Проект в группе детей младшего дошкольного возраста "Широкая масленица!"
проект (младшая, средняя, старшая группа)
Масленица один из самых радостных и светлых праздников в России. Это праздник, имеющий богатейшие традиции в проведении, в «Масленице» переплелись народные корни. Мы – воспитатели - не отходим от этих традиций, тем самым не лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Считаем, что младший дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Непосредственное участие в «масленичных развлечениях» затронет детей эмоционально, а значит в памяти сохранятся представления о традициях русского народа, даст детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Широкая масленица!" | 578.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в группе детей младшего дошкольного возраста "Широкая масленица!"
ВИД И ТИП ПРОЕКТА: игровой, творческий, познавательный, краткосрочный.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Масленица один из самых радостных и светлых праздников в России. Это праздник, имеющий богатейшие традиции в проведении, в «Масленице» переплелись народные корни. Мы – воспитатели - не отходим от этих традиций, тем самым не лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Считаем, что младший дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Непосредственное участие в «масленичных развлечениях» затронет детей эмоционально, а значит в памяти сохранятся представления о традициях русского народа, даст детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника.
ЦЕЛЬ: приобщение детей к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.
ЗАДАЧИ:
- Знакомить детей с народным праздником Масленица, характерными для него обрядами, символами. Вызвать эмоциональный отклик.
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Знакомить детей с русскими традициями гостеприимства.
- Пробуждать интерес к истории русского народа.
- Развивать творческие способности, внимание, память, мышление, речь, активизировать словарь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Дети получат первичные представления о празднике Масленица, характерных для него обрядах, символах.
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы со стороны всех участников.
- Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Красочное оформление приемной работами детей и иллюстрациями, посвященными «масленичным» традициям.
- Тематическое оформление группы чучелом «Масленица», «блинами» и «солнышками».
- Развлечение «Широкая Масленица», фотоотчет.
- Фотоотчет от родителей о закреплении изученного в детском саду дома – «масленица у меня дома».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
- Оформление РППС группы с целью создания условий для знакомства детей с народным праздником Масленица, характерными для него обрядами, символами.
- Оформление приемной с целью вызвать у родителей воспитанников интерес и желание принять непосредственное участие в проектной деятельности.
- Сбор материала для проведения НОД, игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т.д. по теме проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
- Печать иллюстративного материала, подбор видео для детей по теме праздника.
- Закрепление изученного материала, проигрывание игр дома.
- Фотоотчет «Масленица у меня дома».
ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Понедельник - первый день Масленицы - «Встреча»
Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
- Рассматривание иллюстраций «Масленичных забав», «Масленичных гуляний».
- Просмотр презентации, подготовленной родителями «Масленица широкая».
- Беседа «Здравствуй, широкая Масленица!».
- Прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»; масленичных закличек, потешек, частушек, пословиц, наигрышей.
- Изготовление куклы Масленица.
- Разучиваем песню «Ой блины мои, блины», стихотворение «Встанем утром рано».
Игра «Солнышко»
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
***
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
- Взаимодействие с родителями: беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье.
Вторник - второй день Масленицы - «Заигрыш»
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
- Рассматривание иллюстраций «Русские народные костюмы».
- Д/и «Составь костюм», «Придумай узор для платка».
- Разучивание пословиц, поговорок:
- «Как на масляной неделе в потолок блины летели»
- «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны»
- «Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»
- Художественно-эстетическое развитие – «Солнышко»
Среда - третий день Масленицы - «Лакомка»
Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
- Знакомство с обрядами праздничной кухни, русскими традициями гостеприимства.
- Рассматривание иллюстраций различных русских лакомств.
- Беседа, видео «Значение и символика блинов»; беседа «Гость в доме – хозяину радость».
- С/игра «Печем блинчики».
- Разучиваем:
«СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»
(Дети встают и повторяют за воспитателем)
- Солнышко-вёдрышко!
(Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
(Руки развести перед собой).
Телят да ягнят,
(Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу - вверх).
Ещё маленьких ребят
(Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).
- Игры – соревнования:
Четверг - четвертый день Масленицы - «Разгуляй масленицы»
Четверг — широкий, разгуляй. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
- Продолжаем формировать позитивное отношение к обычаям, традициям, фольклору русского народа.
- Рассматривание альбома масленичные гуляния в картинах русских художников.
- Просмотр видео материала «Масленица гуляет, всех на праздник созывает»
- Художественно-эстетическое развитие – «Напечем блинов для друзей»
5. Домашнее задание для родителей и детей: катание на санках, с горки на ледянках, ватрушках.
Пятница - пятый день Масленицы -«Проводы масленицы»
Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Развлечение «Широкая Масленица!»
Домашнее задание: посетить городское массовое гуляние.
P.S. Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: удалось вызвать эмоциональный отклик детей на знакомство с праздником Масленица; они проявляли желание, интерес играть в народные игры, с удовольствием участвовали в соревнованиях, разучивали заклички и потешки, отгадывали загадки. Удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями - тема проекта заинтересовала, они были вовлечены в совместную проектную деятельность с педагогами.
Презентация проекта:
- Оформление приемной творческими детскими работами «Солнышко» и «Напечем блинов для друзей», иллюстративным материалом по теме проекта.
- Изготовление куклы Масленица, «блинов», «солнышка».
- Фотоотчет «Широкая Масленица в детском саду»
- Фотоотчет от родителей - «Масленица у меня дома!»
«Масленица у меня дома!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие-развлечение для детей младшего дошкольного возраста "Масленица"
Занятие-развлечение "Масленица"...
Сценарий для детей младшего дошкольного возраста "Масленица"
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народным традициям...
Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет
Творческое название проекта: "Волшебная игра " Вид проекта: практико- творческий, групповой Цель: создание оптимальных условий для организации работы, направленной на пов...
Сценарий досуга для детей младшего дошкольного возраста Масленица в гости к нам пришла.
Знакомство детей с народным праздником Масленица....
Образовательно-творческий проект «День матери» в группе детей младшего дошкольного
Актуальность проектаМама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.Праздник...
Образовательно-творческий проект «День матери» в группе детей младшего дошкольного
Актуальность проектаМама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.Праздник...
Краткосрочный проект в группе детей с РАС «Широкая масленица»
Краткосрочный проект в группе детей с РАС«Широкая масленица»...