Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_sensorika_-_kopiya.docx279.81 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ  ВСЕОБУЧ

Сенсорное воспитание детей

старшего дошкольного возраста

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.  Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Что же такое сенсорика?

Сенсо́рика(отлат. sensus, «восприятие») —категория, описывающаянепосредственноевосприятиеощущений, внешнихвоздействий.

Сенсорное воспитание это- система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

 Значение сенсорного воспитания:

  • развивает наблюдательность;
  • влияет на эстетическое чувство;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно    -познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Задачи: 

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).  

В среднем дошкольном возрасте:

- формируются сенсорные этапы – устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

- формирование сенсорных эталонов;

 - обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам; развитие аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте:

 - различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв - развитие мелкой моторики,

- установление сходства и различия между предметами

В пять лет ребенок должен знать5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.

Дети начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.).

Игры на развитие тактильных ощущений:

 "Чудесный мешочек","Платочек для куклы",

"Угадай на ощупь","Узнай фигуру",

"Что внутри?",«Теплый- холодный».

Картинки по запросу картинки сенсорное развитие детей старших дошкольников

Игры для закрепления понятия формы:

«Назови форму предмета»,

 «Какая фигура лишняя?», 

«Составь целое из частей»,     

«Определи правильно».

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:«Подбери пару по цвету»,   «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру»,      «Расставь по порядку»,      «В какую коробку?»,  «Дальше — ближе», «Найди игрушку».

Картинки по запросу картинки сенсорное развитие детей старших дошкольников

 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало?», «Собери гусеницу», «Сложи радугу», «Неразлучные цвета», «Какие цвета использованы?»

Картинки по запросу картинки взрослые и  дети дошкольного возраста  с игрушками

 Наряду с предложенными играми и упражнениями рекомендую использовать  различные дидактические тренажеры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности и развития мелкой моторики у детей.

Наилучших Вам пожеланий в разностороннем развитии Вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Консультация "Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов и родителей "Сенсорное воспитание  детей старшего дошкольного возраста"....

Значение музыкально-дидактических игр в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр...

Картотека игр по сенсорному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взро...

Анкета для родителей (законных представителей) По вопросам сенсорного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Анкета для родителей (законных представителей) По вопросам сенсорного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – это тот период становления у ребенка действий, которые возможны уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но внутреннем, умственном плене. Это с...