Кружок "Занимательная математика" 5 - 6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Кружок "Занимательная математика" 5 - 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Занимательная математика" 5 - 6 лет | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Челээш» с. Суш Пий – Хемского кожууна Республики Тыва
668515, Республика Тыва, Пий – Хемский кожуун, с. Суш, ул. Зеленая, д. 18
УТВЕРДИТЬ
заведующей
МБДОУ д/с «Челээш» с. Суш
Пий – Хемского кожууна
_____________ Салчак. В. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Занимательная математика»
Воспитатель: Сарыг – оол Э. Б.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Срок освоения: 1 год
Начато: «01» сентября 2020
Окончено: «31» мая 2021
Суш 2020
Паспорт программы.
Название программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика».
Вид:
Адаптированная.
Направление программы:
Познавательная
Цель программы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи программы:
- 1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- 2. Развитие математических способностей и склонностей;
- 3. Качественная подготовка ребенка к школе;
- 4. Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
Возраст детей, на которых рассчитана программа:
5 – 6 лет.
Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся с детьми старшей группы во второй половине дня 1 раз в неделю (каждый четверг) в течение 9 месяцев учебного года (с сентября по май). Длительность одного занятия составляет 20 минут.
Прогнозируемый результат
1. Более высокий уровень развития мыслительных умений.
2. Дети будут более активными, инициативными, внимательными.
3. Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.
4. Дети научатся соблюдать правила в играх.
5. У детей появится интерес к играм с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера.
Основные блоки:
- «Количество и счет».
- «Ознакомление с геометрическими фигурами».
- «Определение величины».
- «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».
- «Решение логических задач».
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю (четверг), 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе;
- развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Требования к уровню подготовки детей.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач.
Методическое обеспечение.
Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:
• Наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;
• С помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;
• Усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Большое внимание уделяется овладению математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.
Для поддержания у детей интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются
- проблемно-развивающее обучение;
- адаптированное обучение;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на занятиях. Можно выделить следующие формы контроля:
- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»
- творческий отчет (в любой форме по выбору детей);
- различные упражнения в устной и письменной форме (каллиграфия).
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
«Количество и счет»
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
«Определение величины»
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Решение логических задач»
Список детей
№ | Ф.И.О. | Возраст |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 |
Планирование занятий по кружковой работе «Занимательная математика» по (часам) 2020-2021 г.
По окончанию проведения кружковой работы дети должны знать:
Нестандартные методы решения различных математических задач;
Логические приемы, применяемые при решении задач;
Историю развития математической науки.
Иметь представление:
О форме предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
О цветах (красный, зелёный, синий, жёлтый, коричневый, белый, чёрный).
Уметь:
Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
Систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
Применять нестандартные методы при решении программных задач.
Тематическое планирование.
«Волшебная страна - математика»
«Знакомство с цифрами»
Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.
Сентябрь
«Геометрические фигуры»
Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.
«Счёты»
Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.
«Волшебные фигуры»
«На что похоже?»
Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.
«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)»
Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.
Октябрь
«Кошкин дом»
Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.
«Деление целого на части»
«Волшебные пазлы»
Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.
«Осенний урожай»
Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.
«Порядковый счёт»
«Что такое «порядок»?»
Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.
Ноябрь
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»
Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.
«Какой? Сколько?»
Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.
«По порядку рассчитайся!»
Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.
«Ориентирование на плоскости» (на листе бумаги)
«Ориентирование на листе»
Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.
Декабрь
«Аппликация на листе»
Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.
«Лесенка»
Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.
«Рисование фигур по точкам»
Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах.
«Ориентирование в пространстве»
«Левая и правая рука»
Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»
Январь
«Близко – далеко.
Ох, ориентироваться как нелегко»
Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.
«Ориентирование во времени»
«Сутки. Часы. Минутки»
Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.
«Дни недели»
Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.
«12 месяцев»
Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»
Февраль
«Время года. Сезоны»
Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их.
«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»»
«Знакомство с часами»
Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.
«Весы. Их использование»
Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»
«Какие бывают линейки»
Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.
Март
«Рисуем по линейке»
Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
«Королевство цифр»
«Пишем цифры: 0,1,2,3»
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
«Пишем цифры: 4,5,6»
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
«Пишем цифры: 7,8,9»
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Апрель
«Расставь числа по порядку»
Развивать умение расставлять числа по порядку.
«Логические задачки»
«Задачи на смекалку»
Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.
«Задачи на действия (сложение и вычитание)»
Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.
«Задачи на составление целого из частей»
Развивать мышление детей, умение делить целое на части.
Май
«Задачи на разделение целого на части»
Развивать мышление детей, умение делить целое на части.
«Волшебные монетки»
«Деньги. Их значение»
Познакомить детей с деньгами, их назначением
«Волшебная страна - математика»
Итоговое занятие.