Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей» .
материал

Ефремова Мария Вячеславовна

Консультация для родителей «Игры  для сенсорного развития детей» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры  для сенсорного развития детей» .

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.                                                Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.    Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:                          1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;                                                                                                  2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);                                                                                                                            3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").                                                      Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.                                                      Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.                                                                             Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.

Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку. Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек. Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.                                                         Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
Манипулируя предметами, дети  продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.                                                                                Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.
Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.                                                                Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.                                                                                                         Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.


Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей» (беседа) 7.02.17.

        В воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком любого дошкольного возраста.  

      Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки.

 Потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребенка.  Именно через элементы фольклора мы доносим до него свою нежность, заботу, любовь. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная  потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребенком.         В устном народном творчестве заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».  Формы  подачи фольклора разнообразны.   Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.         Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Рекомендуемая литература для чтения в раннем возрасте


                   Песенки, потешки, загадки.

Сказки:

                   «Козлятки и волк» (обр. К.Ушинского)

                   «Теремок», «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова)

                   Маша и медведь» (обр.М. Булатова)

                   «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского)

 Произведения поэтов и писателей России:

                   З.Александрова «Прятки»

                   А. Барто (из цикла «Игрушки»)

                   В.Берестов «Курица с цыплятами», «Большая кукла»

                   С.Маршак (из цикла «Детки в клетки»)

                   В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «Мяу»

                   Е. Чарушин «Курочка»

                   Н. Пикулева «Лисий хвостик»

                   С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»

                   Л.Толстой «Спала кошка на крыше…»,

                   К.Чуковский «Федотка», «Путаница»

                   В.Бианки «Лис и мышонок»

                   Н.Павлова «Земляничка»

 Произведения поэтов и писателей разных стран:

                   С. Капутикян «Все спят», «Маша обедает» (пер. Т.Спендиаровой)

                   Д. Биссет «Га-га-га» (пер. Н.Шерешевской)

                   П.Воронько «Обновки» (пер. С.Маршака)

                   Ч. Янчарский «В магазине» игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика пер. В.Приходько)

Агрессивность (беседа)

Причины возникновения агрессивности:

1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.

2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.

3. Гиперопека (сверх заботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).

Что же делать?

• Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.

• Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.

Некоторые принципы общения.

1. Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.

3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.

4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение. 5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.

6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).

7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

Памятка для родителей по профилактике агрессии у детей

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.

Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!

Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Агрессивность ребенка проявляетсяесли:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и устраивают дебоши;

родители воспитывают ребенка двойной моралью;

родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;

родители не умеют любить одинаково своих детей;

родители ребенку не доверяют;

родители настраивают детей друг против друга;

родители не общаются со своим ребенком;

вход в дом закрыт для друзей ребенка;

родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку, живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:

сказкотерапия;

психотехнические освобождающие игры;

режиссерские игры.

Содержание предложенных методических приемов.

Сказкотерапия - это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.

После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребенок учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок»«кричалок») -это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.

В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлимыми, неразрушительными способами.

Игры для снятия агрессии:

Игра «Цыплята»

Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

Игра «Молчанка»

Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!» Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

Игра-упражнение «Где прячется злость?»

Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется?В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром, в воде. В холодное время года Это можно заменить купанием в ванне. Дети любят переливать воду из одной емкости в другую.

Снимает напряжение лепка из воска, пластилина, теста. Лепите фигурки, придумывайте истории с ними.

Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон – рисование красками.

"Высказаться", выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего ребенка. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.

В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию«спрятавшись» за куклу-персонаж, эта игра решает еще педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами - «агрессором»«провокатором»«жертвами»«свидетелями», - то он невольно встает на место каждого персонажа. Иными словами, помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.

« Начинаем утро с зарядки» ( рекомендация) 20.03.2017

Утренняя зарядка – что нужно знать о ней, чтобы она приносила радость и положительный эффект?

Во-первых, не следует путать эти два понятия – утренняя зарядка и физическая тренировка. Утренняя зарядка преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна, повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Она не предназначена для того, чтобы тренировать организм.

Во-вторых, утренняя зарядка должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Этот вид физической деятельности призван усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя зарядка исключает использование упражнений на силу и выносливость.

В-третьих, в качестве исходных положений используются положения, сидя и лежа. То есть, можно начать делать утреннюю зарядку не вставая с постели. Выполнять упражнения нужно медленно и без резких движений. Утренняя зарядка, а точнее ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем при дневных тренировках. В целом утренние физические нагрузки не должны вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.

С ребенком утреннюю зарядку можно проводить со второго года его жизни в виде развлекательной игры с элементами ходьбы и бега. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений. Первыми выполняются упражнения дыхательного типа для плечевого пояса. Например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или хлопки ладонями на уровне груди или за спиной.                                                           Упражнения для мышц спины и живота и развития гибкости позвоночника. Например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими, такими как дыхательные.                          Затем должны снова идти упражнения, способствующие расширению грудной клетки. Например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.

Упражнения с большей нагрузкой, например наклоны и приседания, выполняются по два-три подхода.

После всех упражнений нужен кратковременный, секунд 10–15, бег или подпрыгивания. Заканчивают гимнастику ходьбой на месте, во время которой стараются нормализовать дыхание.

Будьте здоровы!

Характер ребёнка зависит от Вас.(беседа)

Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у подвижных, у равновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

Золотые правила для умных родителей» (рекомендация).24.04.17.

15  золотых  правил  для  умных  родителей

 

Мы все хотим быть хорошими родителями. В душе каждый из нас стремится к этому. И на самом деле это просто, если  немного задуматься над своими действиями и мыслями. Следуйте данным правилам, наслаждайтесь своим родительским счастьем. Любите своих детей, несмотря ни на что!

 

1.Будьте с детьми «сейчас».

 Даже если вам кажется, что важнее глажки или стирки на данный момент ничего быть не может, забудьте обо всём этом на пару минут. Ваш ребёнок нуждается в вас сейчас. Это очень серьёзно. Поверьте, если ваши дети просят внимания, то им оно нужно именно в это время. Дети живут в настоящем.

 

2. Не устанавливайте много правил.

 Если у вас в семье слишком много правил, то вы всегда будете в зоне «боевых действий». Основные правила, конечно, должны быть. Но у ребёнка может возникнуть постоянное чувство напряжения и тревоги - вдруг сделаю что-то не так, не справлюсь или забуду.

 

3. Заставьте детей смеяться.

Щекочите их перед сном, говорите глупыми смешными голосами или корчите рожицы – это действительно делает ваших детей счастливыми. Да и вас самих тоже.

 

4. Не делайте несколько дел одновременно.

Дети плохо реагируют на давление, но ещё хуже – на безразличие и невнимательность к себе. Уделите им несколько минут, только им, и результаты не заставят себя ждать. Дети станут ответственнее, будут больше доверять вам.

 

5. Учите детей говорить «спасибо».

«Спасибо» нужно говорить при выходе из-за стола, получая подарки, и просто в повседневной жизни. Чувство благодарности рождает уважение к

родителям, друзьям, и окружающим людям.

 

6. Не спорьте с детьми.

Не тратьте своё время и нервы на бесполезные споры. Лучше переключить их внимание на что-нибудь интересное. Конечно, если ребёнок начал громко и яростно спорить, - пресекайте это немедленно. Не лишним будет и порицание. Но не заостряйте внимание слишком долго. Переключайтесь.

Например, так: «А кто мне поможет катить тележку?»

 

7. Не ожидайте от детей слишком многого.

Если вы установите их «планку достижений» очень высоко – вас ждут частые разочарования. Хвалите детей за любые достижения, говорите, что верите в них, гордитесь ими. Это очень сближает и укрепляет взаимное доверие.

 

8. Пусть они пачкаются.

Дети – это дети, не забывайте об этом. Они часто приходят с прогулки чумазыми, грязными, но жутко довольными? Так не портите им настроение!

 

9. Пусть им будет, что вспомнить.

Очень грустно, если жизнь вашего ребёнка протекает неинтересно, обыденно, незаметно быстро. Ведь сколько интересных затей можно придумать вместе с мамой и папой! И получить при этом удовольствие от общения, которое не заменят ни компьютер, ни дорогие игрушки.

 

10. Смотрите в глаза своим детям.

Когда вы просите их сделать что-либо, объясняете или просто общаетесь – смотрите им в глаза. Если ребёнок маленький, опуститесь на уровень его глаз. Это более эффективно, чем говорить сверху вниз или в спину.

 

11. Не выбивайтесь из сил.

Если у вас выходной день – пусть все это учитывают. Не делайте из себя прислугу. Так вы не добьётесь уважения, дети будут относиться к вам иждивенчески. Будьте с ними на равных, выходной – время отдыха всей семьи.

 

12. Не кричите.

Иногда хочется встать посреди комнаты и заорать. Но даст ли это нужный эффект? А вот что может действительно обратить на вас внимание, так это шёпот. Дети будут так поражены, что от неожиданности прекратят свои занятия и прислушаются.

 

13. Делайте себе «каникулы».

Оставляйте детей с людьми, к которым они хорошо относятся, которым вы доверяете, на некоторое время. Дети будут более самостоятельными, а вы приведёте в порядок себя и свои нервы.

 

14. Объясните детям, сколько вы зарабатываете.

Подбирайте слова так, чтобы им было понятно, что деньги не падают с неба. Даже маленькие дети способны понять, что такое «нет» и «нельзя». Но не переусердствуйте, дабы не вызвать чувство вины.

 

15. Не жалуйтесь.

Не нужно постоянно говорить детям, как вам с ними трудно, как вы устаёте. Это обижает и пугает детей. В ваших силах сделать свои родительские обязанности легче и приятнее.

 

«Лето и безопасность наших детей» —

Консультация для родителей

Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами летний лес и на тёплую речку с песчаным берегом.

Давайте вспомним некоторые травмоопасные моменты для детей в прекрасное время года, как лето:

1. ОСТОРОЖНО: БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ МИКРОБЫ!

1.1. Летнее тепло не только согревает, но и, к сожалению, содействует размножению болезнетворных бактерий, которые чаще всего попадают в организм с недоброкачественной пищей. Пищевые продукты и элементарное несоблюдение правил гигиены могут вызвать кишечные инфекционные заболевания.

1.2. Не забывайте обязательно мыть овощи и фрукты перед употреблением.

1.3. Правило: «Мыть руки перед едой! летом, как никогда, актуальное! » Перед тем как перекусить в открытом кафе на улице, обратите внимание, есть ли там умывальник.

2. ОСТОРОЖНО: СОЛНЦЕ!

2.1. К травмам относятся тепловой удар и солнечные ожоги, получаемые ребенком в жаркий день. Следите, пожалуйста, за тем, как одет ваш ребенок, сколько времени он пробыл под открытым солнцем. Длительность воздушно — солнечных должна возрастать постепенно с 3-4 минут до 35-40 минут. В солнечный день обязателен головной убор.

3. ОСТОРОЖНО ВОЗЛЕ ВОДОЕМОВ.

3.1. Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей!

3.2. Не оставляйте детей без присмотра при отдыхе на водных объектах!

3.3. Не отпускайте детей гулять одних вблизи водоемов!

3.4. За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение со стороны взрослых!

3.5. Следует помнить, что грязные и заброшенные водоемы могут содержать дизентерию, брюшной тиф, сальмонеллез и холеру!

4. ОСТОРОЖНО НА ДОРОГЕ.

4.1. Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

4.2. Не отпускайте ребенка без взрослых на дорогу.

4.3. Держите ребенка за руку, не разрешайте сходить с тротуара.

4.4. Приучайте ребенка ходить спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара.

4.5. Напоминайте, что дорога предназначена только для машин, а тротуар для пешеходов.

4.6. Выучите с ребенком стихотворение: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».

4.7. Приучайте к правилу: переходить дорогу можно только по переходу (наземному и подземному).

4.8. Не разрешайте ребенку в общественном транспорте высовываться из окна, выставлять руки или какие-либо предметы.

5. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПУТЕШЕСТВИЕМ НА ЛИЧНОМ ТРАНСПОРТЕ:

5.1. Открытые окна;

5.2. Незаблокированные двери;

5.3. Остановки в незнакомых местах

5.4. Сажайте детей на самые безопасные места (середину или правую часть заднего сиденья). Пристёгивайте ребёнка ремнями безопасности.

5.5. Не разрешайте ребёнку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения.

5.6. Выходить из машины ребёнку можно только после взрослого.

6. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КАТАНИЕМ НА РОЛИКАХ И ВЕЛОСИПЕДЕ:

6.1. Крутой склон дороги;

6.2. Неровности на дороге;

6.3. Проезжающий транспорт.

6.4. Не разрешайте ребёнку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых.

6.5. Научите его останавливаться у опасных мест- выездов машин из дворов, с автостоянок и др.

6.6. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью.

6.7. Если ребёнок ещё плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты – наколенниками, налокотниками, шлемом.

7. ОСТОРОЖНО: НАСЕКОМЫЕ.

7.1. Для детей опасны укусы пчел, ос, комаров.

7.2. При оказании первой помощи в первую очередь следует удалить жало из места укуса, затем промыть ранку спиртом и положить холод.

7.3. Если реакция ребенка на укус бурная – необходимо немедленно обратиться к врачу (дать препарат противоаллергическое действия) .

Лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которые оно представляет.

8. ПОМНИТЕ:

8.1. Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!

8.2. Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!

8.3. Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!

8.4. Экзотика – это хорошо. Заморские инфекции – опасно!

Впереди у вас три месяца летнего отдыха. Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья!

Задача родителей:

1. Применять меры по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

2. Защищать детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

P.S.: Уважаемые родители! Ваша задача максимально обеспечить защиту своего ребенка дома и за его пределами, и быть готовыми оперативно отреагировать на любые возникшие проблемы.

                                 Значение «Пальчиковой гимнастики»

в развитии детей дошкольного возраста

 

В жизни существует недолгий, но увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение – это дошкольный возраст. И этот период называют «нежным возрастом». Поэтому нужно быть предельно осторожным и деликатным в вопросе развития ребенка. Обратите внимание, с какой радостью и внимание ребёнок усваивает ЛЮБУЮ информацию, приобретает ЛЮБЫЕ навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и азартом.

Высказывания известных людей.

1. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.

2. «Рука – это инструмент всех инструментов». Аристотель.

3. «Рука – это своего рода внешний мозг». Кант.

4. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребёнка написал так: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешать ему это для него необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук… »

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем ЛУЧШЕ РЕБЁНОКГОВОРИТ! Почему же это так?

Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга (в особенности её большой палец). Мало того они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

В итоге целью «пальчиковой гимнастики» становится развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

«Пальчиковые игры» - хороший помощник подготовить детскую руку обучению в школе, письму.

Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»?

Развитие речи.

«Пальчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.

Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Память.

Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме. Рисовании, рукоделии, конструировании т. д. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Внимание.

Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание.

Воображение.

Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Артистизм.

Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.

Первые математические понятия.

«Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.

Правила речевого поведения.

1) много и правильно говорить самому;

2) следить за темпом речи (речь должна быть неторопливой, размеренной, доступной малышу) ;

3) выслушивать ребёнка, не отворачиваясь от него, смотреть ему в глаза. Проявлять заинтересованность;

4) не прерывать ребёнка («хватит, я всё поняла! ») ;

5) не использовать жаргонную лексику!

Нужно помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве, просто играть с ребёнком!

Рекомендации по проведению «пальчиковой гимнастики»:

1. Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.

2. Желательно взрослому знать текст.

3. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.

4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

5. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

6. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

7. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.

8. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.

9. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2—3 раза.

10. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

11. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Выбрав 2-3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.

13. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.

14. Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

15. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.

16. Распределите игры по мере сложности.

Все игры лучше распределить на три группы.

1 группа. Упражнение для кистей рук:

-развивают подражательную способность, достаточно просты, не требую тонких дифференцированных движений;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

Например:

«Шарик».

Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»: придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

2 группа. Упражнение для пальцев условно статическое.

-совершенствует полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Например:

«Очки».

Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам имитируя очки.

Вот колечки – посмотри!

Превращаются в очки!

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

-развивают точную координацию движений;

-учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-учат противопоставлять большой палец остальным.

Например:

«Цветы».

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Исходное положение. Кисти рук поставить вертикально и соединить. Округлённые ладони с раздвинутыми пальцами отвести в стороны.

Утром алые цветки

Раскрывают лепестки.

Двигают ладонями, сложенными «цветком», вправо – влево, одновременно шевеля пальцами.

Ветерок подует-

Цветики волнует.

Постепенно смыкают пальцы, выполняя упражнение БУТОН. Покачивают «бутонами» вперед- назад.

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Подкладывают сложенные вместе ладони под щёку.

Когда многие движения будут хорошо знакомы ребёнку, то можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

2. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки, стихи, потешки. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю ребёнку.

3. Конечно, лучше и легче использовать иллюстрации со схемой движений рук (сейчас огромное количество замечательных книг). Сначала ребёнок запоминает движения с помощью картинки, потом повторят их без иллюстрации.

4. Более сложное задание разложить на столе несколько карточек и попросить придумать новую историю, используя картинки. Затем историю рассказать с помощью рук.

Как с пользой использовать летний отдых»(рекомендация) 22.05.17.

«Лето - это маленькая жизнь» - так красиво и точно сказано в известной песне Олега Митяева. Однако эту «маленькую жизнь» необходимо правильно обустроить, наполнить важными, интересными и, конечно, полезными для ребенка занятиями.

Наступило лето, так что самое время родителям подумать об отдыхе. И, в первую очередь, не о своем, а о детском. Очень маленькие, не очень взрослые и почти взрослые, наши дети нуждаются в полноценном отпуске, наполненном впечатлениями, солнцем, играми, купанием, витаминами и прочими приятностями. Отдых всем семейством или самостоятельная поездка уже повзрослевшего человечка - выбирайте, что вам подойдет. А мы поможем не растеряться.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется

Солнце, воздух и вода волшебным образом влияют на детский организм. При разумном использовании этих составляющих можно укрепить здоровье ребенка на целый год. Не секрет, что лучше всего отдых переносится в привычных условиях, ведь родная климатическая зона позволяет извлечь максимум пользы для организма даже в течение короткого отпуска, так как не требуется акклиматизации. Если прогноз погоды благоприятен, смело выбирайте для отдыха родные просторы с умеренным климатом. Ведь у вас есть множество любопытных вариантов отдыха: дача, дома отдыха, пансионаты, а также санатории, где вы сможете не только развлечь и оздоровить малыша, но и заняться своим здоровьем. Выбирая маршрут, предпочитайте именно те места, где вас готовы принять с ребенком. Тогда там обязательно будут детские комнаты, воспитатели, кроватки, стульчики и врачи, что существенно облегчит вам жизнь и позволит самим немного расслабиться.

Любимая дача

Дачный отдых подходит детишкам всех возрастов и имеет множество плюсов, кроме,

пожалуй, одного минуса - для родителей всегда найдется масса неотложных дел. Впрочем, здесь можно прибегнуть к помощи бабушек и дедушек, которые охотно будут возиться с малышом и помогут по хозяйству. Зато ребенку отдых на даче запомнится не хуже курортного, если его правильно организовать.

Предоставьте детям свободу действий, ведь именно этим привлекательна дачная жизнь.

Игры в землекопа, возня с водой, полив грядок и запуск корабликов в бочке - очень

увлекательные занятия. А сколько возможностей окунуться в мир живой природы. Ваш

малыш узнает, и сам увидит, как растут овощи и фрукты, зачем нужны пчелы, как квакают лягушки и прыгают кузнечики. Он познакомится с домашними животными, надышится деревенским воздухом, накупается и загорит. Дети, к тому же, замечательные помощники.

То, что для нас нелегкий труд, для них интереснейшее занятие.

Пикник

Решив провести семейный отдых под брезентовой крышей, вы должны обязательно

помнить, что потребуется много времени на обустройство быта. Для совсем маленьких

детей длительные передвижения на своих двоих могут оказаться не по силам, и вы будете обречены тащить на себе вместе с рюкзаками и юных путешественников. Впрочем, туристы вполне могут передвигаться и на машинах, правда, надо заранее продумать, как занять детей в замкнутом пространстве автомобиля. Чтобы дети не скучали и не уставали, сделайте их активными участниками. Поручите отыскать место для палатки, набрать веток для костра, распаковать вещи, просушить свою одежду. Самое главное помните, что такой отдых все же не подойдет совсем маленьким, а также физически слабым детишкам.

Запаситесь необходимыми лекарствами, продумайте возможные неприятности. Меры

предосторожности те же, что и при дачном отдыхе.

Готовя пищу на костре, не забывайте о младших участниках мероприятия. Держите детей подальше от огня, тщательно тушите угли, после приготовления еды. Убирайте спички и зажигалки. Если ребенок обжегся, подержите обожженное место под холодной водой и обработайте "пантенолом". Это лекарство обязательно возьмите с собой. Если вы уверены в своих силах, дерзайте. Походная жизнь открывает перед ребенком мир природы, позволяет сделать массу открытий. А городским детям такие опыты особенно необходимы для полноценного развития.

По морям, по волнам

Путешествие к теплому морю

 - один из излюбленных видов отдыха. Если вы раздумываете, куда бы лучше поехать, выбирайте между побережьем Крыма (на ЮБК - Алушта, на западе - Евпатория) и

Азовским морем. Для детей  Азовское – самое оно! Море неглубокое, прогревается быстро.

Чтобы отдыхали все члены семьи, надо постараться учитывать интересы ребенка и папы с мамой. Разделите дни на активные и пляжные. Попутешествуйте по городу, посетите музеи и выставки, купите сувениры. Устраивайте спортивные дни. После активного отдыха будет особенно приятно расслабиться на пляже. Отсутствие игрушек – прекрасный повод развить воображение ребенка. Постройте крепость из песка, создайте мозаику из ракушек или картину из водорослей.

Меры предосторожности. Помните, что первые 6-8 дней уйдут на адаптацию. Не стоит

"активно" отдыхать в это время, а также есть много фруктов и незнакомые продукты,

чтобы не спровоцировать расстройства пищеварения. Начинайте загорать постепенно с 10- 15 минут. Лучшее время для пляжа - до 10 часов утра и после 16 часов вечера. Надевайте на детей панамки, пользуйтесь солнцезащитными средствами, давайте чаще пить обычную воду. Следите, чтобы ребенок не проводил много времени под открытым  солнцем. Хотя, даже при пасмурной погоде можно получить солнечный ожог, если злоупотреблять пляжем. После купания ополаскивайте детей пресной водой и вытирайте насухо. Капли воды и кристаллики соли могут спровоцировать солнечный ожог. Пусть ребенок всегда ходит в трусиках, иначе он может подхватить инфекцию.

Ах, горы, горы

Горный климат очень хорошо влияет на работу дыхательной и сердечно-сосудистой

систем из-за того, что атмосферное давление в горах понижено. Воздух чистый и в нем

много озона (активного полезного кислорода), он сухой и прохладный (значит легче

дышится). К тому же аромат гор содержит фитонциды лесов и лугов, замечательно

действующие на организм человека. Если ваш ребенок часто болеет простудными

заболеваниями, или у него пониженный гемоглобин ваш путь лежит сюда. Для детей

лучше всего подходит низкогорный климат, высота которого 400-1000 м над уровнем моря.

Отдых в горах не только полезен для здоровья, но и познавателен: горы производят

неизгладимое впечатление. А водопады и канатные дороги приведут вашего ребенка в

полный восторг.

Меры предосторожности. В горах очень яркое солнце, поэтому дети должны обязательно носить панамку и пользоваться солнцезащитными средствами с высоким фактором защиты. На прогулки выходите в закрытой обуви на ребристой подошве, потому что здесь очень много колючих растений, жалящих насекомых и змей. Если ребенку меньше 5 лет не ходите с ним в походы. Остановитесь в санатории или доме отдыха. Вам будет легче соблюдать режим, а рядом всегда будет врач.

Сказочное путешествие

Если у вас есть возможность попутешествовать, отправляйтесь с детьми в страны, где

живут детские сказки. В Финляндии, в городе Нааитали находится долина Мумми-

Троллей и других персонажей изумительной сказочницы Тувве Янсон. По пути вы сможете заехать в аквапарк "Сирене" или в парк "Висул-хати', наполненный динозаврами, автомототреками и макетами известных зданий. А в научном центре "Эврика" вашему ребенку дадут самому что-нибудь изобрести и принять участие в фантастических экспериментах..

Летом не забудьте обратить внимание на развитие творческих способностей детей. Предлагаем Вам комплекс заданий, из которых можно выбрать подходящее в соответствии с условиями и желаниями. Это такие задания, как:

• провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребёнком рукописную книгу об их жизни («В гости к маленьким друзьям»); 
• создать альбом о правилах поведения в природе («Наши маленькие помощники»); 
• провести экскурсии в природу («В гости к белым берёзам», «Травка, кустик, деревце», «Летний бал цветов» и др.); 
• изготовить с детьми из бросового материала (коробок) фотоаппарат и «сфотографировать» замеченное ребёнком явление или объект, а фотографиями будут рисунки, выполненные детьми после прогулки; 
• прочитать детям рассказы В.Бианки, М.Пришвина и других авторов (по рекомендации воспитателя), найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках; 
• провести с ребёнком наблюдение за сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём вместе с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги («Наш урожай»); 
• обратить внимание ребёнка на прекрасное и интересное в природе, сфотографировать, подобрать стихотворение или строчки из рассказа, сказки, соответствующие изображению; создать рукописную книгу «Как я провёл лето»; составить с детьми гербарий и т.д.

Меры предосторожности

- Возможность аллергии

Даже если ваш малыш не аллергик, присматривайтесь к его состоянию (слезы, насморк,

чиханье, не связанное с простудой). Чаще всего аллергия дает о себе знать в периоды

цветения деревьев и трав (береза, ольха, злаки, лебеда, одуванчик, полынь). Детям,

знакомым с проявлениями поллиноза (аллергия на пыльцу) лучше не гулять в сухую и

ветреную погоду. А в доме надо почаще делать влажную уборку. Пищевая аллергия легко

возникает от яблок, черешни, лесных орехов, персиков, арбузов, дыни, меда, клубники,

свеклы. И проявляется покраснением щечек, губ и зудом кожи. В любом случае не

закармливайте ребенка "витаминами". Иначе у него разболится животик.

- Пищевые расстройства

Следите за тем, что дети тянут в рот. Научите их мыть фрукты и овощи. Не забывайте о

чистоте рук. Дети часто познают окружающий мир на зубок. Смотрите, чтобы в ход не

пошли сомнительные растения и плоды. Такие растения как плющ, борщевик могут

серьезно обжечь ребенка. Если неприятность все-таки произошла, обратитесь к врачу и

возьмите с собой образец растения-обидчика.

- Насекомые

Чтобы спокойно спать ночью защищайтесь от комаров москитными сетками на окнах и

детских кроватках. Используйте фумигаторы. Днем хорошо помогают специальные

браслеты, пропитанные маслами лаванды и мелиссы (спрашивайте в детских магазинах).

Что касается ос, пчел и шмелей, то их укус пройдет без последствий, если напало только

одно насекомое, у малыша нет аллергии к яду, и укус пришелся не на рот, шею, горло и

лицо (это опасные для возникновения удушья места). Примите простые и эффективные

меры: наложите холодный компресс на место укуса, дайте ребенку болеутоляющее с

парацетамолом. Если отек и краснота не прошли в течение суток обратитесь к врачу. И ни

в коем случае не удаляйте жало пальцами. Вы можете раздавить мешочек с ядом.

Избавиться от жала можно скользящими движениями ногтя по коже.

- Опасная живность

Не подпускайте детей близко к таким животным, как собаки, козы, коровы, свиньи,

лошади, даже если они на привязи. Постарайтесь запретить гладить котят, щенков и

поросят. А погладили, то обязательно помойте ручки. Если ребенка покусали, промойте и

продезинфицируйте даже маленькую ранку, а затем обратитесь к врачу.

- Рабочие инструменты

В помощь садовнику предназначен немалый спектр инструментов, начиная от

газонокосилок, лопат, граблей, тесаков и заканчивая ядохимикатами, способными

истребить не только вредных насекомых, но и человека. Ребенку все интересно, тем более

что он видел взрослых, "играющих" этими предметами. Поэтому выключайте все

электроприборы, храните инструменты и химикаты в недоступных местах. Если

несчастный случай произошел, вызывайте "скорую помощь".

С рюкзаками на плечах

Советы родителям по отдыху с ребенком на море

Черноморские курорты подходят для отдыха детей уже с 2-летнего возраста. Только не

нужно ездить в июльскую жару, когда температура превышает +25С. Для поездки с

ребенком лучше всего подходит последний месяц лета. Но и в бархатный период нельзя

злоупотреблять солнцем.

Детям, страдающим заболеваниями дыхательной системы не желательно отдыхать на

кавказском берегу Черного моря, Крым такие ребятишки переносят значительно лучше.

Противопоказанием к отдыху в теплых краях могут служить следующие заболевания:

эндокринопатия, сердечно-сосудистая патология, в том числе и нередкая среди подростков

гипертония.

Рубеж лета и осени - самое благоприятное время для поездки к Черному морю с детьми-

аллергиками. Дело в том, что для них опасна не только жара, но и буйная южная

растительность в период цветения, которая способна провоцировать поллинозы и

обострение бронхиальной астмы. Так что с такими ребятишками тоже лучше всего

путешествовать, начиная со второй половины августа (для Крыма) или с сентября (для

Кавказа) вплоть до ноября.

Для большинства курортников купание в Черном море - неотъемлемая часть отдыха. Хотя

Черное море достаточно хорошо прогревается, но холодная вода может не только

испортить настроение, но и навредить здоровью. Поэтому, при выборе места отдыха,

соберите информацию, будет ли теплым море в период вашего отдыха.

Акклиматизация. Самый оптимальный вариант отдыха - уехать с ребенком, как минимум,

на месяц. Первые десять дней уходят на акклиматизацию, а остальные двадцать -

собственно на отдых. Подготовьте малыша к путешествию заранее. Хорошо, если за

некоторое время до поездки он начнет принимать витамины. В первый день после

прибытия на место не купайте малыша, а на второй-третий день разрешите ему

поплескаться в воде - пусть и несколько раз, но не более пяти минут каждый заход. В

первые дни ребенок может быть перевозбужденным, отказываться от еды, иногда у детей

даже повышается температура, появляется рвота. Все это является признаками

акклиматизации, и если малыш остается при этом бодрым и веселым, то особенно

беспокоиться не стоит. Если же тревожные симптомы не исчезают, а сохраняются или

даже усиливаются, появляется насморк, кашель, понос, стоит обратиться к врачу.

Кишечные заболевания. Мыть руки перед едой, не пить воду из-под крана - это банальные,

но жизненно необходимые правила для людей, отправляющихся на отдых, особенно в

жаркие места. Не рекомендуется чистить зубы и мыть фрукты водой из-под крана - можно

использовать для этих целей воду из бутылок, а еще лучше кипяченую воду. Пользуйтесь в

общественных местах влажными салфетками, если ребенок много играл в песке, общался

с другими детьми и местными жителями, животными, был в необорудованном туалете и

п.р., не стесняйтесь чаще протирать ему руки влажными дезинфицирующими салфетками.

Остерегайтесь бассейнов, в которых редко меняется или не обеззараживается вода,

маленький ребенок часто ее заглатывает при плавании. Ребенка постарше попросите при

купании закрывать рот и стараться не заглатывать воду. Если ребенок совсем маленький и

вода все-таки периодически попадает ему в рот, желательно давать малышу препараты для

поддержания микрофлоры кишечника. Бояться, что ребенок подхватит кишечную

инфекцию на море, не стоит, даже если малыш случайно наглотается морской воды. Но

желательно взять с собой на пляж бутылку с водой, чтобы при необходимости дать

малышу попить или промыть ему глаза.

Совсем кратко

Не ходите с ребенком на пляж в период с 11 до 16 часов.

Берегите ребенка от длительного пребывания на открытом солнце.

Обязательно смазывайте тело ребенка солнцезащитным кремом (средство купите

заранее до отъезда в аптеке после консультации с детским врачом).

На пляже ребенок должен быть одет в светлую маечку из хлопка с длинными рукавами, а

на голове - панамка.

Помните, что на пляже с крупной галькой можно обгореть быстрее, чем на песчаном

пляже, так как галька больше отражает солнце.

Всегда имейте с собой средство от солнечных ожогов.

Помните основные проблемы, которые могут испортить

отдых с ребенком у моря

кишечные инфекции, перегрев, переохлаждение.

- Обязательно следите за гигиеной малыша. Всегда имейте с собой воду питьевую и

влажные салфетки и не стесняйтесь чаще протирать его руки, лицо.

- Обращайте внимание, где играет ваше дитя, в каком песке, нет ли поблизости бродячих

животных, мусорных баков, туалетов.

- Пытайтесь избегать бассейнов, где редко проводятся мероприятия по обеззараживанию

воды, редко меняется вода, ведь ребенок при плавании часто заглатывает воду.

- Не ходите на море в период с 11 до 16 часов.

- Оградите ребенка от длительного пребывания на открытом солнце.

- Смазывайте тело ребенка специальным солнцезащитным кремом.

- На пляже обязательно надевайте на голову малыша светлую панамку, а на тело – светлую

хлопчатобумажную майку.

- Средство от ожогов всегда должно быть под рукой.

- Ребенка всегда держите в поле зрения.

Берегите здоровье ваших деток!!!

Питание детей в летние каникулы: советы родителям

У родителей всегда самые лучшие намерения, даже если они не всегда знают, как

воплотить их в жизнь. Кто не хочет, чтобы его дети употребляли только здоровую пищу?

Мы знаем, что пища является основным компонентом хорошей жизни и имеет

непосредственное влияние на физическое состояние и качество жизни ребенка. Особо

велико влияние употребляемых продуктов в долгосрочной перспективе. Здоровая пища

обеспечивает нормальный рост и развитие ребенка, формирует привычку к правильному питанию на всю жизнь.

Как видим, питание является одним из ключевых моментом в жизни семьи и во многом

влияет на непростые отношения родителей и детей. Чувство вины, которое испытывают родители, не всегда кормящие детей правильной пищей, усложняет и еще больше спутывает взаимоотношения взрослых. Но об этом – позже.

В целом, основные принципы здорового образа питания просты:

1.Разнообразьте свой рацион, он должен включать овощи, фрукты, крупы, мясо и его

заменители, качественные молочные продукты, полезные жиры и сладости (бывают и

такие).

2.Соблюдайте правильный режим питания, принимайте пищу минимум трижды в день.

3.Принимайте пищу за столом, без отвлекающего шума и работающего телевизора.

4.Ешьте еду, приготовленную дома, сокращая количество промышленно обработанных

продуктов.

В жаркую погоду есть тенденция к обезвоживанию, особенно когда вы

находитесь вне дома, на море или в бассейне.

Дети больше подвержены обезвоживанию, так как их организм, по сравнению с

организмом взрослого человека, не всегда реагирует на недостаток жидкости. Поэтому

родители должны следить за тем, чтобы дети пили больше, чем им того хочется. Это

касается обычной питьевой минеральной воды или содовой. Старайтесь не давать детям газированных напитков, соков, сладкую воду и сиропы.

Чтобы разнообразить вкус обычной воды, добавьте в нее ломтики лимона и листья мяты. Приучайте детей именно к такой воде. Холодные фрукты, арбуз или виноград, также могут обеспечить организм необходимым количеством жидкости.

Да, перед вами нелегкая задача. Но кто сказал, что быть родителями это просто? Желаем вам отличного и безопасного лета.

Понаблюдайте с детьми.

1. В июне заря с зарею сходиться.

2. В июне каждый кустик ночевать пустит.

3. В июне начинают линять «охотничьи» птицы.

4. В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут.

5. Праздник в бору: цветут сосна и ель.

6. Знойный июнь - на боровики плюнь.

7. Июнь - время длинных трав и сенокосов.

8. Июнь - конец пролетья, начало лета.

9. Июнь месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.

10. Июньские дожди лучше золотой горы.

11. Июньское ведро колосит хлеба.

12 Июнь солнцем и радугой земледельца радует.

12. Июнь - хлеборост.

13. Летний день - год кормит.

Летний отдых с детьми»

«Лето - это маленькая жизнь» . Однако эту «маленькую жизнь» необходимо правильно обустроить, наполнить важными, интересными и, конечно, полезными для ребенка занятиями.

Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведёт солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в селе. Информация о том, как развивать ребёнка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходимо каждой семье.

Лето - это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которые оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребёнка и в родном селе, и за его чертой, поэтому нужно подготовиться к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы под утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность летнего звёздного неба, завораживающие звуки леса. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку.

Другой не менее важной задачей является воспитание экологической культуры. Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения может нанести вред, как ребёнку, так и природе.

Летом не забудьте обратить внимание на развитие творческих способностей детей. Предлагаем Вам комплекс заданий, из которых можно выбрать подходящее в соответствии с условиями и желаниями. Это такие задания, как:

• провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми;

• создать альбом о правилах поведения в природе («Наши маленькие помощники»);

• провести экскурсии в природу («В гости к белым берёзам», «травка, кустик, деревце», «Летний бал цветов» и др.);

• привлекать детей к сельскохозяйственному труду, поучаствовать в нём вместе с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги («Наш урожай»);

• обратить внимание ребёнка на прекрасное и интересное в природе, сфотографировать, подобрать стихотворение или строчки из рассказа, сказки, соответствующие изображению; создать рукописную книгу «Как я провёл лето»; составить с детьми гербарий и т.д.

Уважаемые родители, помните, что естественные силы природы оказывают благоприятное влияние на организм только в том случае, если их правильно используют, без злоупотреблений. Поэтому роль взрослых и заключается именно в том, чтобы приучать детей с самого раннего возраста сознательно следовать правилам безопасного поведения, особенно в период летних каникул.

Чтобы летний отдых ваших детей проходил активно и в то же время безопасно, следует придерживаться элементарных правил. Солнце — не только источник тепла и света, под воздействием солнечных лучей в организме образуется витамин Д, необходимый для роста и развития организма и защиты его от различного рода инфекций. Однако долгое пребывание под прямыми лучами солнца, особенно при температуре воздуха более 25 градусов может вызвать тепловой удар (перегревание организма) и солнечный удар (раздражение нервных центров при воздействии солнечных лучей на непокрытую голову). Ультрафиолетовая часть спектра солнечных лучей угнетает иммунитет, активизирует родинки на теле, вызывает солнечные ожоги. Чтобы этого избежать: с 10 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами; обязательно покрывать голову платком или шляпой; находиться у моря, которое вызывает дополнительное ультрафиолетовое облучение, отражая солнечные лучи, желательно утром с 7-00 до 10-00, а вечером — после 17.00.

Купание в море, в речке - самый приятный и эффективный вид закаливания. При плавании включаются в работу все виды мышц, укрепляется нервная, дыхательная и сердечно -сосудистая системы. Но не следует забывать о постепенности и осторожности. Для неподготовленного человека, тем более ребенка, вода для первых купаний должна прогреться хотя бы до 4-22 градусов, продолжительность первого купания должна быть не более 2-4 минут, только после нескольких дней игры в воде можно продлить до 10 минут.

Переохлаждение организма — одна из основных причин несчастных случаев. Многие любят отдыхать на пляжах за пределами села и совершают к намеченному месту отдыха пешие походы. Однако именно этот вид отдыха предъявляет повышенные требования к соблюдению правил безопасности:

— если в зоне намеченного отдыха вы заметили информационно - предупредительные знаки «Небезопасно — обвал», «Купание запрещено», необходимо поменять место отдыха;

— не прыгайте в воду с берега или со склона в незнакомом месте.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете уберечь себя и своих близких от многих неприятностей, а летний отдых принесет вам и вашим детям радость и здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитани...

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно - двигательного, слуховог...