Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.
методическая разработка (подготовительная группа)
В данной работе отмечена акктуальность формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте и представлен конспект занятия по ознакомлению скультурой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_stati.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение,гордость за землю,на которой ты живещь.Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своего народа.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс.В его основе лежит развитие нравственных чувств,чувства Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье , к самым близким людям- к матери,отцу,бабушке,дедушке. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,деревней,а затем и со своей малой Родиной – Удмуртией , а потом Россией.
Воспитывая у детей любовь к своей Деревне, необходимо подвести их к пониманию, что их деревня-частица Родины.Показать через малое большое ,зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно- патриотических чувств .
В нашем детском саду работает экспериментальная площадка по изучению истории и культуры удмуртского народа..Так в подготовительной группе был разработан и проведен проект «Моя Удмуртия»
Тип проекта:
Практико-ориентированный.
Вид проекта:
Групповой, долгосрочный.
Возраст:
Дети 6-7-го года жизни (подготовительная группа детского сада).
Участники проекта:
Педагоги ДОУ, дети, родители.
Цель:
Обобщение и систематизация знаний детей об Удмуртии. Формирование у детей чувства любви к своей Родине и ее истории.
Задачи:
- Дать элементарное представление об Удмуртии, ее столице – городе Ижевске.
- Продолжать знакомить детей с историей и символикой республики.
- Способствовать развитию у дошкольников чувства патриотизма.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить знания о родной республике, о достопримечательностях, уметь принимать участие в беседе по данной проблеме.
Под руководством взрослых у детей должны постепенно сформироваться элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.
В детях должна воспитываться любовь к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.
Планирование поэтапных мероприятий.
1. Этап. Подготовительный.
- Опрос родителей.
- Диагностика детей.
- Подбор методической литературы.
- Сбор информации о республике.
2. Этап. Реализация проекта.
- Познавательное занятие с презентацией «Маленькая родина моя - Удмуртия»
- Оформление в группе уголка, посвященного Удмуртии.
- Создание альбома «Города Удмуртии»
- Художественное творчество: рисование «Деревенька моя», «Удмуртский национальный костюм», «Вукузе», «Нюлэсмурт», знакомство с творчеством М. Гарипова; аппликация «Укрась фартук».
- Экскурсия в музейную комнату детского сада.
- Рассматривание иллюстраций об Удмуртии, народном творчестве.
- Чтение «Мифы, сказки , легенды удмуртского народа »
- Встреча с ансамблем «Азвесь»
- Разучивание удмуртских народных игр, песен.
- Разучивание с детьми удмуртского народного танца «Купанча сяська»
- Викторина об Удмуртии.
- Экскурсии по улицам родной деревни
- Изготовление удмуртских блюд.
Работа с родителями.
- Создание альбома «Города Удмуртии»
- Помощь в пошиве костюмов .
Результат проекта.
- Участие в проекте 75% семей группы.
- Участие в республиканском семинаре.
- Выставка детских работ об Удмуртии.
- Альбом об Удмуртии.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Узей- Туклинский детский сад»
Непосредственная образовательная деятельность.
Тема: «Маленькая родина моя - Удмуртия» ( подг. группа)
Цель: Познакомить детей с народами Удмуртии, их национальными костюмами и обычаями, уточнить и расширить знании о государственных символах Удмуртской Республики (флаге, гербе), развивать познавательный интерес к истории Удмуртского края, воспитать патриотические чувства любви к Родине, к народам, населяющим нашу Республику, к труду, доставить детям радость.
Оборудование: Муляж компьютера, карта Удмуртии, предметы удмуртского быта.
Оформление: Удмуртская изба, на столе предметы удмуртского быта.
Ход:
Воспитатель: Сегодня . ребята ,мы с вами отправимся в путешествие по родному краю. Удмуртская земля очень красива и богата разными чудесами
Сказочное место есть в стране у нас,
Побываете тут и сразу очарует вас.
Здесь усыпаны цветами нежные луга,
И зовется это место – Удмуртия моя!
У каждого человека есть Родина, место, где родился и вырос: мы любим и гордимся ей!
Воспитатель: Я вижу, что к путешествию все готовы? Тогда – в путь! (выходит Лопшо-Педунь).
Лопшо-Педунь: Подождите, подождите, а меня-то вы позабыли. Я тоже хочу в путешествие.
Воспитатель: А ты кто такой? Наверно старичок-лесовичок?
Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю путешествовать, узнавать все новое, а еще конечно люблю веселиться (показывает свою гармошку и играет).
Воспитатель: А что у тебя на ногах?
Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через темные леса переносят.
Лопшо-Педунь: Ну что, возьмете меня с собой? Тогда в дорогу, со мной. Я вам покажу красивые места и познакомлю с народом, который здесь живет (дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе).
С окончанием музыки останавливаются.
Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали? (видят макет с изображением леса).
Дети: В лес.
Лопшо-Педунь: Почему-то в лесу не видно ни животных, ни птиц, куда же они подевались?
Дети: Птицы улетели в теплые края, а животные готовятся к зиме.
Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым, ребята слышите шум родника? А чтобы еще веселей звенел, мы поиграем в игру.
Игра «Ручеек»
Лопшо-Педунь: Ой, ребята, что это с моими лаптями самоходными стало, дальше не идут? Как же нам путешествовать? (Из пестеря достает компьютер).
Мой друг – вот что нам поможет, веселый компьютер, он у меня с чудесами (дети садятся, муляж компьютера ставит на стол).
На компьютере появляется изображение:
Пословицы и поговорки о труде.
Лопшо-Педунь: Наш народ очень трудолюбивый, у него как и у других национальностей много пословиц и поговорок о труде.
Вспомните их (дети поочередно рассказывают):
1. Кто без работы, тот без хлеба.
2. Работа человека насквозь видит.
3. Проголодаешься, так и работать научишься.
4. Без стараний и пригорки не насыплешь.
5. Ленивый еще спит, а работящий уже отдыхает.
6. На одном месте лишь пень стоит.
7. Любишь мед, терпи и жало пчел.
8. Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.
Лопшо-Педунь: После работы и по праздникам удмуртский народ любит петь и плясать .
В это время на компьютере появляется изображение «Вируса» с надписью:
Я вирус злобный и коварный,
Заразил все наши файлы,
Не узнать нам детвора
Ничего и никогда.
Лопшо-Педунь и воспитатель расстраиваются оттого, что вирус испортил компьютер:
Лопшо- Педунь: Что же делать? Предлагаю заглянуть в виртуальную энциклопедию и посмотреть, может что-то еще осталось (на экране появляется изображение: «Колесо истории»).
Показывает карту (историю) Удмуртии.
Ребята, нам необходимо победить вирус, тогда компьютер снова хорошо заработает. Ответьте быстро на вопросы викторины:
1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).
2. Кто является президентом Республики? (А. А.Волков).
3. Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).
4. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии? (черный цвет – символ земли и стабильности;
красный цвет – цвет солнца и символ жизни;
белый цвет – символ космоса и нравственных устоев.
На белой полосе есть изображение – это солярный знак – оберег. Оберегает человека от несчастий).
5. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь или человек-птица, который является символом возрождения).
6. Какие знаете достопримечательности нашего села? (пруд, татарское кладбище и др.).
Лопшо-Педунь: Ну что же мы победили вирус и компьютер снова заработал.
Появляется изображение «По соседству мы живем».
Лопшо-Педунь: А знаете ли вы, что Удмуртия стала родным домом для людей разных национальностей. Даже у нас вУзей -Тукле живут удмурты, русские, татары, марийцы.
На компьютере появляется изображение удмуртки. Под веселую музыку заходят гостья – удмуртка (с коромыслом, ведрами)
Гостья: Зёч буресь! Гажано эшьёс.
Дети: Зёч буресь!
Гостья-удмуртка: Шла на ключик за водой, да услышала ваши голоса, и решила к вам в гости заглянуть, вижу весело у вас тут.
Лопшо-Педунь: Заходи, заходи, присаживайся. Как говорится в удмуртской пословице: красна изба углами, а человек гостями (а гостей мы встречаем по удмуртским обычаям с хлебом, с маслом). Пусть жизнь ваша течет как по маслу (с поклоном отдает).
Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, ох и красив удмуртский костюм нашей гостьи.
Гостья: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из своего сундука. В украшениях часто удмурты используют рисунки зверей, деревьев, солнца, геометрические фигуры (квадраты, ромб).
Гостья: Я хочу поиграть с вами в любимую игру удмуртов.
Игра «Жмурки».
Лопшо-Педунь: Расскажи-ка нам о своих любимых кушаньях? Самые распространенные кушанья (каша, пельмени (пельмень), овсяной кисель, ржаной хлеб, ну конечно перепечи, шаньги).
Гостья-удмуртка: Ну а мне пора ,до свидания .зеч луэ!
Лопшо-Педунь: У нас в Удмуртии по-соседству живут не только удмурты, но и русские.
Заходит девушка в русском костюме.
Русская гостья:Здравствуйте, дети и гости.
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту (показ изделий). Посмотрите у нас есть мастера по вязанию и вышиванию. У нас свои традиции и обычаи, своя национальная кухня. Некоторые из национальных закусок самые распространенные: русский винегрет, холодец, заливная рыба, соленая сельдь.
Наши праздники: масленица, пасха, рождество, крещение.
Игра для девочек «Смотай клубок».
Русская гостья:До свидания, ребята.
Лопшо-Педунь: Мы очень рады нашим гостям. Вот видите в нашей Республике и даже в группе живут разные по национальности дети, удмурты и русские. Все мы живем дружно и не ссоримся.
Песня «Сторонка родимая»
Лопшо-Педунь: Наше путешествие подходит к концу и я приглашаю на последнюю страничку, которая называется «Содержание». Содержанием заканчивается любая книга, а наш компьютер записал диск про наше путешествие, и я предлагаю этот диск отнести в музей детского сада, чтобы и другие ребята смогли взять его и много узнать о своей Республике Удмуртии.
Лопшо-Педунь( обращает внимание на свои лапти): лапти меня несут в группу детского сада:
Вы и пели и плясали, путешествовали друзья,
Очень я доволен вами
Вы ребята молодцы!
Воспитатель: Спасибо, Лопшо-Педунь, за твое путешествие.
Используемая литература:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2012.
2. Леконцева Ю., Кущ Н.В. Содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городами Удмуртии // Инновационные образовательные технологии в дошкольном образовании Удмуртской Республики. Под ред. Т.Н. Пацуковой. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2011год
3.Жуковская Р.А., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.-М.: «Просвещение», 1990.
4.Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка.- М.: Школьная пресса, 2009.
5.Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина?- М., 2004.
6.pandia.ru /text/ 79/136/74000.php
.
Ирина Леонидовна Батуева , воспитатель
МДОУ «Узей-Туклинский детский сад» Увинский район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
папка-передвижка...
«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...
папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"
Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....
Формирование нравственно - патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
Публикация...
«Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»
Папка-передвижка...
Консультация " Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края"
В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...