консультация
консультация

Дёмина Ольга Васильевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.88 КБ
Файл konsultatsiya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста средствами  мордовского языка.

В дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации в окружающем мире, в себе самом и регулирует его деятельность.

Речь - яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, т.к. из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога. В традиционной школьной методике развития речи основной формой является обучение на занятиях. Но практика и многочисленные исследования доказали, что овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности лучше чем на занятиях. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в  совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Одним из средств познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста является ознакомление с родным краем, в процессе которого большое значение уделяется пополнению словарного запаса и на русском языке, и на мордовском.

В детском саду дети знакомятся с культурой и традициями мордовского народа, с мордовским языком, природой, с фольклором, с декоративно-прикладным и изобразительным искусством Мордовии, играми, бытом.

Художественная литература и фольклор являются неиссякаемыми источниками выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты, черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Это в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.

Начиная со второй младшей группы, дети учатся слушать мордовские сказки, колыбельные песни, потешки, прибаутки. А в старших группах они уже учатся выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывается артистизм, умение правильно исполнять фольклорные формы, через них дается представление о красоте, трудолюбии, храбрости, добре и зле.

При подготовке к восприятию фольклорных произведений дети знакомятся с различными национальными изделиями, иллюстрациями национальных костюмов, орнаментов, вышивкой деревянными игрушками, проводятся экскурсии в музеи.

Декоративно – прикладное искусство Мордовии является одним из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Дети знакомятся с уникальными образцами народного искусства, которые имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности отдельной эпохи и народа, но и является показателем мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного эпоса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.

Эта неповторимая вышивка и национальный костюм, традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.

При ознакомлении с национальными костюмами дети знакомятся  с частями национальной одежды мокшан и эрзян. Происходит и познание и пополнение словарного запаса детей: панар – рубаха, сапоня – передник, руця – платок, панга – головной убор, пулай – набедренное украшение и т.д.

При ознакомлении с предметами быта дети знакомятся с жизнью и бытом наших предков, какими предметами они пользовались, чем занимались. Знакомятся с названиями предметов бытии, орудий труда.

Большую роль в познавательно – речевом развитии играет ознакомление детей с окружающим миром. Дети узнают о природных условиях мордовского края, о народах, населяющих ее. Знакомятся с историей своего города, с некоторыми отраслями промышленности республики, с национальными особенностями мордовского народа ( традициями, обрядами, праздниками и т.д. ).

Необходимо познакомить с разнообразием животного мира мордовского края, где обитает лоси, кабаны, волки, лисы, белки, бобры и другие  животные. И детям интересно слышать, как эти названия звучат на мордовском языке.

Старшие дошкольники знакомятся с гербом и флагом Республики Мордовия.

Как утверждают исследователи дошкольного детства, ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Важнейшая деятельность для дошкольного – игра, а главнейшая потребность – общение. Мордовские народные, подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.

В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни народа ( « Тканье полотна» ; «В базар» и т.д. ), подражание повадкам животных и птиц ( «В волков» ; «В журавлей» ; «В зайчиков»). Многие игры сопровождаются текстом ( «В ворону», «Тканье полотна» и др.), для выбора ведущего используются считалки.

Постоянное словесное общение со взрослым в игре доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии и речи и воображения, обогащает представление.

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Воспитывать интерес и уважение к своей малой Родине и осознавание причастности  дошкольника к языковому и культурному сообществу через знакомство с мордовским фольклором, традициями и обычаями, детской литературой и искусством, знаменитыми культурно – историческими  памятниками. И наконец, деятельность педагога должна побуждать интерес детей к будущему знакомству с мордовским языком в начальной школе.



Предварительный просмотр:

Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста средствами  мордовского языка.

В дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации в окружающем мире, в себе самом и регулирует его деятельность.

Речь - яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, т.к. из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога. В традиционной школьной методике развития речи основной формой является обучение на занятиях. Но практика и многочисленные исследования доказали, что овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности лучше чем на занятиях. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в  совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Одним из средств познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста является ознакомление с родным краем, в процессе которого большое значение уделяется пополнению словарного запаса и на русском языке, и на мордовском.

В детском саду дети знакомятся с культурой и традициями мордовского народа, с мордовским языком, природой, с фольклором, с декоративно-прикладным и изобразительным искусством Мордовии, играми, бытом.

Художественная литература и фольклор являются неиссякаемыми источниками выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты, черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Это в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.

Начиная со второй младшей группы, дети учатся слушать мордовские сказки, колыбельные песни, потешки, прибаутки. А в старших группах они уже учатся выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывается артистизм, умение правильно исполнять фольклорные формы, через них дается представление о красоте, трудолюбии, храбрости, добре и зле.

При подготовке к восприятию фольклорных произведений дети знакомятся с различными национальными изделиями, иллюстрациями национальных костюмов, орнаментов, вышивкой деревянными игрушками, проводятся экскурсии в музеи.

Декоративно – прикладное искусство Мордовии является одним из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Дети знакомятся с уникальными образцами народного искусства, которые имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности отдельной эпохи и народа, но и является показателем мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного эпоса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.

Эта неповторимая вышивка и национальный костюм, традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.

При ознакомлении с национальными костюмами дети знакомятся  с частями национальной одежды мокшан и эрзян. Происходит и познание и пополнение словарного запаса детей: панар – рубаха, сапоня – передник, руця – платок, панга – головной убор, пулай – набедренное украшение и т.д.

При ознакомлении с предметами быта дети знакомятся с жизнью и бытом наших предков, какими предметами они пользовались, чем занимались. Знакомятся с названиями предметов бытии, орудий труда.

Большую роль в познавательно – речевом развитии играет ознакомление детей с окружающим миром. Дети узнают о природных условиях мордовского края, о народах, населяющих ее. Знакомятся с историей своего города, с некоторыми отраслями промышленности республики, с национальными особенностями мордовского народа ( традициями, обрядами, праздниками и т.д. ).

Необходимо познакомить с разнообразием животного мира мордовского края, где обитает лоси, кабаны, волки, лисы, белки, бобры и другие  животные. И детям интересно слышать, как эти названия звучат на мордовском языке.

Старшие дошкольники знакомятся с гербом и флагом Республики Мордовия.

Как утверждают исследователи дошкольного детства, ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Важнейшая деятельность для дошкольного – игра, а главнейшая потребность – общение. Мордовские народные, подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.

В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни народа ( « Тканье полотна» ; «В базар» и т.д. ), подражание повадкам животных и птиц ( «В волков» ; «В журавлей» ; «В зайчиков»). Многие игры сопровождаются текстом ( «В ворону», «Тканье полотна» и др.), для выбора ведущего используются считалки.

Постоянное словесное общение со взрослым в игре доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии и речи и воображения, обогащает представление.

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Воспитывать интерес и уважение к своей малой Родине и осознавание причастности  дошкольника к языковому и культурному сообществу через знакомство с мордовским фольклором, традициями и обычаями, детской литературой и искусством, знаменитыми культурно – историческими  памятниками. И наконец, деятельность педагога должна побуждать интерес детей к будущему знакомству с мордовским языком в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....