Рабочая программа "Рисовашка" старшей группы№6 "Солнышко"
рабочая программа (старшая группа)

Абдуллаева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №12«Сказка»  п.Орловский

Принято                                                                                                   Утверждаю:

на педагогическом совете №1                                                               Заведующий МБДОУ

от 28.08.2021 год                                                                                     детский сад № 12«Сказка»

                                                                                                                _______________/Набокина Т.И./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Старшая группа №6

«Солнышко»

                                           Воспитатель 1 категории: Абдуллаева Т.А

2021-2022 учебный год

П. Орловский

Содержание

Целевой раздел.

1.Пояснительная записка        стр.3

2.Актуальность.                                                                                                         стр.5

3.Основные принципы реализации Программы.                                              стр.9

4.Практическая часть.                                                                                             стр.11

5.Планируемые результаты освоения Программы.                                          стр.12

Содержательный раздел.

1.Возрастные особенности детей cтаршего дошкольного возраста.        стр.14

2.Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет.        стр.16

3.Организация работы кружка        стр.18

4.Формы сотрудничества с семьей.        стр.28

5.Организация диагностики продуктивной деятельности.        стр.30

Организационный раздел.

1.Создание предметно – развивающей среды.        стр.31

2.Литература        стр.33

Приложение

1.Приложение №1

2.Приложение №2

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Целевой раздел.

Пояснительная записка

   Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

   Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на НОД рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

    Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

    Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

   А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

   Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

   В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработала программу для средней группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников. Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

   Формирование творческого мышления - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Вот поэтому была разработана программа кружка «Рисовашка», где дети занимаются различными видами продуктивной деятельности.

   Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

   В основе программы кружковой работы «Рисовашка» лежит парциальная «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

Актуальность.

   Дети - прирожденные художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

   В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.

Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

   В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

    Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности. Принцип ФГОС ДО гласит «о самоценности дошкольного детства, как важного этапа общего развития человека».    Исходя из этого, дошкольный период - это время всестороннего развития и закладывание в личность ребенка все самое ценное и необходимое для успешной социализации дошкольников. Одним из условий ФГОС ДО, является поддержка индивидуальности и творческой инициативы ребенка. По ФГОС ДО, весь педагогический процесс взаимодействия детей и взрослого основан на учете индивидуальных особенностей и интересов детей.

   Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

   Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

   Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.     Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

   Эстетическое воспитание сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование, знакомство с декоративно-прикладным искусством.

   Программа дополнительного образования кружка «Рисовашка» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - художественно-эстетической.  

Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ с применением источников, приведённых в списке литературы.

Отличительной особенностью программы является использование нестандартных техник и материалов на занятии, таких как:  использование ватных палочек, ладошек, пальчиков, штампов, тычком, в лепке из пластилина и соленого теста, использование разнообразного природного материала, например: плоды деревьев, нити, крупы, ватные палочки и диски, капсулы от киндер-сюрпризов и прочий материал, используемый в быту.

   Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. 

   На НОД в кружке «Рисовашка» могут заниматься дети разного уровня подготовки, владеющие разными навыками к продуктивной  деятельности. На НОД стараюсь создать условия для самостоятельного художественного творчества, помогаю проявлять и реализовывать творческие способности каждого ребенка.

   Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

   Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Целью программы является: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук, а также использование нестандартных техник и материалов.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

Обучающие: 

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск  пароллоном,  зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками  и т.д.)
  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов. 
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  • Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей.

Развивающие.

  • Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Совершенствовать движение рук.
  • Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать художественный вкус.

Воспитательные: 

  • Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Формы подведения итогов реализации рабочей образовательной программы.

    Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.
  • Оформление эстетической развивающей среды в групповой комнате.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на НОД дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Основные принципы реализации Программы.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

  • Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
  • Принципы последовательности и систематичности. К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»
  • Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
  • Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.   Далее учитывается систематичность.
  • Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
  • Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
  • Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности, и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

  • Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимании я, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребенка, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  • Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать.
  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
  • Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
  • Максимум поощрения, минимум наказания.
  • Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Практическая часть.

Методы и приемы. Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения НОД, дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания, при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой.

Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

  • различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
  • использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
  • решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, счетные палочки, прищепки);
  • рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание), аппликация.

Дети, особенно среднего возраста, быстро развиваются, и моя задача, как воспитателя, заключается в том, чтобы применяемые им методы и приемы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Планируемые результаты освоения Программы.

   Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

   К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам.

   По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дошкольники:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, нетрадиционным материалам, бумагой и картоном;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • овладеют  техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

К концу обучения воспитанники должны знать:

  • Название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин, природный материал.
  • Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: кисточка, альбом, палитра, ножницы, кисточка для клея, стеки.
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.

К концу обучения воспитанники должны уметь:

  • Владеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - кисть, карандаш; в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека;
  • Анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
  • Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
  • Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги соединять детали с помощью клея, при помощи веточек, пластилина.

Результатом работы данного кружка должно стать:

  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами продуктивной деятельности;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными материалами;
  • овладение нормами этики поведения.

Содержательный раздел.

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

   Ребенок в 5-6 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.  Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

   Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

   Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

   Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

   К концу старшего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

   Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

   Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

   В старшем  дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

   Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

   Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

   У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

   Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

   Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности,  появлением ролевых и реальных взаимодействий,  с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия,  формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа « Я» ребенка, его детализацией.

        

Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет.

   Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребенок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

   Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.

В старшей группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:

  • Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
  • Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».
  • Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
  • Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный) - Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
  • Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
  • Учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
  • Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
  • Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
  • Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками.

Организация работы кружка.

Роль кружка.

  • Формирование   личности   ребенка    с помощью разнообразных видов творческой деятельности. Создание предпосылок для овладения письмом.
  • В процессе  творческой деятельности   создаются   благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций.

Состав кружка

  • Состав  кружка формируется на основе списочного состава группы «Солнышко» Руководителем  кружка «Рисовашка» являюсь я  воспитатель 1 категории  МБДОУ детский сад №12 «Сказка»
  • Количественный состав кружка: 18 человек.
  • Ответственным за комплектование состава  кружка является его руководитель. 

Работа  кружка. Для функционирования кружка ведется следующая документация:

  • программа кружка;
  • перспективное планирование;
  • список участников кружка;
  • методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, конспекты мероприятий,  детские работы и т.д.)

Права и обязанности. Дошкольное учреждение имеет право:

  • Изучать и распространять положительный опыт кружковой работы.
  • Вносить корректировки в план работы кружка (по необходимости).

 Руководитель кружка имеет право:

  • Получать практическую помощь в организации работы кружка. 
  • Выбирать формы организации кружковой деятельности.
  • Взаимодействовать в работе с педагогами и родителями воспитанников.
  •  По необходимости вносить коррективы в план работы кружка.

Руководитель кружка обязан:

  • Вести документацию по работе кружка.
  • Предъявлять отчет о кружковой деятельности в конце учебного года.

Контроль за деятельностью кружка. Контроль за деятельностью кружка осуществляется старшим воспитателем МБДОУ детский сад №12 «Сказка» Шевченко О.А 

Итогом работы кружка является творческий отчет о работе кружка, выставки творчества детей и педагога, участие в конкурсах данной направленности.

Организация образовательной деятельности.

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Рисовашка»  художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет рассчитана на 2 года.

Учебный план кружка «Рисовашка».

Содержание

Средняя группа «Солнышко»

Начало учебного года

17 сентября 2021г.

Конец учебного года

26 мая 2022 г.

Продолжительность учебной недели

5 дней

Место проведения

Групповая комната

Объем учебной нагрузки.

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

День недели и время проведения

Кружок «Рисовашка»

Старшая группа №6 «Солнышко»

18

Пятница

15.35 – 15.55

Возраст детей

Продолжительность НОД

Периодичность в неделю

Количество НОД в год

5 – 6 лет

25 минут

1 раз

28

   Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в кружке «Рисовашка» позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, возможности, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

НОД проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета использую стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Вся НОД программы взаимосвязана и направлена на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть НОД выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.

В непосредственно образовательной деятельности дети:

  • приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
  • развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
  • приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
  • получают навыки создания художественных образов;
  • знакомятся с приемами создания декоративной композиции.

Неотъемлемым элементом каждой НОД являются пальчиковые игры и физкультминутки. В каждой физкультурной паузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

  • регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
  • совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
  • облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
  • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Формы проведения непосредственной образовательной деятельности:  беседы, игры, выставки, экскурсии.

Структура НОД.

I. Мотивация. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.

II. Художественное восприятие изображаемого.

  • Рассказ-объяснение воспитателя;
  • совместное обследование и рассматривание образца;
  • совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
  • уточнение поэтапного выполнения работы.

III. Практическая работа детей.

  • Выбор детьми необходимого материала для работы.
  • Выполнение детьми работы.
  • Помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.

IV. Итог занятия.

  • Совместное рассматривание детских работ.
  • Анализ детских работ воспитателем.
  • Анализ детьми своих работ и работ других детей.
  • Организация выставок детских работ.

Направленность кружковой работы.

Основные направления работы кружка.

  • Знакомство воспитанников с разными продуктивными видами деятельности.
  • Вовлечение в созидательную деятельность участников кружка.
  • Раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
  • Развитие у детей чувства прекрасного, прививание навыков эстетического воспитания, создание позитивного настроя в ходе совместной творческой деятельности.

   Работу кружка организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, педагогами дошкольного учреждения.   Работа кружка включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковый игротренинг;
  • аппликация из природного материала;
  • витраж;
  • интуитивное рисование;
  • работа с тестом;
  • лепка (пластилинография);
  • мозаика из природного материала;
  • рисование в нетрадиционных техниках;
  • конструирование  из природного, бросового материалов.

Содержание психолого-педагогической работы.

Наименование образовательной области

Задачи

«Художественно-эстетическое развитие»

Образовательные: формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.

Развивающие: развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук. Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности

Средства

Программа: И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007 г.

Технологии: 

проектная деятельность;

познавательно-исследовательская деятельность;

создание проблемных ситуаций.

Информационно – методическое обеспечение 

Методическая литература

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.

И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания и обучения, развитие детей 2-7 лет».  

Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева Аппликация в детском саду. – Ярославль, 2004.

Интернет ресурсы:

http://www.ivalex.vistcom.ru - Всѐ для детского сада, сайт работников дошкольного образования;

http://vospitatel.com.ua/ - Сайт "Воспитатель"- конспекты занятий в детском саду.

Перспективный план

кружка «Рисовашка».

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Сентябрь

03.09 – 17.09.21 г.

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность.

24.09.2021 г.

Осенний пейзаж

Закреплять представления детей о новом для них понятии – пластилинография.

Продолжать знакомить с характерными особенностями создания изображения, при помощи пластилина.

Октябрь

01.10.21 г.

Геометрическое рисование «Сказочный гриб»

Цели и задачи:

- Развивать у детей элементарные навыки рисования, учить строить поэтапно процесс выполнения работы, с помощью геометрических фигур.

- Изучение геометрических фигур в рисовании, их расположение в пространстве и масштабирование.

- Прививать детям интерес к рисованию, творчеству и художественный вкус.

- Развитие мышления, внимания и логического конструирования в рисовании.

08.10.2021 г.

Витраж

Ознакомление с витражами, с различными техниками выполнения витражей, научиться самостоятельно выполнять витраж. Активизация творческого потенциала учащихся, развитие эстетического вкуса, умения работать индивидуально и в группах, развитие образного мышления и воображения. Воспитание аккуратности, ответственности, сплочённости, инициативности, трудолюбия.

15.10.2021 г.

«Сказочный герой!

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Закрепить приёмы работы с различными видами пластилиновой техники в сочетании отдельных элементов аппликации.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, фантазию.

22.10.2021 г.

«Букет». Смешанные техники.

Познакомить детей с различными смешанными  нетрадиционными техниками;

сформировать у детей технические навыки рисования смешанными техниками;

научить создать свой неповторимый образ, используя смешанные нетрадиционные техники;

развитие азов цветоведения;

развитие воображение методами смешанных техник.

29.10.2021 г.

Конструирование  из природного, бросового материалов.

Формировать интерес к работе с природным, и бросовым материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности. Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.

05.11.2021 г.

Пальчиковые игры. Работа с тестом.

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Учить придавать поделкам выразительность - используя мелкие детали. Развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук

12.11.2021 г.

Рисование цветов аппликативными техниками. Использование пластилинов с декоративными эффектами.

Развивать: мелкую моторику; чувство пропорций и объема; чувство цвета; творческие способности; усидчивость. техника выполнения картины («примазывание» к плоской основе) дает дополнительную нагрузку на мышцы руки.

19.11.2021 г.

Передача объема предмета в рисовании. Букет в вазе.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Закрепить приёмы работы с различными видами пластилиновой техники в сочетании отдельных элементов аппликации.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, фантазию

26.11.2021 г.

Практика использования шаблонов и трафаретов

Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Декабрь

03.12.2021 г.

Использование природных материалов в творческих занятиях

Формировать умения изображать предметы из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации.

Развивать мелкую моторику рук, обогащение и активизация словаря.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание придти на помощь.

10.12.2021 г.

Занятие- сюрприз !Взгляд с другой планеты»

Знакомить детей с другими планетами. Формировать умение детей составлять композицию на тему «Взгляд с другой планеты».

17.12.2021 г.

Точечные рисунки. Развитие мелкой моторики

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками)

24.12.2021 г.

Цветы. Выдувание трубочкой

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показать изобразительные возможности выдувания трубочкой; способствовать развитию творческого воображения, внимания, развитию мелкой моторики рук

31.12.2021 г.

Новогодняя елка

Совершенствовать навыки вырезывания, с опорой на схему. Закреплять навыки вырезывания из бумаги, сложенной пополам. Развивать координацию, в системе «глаз-рука».  Развивать творческие способности, фантазию, внимание, художественно-эстетический вкус, умение видеть прекрасное. Воспитывать желание доводить изделие до нужного образа.

Январь 2022 год

14.01.2022 г.

Обратные разукрашки. Практика использования пластичных материалов

Развивать моторику кончиков пальцев рук.

 Воспитывать усидчивость, старание

21.01.2022 г.

Рисование зубной пастой. «Морозные узоры на окнах». 

Познакомить детей с новым нетрадиционным материалом для рисования. Научить  изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д.). Учить совмещать различные техники работы: рисование пальчиками, прорисовывание узоров зубочисткой. Развивать инициативность, самостоятельность, творческое воображение детей, фантазию

28.01.2022 г.

Буква. Пластилинография

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Закрепить приёмы работы с различными видами пластилиновой техники в сочетании отдельных элементов аппликации.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, фантазию

Февраль

05.02. 2022 г.

Ежи. Запрос на защиту, на аутосомную агрессию

Познакомить с новой техникой

11.02. 2022 г.

Рисование пальцами и ладошками

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показать изобразительные возможности рисования пальцами и ладошками; способствовать развитию творческого воображения, внимания, развитию мелкой моторики рук.

18.02.2022 г.

Волшебная сила цвета

Развивать мелкую моторику руки, внимание, память, мышление, зрительно-двигательную координацию.

25.02.2022 г.

Монотипия

Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству.

 Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Март

04.03.2022 г.

Точные движения. Рисование ладошкой.

Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционным способом рисования - ладошками и пальчиками.

11.03.2022 г.

Мишка. Лепка.

Учить детей составлять образ животного из частей природного материала.  Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина; дополнять изображение деталями. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию..

18.03.2022 г.

Объемные фигуры во флористике

Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала. Учить создавать поделки из природного материала; видеть в сосновой шишке фигурки различных животных (например, медведя), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца. Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина

25.03.2022 г.

Семеновская игрушка

Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла; развивать сенсорные навыки детей; дать представление о цветовой гармонии; обогатить кругозор детей об игрушке; учить получать радость от узнавания нового

Апрель

01.04.2022 г.

Весенний пейзаж. Пуантилизм.

Помочь детям освоить новый способ изображения пуантилизм, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

08.04.2022 г.

Дымковская игрушка

Познакомить детей с историей дымковской игрушки, как народного промысла; развивать сенсорные навыки детей; дать представление о цветовой гармонии; обогатить кругозор детей об игрушке; учить получать радость от узнавания нового

15.04.2022 г.

Хохломская роспись-

Познакомить детей с историей хохломской росписи, как народного промысла; развивать сенсорные навыки детей; дать представление о цветовой гармонии; обогатить кругозор детей об игрушке; учить получать радость от узнавания нового

22.04.2022 г.

Интуитивная живопись

Научить ребенка экспериментировать и перестать бояться белого пространства листа или холста, находить живописные образы среди хаотично нанесенных пятен и выводить их на передний план.

29.04.2022 г.

Сирень цветет и другие варианты тычка

Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Закрепить умения смешивать краски для создания нового цвета. Учить рисовать сирень, передавая характерные особенности.

Май

13.05-27.05

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность

Формы сотрудничества с семьей.

   Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без

участия родителей.  Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Моя задача, как педагога,  состоит в установлении конструктивных партнёрских отношения, в объединении усилий в области организации здорового образа жизни, создании атмосферы общности интересов, в активизации и обогащения воспитательных знания и умений родителей.

   Программа «Рисовашка» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития мелкой моторики у детей.

   Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих рекомендаций. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения, я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.

Задачи  работы руководителя кружка «Рисовашка» по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
  • Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия  с родителями:

  • Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество, а не настойчивость.
  • Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).

Формы работы с родителями:

  • индивидуальные беседы;
  • групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • совместное проведение мероприятий;
  • анкетирование.

Условия работы с родителями:

  • целенаправленность;
  • систематичность;
  • дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
  • доброжелательность и внимание.

Социальное партнёрство с родителями.

Мероприятие

Сроки

Консультация «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка».

сентябрь 2021 г.

Конкурс семейных работ «Осенняя сказка»

октябрь 2021 г.

Анкетирование «Кружковая работа в детском саду»

ноябрь 2021 г.

Памятка «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия.

Январь 2022 г.

Консультации: «Совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребенка с учетом его возрастных особенностей» Организация деятельности в домашних условиях.

Февраль 2022 г.

Родительского собрания в форме мастер-класса «Удивительное рисование»

Апрель 2022 г.

Открытое занятие в рамках Дня открытых дверей (Посещение родителями занятий кружка «Рисовашка»)

Апрель  2022

Моё профессиональное развитие (по теме кружка «Рисовашка»)

Мероприятие

Сроки

Участие во всероссийских и международных конкурсах педагогического мастерства

в течение года

Консультация «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду».

Октябрь 2021 г.

Консультация «Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста»

Ноябрь 2021 г.

Консультация «Нетрадиционные техники рисования - путь к свободному творчеству»

Февраль 2022 г.

Публикации на сайте нспортал

в течение года

Мастер-класс Передача объема предмета в рисовании.

Апрель 2022 г.

Организация диагностики продуктивной деятельности.

   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС).

   В соответствии с п. 3.2.1 ФГОС «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). 

   Диагностическая работа направлена на изучение особенностей продуктивной деятельности и специфику личностных качеств дошкольника. Для сбора конкретных диагностических данных использую метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми продуктивных видов деятельности, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения специально организованными диагностическими заданиями и анализом продуктов детской деятельности.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – апрель). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу.

  Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Сроки диагностики:  01.09.21 г. – 14.09.21 г.; 13.05.22 г.- 27.05.22 г.

Для получения результатов диагностики использую следующие методы и приёмы:

- беседы, игры, художественное слово;

- непосредственно образовательная деятельность;

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- выставки, изготовление подарков.

   По результатам диагностики  по критериям направления определяется уровень выполнения задания:

Низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями

Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

   Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.

Организационный раздел.

Создание предметно – развивающей среды.

   Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования для художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Перечень материалов и оборудования для организации деятельности кружка.

Вид детской деятельности. Рисование. Средства обучения и воспитания:

 акварельные краски, гуашь;

 восковые мелки, свеча;

 ватные палочки;

 поролоновые печатки;

 матерчатые салфетки;

 стаканы для воды;

 подставки под кисти;

 цветные карандаши

Вид детской деятельности. Аппликация. Средства обучения и воспитания:

 клей;

 клеевые кисти;

  матерчатые салфетки;

  клеенки;

 ножницы;

  цветная бумага, цветной картон;

 природный материал;

 макаронные изделия, крупы;

По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

В группе имеются игрушки развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа,  матрешки, мозаика, конструктор Лего, пластмассовый конструктор.

Литература.

1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014

2. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,  конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4 - 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.

6. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

6. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...