Проект "Росток"
рабочая программа (средняя группа)

Волкова Тамара Валерьевна

Проект экологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_2019_rostok.docx26.59 КБ
Файл prezentatsiya_proekt_rostok.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

Проект по дополнительному образованию.

Экологическое направление «Росток»

В средней группе № 11

Воспитатель :

Волкова Т.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к окружающему миру. Включение ребенка в процессе освоения ближайшего природного и социального окружения позволяет:

·        Обогащать его жизненный опыт; формировать представления и понятия

·        Развивать самостоятельность и наблюдательность

·        Накапливать первоначальный багаж навыков, умений и знаний

·        Воспитывать бережное, заботливое отношение к собственному организму и природе

·        Воспитывать уважение к человеку, работающему на земле

·        Формировать привычку к здоровому образу жизни

·        Развивать детские компетентности

     Таким образом, эта деятельность позволяет решать в комплексе образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом – интеллектуально, нравственно, физически. Один из основных принципов программы является учет личных интересов,  потребностей и опыта детей. Содержание местного компонента должно быть ориентировано на развитие экологического образования детей

На первом году обучения педагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.

На втором году обучения работа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Имевшиеся раннее самые общие экологические представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом.

Четырехлетние дети способны подмечать красоту природы в ее цветовом и предметном разнообразии, в пластичности движений животного мира. Нравственно-экологическая оценка еще довольно проста и прямолинейна: плохо – хорошо. У детей отчетливо проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения к природе. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности.

 На 3-м и 4-м году обучения ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.

В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые

умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

Эта характеристика относится и к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти и т.д.

Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.

ЗАДАЧИ

Образовательные:

формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

 Воспитательные:

привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

 Развивающие:

развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

формирование навыков рационального природопользования;

охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

  1. Организация опытной, экспериментальной и исследовательской работы

  1. Дидактические игры, проблемные ситуации

  1. Применение различных побуждающих мотиваций

  1. Наблюдение, беседы, развивающие вопросы

  1. Создание игровых ситуаций, сюрпризных моментов

  1. Использование моделирования

  1. Познавательные рассказы воспитателя

  1. Рассказы из опыта воспитателя и личного опыта детей

  1. Учет личных интересов и потребностей, опыта детей

     10.   Практическая деятельность

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Формируются элементарные естественно-научные представления и основы экологического сознания ребенка.

2. У детей развивается наблюдательность,  познавательный интерес к окружающему миру и занятиям в природе.

3. У детей формируются представления о многообразии растительного и животного мира, осознанное  и эмоциональное  отношения к природе.

4. Повышается уровень освоения основных компетентностей.

ЛИТЕРАТУРА

Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

Коломина В.Н. Воспитание  основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

.Молодцова  Л.П.  Игровые  экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.

 Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

  Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва  LINKA – PRESS 1998.

Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

 Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008

Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.

Воронкевич О.А.- Добро пожаловать в экологию! Детство – Пресс Санкт-Петербург 2011г.

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

 1

Вводное занятие

1

1

 2

Осень в природе

5

3

2

3

Комнатные растения

4

2

2

4

Неживая природа

4

2

2

5

Зима в природе

5

2

3

6

 Работа в уголке природы в зимнее время.

4

2

2

7

 Лес – многоэтажный дом

4

2

 2

 8

Весна в природе

5

2

3

 9

Весенние работы в уголке природы.

5

2

 3

Итого:

 36

  18

 18

1 Вводное занятие. Воспоминание о лете.

2 Осень в природе. Практические работы на участке д/с. Осенние явления в природе. Знакомство с новым календарем наблюдений. Работа с ним. Знакомство с распространенными растениями нашего города. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке д/сада (ноготки, бархатцы, душистый горошек). Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Сбор семян 2-3 культурных растений. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком.

3. Комнатные растения Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними

4 Неживая природа .Водные экосистема –река, озеро, море. Какая бывает вода в природе. Фауна и флора рек, озера, моря. Практика –опыты. Почва и камни.

5 Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей – Свиристель. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц; определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах защищенности деревьями и кустарниками. Опыты со снегом и льдом.

6 Работа в  уголке природ в зимнее время.  Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение).   Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла). Выращивание злаковых культур.

7 Лес – многоэтажный дом. Роль уральского леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес, влияние деятельности человека на лес.

 8 Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением перелетных птиц. Ведение сезонного дневника фенологических наблюдений за тополем. Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах д/сада. Уход за всходами. Опыты с воздухом.

 9 Весенние работы в   уголке природы. Изменения в жизни комнатных растений и животных в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Выращивание земных культур.

 

Тематический план

Сентябрь

Вводное занятие

Беседа:

.« Воспоминание о лете»

Цель: закрепление представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.

 

Осень в природе

Занятие:

. «Осенние явления в природе»

Цель: знакомство с новым календарем наблюдений, работа с ним.

                 Беседа:                                     . «Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке детского сада»

Цель: знакомство с распространенными растениями нашего города, наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян.

Занятие:

. «Овощные культуры»

Цель: закрепление представления о значении овощных культур в жизни человека.

Октябрь

Практическое занятие:

. «Сбор семян, засушивание листьев»

Цель: знакомство с правилами сбора семян, листьев для составления композиций.

 

Опытно-исследовательская деятельность:

. «Песок»

Цель: знакомство со свойствами песка, обогащение словарного запаса.

 

Комнатные растения

Занятие:

. «Комнатные растения группы»

Цель: знакомство с комнатными растениями группы, историей их происхождения.

Беседа:

. «Особенности комнатных растений группы»

Цель: знакомство с особенностями комнатных растений группы, содержание их осенью и уход за ними.

Ноябрь

Практическое занятие:

. «Посадка цветущих растений»

Цель: знакомство с правилами посадки комнатных растений и уход за ними.

 

Художественно-эстетическая деятельность (рисование):

. «Растения группы»

Цель: закрепление через практическую деятельность названия комнатных растений группы.

 

Неживая природа

Занятие:

. «Водные экосистемы - река, озеро, море.»

Цель: знакомство с флорой и фауной рек, озер, морей, свойствами воды в природе.

Занятие по ручному труду:

. «Макет озера»

Цель: знакомство с озерами нашего города, воспитание бережного отношения к неживой природе.

Декабрь

Беседа:

. «Почва и камни»

Цель: знакомство с функциями почвы, различными видами полезных ископаемых.

 

Опытно-исследовательская деятельность:

. «Советы доктора Воды»

Цель: знакомство со свойствами воды и необходимости ее в жизни человека.

 

Зима в природе

Занятие:

. «Зимние явления в жизни растений, животных»

Цель: знакомство с условиями обитания животных в зимнее время, условиями зимовки растений.

Беседа:

. «Охрана природы зимой»

Цель: формирование представления о бережном отношении к природе.

Январь

Занятие по ручному труду:

. «Кормушка для птиц»

Цель: изготовление простейших кормушек для подкормки зимующих птиц.

 

Исследование:

. «Толщина снегового покрова»

Цель: закрепление представления о значении снегового покрова для растений и диких животных.

Опытно-исследовательская деятельность:

. «Чем полезен снег и лед»

Цель: знакомство со свойствами снега и льда, оздоровительными свойствами снега для человека.

 

Уголок природы группы

Занятие:

. «Комнатные растения в зимнее время»

Цель: знакомство с особенностями содержания комнатных растений в зимнее время.

Февраль

Беседа:

. «Дежурство в уголке природы»

Цель: уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания об инвентаре для ухода за растениями.

 

Практическое занятие:

. «Посадка лука»

Цель: знакомство с правилами посадки лука и ухода за ним.

Практическое занятие:

. «Уход за фиалками»

Цель: закреплять знания о приемах ухода за фиалками, о последовательности выполнения работы.

 

Лес - многоэтажный дом

Занятие:

. «Лес - наше богатство»

Цель: формирование представления о значении леса в природе и жизни человека.

 Март

Беседа:

. «Лес и мы»

Цель: формировать представления об отрицательном и положительном влиянии человека на лес.

 

Занятие по ручному труду:

. «Макет леса»

Цель: расширять знания о флоре и фауне леса нашего города.

 

Весна в природе

Занятие:

. «Весенние явления в жизни растений и животных»

Цель: знакомство с изменением внешнего вида растений, поведением животных с приходом весны.

                Беседа:

. «Перелетные птицы»

Цель: знакомство с перелетными птицами и их поведением.

Апрель

Практическое занятие:

. «Посадка декоративных растений »

Цель: знакомство с правилами посадки декоративных растений и уходом за ними.

 

Практическое занятие:

. «Уход за рассадой»

Цель: закреплять знания о приемах ухода за рассадой, о последовательности выполнения работы.

Опытно-исследовательская деятельность:

. «Воздух вокруг нас»

Цель: знакомство со свойствами воздуха, значением для жизни человека.

 

Весенние работы в уголке природы

Занятие:

. «Изменения в жизни комнатных растений с приходом весны»

Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в жизни комнатных растений.

Май

Практическое занятие:

. «Посадка цветущих растений»

Цель: знакомство с правилами посадки комнатных растений и уход за ними.

Занятие:

. «Как размножаются комнатные растения»

Цель: знакомство со способами размножения комнатных растений

Практическое занятие:

. «Уход за комнатными растениями»

Цель: закрепление знаний по уходу за комнатными растениями.

Художественно-эстетическая деятельность

(аппликация):

. «Любимый цветок группы»

Цель: закрепление через практическую деятельность строения растений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по самообразованию на тему «Экологическое воспитание дошкольников» (в старшей группе) Подготовила : Ермолаева Т.Н.

Слайд 2

Все дети по своей природе исследователи . В каждом ребенке есть неутолимая жажда новых открытий. Любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения . С вступлением в силу ФГОС дошкольного образования и с обязательными требованиями к результатам освоения основой образовательной программы одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт интересующие его вопросы, придумать объяснения, интересуется причинно-следственными связями. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Слайд 3

4. Поиск путей решения проблемы. Сюда могут относиться попытки подумать самому, обратиться с вопросом ко взрослым, обращение к энциклопедиям , телевизионным передачам, к интернету, наблюдение. 5. Практическая часть – проведение экспериментов. 6. Обобщение полученных данных. Проще говоря, выводы по теме исследовательской работы . Должны перекликаться с целью работы. Проверка гипотезы. Применение на практике такого алгоритма работы позволяет активизировать мыслительную деятельность , побуждает детей к самостоятельным исследованиям . А как известно исследовательская деятельность способствует развитию у детей познавательной активности, творческой деятельности , учит самостоятельному открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности .