенка. Несмотря на сильное желание малыша быть самостоятельным активное присутствие взрослых рядом с ребенком обязательно и в целях безопасности, и в целях развития его положительной самооценки. Не следует также постоянно поправлять ребенка: «Не так держишь ложку, не так кидаешь мяч!»,- это может вызвать либо бурный протест, либо отказ от выполнения этих действий. Наберитесь терпения, отложите свои попытки «править» действия малыша до того момента, когда они станут более уверенными. Только в этом случае у ребенка сложится правильное представление о взаимоотношениях с родителями. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он, с одной стороны, уже «Я сам», а с другой — «Мои мама и папа всегда помогут, мы нужны друг другу».

Стойкое стремление к самостоятельности трехлетнего малыша вполне можно обратить в воспитательную тактику. Например, если вам хочется, чтобы ребенок разделся самостоятельно, то лучше спросить: «Миша, ты сам разденешься, или тебя раздеть?».

В результате самостоятельных действий ребенок может испачкаться краской, пролить сок, порвать курточку, зацепившись за сук, — все это не должно быть поводом для наказания, но может стать поводом для совместной деятельности: «Ну что, пойдем стирать твои штанишки? Ты будешь делать это сам, а я совсем немножко тебе помогу». Да, обучение детей простейшим навыкам требует времени, но нет ничего приятнее сияющих глаз ребенка, с гордостью рассказывающего: «Я сам…».

Хочется, чтобы родители поняли и то, что ребенку в этом возрасте и самому непросто. Его стремление к независимости не отменяет желания чувствовать себя в безопасности. И в этом смысле доброжелательное присутствие взрослого человека и постоянство обстановки — знакомые игрушки, своя уютная комната или уголок — необходимы ребенку для внутреннего комфорта. 

Игры для малышей


Играть или не играть?


Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра – главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра.
Игра в дошкольном возрасте – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Игра – это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный внутренний мир малыша, и понимание этого своего мира.
В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом, ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе.
В игре зарождается и развивается воображение, складываются представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план, становится образным. Ребёнок уже может сравнивать предметы и ситуации, замечать изменения, сочинять истории и небылицы. Итак, игра для ребёнка - очень важное, интересное и полезное занятие.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

МАГАЗИН
Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до четырех-пяти.

В этой игре полезно меняться ролями: и вы, и ребёнок по очереди можете быть и девочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

ИГРА «ЗАПОМНИ УЗОР»

Вы можете нарисовать простой узор, например, такой:http://i023.radikal.ru/0805/c6/d2bcf0f0d0f2.gif

Этот узор вы даете ребёнку рассмотреть за 1-2 минуты, а затем просите его нарисовать такой же по памяти.
Можно дать подобное задание и на создание простой постройки из строительного материала. Например, вы делаете одну из таких построек:
http://i003.radikal.ru/0805/5a/0ce1ae3b474d.gif

Даете ребёнку возможность 1-2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагаете по памяти (ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков.

Эти задания можно изменять и предлагать ребёнку неоднократно, постепенно усложняя их.


КОРОБКИ
В составленные попарно небольшие коробки (их количество со временем увеличивают, к старшему дошкольному возрасту до 12 штук) на глазах у ребенка прячут игрушку, потом закрывают коробочки платком, а после минутной паузы предлагают ребенку угадать, в какой же коробочке игрушка.

КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ?

Детям последовательно, одну за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, а затем просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Картинки по запросу павлова Руденко Вырежи круг                                             Картинки по запросу павлова Руденко Вырежи круг Картинки по запросу павлова Руденко Вырежи круг                                               Картинки по запросу павлова Руденко Вырежи круг                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...