Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_sensorika_-_kopiya.docx | 279.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ
Сенсорное воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что же такое сенсорика?
Сенсо́рика(отлат. sensus, «восприятие») —категория, описывающаянепосредственноевосприятиеощущений, внешнихвоздействий.
Сенсорное воспитание это- система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.
Значение сенсорного воспитания:
- развивает наблюдательность;
- влияет на эстетическое чувство;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно -познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Задачи:
В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).
В среднем дошкольном возрасте:
- формируются сенсорные этапы – устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
- формирование сенсорных эталонов;
- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам; развитие аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте:
- различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв - развитие мелкой моторики,
- установление сходства и различия между предметами
В пять лет ребенок должен знать5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.
Дети начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.).
Игры на развитие тактильных ощущений:
"Чудесный мешочек","Платочек для куклы",
"Угадай на ощупь","Узнай фигуру",
"Что внутри?",«Теплый- холодный».
Игры для закрепления понятия формы:
«Назови форму предмета»,
«Какая фигура лишняя?»,
«Составь целое из частей»,
«Определи правильно».
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:«Подбери пару по цвету», «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру», «Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Дальше — ближе», «Найди игрушку».
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета не стало?», «Собери гусеницу», «Сложи радугу», «Неразлучные цвета», «Какие цвета использованы?»
Наряду с предложенными играми и упражнениями рекомендую использовать различные дидактические тренажеры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности и развития мелкой моторики у детей.
Наилучших Вам пожеланий в разностороннем развитии Вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"
Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...
Консультация "Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов и родителей "Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста"....
Значение музыкально-дидактических игр в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр...
Картотека игр по сенсорному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взро...
Анкета для родителей (законных представителей) По вопросам сенсорного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
Анкета для родителей (законных представителей) По вопросам сенсорного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – это тот период становления у ребенка действий, которые возможны уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но внутреннем, умственном плене. Это с...