План взаимодействия с родителями
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Детский сад «Золотая рыбка»
Смоленского района Смоленской области
План взаимодействия с родителями детей
в средней группе №6 «Пчелки»
на 2018 – 2019 учебный год
Воспитатель: Юдина Е. В.
с. Печерск
Пояснительная записка .
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьей. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультиков и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
Цель программы: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
- познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье;
- осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей;
- формировать позитивные формы общения;
- развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Совместная работа с семьями воспитанников ДОУ строится на основных положениях, которые определяют ее содержание, организацию и методику. К ним относятся:
- единство, которое достигается, если цели и задачи развития ребенка хорошо поняты не только воспитателем, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;
- систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
- индивидуальный подход к каждой семье на основе учета ее интереса взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а авторитета родителей – в детском саду.
Система работы с семьей обязательно включает:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребенка.
- Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах.
- Ознакомление родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально – эмоциональное развитие ребенка.
- Обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности.
Формы организации работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- устные журналы;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги;
- дни открытых дверей;
- вернисажи;
- совместные досуги и праздники и т.д .
Основные методы изучения семьи:
- анкетирование;
- наблюдение за ребенком;
- беседы с ребенком;
- беседы с родителями.
«Мы вместе», неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Такие мероприятия проводятся ежемесячно. Основная цель – помочь родителям стать ближе к ребенку, узнать, чем и как можно занять детей дома. Каждый родитель может свободно посетить нашу группу в удобное время и не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности. Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные способности. Неделя «Мы вместе» дает возможность родителям увидеть жизнь ребенка в детском саду, многому научится друг у друга; создает психологический комфорт при общении детей и родителей.
Мастер – класс.
Данная форма наиболее значима при взаимодействии и родителей и детей. Совместная деятельность способствует обучению практическим навыкам, проявлению взаимопомощи, реализации общих задумок, развитию творческого воображения.
Примерная тематика:
- Сказочные герои своими руками (атрибуты к театрализованной деятельности).
- Спортивный инвентарь изготовляем сами.
- Мы – повара (приготовление и оформление простых блюд и напитков)
- Мы – исследователи (опыты и эксперименты в домашних условиях)
- «Дни общения», совместные мероприятия за пределами ДОУ.
Участие родителей в таких мероприятиях вызывает у детей чувство значимости своей семьи, гордости, расширяет кругозор, познавательный интерес. А у родителей появляется дополнительная возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.
Примерное содержание:
- экскурсии по поселку;
- посещение спектаклей, городских праздников;
- посещение выставок;
- участие в детских городских конкурсах и фестивалях.
Основная цель всех мероприятий – укрепление детско – родительских отношений.
Использование разнообразных форм взаимодействия даст определенные результаты: родители станут активными участниками педагогического процесса, будет создана атмосфера взаимоуважения и взаимопомощи, родители и педагоги будут единомышленниками в воспитании детей.
Перспективный план работы с родителями
в старшей группе 2018 – 2019 г.
Месяцы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь | 1.Групповое родительское собрание: «Особенности детей старшего дошкольного возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год». 2.Фотовыставка «Вот и лето прошло». 3.Анкетирование родителей «Какой вы родитель?». 4.Консультация «Все о развитии детской речи». 5.Папка - передвижка для родителей «Мы работаем по ФГОС». 6.Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 7.Мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок». | Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5-6 лет. Привлечь родителей поделиться опытом общения с ребенком в летнее время. Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей. Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка. Познакомить с новым направлением в ДОУ. Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно. Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования, для спортивного уголка в детском саду и дома. |
Октябрь | 1.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 2.Педагогический всеобуч «Что надо знать о своем ребенке». 3.Семинар – практикум «Витаминный календарь». 4.Коллаж для родителей «Произведения К. И. Чуковского», рисунки родителей и детей. 5.Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени». | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Анализ информации о воспитанниках и их семьях. Рассказать родителям о правилах питания дома, познакомить с рецептами приготовления различных блюд из овощей и фруктов. Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности. Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности, развивать интерес в общении детей и родителей. |
Ноябрь | 1.Консультация «Как провести выходной день с ребенком». 2.Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье». 3.Папка – передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». 4.Папка – передвижка «День матери». 5.Семинар – практикум «Семья глазами ребенка». | Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности. Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям, воспитание любви к матери. Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь семье в вопросах воспитания детей. |
Декабрь | 1.Консультация «Грипп. Меры профилактики гриппа». 2.Родительское собрание «Быть здоровым – это просто». 3.Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы». 4.Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками». 5. Конкурс «Новогодний серпантин» | Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и в детском саду. Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей, повышение педагогической культуры родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей, активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка. Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году. Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, развивать творческие способности. |
Январь | 1.Консультация «Гиперактивные дети». 2.Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». 3.Проведение акции «Помогите птицам зимой!» 4.Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье». 5.Беседа «Чем и как занять ребенка дома». | Познакомить родителей с особенностями воспитания гиперактивных детей, дать рекомендации по воспитанию таких детей. Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни, демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Создание условий для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Формирование у родителей представления о здоровом образе жизни, осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. |
Февраль | 1.Выставка детских рисунков «Портрет моего папы». 2.Спортивный досуг «Вместе с папой я герой». 3.Энциклопедия здоровья «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей». 4.Конкурс построек из снега «Город мечты». 5.Консультация «Зимние забавы. Активный отдых зимой». | Повысить роль папы в воспитании детей, воспитывать чувство патриотизма. Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка, формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей. Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом, развитие творческих способностей. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. |
Март | 1.Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама – мое солнышко». 2.Тематическая выставка «Внимание улица!», книги, дидактические пособия, игры. 3.Родительская гостиная «Семейные традиции». 4.Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге». 5.Консультация «Все о компьютерных играх». 6.Семинар – практикум «Изготовление поделок из природного материала». | Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритета семейного воспитания детей. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. Знакомство родителей с традициями детского сада, целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей, рассказы родителей о семейных традициях. Развивать интерес у семьи к книге. Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. Дать практические советы по изготовлению поделок из природного материала, развивать творческие способности детей и родителей. |
Апрель | 1.Педагогический всеобуч «Музыка и дети». 2.День земли. Папка – передвижка «Посмотри и удивись!» (загадки, пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой, оформление огорода на окне. 3.Физкультурный досуг «Полет в космос». 4.Консультация «Веселая скакалочка». 5.Акция «Пусть цветет наш детский сад!» | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь в вопросах музыкального воспитания детей. Углублять экологические знания родителей, воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле, доставить детям и родителям радость от общения с природой. Сплочение родителей детей. Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада. Пропаганда активных форм отдыха. Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой. Раскрыть личное отношение каждого к проблеме, проявить творческое трудолюбие; способствовать выполнению посильных «добрых дел; воспитывать экологическую культуру; бережное, заботливое отношение к природе. Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству группового участка. |
Май | 1.Итоговое родительское собрание по теме «Растем, играя». 2.Консультация «Как выбрать место для летнего отдыха». 3.Папка передвижка «День Победы». 4.Выставка рисунков «Мир в рисунках детей» | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период. Развитие чувства патриотизма в семье. Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план взаимодействия с родителями (первая младшая группа)
Перспективный план взаимодействия с родителями в первой младшей группе....
Планы взаимодействия с родителями
Представленыц планы работы с родителями по сенсорному воспитанию,музыкальному развитию, ОБЖ, эстетическому воспитанию...
Преспективный план взаимодействия с родителями в подготовительной группе
Перспективный план взаимодействия с родителями в подготовительной группе...
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников по экологическому образованию подготовительная группа
Перспективный план разработан в соответствии с программой "Детство"....
Перспективный план взаимодействия с родителями для старшего дошкольного возраста.
Описан план взаимодействич на учебный год с родителями воспитателей и других сотрудников детского сада....
Перспективный план взаимодействия с родителями
План работы с родителями на весь учебный год. Для групп с 1 младшей до подготовительной....
План взаимодействия с родителями
Работа с родителями по образовательной области физическая культура...