Коррекция агрессивного поведения дошкольников
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данное программа является эффективной про коррекции и профилактике инструментальной агрессией, т.е. где агрессия иявляется методом достижения цели, но не целью!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsiya_agressivnogo_povedeniya_doshkolnikov.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
. Программа коррекции и профилактики агрессивного поведения дошкольников.
Актуальность программы.
Повышенная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Различные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности в дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными.
Разработанная Программа коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным.
Использование игровых методик в дошкольном возрасте является одним из основных средств взаимодействия педагога-психолога с детьми, так как игра является ведущей деятельностью в данный возрастной период. Стремление рисовать также присуще детям дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя.
Поэтому при взаимодействии педагога-психолога с дошкольниками наибольшее распространение получили различные варианты игровых и рисуночных методик.
При этом групповые формы взаимодействия педагога-психолога с детьми дошкольного возраста позволяют:
– развивать социальные навыки у детей;
– позволяют дошкольникам оказывать взаимную поддержку друг другу;
– дают возможность детям наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
– позволяют осваивать новые социальные роли;
– повышают самооценку ребенка и ведут к укреплению личной идентичности.
Таблица 4.
Нормативно-правовая база разработки коррекционной программы
Название нормативно-правового акта | № и дата принятия | Какие статьи следует учесть при организации работы |
«Об образовании в Российской Федерации» | 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ | Глава 1. Статья 5 Глава 2. Статьи 10-20 Глава 3. Статьи 33-35 Глава 4. Статья 45 Глава 5. Статья 46,50 |
«Семейный кодекс Российской Федерации» | 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ | Глава 2. Статьи 7-9 Глава 11. Статьи 54-57 Глава 12. Статья 65 |
«Уголовный кодекс Российской Федерации» | 13 июня 1996 года N 63-ФЗ | Глава 14. Статьи 87-90 |
Цели и задачи программы
Идея: В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Часто в роли так называемых «благополучных», «нормальных» агрессоров, которые с раздражением смотрят на окружающих и мимоходом отпускают саркастические замечания, каждый также бывает нередко .Данная программа направлена на оказание помощи детям среднего и старшего, подгот. дошкольного возраста, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливостью, настороженностью, подозрительностью.
Цель: Создание условий для социализации детей в обществе по средствам профилактики и корректирования агрессивного поведения дошкольников
Задачи:
- Снятие аффекта "неадекватности", формирование адекватной самооценки детей.
- Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей.
- Снятие чрезмерного напряжения детей.
- Развитие и обогащение навыков конструктивного поведения.
Периодичность: 2 раза в неделю в течение 4 месяцев
Планируемые результаты:
- повышение уверенности в себе;
- снижение агрессивности;
- конструктивное поведение.
Критерии и показатели результатов мы отобразили в таблице 4.
Таблица 5.
Критерии и показатели результатов
Критерий | Показатель эффективности | Метод получения данных |
Эмоционально-волевой | - уменьшение уровня агрессии - уменьшение чувства страха, способности победить страх - снизить привязанность коммуникации, расширение взаимоотношений детей - активное участие в играх и мероприятиях | Тест руки Вагнера (Приложение 1) |
Ценностно-смысловой | - заинтересованность родителями в успешном результате коррекции - стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы - наличие у родителей способность к эмпатии, педагогической рефлексии и самоконтролю | Анкета для родителей |
- заинтересованность детьми процессом коррекции - самостоятельность детей в коррекции сверстников (успокоить, поговорить) | Наблюдение за работой детьми в группе в свободное время (Приложение 2) | |
Поведенческо-деятельностный | - умений строить взаимоотношения в социуме без проявления агрессии - наличие самоконтроля у детей - способность самостоятельно найти поиск решения проблемы без проявления агрессии - способность адоптироваться к различным условия | Наблюдение за детьми в свободное время Наблюдение за детьми вне детского сада (на экскурсия и т.д.) (Приложение 2) |
Рефлексивный | - удовлетворенность родителей и педагогов изменениями в поведение детей - способность рефлексии у детей к своим поступкам и речи - способность в рефлексии своих творческих работ | Беседы с родителями. Наблюдение за детьми Тест руки Вагнера |
Тематический план
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю в течение 4 месяцев. Время занятий устанавливается в зависимости от возрастной группы детей: для средних – 20 минут, для старших – 25 минут, для подготовительных – 30 минут. Общий объем часов: средние – 11 часов, старшие – 13 часов, подготовительные- 16 часов.
Таблица 6.
Тематический план коррекции и профилактики агрессивного поведения дошкольников
Тема | Часы | Ответственный |
Давайте познакомимся! Цель: Наладить позитивное и доверительное отношение детей к себе. | Согласно возрастной группе | Педагог-психолог Яблокова Т.А. |
Моя семья! Цель: Диагностика семейных отношений, комфорт ребенка в семье | Педагог-психолог | |
Снятие психофизиологического напряжения. Цель: Снятие дискомфорта, расслабление мышц, выплеск негативна. | Педагог-психолог Физкультурный руководитель | |
Я в мире других. Цель: Закрепить способность дифференцировать понятия «добро» и «зло», осознание моральной стороны поступков, научить детей способам выражения сопереживания и сострадания. | Педагог-психолог Воспитатели | |
Мои чувства (Пример 2) Цель: воспитание в детях «самоконтроля» | Педагог-психолог | |
Моя семья! (Занятие с родителями) Цель: Спроектировать ситуацию, когда родитель будет в роли ребенка, а ребенок в роли взрослого. Дать возможность осознать чувства своих близких. | Педагог-психолог | |
А давайте попробуем так. Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. | Педагог-психолог ФР | |
Индивидуальная работа с детьми. Цель: Предоставить ребенку возможность побыть собой. Диагностика ситуаций, которые беспокоят ребенка. | Педагог-психолог | |
Доброта. Цель: Вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия). | Педагог-психолог | |
Доброта. Цель: Вербализация чувств, их осознание и закрепление. | Педагог-психолог | |
Спорт-здоровье. Цель: Отреагирование агрессии. Снятие психофизиологического напряжения. | Педагог-психолог Физкультурный руководитель | |
Расслабление. Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил | Педагог-психолог | |
Моя тень. Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения. | Педагог-психолог Воспитатели | |
Отдых на море. Цель: Обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. | Педагог-психолог | |
Путешествие в страну Дружиляндию (Пример 1) Цель: Продолжать развивать рефлексивные навыки | Педагог-психолог | |
Это я, узнай меня Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности. | Педагог-психолог | |
Ласковые слова Цель: Снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии | Педагог-психолог | |
В Цветочном городе. Цель: Воспитывать сочувствие, сопереживание и осознание своих чувств | Педагог-психолог | |
Камешек в ботинке. Цель: Отреагирование агрессии | Педагог-психолог | |
Передай настроение Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил | Педагог-психолог | |
А я …. Цель: Снять невербальную агрессию | Педагог-психолог | |
Корзина эмоций (Занятие с родителями) Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил | Педагог-психолог | |
Когда я сержусь … Цель: Побудить детей спроектировать последствия своей агрессивности в рисунке. | Педагог-психолог | |
Когда я сержусь…(Индивидуальная работа) Цель: Побудить детей обсудить рисунки, воспитывать чувства контроля, перенаправление своего гнева | Педагог-психолог | |
Индивидуальная работа Цель: Снятие негативных эмоций, воспитание чувств эмпатии, сочувствия | Педагог-психолог | |
Что такое дружба? Цель: Спроектировать у детей понятие дружба, что она включает. | Педагог-психолог | |
Моя любимая игра. Цель: Предложить детям самостоятельно выбрать игру, заинтересовать остальных. Воспитывать уважение к остальной группе. | Педагог-психолог | |
Наши секреты (занятие с родителями) Цель: Укрепить доверительные отношения в семье. | Педагог-психолог | |
Индивидуальная работа. Цель: Корректирование полученных результатов и их закрепление. | Педагог-психолог | |
Давайте будем дружить! Цель: Закрепление результатов проделанной работы. | Педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"
Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...
Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников
Консультация для родителей...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»
Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...
Программа занятий для коррекции агрессивного поведения дошкольников с использованием игротерапии.
Программа позволяет снизить уровень агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста....
Программа Коррекция агрессивного поведения дошкольников "Злится разрешается"
Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников...
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для педагогов и родителей на тему "Агрессивное поведение дошкольников: профилактика и коррекция" содержит теоретический материал о природе детской агрессивности, возрастные особ...
Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».
Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....