ДООП "Технопарк"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности и развитие инженерного образования является стратегической государственной задачей, приоритетным направлением развития страны. Для выполнения этой задачи необходимо подготовить высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство, самостоятельно разрабатывать эти технологии. Современный инженер должен не только осуществлять «трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации».
Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с самого детства. Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерноконструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Однако реализация модели дошкольного образования с техническим контентом требует соответствующих методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту.
Основа любого творчества – детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах, тем более, что мозг формируется, когда есть внешние стимулы, и, чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально.
Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на всех уровнях образования, начиная с дошкольной ступени.
Необходимо отметить, что планируемая педагогическая деятельность не ограничит детей в выборе профессии, не сузит общеобразовательную подготовку, поскольку осуществляться она будет в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, который всегда выступает регулятором, ограничителем и вместе с тем мощной направляющей содержания образования.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующих деятельность дошкольников:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Концепция дополнительного образования от 4 сентября 2014г. № 1726-р;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года №32 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования а организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Отличительные особенности программы.
Программа разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»/Т.В.Волосовец, Ю.В.Карпова, Т.В.Тимофеева.
В программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в основу формирования у обучающихся предпосылок готовности к изучению технических наук, которые возможны только в условиях спроектированной системы научного знания, положен классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ № 59 от 25.02.2009г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от14.12.2015г. и Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)).
Классификатор технических наук позволил определить направления образования детей дошкольного возраста Квалификационный справочник содержит основные компетенции инженера и технолога, анализ которых помог:
- с помощью научно обоснованных методов исследования определить предпосылки формирования этих компетенций в дошкольном возрасте;
- выявить/классифицировать основные умения, навыки, необходимые для формирования предпосылок готовности дошкольников к изучению основ технических наук;
- соотнести планируемые результаты с ФГОС дошкольного образования.
Рассмотрим кратко влияние этих видов конструкторов на развитие ребенка и качество образовательной деятельности.
1. Игровой набор «Дары Фрёбеля». Целостность образовательного процесса в детском саду задавалась Ф.Фребелем через игру. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля» (специально разработанный предметный материал, представляющий набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фребеля, в простой форме моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять писхолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям).
Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности. В процессе использования игрового набора, прежде всего, важно создать условия для положительных эмоциональных реакций от умственных усилий в процессе перехода ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему её преобразованию в познавательную потребность.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники. Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности. Использование игрового набора предусматривает организацию проектной деятельности, в которой «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».
2. Конструкторы. Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно, - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы трудолюбия.
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире. Кроме того, деятельность с конструкторами связана с развитием способности к планомерной - шаг за шагом - организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода символических опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом): образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), - а также с активизацией планирующей функции речи (словесными описаниями условий, которым должен соответствовать продукт). Становление такого рода знаково-символического опосредствования - важный показатель перехода ребенка на более высокий уровень психической организации.
Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение.
3. Робототехника. Использование робототехники в образовании будет способствовать техническому прогрессу в нашем обществе в целом. Робот в образовательном процессе - это, прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений (начиная с рычага и колеса и заканчивая самыми современными объектами, созданными благодаря открытиям не только в области физики, но и в смежных областях научного знания - в математике, информатике, биологии, физиологии, химии, медицине и др.). Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры: приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Кроме того, робототехника - это новое средство наглядности, которое может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения.
Применение образовательной робототехники в образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния. Занятия робототехникой способствуют формированию широкого спектра личностных качеств ребенка (его потребностей и мотивов, самостоятельности и инициативности, трудолюбия, ответственности за качество выполненной работы, коммуникабельности и толерантности, стремления к успеху, потребности в самореализации и др.). Особенно значима роль робототехники в развитии качеств личности, повышающих эффективность работы каждого человека в его взаимодействии с другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения. Главными среди них многие авторы считают умение работать в команде.
- Адресат программы
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Группа сформирована по желанию детей, а также с учетом анкетирования родителей. Занятия творческого объединения проводятся в специально отведенном кабинете детского сада. Программа реализуется и для детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов (в детском саду организована доступная среда для детей – инвалидов).
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация ролевого пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал для того, чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию и убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако, подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления. Начинают формироваться операции логического сложения (объединения) и умножения (пересечения) классов. При группировке объектов старшие дошкольники учитывают два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
- Объем программы
Программа рассчитана на 1 год — 36 часов. Занятия проводятся четыре раза в месяц (одно занятие в неделю). Продолжительность занятий – 25 минут для детей старшей группы.
Программа включает в себя 14 направлений согласно классификатору технических наук.
- Форма организации образовательного процесса.
Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Сначала педагог с помощью беседы, показа презентации, игровой ситуации вводит в тему занятия, а после этого продуктивной деятельностью с детьми закрепляет материал.
Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр презентации, прослушивание музыки, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания и т. Д.)
- Виды занятий.
- Беседы, работа с наглядным материалом;
- Показ презентаций;
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- Решение проблемных ситуаций;
- Игры, конструирование, продуктивная деятельность;
- Игры с интерактивной песочницей.
- 1.7. Цели и задачи реализации Программы
Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
Образовательные:
1) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в ДОО предметную игровую техносреду, адекватную современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);
2) формировать основы технической грамотности воспитанников;
3) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
4) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Развивающие:
1) развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
2) развивать мотивацию к конструированию и созданию технических средств;
3) развивать самостоятельность, активность, аккуратность.
Воспитывающие:
1) формирование умения работать в команде.
1.8. Принципы и подходы к формированию Программы
При формировании Программы, в соответствии с п. 1.4. ФГОС дошкольного образования, соблюдались следующие принципы:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной организации с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Подходами к формированию Программы являются следующие:
1. Системно – деятельностный подход. Он осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность строится как процесс организации различных видов деятельности.
2. Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения – он опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.
3. Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.
4. Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.
1.9. Планируемые результаты освоения Программы
Для определения результатов освоения программы использовались компетенции инженера (Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)) и корректировались с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты полностью соотносятся с требованиями и конкретизируют целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования. Таким образом, были сформулированы показатели основ технической подготовки детей старшего дошкольного возраста (Таблица 1).
№ | Компетенции инженера (по Квалификационному справочнику) | Показатели основ технической подготовки детей 5-6 лет | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования из ФГОС ДО |
1 | Выполняет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и т.п. | Составляет проекты конструкций. Классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники. Использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники. Создает технические объекты и макеты по представлению. Применяет некоторые правила создания прочных конструкций; проектирует конструкции по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей. | Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п. |
2 | Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ. | Составляет инженерную книгу. Фиксирует результаты своей деятельности по созданию моделей. «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей. Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов. Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его. | Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. |
3 | Проводит техникоэкономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ (услуг), содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием и т.п | Анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, передаёт их в работе. Проявляет положительное отношение к техническим объектам, предметам быта, техническим игрушкам и пр. Подбирает материалы, оборудование. Работает в команде и индивидуально. Составляет и выполняет алгоритм действий. Планирует этапы своей деятельности. Имеет представления о техническом разнообразии окружающего мира. Использует в речи некоторые слова технического языка. Анализирует постройку, выделяет крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. | Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
4 | Участвует в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия), в проведении мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы | Разрабатывает детские проекты. С интересом участвует в экспериментальной деятельности с оборудованием. Использует способы преобразования (изменение формы, величины, функции, аналогии и т.д.). Замечает (определяет) техническое оснащение окружающего мира, дифференцированно воспринимает многообразие технических средств, способы их использования человеком в различных ситуациях. | Склонен наблюдать, экспериментировать. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. |
5 | Изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современную электронновычислительную технику. | Устанавливает причинно- следственные связи. Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов. | Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. |
6 | Составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки. | Разрабатывает простейшие карты-схемы, графики, алгоритмы действий, заносит их в инженерную книгу. | У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои движения и управлять ими. |
7 | Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров. | Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. | Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты: способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. |
8 | Осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль над состоянием и эксплуатацией оборудования. Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов. | Ведет контроль эксплуатации объектов, созданных своими руками. Соблюдает правила техники безопасности. | Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. |
9 | Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу организации. | Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности. Обыгрывает созданные технические объекты и макеты, стремится создать модель для разнообразных собственных игр. | Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др |
Предназначение педагогической диагностики результатов освоения программы – это:
1) индивидуализация образовательного процесса (то есть определение того, с каким ребенком надо поработать больше, способа дифференцирования задания для такого ребенка, отбора необходимого раздаточного материала и пр.), - т.е. четкое понимание, какой и в чем необходим индивидуальный подход;
2) оптимизация работы с группой: педагогическая диагностика помогает разделить детей по определенным группам (например, по интересам, по особенностям восприятия информации, по темпераменту, скорости выполнения заданий и пр.).
Педагогическая оценка связана с оценкой эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования.
Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с помощью наблюдения, после чего в план педагога вносятся коррективы. (Карта наблюдений – приложение №1).
Данная диагностика проводится педагогом в начале учебного года и в конце. При проведении данной диагностики педагог проводит игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень сформированности каждого показателя от 1 до 3, где 1 – показатель сформирован, 2 – показатель сформирован частично, 3 – показатель не сформирован.
К диагностике педагог на свое усмотрение может использовать карточки объектов, схем, конструкций, рисунков.
1.10. Условия реализации программы.
Для реализации программы в детском саду имеется помещение со следующим оборудованием:
- игровой набор «Дары Фребеля»,
- разные виды конструкторов, строительного материала;
- технические игровые наборы;
- наглядные пособия (презентации, картинки предметные);
- проектор, экран;
- интерактивная песочница.
Для показа презентаций и интерактивных игр в ДОУ располагается интерактивная доска в музыкальном зале. В ДОУ имеется интернет для использования интернет - источников.
- Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2. | Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
3 | Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы. | 4 | 2 | 2 | Наблюдение |
4 | Авиационная и ракетно-космическая техника. | 3 | 1,5 | 1,5 | Наблюдение |
5 | Машиностроение и машиноведение. | 3 | 1,5 | 1,5 | Наблюдение |
6 | Транспортное, горное и строительное машиностроение. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
7 | Кораблестроение. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
8 | Радиотехника и связь. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
9 | Информатика, вычислительная техника и управление. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
10 | Энергетика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
11 | Технология продовольственных продуктов. | 5 | 2,5 | 2,5 | Наблюдение |
12 | Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
13 | Транспорт. | 4 | 1,5 | 2,5 | Наблюдение |
14 | Строительство и архитектура. | 4 | 1,5 | 2,5 | Коллективная работа |
| 36 | 16,5 | 19,5 |
3. Содержание учебного плана.
1. Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности.
- .«Технология швейных изделий». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Конструирование головных уборов».
Практика: изготовление шляп.
- «Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галантерейных изделий». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Конструирование аксессуаров» (украшения, сумки, ремни, платки).
Практика: создание аксессуаров с помощью методического комплекта «Дары Фребеля».
- Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение.
- «Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники, систем кондиционирования и жизнеобеспечения». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Сумка – холодильник».
Практика: изготовление сумки – холодильника.
- «Вакуумная, компрессорная техника и пневмосистемы». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Насос».
Практика : экспериментальная деятельность с насосом.
- Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы.
- «Приборы и методы измерения (по видам измерения)». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Приборы измерения: сантиметровая лента, термометр, весы».
Практика: экспериментальная деятельность с измерениями сантиметровой лентой, термометром, весами.
- «Приборы навигации». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Маршрутный лист, как предшественник навигатора».
Практика: составление карты – маршрута от дома до детского сада.
- «Оптические и оптико – электронные приборы и комплексы». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Бинокль».
Практика: проведение экспериментов с биноклем, микроскопом.
- «Приборы и методы преобразования изображений и звука». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Фотоаппарат».
Практика: проведение экспериментальной деятельности с фотоаппаратами.
- Авиационная и ракетно-космическая техника.
- «Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Бумажный самолет».
Практика: построение бумажных самолетов.
- «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Дельтаплан».
Практика: изготовление дельтаплана.
- «Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Катапульта».
Практика: постройка катапульты.
- Машиностроение и машиноведение.
- «Машиноведение, системы приводов и детали машин». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Коробка передач».
Практика: построение коробки передач.
- «Роботы, мехатроника и робототехнические системы». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Роботы – помощники».
Практика: создание робота из конструктора.
- «Организация производства (по отраслям)». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Хлебозавод».
Практика: создание макета хлебозавода.
- Транспортное, горное и строительное машиностроение.
- «Колесные и гусеничные машины». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Танк».
Практика: создание танка.
- «Дорожные, строительные и подъемно – транспортные машины». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Подъемный кран».
Практика: построение подъемного крана.
- Кораблестроение.
- «Проектирование и конструкция судов». (2ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Круизный лайнер».
Практика: построение круизного лайнера.
- Радиотехника и связь.
- «Антенны, СВЧ – устройства и их технологии». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Микроволновая печь».
Практика: экспериментирование с магнитом, создание магнитного поля.
- «Системы, сети и устройства телекоммуникаций». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Телефон».
Практика: конструирование первого телефона.
- Информатика, вычислительная техника и управление.
- «Вычислительные машины, комплексы и компьютерные сети». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Калькулятор».
Практика: создание макета калькулятора с помощью конструктора.
- Энергетика.
- «Электрические станции и электроэнергетические системы» (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Линии электропередач».
Практика: создание простейшей электрической цепи, создание макета линий электропередач.
- Технология продовольственных продуктов.
- «Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Мельница: ветряная, водная».
Практика: построение мельницы.
- «Технология мясных, молочных и рыбных продуктов и холодильных производств». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Производство мороженого».
Практика: построение «Фабрики мороженного».
- «Технология сахара и сахаристых продуктов, чая». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Производство чая».
Практика: построение макета «Производство чая».
- «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно – косметических продуктов». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Молекулы духов».
Практика: создание молекул.
- «Промышленное рыболовство». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Орудия лова».
Практика: изготовление удочки.
- Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева.
- «Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Спецтехника лесного хозяйства: лесовоз».
Практика: создание машины «Лесовоз».
- Транспорт.
- «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Проектирование железнодорожных путей».
Практика: построение железнодорожных путей.
- «Эксплуатация автомобильного транспорта». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Специальные автомобили».
Практика: создание макета дорог.
- «Эксплуатация водного транспорта, судовождение». (2ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Речной вокзал».
Практика: построение речного вокзала.
- Строительство и архитектура.
- «Основания и фундаменты, подземные сооружения». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «На чем стоит дом».
Практика: постройка фундамента для дома.
- «Строительные конструкции, здания и сооружения». (1ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Дом, в котором мы живем».
Практика: построение дома.
- «Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов». (2ч)
Теория: беседа с показом презентации на тему «Село».
Практика: построение зданий и создание села.
4.Календарный учебный график.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 2,9,16,23,30 | 17.00 | Очная | 5 | 1.«Технология швейных изделий». 2. «Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галантерейных изделий». 3. «Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники, систем кондиционирования и жизнеобеспечения». 4. Вакуумная, компрессорная техника и пневмосистемы». 5.«Приборы и методы измерения (по видам измерения)». | Комната творчества | Наблюдение |
2 | Октябрь | 7,14,21,28 | 17.00 | Очная | 4 | 6.«Приборы навигации». 7. «Оптические и оптико – электронные приборы и комплексы». 8. «Приборы и методы преобразования изображений и звука». 9. «Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов». | Комната творчества | Наблюдение |
3 | Ноябрь | 4,11,18,25 | 17.00 | Очная | 4 | 10. «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов». 11. «Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов». 12. «Машиноведение, системы приводов и детали машин». 13. «Роботы, мехатроника и робототехнические системы». | Комната творчества | Наблюдение |
4 | Декабрь | 2,9,16,23 | 17.00 | Очная | 4 | 14.«Организация производства (по отраслям)». 15.«Колесные и гусеничные машины». 16. «Дорожные, строительные и подъемно – транспортные машины». 17. «Проектирование и конструкция судов». | Комната творчества | Наблюдение |
5 | Январь | 13,20,27 | 17.00 | Очная | 3 | 18. «Проектирование и конструкция судов». 19. «Антенны, СВЧ – устройства и их технологии». 20. «Системы, сети и устройства телекоммуникаций». | Комната творчества | Наблюдение |
6 | Февраль | 3,10,17,24 | 17.00 | Очная | 4 | 21. «Вычислительные машины, комплексы и компьютерные сети». 22. «Электрические станции и электроэнергетические системы» 23. «Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства». 24. «Технология мясных, молочных и рыбных продуктов и холодильных производств». | Комната творчества | Наблюдение |
7 | Март | 3,10,17,24,31 | 17.00 | Очная | 5 | 25. «Технология сахара и сахаристых продуктов, чая». 26. «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно – косметических продуктов». 27. «Промышленное рыболовство». 28. «Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства». 29. «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог». | Комната творчества | Наблюдение |
8 | Апрель | 7,14,21,28 | 17.00 | Очная | 4 | 30. «Эксплуатация автомобильного транспорта». 31,32 «Эксплуатация водного транспорта, судовождение». 33. «Основания и фундаменты, подземные сооружения». | Комната творчества | Наблюдение |
9 | Май | 12,19,26 | 17.00 | Очная | 3 | 34. «Строительные конструкции, здания и сооружения». 35,36. «Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов». | Комната творчества | Наблюдение |
- Методическое обеспечение.
Методы обучения:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- проблемные,
- игровые.
Методы воспитания:
- упражнение,
- поощрение,
- стимулирование,
- создание ситуации успеха.
Формы организации образовательного процесса:
- групповая,
- индивидуально — групповая.
Формы организации занятия:
- беседа,
- практическое занятие,
- презентация,
- игровые ситуации.
Педагогические технологии:
- технология проблемного обучения,
- технология игровой деятельности,
- ИКТ – технологии,
- технологии исследовательской деятельности,
- личностно – ориентированные технологии.
Источники:
- https://inott.ru/projects/ot-frebelya-do-robota22/
- Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»: Метод.рекомендации/Ю.В.Карпова, В.В.Кожевникова, А.В.Соколова; Под.общ.ред. В.В.Кожевниковой.- М.:ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014.
Приложение
Карта наблюдений развития технических умений детей 5-6 лет ______________
Воспитатель ________________________________________________________________________
Дата проведения __________________________
№ | Компетенции инженера (по Квалификационному справочнику) | Показатели основ технической подготовки | Дети | |||||||||||
1 | Выполняет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и т.п. | Составляет проекты конструкций | ||||||||||||
Классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники | ||||||||||||||
Использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники | ||||||||||||||
Создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям | ||||||||||||||
Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей | ||||||||||||||
2 | Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ | «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей | ||||||||||||
Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов | ||||||||||||||
Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его | ||||||||||||||
3 | Проводит технико – экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ (услуг), содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием и т.п. | Анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, передает их в работе | ||||||||||||
Проявляет положительное отношение к технических объектам, предметам быта, техническим игрушкам и пр. | ||||||||||||||
Подбирает материалы, оборудование | ||||||||||||||
Работает в команде и индивидуально | ||||||||||||||
Составляет и выполняет алгоритм действий | ||||||||||||||
Планирует этапы своей деятельности | ||||||||||||||
Имеет представления о техническом разнообразии окружающего мира | ||||||||||||||
Использует в речи некоторые слова технического языка | ||||||||||||||
Анализирует постройку, выделяет крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения | ||||||||||||||
4 | Участвует в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия), в проведении мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы | Разрабатывает детские проекты | ||||||||||||
С интересом участвует в экспериментальной деятельности с оборудованием | ||||||||||||||
Использует способы преобразования (изменение формы, величины, функции, аналогии т.д.) | ||||||||||||||
Замечает (определяет) техническое оснащение окружающего мира, дифференцированно воспринимает многообразие технических средств, способы их использования человеком в различных ситуациях | ||||||||||||||
5 | Изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современную электронно-вычислительную технику | Устанавливает причинно-следственные связи | ||||||||||||
Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов | ||||||||||||||
6 | Составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки | Разрабатывает простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий, заносит их в инженерную книгу | ||||||||||||
7 | Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров | Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ | ||||||||||||
8 | Осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль над состоянием и эксплуатации оборудования. Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов | Ведет контроль эксплуатации объектов, созданных своими руками | ||||||||||||
Соблюдает правила техники безопасности | ||||||||||||||
9 | Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу организации | Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности | ||||||||||||
Обыгрывает созданные технические объекты и макеты, стремится создать модель для разнообразных собственных игр |
1 – показатель сформирован
2 – показатель сформирован частично
3 – показатель не сформирован