«Дисциплина и организованность. Как привить эти качества будущему школьнику»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

Поступление в школу – не только начало обучения, но и новый этап воспитания ребенка. Из дошкольника он превращается в ученика, у которого появляются новые обязанности, устанавливаются определенные взаимоотношения с классом и учителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina.docx159.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

 «Дисциплина и организованность.

Как привить эти качества будущему школьнику»

Картинки по запросу картинки детские про школу и обучение

Часто приходится слышать от учителей начальных классов, что дети приходят в первый класс не подготовленными к обучению: не организованны, не слышат инструкций, не умеют поддерживать дисциплину,не умеют правильно держать карандаш.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Имеется немало семей, в которых с раннего детства большое внимание уделяется правильному воспитанию и развитию детей, укреплению их здоровья, формированию положительных нравственных качеств и норм поведения. Роль семьи в подготовке ребенка к школе велика.

Некоторые родители считают своей главной задачей до школы научить ребенка хорошо читать, писать, считать, чтобы облегчить ему обучение в первоначальный период. Но гораздо важнее общее развитие ученика, проявление инициативы, активность, пытливость, самостоятельность. Таким образом, одной из основных задач родителей является оказание помощи детскому саду и школе во всестороннем развитии и воспитании ребенка, в подготовке к обучению в школе.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Поступление в школу – не только начало обучения, но и новый этап воспитания ребенка. Из дошкольника он превращается в ученика, у которого появляются новые обязанности, устанавливаются определенные взаимоотношения с классом и учителями. Первоклассник – кумир семьи, привыкший, чтобы все считались с его желаниями, а иногда и прихотями, теперь должен подчиняться воле коллектива, выполнять беспрекословные указания учителя.

На смену веселым играм, которым дошкольник посвящал все свое время, приходит необходимость ежедневно обязательно готовить уроки. Это требует от ребенка усидчивости, внимания, напряжения памяти, воли.

Картинки по запросу картинки детские про школу и обучение

Вот почему огромное значение приобретает задача родителей – психологическая подготовка ребенка к школе, включающая воспитание трудолюбия, усидчивости, умения выполнять указания взрослых. Не менее важно воспитать с раннего детства чувство ответственности, чему во многом способствуют установление правильного и четкого режима жизни ребенка, привитие ему трудовых и гигиенических навыков.

Не перекладывайте свои обязанности на воспитательницу или учительницу первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование!
Рассмотрим подробнее, какие ошибки возникают у неподготовленных к школе детей на письме:
1) пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок - цыпенок);
2) перестановки букв (свет - всет);
3) замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.)
4) слитное написание слов (всаду, наземле…)

Да и почерк… Как курица лапой написала!
Всё это – не вина учительницы, а неумение родителей подготовить своего  ребенка к школе.  Чем же это объяснить и как помочь родителям предупредить трудности в овладении ребенком грамотой?

Трудности в овладении  структурой слова  заключаются в том, что ребенок до пяти-шести лет слышит и воспринимает  слово как единый звуковой комплекс, которым малыш овладевает в процессе слухоречевой имитационной памяти при восприятии бытовой, ситуативной речи.

Кроме того, трудности в овладении ребенком звуковой структурой слова можно объяснить  ещё и тем, что некоторые дети к 5-6 годам ещё не владеют правильным произнесением всех звуков.
Неверное произнесение соноров, шипящих, свистящих, отсутствие твердых либо мягких вариантов звуков  или смешение глухих и звонких  звуков: "д-т", "б-п", "з-с", "ф-в", "ж-ш", "г-к" и др., вариантов смешения и замен звуков, близких по артикуляции, встречаются очень часто.

Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте  с левой руки на правую.

2. Во-вторых, учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка печатать  буквы.

3. Следующий необходимый навык - штриховка. Научите ребенка заштриховывать  карандашами раскраски.  Воспитание аккуратности при штриховке фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того чтобы, ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода, транспорта, животных, вплоть до более сложных игр, тоже  лото, например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 - 5 лет, так как  именно в  этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному  произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

7. Полезно проводить с ребенком веселую  игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: "Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?"  Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.

8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твердый, мягкий звук"... Он учится читать. Можно сшить или купить  ему "кассу" букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.

9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и  осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: "Кто? Что делает?",  слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.

10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ,  с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя  культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой  язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.

11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать  геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг),  знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам "прибавить", "отнять", "получится",  решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых  предметах.

12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу  трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ребёнок будет знать названия нескольких стран и городов.  Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей  сказки.

13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки он должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров, альбомов должно быть своё место.

14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, то стул отрегулируйте.

15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к.  от их  состояния тоже  зависит его успех или неудачи в школе.

16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек  пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. Но не забывайте и про выходные дни – ребенок имеет право на отдых. Вы же не хотите работать без выходных.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень важном деле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы изодеятельности как средство развития мелкой моторики будущего школьника

При организации работы с детьми по изодеятельности важно стимулировать проявление самостоятельности и творчества....

В СЕМЬЕ РАСТЕТ БУДУЩИЙ ШКОЛЬНИК

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни ребёнка. Меняется его социальная позиция: он становится школьником, основная деятельность которого учение.Как важно ребёнку преодолеть перв...

Психологическое сопровождение будущего школьника

• мотивационная (личностная готовность)    - наличие у ребенка желания учиться;  •интеллектуальная (умственная готовность)     - наличие у ребенка кругозора, запаса...

Родительское собрание "Игры для будущих школьников"

К школе готовятся зачастую торжественно, что в принципе оправданно, ибо начинается новый важный этап в жизни - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное...

Памятка для родителей ВОСПИТАНИЕ В БУДУЩЕМ ШКОЛЬНИКЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и пр...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Итоговое занятие по развитию речи «Будущие школьники»

Задачи:Образовательные-учить определять количество и порядок слов в предложении. - закрепить умение определить количество слогов в слове.- упражнять в составлении предложений с глаголами и действ...

Рекомендации для родителей*Занимательные игры и упражнения для подготовки будущего школьника*,*Мотивационная готовность будущего школьника*

 В преддверии школьного обучения у родителей возникают множество вопросов:как подготовить ребенка к школе,что влючает в себя понятие* готовность к школьному  обучению*?И так, психолог...