Картотека коммуникативных игр для детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)

Картотека 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyh_igr_dlya_detey_4-5_let.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека коммуникативных игр для детей 4-5 лет

«Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Ход игры: Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

 «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

 Ход игры: Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки,  как он красиво движется и т.п.» Детям  необходимо догадаться,  какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

 «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры: Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

«Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

 Ход игры: Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

«Зеркало»

Дать ребенку зеркало, пусть внимательно себя рассмотрит, спросите:

- Какого цвета у тебя глаза?

- Какого цвета у тебя волосы?

- Чем ты внешне отличаешься от…(назовите знакомого ребенка)?

- Что тебе нравится в твоей внешности больше всего?

Рассмотрите папу, обратите внимание ребенка на то, какие у него глаза, брови, губы, волосы. Вы можете удивится тому, что ребенок вроде бы видит вас каждый день, но может совсем не обращать внимание на эти "мелочи". То же проделайте с вами, с бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами, если они есть.

 «Удивление»

Придумайте историю с таким началом:

- К нам пришел слон…

- Над городом поплыли облака, а с них спускаются веревки (сыплются конфеты, падают рыбы…)

- Волшебник поменял все вывески над магазинами…

- Утром из крана потек апельсиновый сок (любой другой, какой любит ребенок, молоко…)

Поговорите с ребенком, в каком случае мы удивляемся. Что должно произойти, чтобы он удивился. А что для этого нужно зайчику, мишке. Чему может удивиться мама, папа.

«Эмоция грусть»

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Придумайте с ребенком, когда он испытывает такое же чувство, когда это было в последний раз, что его утешило, успокоило. Пусть он предложит волшебнику, что надо делать, чтобы дети перестали плакать. Возможно, это будет для вас вариантом утешить самого ребенка.

Так же поговорите, когда может грустить мама, папа. если у вас есть разные журналы, поищите такие картинки, на которых есть грустные лица. Поговорите о том, в каких сказках есть грустные персонажи, почему они грустят. а что надо сделать, чтобы человек перестал грустить.

Выберите грустные, печальные краски, можете нарисовать грустную картинку. Но потом обязательно выберите веселые краски, цвета. Сделайте так, чтобы закончили вы подобные упражнения на веселой ноте.

«Я не должен - я должен».

Цель: формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок - ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, - »

I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.

II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.

«Звери на болоте».

Цель: учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за товарища. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры:

Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

«Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?».

«Как я дома помогаю»

Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: 

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: 

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям. 

«Мешок плохих поступков»

Цель: учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким.  Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры: 

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«Слова вежливости"

Воспитатель: Назовите слова, с помощью которых мы приветствуем. Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет. Воспитатель: Теперь назовите, как мы благодарим. Дети: Спасибо, большое спасибо, благодарю. Воспитатель: А, сможете ли вы вспомнить формы пожеланий? Дети: Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита. Воспитатель: А какие слова извинений вы знаете? Дети: Простите, извините, пожалуйста, извините. Воспитатель: А как мы можем попросить вежливо. Дети: Пожалуйста, будьте добры, прошу вас. Воспитатель: Скажите, как мы прощаемся. Дети: До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока. Воспитатель: Молодцы! Все вежливые слова назвали.

«Скажи ласково»

Воспитатель: Я вам буду называть слово, а вы это слово должны будете назвать ласково. Мама – мамочка, Таня – Танечка, Белка – белочка, Зима – зимушка, Лист – листик, Дед – дедушка, Солнце – солнышко. Кукла- куколка Воспитатель: Как приятно говорить, ласковые слова. Особенно друг другу и близким людям. Вы это умеете.

«Благородные поступки»

Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мяч.

Ход игры: 

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться,  подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика  только по имени; при встрече с мальчиком   здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно  в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки;  и т.д.

«Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила». 

«Интервью»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч. 

«На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

«Волшебный цветик-семицветик»

Ведущий берет самодельный цветок — ромашку (таких цветков можно заготовить заранее несколько) и объясняет детям условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки: «Лети, лети, лепесток, через запад — на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав крут. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели...».

А дальше он говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише доброе слово!»

Пока ребята не освоили игру, ведущий подсказывает на ушко маленькому «волшебнику», какие слова ему следует произнести.

Например: «Петя, я тебя толкнула сегодня нечаянно, прости, пожалуйста». «Катя, я была не права, что не дала тебе карандаш. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Заканчивая игру, Ведущий обращает внимание ребят еще на один нюанс:

— А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»? Верно, вежливо, с улыбкой.

— А почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

— Конечно, ведь даже в песенке поется: «От улыбки станет всем теплей». Давайте споем эту песню.

Так с помощью игры, иногда подсказывая детям нужные слова, взрослый может научить детей сложному искусству общения.

«Кто больше знает вежливых слов?»

В эту игру лучше играть со взрослыми.

Ребята становятся в круг. Водящий-взрослый, находясь в центре этого круга, обращается к любому из участников игры и задает ему вопросы.

— Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т. д.)

— Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите)

— Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (простите, извините, прошу прощения)

— Какие-слова мы произносим, прощаясь? (прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания и т. д.)

Игрок, который не нашел или не знает нужного слова, выбывает из игры. Победителем оказывается тот, кто ответил на все вопросы водящего без запинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека коммуникативных игр для детей 5 - 7 лет

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...

Картотека коммуникативных игры для детей 5 – 7 лет

Коммуникативные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы. Игры помогут раскрыть т...

Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет

Данная картотека направлена на формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков общения. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в соз...

картотека коммуникативных игр для детей раннего возраста

коммуникативные игры для детей раннего возраста...

Картотека коммуникативных игр для детей 5-6 лет

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно поним...