Проект в группе детей младшего дошкольного возраста "Широкая масленица!"
проект (младшая, средняя, старшая группа)

Табакова Вера Николаевна

Масленица один из самых радостных и светлых праздников в России. Это праздник, имеющий богатейшие традиции в проведении, в «Масленице» переплелись народные корни. Мы – воспитатели - не отходим от этих традиций, тем самым не лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Считаем, что младший дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Непосредственное участие в «масленичных развлечениях» затронет детей эмоционально, а значит в памяти сохранятся представления о традициях русского народа, даст детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Широкая масленица!"578.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в группе детей младшего дошкольного возраста "Широкая масленица!"

ВИД И ТИП ПРОЕКТА: игровой, творческий, познавательный, краткосрочный.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Масленица один из самых радостных и светлых праздников в России. Это праздник, имеющий богатейшие традиции в проведении, в «Масленице» переплелись народные корни. Мы – воспитатели - не отходим от этих традиций, тем самым не лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Считаем, что младший дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Непосредственное участие в «масленичных развлечениях» затронет детей эмоционально, а значит в памяти сохранятся представления о традициях русского народа, даст детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника.

ЦЕЛЬ: приобщение детей  к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.

ЗАДАЧИ:

  1. Знакомить детей с народным праздником Масленица, характерными для него обрядами, символами. Вызвать эмоциональный отклик.
  2. Воспитывать любовь к своей Родине.
  3. Знакомить детей с русскими традициями гостеприимства.
  4. Пробуждать интерес к истории русского народа.
  5. Развивать творческие способности, внимание, память, мышление, речь, активизировать словарь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Дети получат первичные представления о празднике Масленица, характерных для него обрядах, символах.
  2. Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы со стороны всех участников.
  3. Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Красочное оформление приемной работами детей и иллюстрациями, посвященными «масленичным» традициям.
  2. Тематическое оформление группы чучелом «Масленица», «блинами» и «солнышками».
  3. Развлечение «Широкая Масленица», фотоотчет.
  4. Фотоотчет от родителей о закреплении изученного в детском саду дома – «масленица у меня дома».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Работа воспитателя при подготовке к проекту:

  • Оформление РППС группы с целью создания условий для знакомства детей с народным праздником Масленица, характерными для него обрядами, символами.

  • Оформление приемной с целью вызвать у родителей воспитанников интерес и желание принять непосредственное участие в проектной деятельности.

  • Сбор материала для проведения НОД, игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т.д. по теме проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Печать иллюстративного материала, подбор видео для детей по теме праздника.
  • Закрепление изученного материала, проигрывание игр дома.
  • Фотоотчет «Масленица у меня дома».

ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Понедельник - первый день Масленицы - «Встреча»

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

  1. Рассматривание иллюстраций «Масленичных забав», «Масленичных гуляний».
  2. Просмотр презентации, подготовленной родителями «Масленица широкая».
  3. Беседа «Здравствуй, широкая Масленица!».
  4. Прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»; масленичных закличек, потешек, частушек, пословиц, наигрышей.
  5. Изготовление куклы Масленица.
  6. Разучиваем песню «Ой блины мои, блины», стихотворение «Встанем утром рано».

Игра «Солнышко»

Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее (круг сжимается),

А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.

***

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

  1. Взаимодействие с родителями: беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье.

Вторник  - второй день Масленицы - «Заигрыш»

Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

  1. Рассматривание иллюстраций «Русские народные костюмы».
  2. Д/и «Составь костюм», «Придумай узор для платка».
  3. Разучивание пословиц, поговорок:
  • «Как на масляной неделе в потолок блины летели»
  • «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны»
  • «Солнышко-вёдрышко, нарядись!

           Солнышко-вёдрышко, покажись!»

  1. Художественно-эстетическое развитие – «Солнышко»

 

Среда - третий день Масленицы - «Лакомка»

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

  1. Знакомство с обрядами праздничной кухни, русскими традициями гостеприимства.
  2. Рассматривание иллюстраций различных русских лакомств.
  3. Беседа, видео «Значение и символика блинов»; беседа «Гость в доме – хозяину радость».
  4. С/игра «Печем блинчики».
  5. Разучиваем:

«СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»

(Дети встают и повторяют за воспитателем)

- Солнышко-вёдрышко!

(Руки поднять вверх и развести в стороны).

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

(Руки развести перед собой).

Телят да ягнят,

(Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу - вверх).

Ещё маленьких ребят

(Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

  1. Игры – соревнования:

  

    

Четверг - четвертый день Масленицы - «Разгуляй масленицы»

Четверг — широкий, разгуляй. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

  1. Продолжаем формировать позитивное отношение к обычаям, традициям, фольклору русского народа.
  2. Рассматривание альбома масленичные гуляния в картинах русских художников.
  3. Просмотр видео материала «Масленица гуляет, всех на праздник созывает»
  4. Художественно-эстетическое развитие – «Напечем блинов для друзей»

  

5. Домашнее задание для родителей и детей: катание на санках, с горки на ледянках, ватрушках.

Пятница - пятый день Масленицы -«Проводы масленицы»

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Развлечение «Широкая Масленица!»

       

Домашнее задание: посетить городское массовое гуляние.

P.S. Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных  и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: удалось вызвать эмоциональный отклик детей на знакомство с праздником Масленица; они проявляли желание, интерес играть в народные игры, с удовольствием участвовали в соревнованиях, разучивали заклички и потешки, отгадывали загадки. Удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями - тема проекта заинтересовала, они были вовлечены в совместную проектную деятельность с педагогами.

Презентация проекта:

  1. Оформление приемной творческими детскими работами «Солнышко» и «Напечем блинов для друзей», иллюстративным материалом по теме проекта.
  2. Изготовление куклы Масленица, «блинов», «солнышка».
  3. Фотоотчет «Широкая Масленица в детском саду»
  4. Фотоотчет от родителей - «Масленица у меня дома!»

 

  

                 

«Масленица у меня дома!»

  

   

         

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для детей младшего дошкольного возраста "Масленица"

Приобщение детей  младшего дошкольного возраста к народным традициям...

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет

Творческое название проекта: "Волшебная игра " Вид проекта: практико- творческий, групповой Цель: создание оптимальных условий для организации работы, направленной на пов...

Образовательно-творческий проект «День матери» в группе детей младшего дошкольного

Актуальность проектаМама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.Праздник...

Образовательно-творческий проект «День матери» в группе детей младшего дошкольного

Актуальность проектаМама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.Праздник...

Краткосрочный проект в группе детей с РАС «Широкая масленица»

Краткосрочный проект в группе детей с РАС«Широкая масленица»...