Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по формированию патриотических чувств у детей
учебно-методический материал
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по формированию патриотических чувств у детей
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по формированию патриотических чувств у детей» |
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач воспитательно-образовательной работы с детьми, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществляться в процессе интеграции всех образовательных областей.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Реализация задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей осуществляется в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Воспитательно-образовательный процесс строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются музыкальные развлечения и праздники. Кроме того, предлагаю воспитателям тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей интегрированной образовательной деятельности, как ее лучше преподнести. Стараемся раскрыть перед детьми ее красоту, сделать музыкальные произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Мы используем русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с удовольствием участвуют в них. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Мы широко используем аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «народные инструменты», «народные песни и танцы». Так же народная музыка способствует формированию толерантности детей.
В нашем учреждении проводятся развлечения и праздники в народном стиле: «Девичья коса, русская краса», «Праздник русского платка», «День рождение домового», «Посиделки» и др. Мы знакомим детей с народными праздниками и обрядами – «Масленица», «Пасха», «Троица». Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.
Игра на детских музыкальных инструментах один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Знакомство с такими народными инструментами, как ложки, трещотки, бубенцы, кукареки, свистульки и т.д. приносят детям огромную радость. На праздниках, развлечениях и просто на занятиях звучат мотивы русской народной музыки: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Полянка», «Из- под дуба» и т.д. в исполнении детского оркестра.
В нашем ОУ организован музей русского быта «Горница», где педагоги, совместно с родителями постарались воссоздать маленький кусочек старины – ведь родная культура, как мать и отец, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность. В музее мы проводим интегрированные занятия совместно с воспитателями. Дети с удовольствием исполняют ранее выученные народные песни, прибаутки, частушки и т.д., а бывает, просто приходим туда, чтобы послушать народную музыку или поиграть в народные игры.
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО.
Наряду с появлением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, где одной из целей является гармоничное развитие личности ребенка, появилась необходимость создать современную модель взаимосвязи всех участников образовательного процесса. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе. Мне, как музыкальному руководителю, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального развития детей.
В практической работе с детьми я использую различные формы организации музыкальной деятельности детей : проектную деятельность, интегрированные занятия, которые дают большой толчок для развития творческих способностей детей. отрывают большие возможности для импровизации, как музыкальной, так и художественной.
Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить сове отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребёнка лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра мы пробуждаем у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений русских классиков, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц « Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса классической инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Праздник «День Защитников Отечества» -это всегда торжественное мероприятие, которое я провожу в тесном контакте с инструктором по физкультуре и воспитателями.. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам, посвящённым борьбе с фашистами.
Использую я в своей работе несколько иную, но не менее, на мой взгляд, интересную и понятную для детей тему «Дети войны». Эта идея вдохновила нас, педагогов, на создание презентации, литературно-музыкальной композиции, которая несёт много интересной и познавательной информации для расширения и углубления знаний детей. При подборе музыкального репертуара учитывались не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и сила воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира. Дети поют песни о войне: «День Победы», «Бабушка-герой», «Солнечный круг», «Прадедушка», «Катюша», «Дети войны»,«Вечный огонь», танцуют танцы: «Синий платочек», «Тучи в голубом»,«Смуглянка»,«Яблочко».
Большая роль здесь отводится воспитателям и той предварительной работе, которую они ведут перед праздником. С огромным интересом дети слушают рассказы о войне из уст ветеранов, которых мы приглашаем каждый год на праздник. Закрепляем знания детей, выводя их на экскурсию к аллее героев, которая находится недалеко от нашего детского сада.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины, с родным городом, их прошлым и настоящим, природой. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Мы отмечаем день рождения города, чаще всего в форме виртуального путешествия по родному городу. Дети просматривают видеоролики, презентации с достопримечательностями города, слушают гимн России, гимн Москвы, поют, танцуют, играют.
Каждый год наши воспитанники принимают активное участие в различных конкурсах, концертах и фестивалях.
В настоящее время всё шире и активнее применяют педагоги компьютерные технологии, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает интеллектуальную деятельность. В своей работе мы активно используем на занятиях новое музыкальное оборудование – синтезатор, разнообразные технические средства – музыкальный центр, мультимедийное оборудование. Дети знакомятся с презентациями, слайд-шоу, видеофильмами, путешествуют виртуально по нашей стране. Полученные впечатления в сочетании с музыкальным сопровождением доставляет детям огромную радость, восторг, вызывает эмоционально-положительный отклик в их душах.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, досугов и праздников.
Для родителей подготовили и провели консультации на темы: «Праздник в дом пришел», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки», «Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста».Постоянно оформляется консультативно-методический материал по теме «Использование музыкального наследия в патриотическом воспитании детей». Привлекаем родителей к активному участию в сборе познавательного материала для пополнения экспозиции музея русского быта «Горница».
Встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя
Основные задачи и их решение в работе с воспитателем....
О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ
Для гармоничного развития ребенка в ДС желательна совместная работа воспитателя и музыкального руководителя....
«Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя»
Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников....
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя в подготовке к утренникам и развлечениям
Консультация для воспитателей...
Роль музыкальной деятельности в вопросе реализации требований ФГОС в области социально-коммуникативного развития детей на примере совместной работы музыкального руководителя и воспитателя над постановкой детской оперы
В настоящей статье рассматривается роль музыкальной деятельности в области социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет и делается акцент на развитии эмоционального интеллекта, являющегося опреде...
Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.
Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в вопросах интеграции художественной деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих техно...
- Мне нравится (2)