Экскурсия для подготовительной группы детского сада " Загрязнение природы"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Борисова Татьяна Александровна

Экскурсия для подготовительной группы детского сада " Загрязнение природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема экскурсии «Загрязнение природы»

Группа «Иванушка»

Возраст детей: 6-7 лет

Ответственный: Борисова Т.А.

Цель:

        Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи:

  • Образовательные задачи:

- создавать условия для развития познавательного интереса к миру природы;

- определить понятие «эколог», дать четкую формулировку;

- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли.

  • Воспитательные задачи: 

-создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

  • Развивающие задачи: 

- создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Предварительная работа:

Предварительная беседа перед экскурсией в группе. Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», выставка рисунков «Природа глазами ребенка, »подбор стихотворений для чтения наизусть, оформление уголка природы.

Содержание экскурсии:

- Ребята, сегодня нас ждет очень интересная работа, а для этого вам нужно хорошо слушать, быть внимательными и активными.

- Дети, вы бы хотели найти клад?

-А что это такое? (ответы детей)

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся, ведь к вам на помощь пришел добрый доктор Айболит с посланием.

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь (глобус).

- Ребята, а что такое глобус? (Глобус – это модель Земного шара).

- Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

(Она круглая похожа на шар).

- Каким цветом обозначена на глобусе суша? (Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.)

- Много ли на нашей планете воды? (Воды больше, чем суши).

- Каким цветом она обозначена на глобусе?( Вода обозначена синим, голубым, белым цветами).

-Дети, мне доктор Айболит подсказывает, что наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. И конечно же, всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь. Как вы думаете нужно беречь природу на нашей планете Земля?

-Сейчас при беседе мы с вами выделили основные слова: защита, природа, планета Земля. Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить?

-Верно, ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в мир природы. Тема нашего занятия, как правильно вы догадались, называется: «Защити природу — наш общий дом».

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

-Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А давайте вспомни, что такое природа? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа». (Воспитатель произносит слова, относящиеся к живой и неживой природе, а дети хлопают в ладоши, если слышат то, что относится к живой природе).

Разрешение проблемной ситуации.

- Дети рассмотрите иллюстрацию. Ребята нарвали большой букет цветов для воспитателя, но он не обрадовался, а расстроился. 

- Почему, как вы думаете? (дети отвечают)

-Ребята, а как нужно себя вести на природе? 

(Не шуметь, не оставлять костер не потушенным, не рвать цветы, не ломать ветки, не трогать гнезда птиц.)

Молодцы ребята. Вы любите природу. Чтобы по-настоящему любить природу нужно знать правила.

Игра «Правильно назови знаки».

-Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.

Дети:

-Не ломать деревья и кустарники- деревья очищают воздух

-Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

-Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них

-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.

Чтение стихов о защите живой природы.

-Ребята, вы все верно назвали, я предлагаю вам присесть на стулья. Дети вы знаете, что наш добрый доктор Айболит лечит животных, помогает жучкам, зайчатам, он очень любит природу и бережет её. Вы ведь тоже все добрые и заботливые, знаете много стихов о защите живой природы, выходите и расскажите:

1. Нельзя так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут -

Добро и красоту несут!

2. Не играй с костром в лесу

Будь внимателен к нему

Прежде чем зажечь его

Сделай ямку для него.

3. Но вокруг остались банки

Целлофан, железки, склянки

Оставлять их здесь нельзя!

Не пленимся друзья:

Мусор тут в лесу, чужой

Заберем его с собой.

4. Зря цветы не надо рвать!

И не надо их топтать

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы

То окажутся пусты

И деревья и цветы

И не будет красоты.

5. Для ежиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой

Находят пропитанье

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят.

-Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем когда нас обижают. И природа тоже плачет, когда ее обижают. Как можно ее обидеть - загрязнение окружающей среды. А когда мы помогаем природе, охраняем ее, бережем, она радуется. Да, ребята, есть такая профессия — эколог. У меня есть «Волшебная корзина идей», давайте попробуем заполнить ее, как вы думаете, что делают экологи. (дети предполагают)

-Ребята верно, в словаре написано, что - Экологи изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофахэкологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её.

-Ребята так кто же такие экологи?

-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

- Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки. А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым? А где можно встретить грязный воздух?

-Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Все это загрязняет воздух.

Посмотрите вокруг! Вы видете, что в нашем городе загрязняет воздух!

-Как защитить воздух от дыма?

Дети: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.

-Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?

-На какой планете вы хотели бы жить?

Дети: красивой, цветной. 

Подведение итогов:

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? А теперь скажите, пожалуйста, что вам понравилось?

- Помните, что я вам говорила - знания это клад, и мы этот клад сегодня точно нашли, вы узнали много нового, работали хорошо и активно.

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии

«Учись бережливым быть».

Цель: формирование устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни.

Задачи: развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами; закреплять знания об электроприборах; расширять активный словарь, развивать монологическую речь; развивать элементы сотрудничества и сотворчества в детском коллективе; воспитывать гордость за приносимую пользу.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы «Домашняя экономия». Беседа с детьми «Электричество». Д\и «Найди пару».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, в гости к вам пришел Робот. Хотите с ним поиграть?

Но что такое? Он почему-то не двигается. Как вы думаете, почему?

Дети: Нет батарейки.

Воспитатель: Вы правы, нет батарейки. Давайте попробуем поставить батарейку. (минус к минусу, плюс к плюсу) Ура! Игрушка заработала!

Почему? Что за сила скрывается в батарейках? (Дать возможность подумать детям, выслушать предположения. Если никто не отвечает, объяснить)

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток и привел игрушку в действие, заставил ее двигаться.

«К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это ….(электричество)!»

Скажите, дети, что такое электричество?

Ответы детей.

Воспитатель:Электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко под землей, или очень высоко над землей, словно речка, но в этой речке течет не вода, а маленькие частицы-электроны, которые заставляют работать электрические приборы.

Ребята, Робот хочет узнать, а какую пользу приносит электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы совершенно правы. А теперь давайте поиграем в игру «Что есть, что было» и посмотрим, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству. (Раскладываем карточки, составляющие пару: стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электролампа – свеча, венчик – миксер, костер – микроволновая печь )

Дети, а вы знаете, что электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используют силу воды, солнца, ветра. Современные способы получения электроэнергии приносят непоправимый ущерб природе и здоровью человека. Загрязнение атмосферы при неэффективном использовании энергоресурсов ведет к глобальному потеплению и как следствие к экологической катастрофе. Поэтому для предотвращения катастрофы нужно что-то делать уже сейчас. Ребята, как вы считаете, что мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую проблему? Ведь полностью отказаться от электричества мы не можем.

Ответы детей.

Воспитатель:Да, правильно. Мы можем экономить электроэнергию.

Самый простой и посильный даже маленьким детям способ уменьшить загрязнение окружающей среды – это бережно относиться к электроэнергии.

Одним словом это называется – ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.

(повторяем все вместе: энергосбережение)

Физ.минутка «Робот»

(выполняют движения в соответствии со словами текста)

Стоит робот на дороге,

У него не гнуться ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять…

Воспитатель:Робот говорит, что у него дома тоже есть бытовые приборы, которые расходуют очень много электрической энергии. Он просит, чтобы мы научили его, как пользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь электричество в доме.

- Как использовать, скажите, микроволновую печь?

Чтоб энергию не тратить, чтоб энергию беречь?

Ответы детей

Воспитатель:Использовать микроволновку только для подогрева пищи, а не для приготовления. Выбирать правильный режим температуры и времени.

- Мама Робота собирается феном волосы сушить,

Что вы можете сказать? Как ей лучше поступить?

Дети отвечают

Воспитатель:Перед тем как сушить волосы нужно тщательно вытереть их полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем.

-Телевизор очень часто,

Ваш работает напрасно?

Ответы детей

Воспитатель:Телевизор можно смотреть не более двух часов в день. Нельзя оставлять телевизор включенным, если его никто не смотрит.

-Наш помощник – пылесос, но опять возник вопрос.

Что нам делать, как нам быть, пылесосить или мыть?

Дети отвечают

Воспитатель:Ковры можно выбивать на улице, можно провести влажную уборку.

-Обогреватель весь день напролет, работал, устал,

Как энергии помощь, чтоб его он не съедал.

Ответы детей

Воспитатель:Необходимо утеплить окна, двери. Не держать долго открытую дверь, особенно в холодный период. Не накрывать батареи. Проветривать помещение, ненадолго, широко открыв окна.

Воспитатель:

Дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию и как вы это делаете у себя дома?

Ответы детей: Уходя гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками.

Воспитатель:

Теперь, ребята, благодаря вам, Робот научился беречь энергию.

А мы давайте присядем на свои рабочие места и изготовим «энергосберегающие знаки» для Робота, чтобы он не забывал и всегда бережно относился к электроэнергии.

Воспитатель: Ребята, скажите, чему мы сегодня научились? Что нового узнали?

Знает каждый, стар и мал,

Очень много ток нам дал:

Каждый вечер на планете

Миллиарды точек светят.

Это лампочки горят,

Людям свет они дарят!

Давайте к свету относиться экономно,

Зря не использовать,

А если тратить - скромно.

Ведь в наших силах этот мир сберечь,

Давайте же не будем свет понапрасну жечь!

Воспитатель: Ребята, Робот прощается с вами и благодарит вас полезную информацию. Теперь он тоже будет беречь электроэнергию и спасет наш мир от экологической катострофы.

Викторина «Знатоки природы»

Задачи:

• Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
• 
Развивать логическое мышление, речь.
• Активизировать внимание, память.
• Учить детей соблюдать правила игры.
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
• Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Команды входят. Встают в полукруг.

Ведущий:

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Ведущий:

- Ребята,  с каким настроением вы пришли сегодня к нам в гости?

- Ребята, вы любите играть?
- Какие бывают игры, как вы думаете? (ответы детей)
- Я вам сегодня предлагаю необычную игру, это игра - викторина. Называется она «Знатоки природы».
- Кто такие «знатоки»? (ответы). 
- Я предлагаю вам стать «знатоками природы». Согласны?
- Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания  о природе нашего края, о животных, растениях, об их особенностях.

В викторине будут участвовать 2 команды. Я предлагаю вам разделиться, выбрав себе эмблему. На эмблемах обозначены названия команд. Соревноваться будут команды: «Солнышко» и «Пчелки».

Предлагаю ребятам пройти к столикам со стульчиками, которые стоят полукругом. Дети проходят и рассаживаются  на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.

- Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобится справедливое жюри, состоящее из числа гостей.

(Представление жюри – 3 человека).

- Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей. На вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Тот, кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов, станет победителем. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.

- Внимание! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».

Ведущий:

1.Разминка «Бывает — не бывает».

Командам по очереди будут задаваться вопросы, на которые вы должны дать ответ: бывает или не бывает.

Ледоход летом (не бывает)
         Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
         Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
         Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
         Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
         Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
         Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
         Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
         Лужи зимой (не бывает)

Ведущий:

Молодцы. Жюри подводит итоги. А мы переходим к следующему конкурсу.

2. «Собери пазл»

Детям предлагается собрать разрезные картинки-пазл. Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.

Ведущий:

Молодцы. Жюри подводит итоги. А мы переходим к 3 конкурсу.

3. «Нарисуй, что плохого человек может сделать природе».

Дети рисуют 1 большой плакат на каждую команду.

Ведущий:

Проверяем, верно ли выполнено задание.

Слово предоставляется уважаемому жюри.

Ведущий:

 Спасибо жюри. А мы переходим к 4 конкурсу.

4. «Путешествие по страницам сказок».

Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые вы должны дать правильный ответ.

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Ведущий:

- Молодцы. Жюри подводит итоги. А мы переходим к 5 конкурсу.

5. «Угадай, чья песенка».

Командам по очереди дается прослушать песни птиц. Участники должны определить, чья это песенка.

Ведущий:

- Хорошо.  Жюри подводит итоги. А мы предлагаем вам немножко отдохнуть и поиграть.

Дети выходят на середину зала, встают в круг.

Физминутка «Солнышко лучистое».

Ведущий:

- Слово предоставляется уважаемому жюри.

- Спасибо жюри. А мы переходим к 6 конкурсу.

6. «Хитрые загадки».

Командам предлагается отгадать загадки с хитры ответом. Чтобы их отгадать, нужно быть очень внимательным.

Ведущий:

Кто в лесу дрожит под елкой,
Чтоб не встретиться с двустволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовется ... заяц (лев).

Этот зверь зимою спит,
Неуклюжий он на вид.
Любит ягоды и мед.
А зовется ...  медведь (бегемот).

Кто не дружит с ярким светом,
Под землей зимой и летом?
Носом он изрыл весь склон.
Это просто серый … крот (слон).

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает ... обезьяна (корова).

Шею вытянула птица,
Ну шипеть, щипаться, злиться,
В речку кинулась с разгона,
"Га-га-га!" - кричит ... гусь (ворона).

        Над лесной поляной ночью

        Долго слышался кошмар:

        Ухал, ахал, выл по-волчьи

        И пугал зверей ... филин (комар).

От рыжей лисицы

В кустарник удрав

В листву завернулся

Колючий ... еж (удав).

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

         Всех выше на свете

Пятнистый ... жираф (верблюд).

Ведущий:

- Слово предоставляется уважаемому жюри.

- Спасибо жюри.

Ведущий:

- Хорошо отдохнули. А мы переходим к 7 конкурсу.

7. Правильное поведение на природе.

Ведущий:

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть презентацию о том, как нужно вести себя на природе.

hello_html_m3211477f.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия для детей старшей и подготовительной группы детского сада "Наш волшебный светофор"

План-конспект экскурсии для детей 5-7 лет по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге...

Конспект ООД для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с профессиями взрослых-работники почты. Экскурсия на почту»

Конспект занятия, посвященный знакомству детей с работой сотрудников почты, порядком отправки писем...

Конспект ООД для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с профессиями взрослых - пожарный. Экскурсия в пожарную часть»

Дети знакомятся с профессией пожарного, отправляются на экскурсию в пожарную часть, знакомятся с пожарными и другими сотрудниками пожарной части, распорядком рабочего дня, изучают оборудование, смотря...

Методическая разработка "Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Экскурсия по осеннему Петербургу"

Методическая разработка "Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Экскурсия по осеннему Петербургу""...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы"....

Экскурсия детей подготовительной группы детского сада №1 «Алёнушка» в СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина.

7 февраля  2024 г. состоялась экскурсия детей подготовительной группы «Фиксики» детского сада №1 «Алёнушка» в СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина. Основной целью данного меропри...