Программа «Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада»
рабочая программа (младшая группа)

Шапорь Анна Ивановна

 Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

     В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

     Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

  С поступлением ребенка 2-3-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

     Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста). Одно из главных направлений программы – помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности.           По форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации.  Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx45.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка______________________________________________

Цель и задачи программы____________________________________________

Этапы адаптационного периода_______________________________________

Задачи воспитания на адаптационный период___________________________

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива__________

Работа с родителями в адаптационный период _________________________  

Диагностика_______________________________________________________

Список литературы________________________________________________

Приложение 1. Модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни.

Приложение 2. Формы организации адаптационного периода через режимные процессы.

Приложение 3. Режим дня в теплый период года и на период адаптации.

Приложение 4. Предметно-развивающая среда.

Приложение 5. Примерные игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет.

Приложение 6. Перспективное планирование работы с детьми 2-3 лет в адаптационный период.

Приложение 7. Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков.

Приложение 8.Здоровьесберегающие технологии.

Приложение 9. Работа с родителями на период адаптации.

Приложение 10. Анкеты для родителей.

Приложение 11. Консультации, памятки для родителей.

Приложение 12. Методы контроля поведения ребенка.

Приложение 13. Лист адаптации ребенка.

Пояснительная  записка

          Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

     В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

     Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

    С поступлением ребенка 2-3-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

     Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста). Одно из главных направлений программы – помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности.           По форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации.  Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Цель Программы:  Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Задачи Программы:

- Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

- Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

- -Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Особенности адаптационного периода

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптацииподострая фаза или собственно адаптацияфаза компенсации или период адаптированности.

1. Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

3. Фаза компенсации.

Темп развития убыстряется, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Дети адаптированы.

     Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптацияадаптация средней тяжеститяжелая адаптация.

 - легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

- тяжелая адаптация: значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше) и тяжесть всех проявлений.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

 Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

       Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.

     Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

     В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д.

   В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления

2 этап – приход  ребенка в группу детского сада.

    Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

      Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.

3 этап – постепенное привыкание.

   Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре.  И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

      Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Задачи воспитания на адаптационный период

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни,  содействовать   полноценному физическому развитию детей: 
    а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; 
    б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; 
    в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; 
    г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  3. Закладывать основы будущей личности: 
    а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; 
    б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; 
    в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

       

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива ДОУ для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

      Группа “Ладушки” ведёт работу с детьми раннего возраста (от 2 до 3-х лет).

До приема детей в группу «Ладушки»” с родителями общаются специалисты Детского сада № 163 ОАО «РЖД»: руководитель ДОУ, старший воспитатель медицинский работник  и, конечно, воспитатели группы детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, группы детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей. 

       За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л.В.Белкиной (см. приложение 1).

    Для оптимизации процесса успешной адаптации в группе “Ладушки” используется модель организации адаптационного периода через режимные процессы, разработанная Л.В.Белкиной (см. приложение 2), разработан режим дня (см. приложение 3)

        Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели гр. «Ладушки” выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

       Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

     Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду (см. приложение 4).

       В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения (см. приложение 5).

       Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный  и спортивный залы, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Для успешного процесса адаптации создан перспективный план на период адаптации (см. приложение 6)

4. Охрана и укрепление здоровья детей.

      Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область.

      Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах (см. приложения 78).

Работа с родителями

     Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе представлен перспективный план по работе с родителями (см приложение 9), представлены анкеты для родителей (см. приложение 10), а также, для родителей, на период адаптации разработаны памятки (см. приложение 11).

Диагностика

     Диагностика проходит по трем направлениям:

– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета) (см. приложение 10)

– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность) (см. приложение 12).

– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка (см. приложение 13).

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико- педагогический совет с расширенным составом. Туда входят руководитель ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной в период адаптации работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Список используемой литературы

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  4. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
  6. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
  7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
  8. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  9. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.
  10. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.
  11. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — Москва.: Теревинф, 2007. — 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей трех - четырех лет к условиям детского сада

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит л...

"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

   В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...

Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «В детский сад идти пора»

Актуальность.Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные дл...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада "В детский сад без слез"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как воспитатель сумеет понять нужды, интересы ребенка, вовремя снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов ...