Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.
методическая разработка (подготовительная группа)

Батуева Ирина Леонидовна

В данной работе отмечена акктуальность формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте и представлен конспект занятия по ознакомлению  скультурой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_stati.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.

      Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение,гордость за землю,на которой ты живещь.Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своего народа.

      Нравственно – патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс.В его основе лежит развитие нравственных чувств,чувства Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье , к самым близким людям- к матери,отцу,бабушке,дедушке.  Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,деревней,а затем и со своей малой Родиной – Удмуртией , а потом Россией.

     Воспитывая у детей любовь к своей Деревне, необходимо подвести их к пониманию, что их деревня-частица Родины.Показать через малое большое ,зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно- патриотических чувств .

 В нашем детском саду работает экспериментальная площадка по изучению  истории и культуры удмуртского народа..Так в подготовительной группе был разработан и проведен проект «Моя Удмуртия»

Тип проекта:

Практико-ориентированный.

Вид проекта:

Групповой,  долгосрочный.

Возраст:

Дети 6-7-го года жизни (подготовительная группа детского сада).

Участники проекта:

Педагоги ДОУ, дети, родители.

Цель:

Обобщение и систематизация знаний детей об Удмуртии. Формирование у детей чувства любви к  своей Родине и ее истории.

Задачи:

  1. Дать элементарное представление  об Удмуртии, ее столице – городе Ижевске.
  2. Продолжать знакомить детей с историей и  символикой республики.
  3. Способствовать развитию у дошкольников чувства патриотизма.
  4. Привлечь родителей к совместной  деятельности.

Предполагаемый результат:

Дети должны получить знания о родной республике, о достопримечательностях, уметь принимать участие в беседе по данной проблеме.

 Под руководством взрослых у детей должны постепенно сформироваться элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

В детях должна воспитываться любовь к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.

Планирование поэтапных мероприятий.

1. Этап. Подготовительный.

- Опрос родителей.

- Диагностика детей.

- Подбор методической литературы.

- Сбор информации о республике.

2. Этап. Реализация проекта.

- Познавательное занятие с презентацией «Маленькая родина моя - Удмуртия»

- Оформление в группе уголка, посвященного Удмуртии.

- Создание альбома «Города Удмуртии»

- Художественное творчество: рисование «Деревенька моя», «Удмуртский национальный костюм», «Вукузе», «Нюлэсмурт», знакомство с творчеством М. Гарипова;  аппликация «Укрась фартук».

- Экскурсия в  музейную комнату детского сада.

- Рассматривание иллюстраций об Удмуртии, народном творчестве.

- Чтение  «Мифы, сказки , легенды удмуртского народа »

- Встреча с  ансамблем «Азвесь»

- Разучивание удмуртских народных игр, песен.

- Разучивание с детьми удмуртского народного танца «Купанча сяська»

- Викторина об Удмуртии.

- Экскурсии по улицам родной деревни

- Изготовление удмуртских блюд.

Работа с родителями.

- Создание альбома «Города Удмуртии»

- Помощь в пошиве костюмов .

Результат проекта.

- Участие в проекте 75% семей группы.

-  Участие в республиканском семинаре.

- Выставка детских работ об Удмуртии.

- Альбом об Удмуртии.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Узей- Туклинский детский сад»

Непосредственная образовательная деятельность.

Тема: «Маленькая родина моя - Удмуртия» ( подг. группа)

Цель: Познакомить детей с народами Удмуртии, их национальными костюмами и обычаями, уточнить и расширить знании о государственных символах Удмуртской Республики (флаге, гербе), развивать познавательный интерес к истории Удмуртского края, воспитать патриотические чувства любви к Родине, к народам, населяющим нашу Республику, к труду, доставить детям радость.

Оборудование: Муляж компьютера, карта Удмуртии, предметы удмуртского быта.

Оформление: Удмуртская изба, на столе предметы удмуртского быта.

Ход:

Воспитатель: Сегодня . ребята ,мы с вами отправимся в путешествие по родному краю. Удмуртская земля очень красива и богата разными чудесами

 Сказочное место есть в стране у нас,

Побываете тут и сразу очарует вас.

Здесь усыпаны цветами нежные луга,

И зовется это место – Удмуртия моя!

У каждого человека есть Родина, место, где родился и вырос: мы любим и гордимся ей!

Воспитатель: Я вижу, что к путешествию все готовы? Тогда – в путь! (выходит Лопшо-Педунь).

Лопшо-Педунь: Подождите, подождите, а меня-то вы позабыли. Я тоже хочу в путешествие.

Воспитатель: А ты кто такой? Наверно старичок-лесовичок?

Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю путешествовать, узнавать все новое, а еще конечно люблю веселиться (показывает свою гармошку и играет).

Воспитатель: А что у тебя на ногах?

Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через темные леса переносят.

Лопшо-Педунь: Ну что, возьмете меня с собой? Тогда в дорогу, со мной. Я вам покажу красивые места и познакомлю с народом, который здесь живет (дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе).

С окончанием музыки останавливаются.

Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали? (видят макет с изображением леса).

Дети: В лес.

Лопшо-Педунь: Почему-то в лесу не видно ни животных, ни птиц, куда же они подевались?

Дети: Птицы улетели в теплые края, а животные готовятся к зиме.

Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым, ребята слышите шум родника? А чтобы еще веселей звенел, мы поиграем в игру.

Игра «Ручеек»

Лопшо-Педунь: Ой, ребята, что это с моими лаптями самоходными стало, дальше не идут? Как же нам путешествовать? (Из пестеря достает компьютер).

Мой друг – вот что нам поможет, веселый компьютер, он у меня с чудесами (дети садятся, муляж компьютера ставит на стол).

На компьютере появляется изображение:

Пословицы и поговорки о труде.

Лопшо-Педунь: Наш народ очень трудолюбивый, у него как и у других национальностей много пословиц и поговорок о труде.

Вспомните их (дети поочередно рассказывают):

1.  Кто без работы, тот без хлеба.

2.  Работа человека насквозь видит.

3.  Проголодаешься, так и работать научишься.

4.  Без стараний и пригорки не насыплешь.

5.  Ленивый еще спит, а работящий уже отдыхает.

6.  На одном месте лишь пень стоит.

7.  Любишь мед, терпи и жало пчел.

8.  Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

Лопшо-Педунь: После работы и по праздникам удмуртский народ любит петь и плясать .

В это время на компьютере появляется изображение «Вируса» с надписью:

Я вирус злобный и коварный,

Заразил все наши файлы,

Не узнать нам детвора

Ничего и никогда.

Лопшо-Педунь и воспитатель расстраиваются оттого, что вирус испортил компьютер:

Лопшо- Педунь: Что же делать? Предлагаю заглянуть в виртуальную энциклопедию и посмотреть, может что-то еще осталось (на экране появляется изображение: «Колесо истории»).

Показывает карту (историю) Удмуртии.

Ребята, нам необходимо победить вирус, тогда компьютер снова хорошо заработает. Ответьте быстро на вопросы викторины:

1.  Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).

2.  Кто является президентом Республики? (А. А.Волков).

3.  Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).

4.  Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии? (черный цвет – символ земли и стабильности;

красный цвет – цвет солнца и символ жизни;

белый цвет – символ космоса и нравственных устоев.

На белой полосе есть изображение – это солярный знак – оберег. Оберегает человека от несчастий).

5.  Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь или человек-птица, который является символом возрождения).

6.  Какие знаете достопримечательности нашего села? (пруд, татарское кладбище и др.).

Лопшо-Педунь: Ну что же мы победили вирус и компьютер снова заработал.

Появляется изображение «По соседству мы живем».

Лопшо-Педунь: А знаете ли вы, что Удмуртия стала родным домом для людей разных национальностей. Даже у нас вУзей -Тукле живут удмурты, русские, татары, марийцы.

На компьютере появляется изображение удмуртки. Под веселую музыку заходят гостья – удмуртка (с коромыслом, ведрами)

Гостья: Зёч буресь! Гажано эшьёс.

Дети: Зёч буресь!

Гостья-удмуртка: Шла на ключик за водой, да услышала ваши голоса,  и решила к вам в гости заглянуть, вижу весело у вас тут.

Лопшо-Педунь: Заходи, заходи, присаживайся. Как говорится в удмуртской пословице: красна изба углами, а человек гостями (а гостей мы встречаем по удмуртским обычаям с хлебом, с маслом). Пусть жизнь ваша течет как по маслу (с поклоном отдает).

Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, ох и красив удмуртский костюм нашей гостьи.

Гостья: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из своего сундука. В украшениях часто удмурты используют рисунки зверей, деревьев, солнца, геометрические фигуры (квадраты, ромб).

Гостья: Я хочу поиграть с вами в любимую игру удмуртов.

Игра «Жмурки».

Лопшо-Педунь: Расскажи-ка нам о своих любимых кушаньях? Самые распространенные кушанья (каша, пельмени (пельмень), овсяной кисель, ржаной хлеб, ну конечно перепечи, шаньги).

Гостья-удмуртка: Ну а мне пора ,до свидания .зеч луэ!

Лопшо-Педунь: У нас в Удмуртии по-соседству живут не только удмурты, но и русские.

Заходит девушка в русском костюме.

Русская гостья:Здравствуйте, дети и гости.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту (показ изделий). Посмотрите у нас есть мастера по вязанию и вышиванию. У нас свои традиции и обычаи, своя национальная кухня. Некоторые из национальных закусок самые распространенные: русский винегрет, холодец, заливная рыба, соленая сельдь.

Наши праздники: масленица, пасха, рождество, крещение.

Игра для девочек «Смотай клубок».

Русская гостья:До свидания, ребята.

Лопшо-Педунь: Мы очень рады нашим гостям. Вот видите в нашей Республике и даже в группе живут разные по национальности дети, удмурты и русские. Все мы живем дружно и не ссоримся.

Песня «Сторонка родимая»

Лопшо-Педунь: Наше путешествие подходит к концу и я приглашаю на последнюю страничку, которая называется «Содержание». Содержанием заканчивается любая книга, а наш компьютер записал диск про наше путешествие, и я предлагаю этот диск отнести в музей детского сада, чтобы и другие ребята смогли взять его и много узнать о своей Республике Удмуртии.

Лопшо-Педунь( обращает внимание на свои лапти): лапти меня несут в группу детского сада:

Вы и пели и плясали, путешествовали друзья,

Очень я доволен вами

Вы ребята молодцы!

Воспитатель: Спасибо, Лопшо-Педунь, за твое путешествие.

Используемая литература:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2012.

2. Леконцева Ю., Кущ Н.В. Содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городами Удмуртии // Инновационные образовательные технологии в дошкольном образовании Удмуртской Республики. Под ред. Т.Н. Пацуковой. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2011год

3.Жуковская Р.А., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.-М.: «Просвещение», 1990.

 4.Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка.- М.: Школьная пресса, 2009.

5.Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина?- М., 2004.

6.pandia.ru /text/ 79/136/74000.php

.

                                                            Ирина Леонидовна Батуева , воспитатель

                                    МДОУ «Узей-Туклинский детский сад» Увинский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"

Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....

Консультация " Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края"

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...