Проект "Росток"
рабочая программа (средняя группа)
Проект экологической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_2019_rostok.docx | 26.59 КБ |
prezentatsiya_proekt_rostok.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»
Проект по дополнительному образованию.
Экологическое направление «Росток»
В средней группе № 11
Воспитатель :
Волкова Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к окружающему миру. Включение ребенка в процессе освоения ближайшего природного и социального окружения позволяет:
· Обогащать его жизненный опыт; формировать представления и понятия
· Развивать самостоятельность и наблюдательность
· Накапливать первоначальный багаж навыков, умений и знаний
· Воспитывать бережное, заботливое отношение к собственному организму и природе
· Воспитывать уважение к человеку, работающему на земле
· Формировать привычку к здоровому образу жизни
· Развивать детские компетентности
Таким образом, эта деятельность позволяет решать в комплексе образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом – интеллектуально, нравственно, физически. Один из основных принципов программы является учет личных интересов, потребностей и опыта детей. Содержание местного компонента должно быть ориентировано на развитие экологического образования детей
На первом году обучения педагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.
На втором году обучения работа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Имевшиеся раннее самые общие экологические представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом.
Четырехлетние дети способны подмечать красоту природы в ее цветовом и предметном разнообразии, в пластичности движений животного мира. Нравственно-экологическая оценка еще довольно проста и прямолинейна: плохо – хорошо. У детей отчетливо проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения к природе. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности.
На 3-м и 4-м году обучения ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.
В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые
умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
Эта характеристика относится и к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти и т.д.
Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
формирование навыков рационального природопользования;
охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
- Организация опытной, экспериментальной и исследовательской работы
- Дидактические игры, проблемные ситуации
- Применение различных побуждающих мотиваций
- Наблюдение, беседы, развивающие вопросы
- Создание игровых ситуаций, сюрпризных моментов
- Использование моделирования
- Познавательные рассказы воспитателя
- Рассказы из опыта воспитателя и личного опыта детей
- Учет личных интересов и потребностей, опыта детей
10. Практическая деятельность
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Формируются элементарные естественно-научные представления и основы экологического сознания ребенка.
2. У детей развивается наблюдательность, познавательный интерес к окружающему миру и занятиям в природе.
3. У детей формируются представления о многообразии растительного и животного мира, осознанное и эмоциональное отношения к природе.
4. Повышается уровень освоения основных компетентностей.
ЛИТЕРАТУРА
Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
.Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.
Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008
Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
Воронкевич О.А.- Добро пожаловать в экологию! Детство – Пресс Санкт-Петербург 2011г.
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Осень в природе | 5 | 3 | 2 |
3 | Комнатные растения | 4 | 2 | 2 |
4 | Неживая природа | 4 | 2 | 2 |
5 | Зима в природе | 5 | 2 | 3 |
6 | Работа в уголке природы в зимнее время. | 4 | 2 | 2 |
7 | Лес – многоэтажный дом | 4 | 2 | 2 |
8 | Весна в природе | 5 | 2 | 3 |
9 | Весенние работы в уголке природы. | 5 | 2 | 3 |
Итого: | 36 | 18 | 18 |
1 Вводное занятие. Воспоминание о лете.
2 Осень в природе. Практические работы на участке д/с. Осенние явления в природе. Знакомство с новым календарем наблюдений. Работа с ним. Знакомство с распространенными растениями нашего города. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке д/сада (ноготки, бархатцы, душистый горошек). Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Сбор семян 2-3 культурных растений. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком.
3. Комнатные растения Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними
4 Неживая природа .Водные экосистема –река, озеро, море. Какая бывает вода в природе. Фауна и флора рек, озера, моря. Практика –опыты. Почва и камни.
5 Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей – Свиристель. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц; определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах защищенности деревьями и кустарниками. Опыты со снегом и льдом.
6 Работа в уголке природ в зимнее время. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение). Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла). Выращивание злаковых культур.
7 Лес – многоэтажный дом. Роль уральского леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес, влияние деятельности человека на лес.
8 Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением перелетных птиц. Ведение сезонного дневника фенологических наблюдений за тополем. Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах д/сада. Уход за всходами. Опыты с воздухом.
9 Весенние работы в уголке природы. Изменения в жизни комнатных растений и животных в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Выращивание земных культур.
Тематический план
Сентябрь | Вводное занятие Беседа: .« Воспоминание о лете» | Цель: закрепление представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье. |
| Осень в природе Занятие: . «Осенние явления в природе» | Цель: знакомство с новым календарем наблюдений, работа с ним. |
Беседа: . «Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке детского сада» | Цель: знакомство с распространенными растениями нашего города, наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. | |
Занятие: . «Овощные культуры» | Цель: закрепление представления о значении овощных культур в жизни человека. | |
Октябрь | Практическое занятие: . «Сбор семян, засушивание листьев» | Цель: знакомство с правилами сбора семян, листьев для составления композиций. |
| Опытно-исследовательская деятельность: . «Песок» | Цель: знакомство со свойствами песка, обогащение словарного запаса. |
| Комнатные растения Занятие: . «Комнатные растения группы» | Цель: знакомство с комнатными растениями группы, историей их происхождения. |
Беседа: . «Особенности комнатных растений группы» | Цель: знакомство с особенностями комнатных растений группы, содержание их осенью и уход за ними. | |
Ноябрь | Практическое занятие: . «Посадка цветущих растений» | Цель: знакомство с правилами посадки комнатных растений и уход за ними. |
| Художественно-эстетическая деятельность (рисование): . «Растения группы» | Цель: закрепление через практическую деятельность названия комнатных растений группы. |
| Неживая природа Занятие: . «Водные экосистемы - река, озеро, море.» | Цель: знакомство с флорой и фауной рек, озер, морей, свойствами воды в природе. |
Занятие по ручному труду: . «Макет озера» | Цель: знакомство с озерами нашего города, воспитание бережного отношения к неживой природе. | |
Декабрь | Беседа: . «Почва и камни» | Цель: знакомство с функциями почвы, различными видами полезных ископаемых. |
| Опытно-исследовательская деятельность: . «Советы доктора Воды» | Цель: знакомство со свойствами воды и необходимости ее в жизни человека. |
| Зима в природе Занятие: . «Зимние явления в жизни растений, животных» | Цель: знакомство с условиями обитания животных в зимнее время, условиями зимовки растений. |
Беседа: . «Охрана природы зимой» | Цель: формирование представления о бережном отношении к природе. | |
Январь | Занятие по ручному труду: . «Кормушка для птиц» | Цель: изготовление простейших кормушек для подкормки зимующих птиц. |
| Исследование: . «Толщина снегового покрова» | Цель: закрепление представления о значении снегового покрова для растений и диких животных. |
Опытно-исследовательская деятельность: . «Чем полезен снег и лед» | Цель: знакомство со свойствами снега и льда, оздоровительными свойствами снега для человека. | |
| Уголок природы группы Занятие: . «Комнатные растения в зимнее время» | Цель: знакомство с особенностями содержания комнатных растений в зимнее время. |
Февраль | Беседа: . «Дежурство в уголке природы» | Цель: уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания об инвентаре для ухода за растениями. |
| Практическое занятие: . «Посадка лука» | Цель: знакомство с правилами посадки лука и ухода за ним. |
Практическое занятие: . «Уход за фиалками» | Цель: закреплять знания о приемах ухода за фиалками, о последовательности выполнения работы. | |
| Лес - многоэтажный дом Занятие: . «Лес - наше богатство» | Цель: формирование представления о значении леса в природе и жизни человека. |
Март | Беседа: . «Лес и мы» | Цель: формировать представления об отрицательном и положительном влиянии человека на лес. |
| Занятие по ручному труду: . «Макет леса» | Цель: расширять знания о флоре и фауне леса нашего города. |
| Весна в природе Занятие: . «Весенние явления в жизни растений и животных» | Цель: знакомство с изменением внешнего вида растений, поведением животных с приходом весны. |
Беседа: . «Перелетные птицы» | Цель: знакомство с перелетными птицами и их поведением. | |
Апрель | Практическое занятие: . «Посадка декоративных растений » | Цель: знакомство с правилами посадки декоративных растений и уходом за ними. |
| Практическое занятие: . «Уход за рассадой» | Цель: закреплять знания о приемах ухода за рассадой, о последовательности выполнения работы. |
Опытно-исследовательская деятельность: . «Воздух вокруг нас» | Цель: знакомство со свойствами воздуха, значением для жизни человека. | |
| Весенние работы в уголке природы Занятие: . «Изменения в жизни комнатных растений с приходом весны» | Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в жизни комнатных растений. |
Май | Практическое занятие: . «Посадка цветущих растений» | Цель: знакомство с правилами посадки комнатных растений и уход за ними. |
Занятие: . «Как размножаются комнатные растения» | Цель: знакомство со способами размножения комнатных растений | |
Практическое занятие: . «Уход за комнатными растениями» | Цель: закрепление знаний по уходу за комнатными растениями. | |
Художественно-эстетическая деятельность (аппликация): . «Любимый цветок группы» | Цель: закрепление через практическую деятельность строения растений. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все дети по своей природе исследователи . В каждом ребенке есть неутолимая жажда новых открытий. Любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения . С вступлением в силу ФГОС дошкольного образования и с обязательными требованиями к результатам освоения основой образовательной программы одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт интересующие его вопросы, придумать объяснения, интересуется причинно-следственными связями. Склонен наблюдать, экспериментировать.
4. Поиск путей решения проблемы. Сюда могут относиться попытки подумать самому, обратиться с вопросом ко взрослым, обращение к энциклопедиям , телевизионным передачам, к интернету, наблюдение. 5. Практическая часть – проведение экспериментов. 6. Обобщение полученных данных. Проще говоря, выводы по теме исследовательской работы . Должны перекликаться с целью работы. Проверка гипотезы. Применение на практике такого алгоритма работы позволяет активизировать мыслительную деятельность , побуждает детей к самостоятельным исследованиям . А как известно исследовательская деятельность способствует развитию у детей познавательной активности, творческой деятельности , учит самостоятельному открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности .