Программа "Волшебный мир театра" 2019-2020
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | стр. | |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
1.4. | Значимые для разработки и реализации программы | 5 |
характеристики | ||
1.5. | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
2. | Содержательный раздел | 9 |
2.1. | Содержание образовательной деятельности в соответствии с | 9 |
направлениями развития ребенка | ||
2.2. | Образовательная деятельность по профессиональной коррекции | 15 |
нарушений развития детей | ||
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов и | 16 |
культурных практик | ||
2.4. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 16 |
2.5. | Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников | 17 |
3. | Организационный раздел | 18 |
3.1. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения | 18 |
и воспитания | ||
3.2. | Режим дня | 18 |
3.3. | Организация развивающей предметно-пространственной среды в | 21 |
группе | ||
3.4. | Список литературы | 23 |
3.5. | Приложение 1 | 24 |
3.6. | Приложение 2 | 26 |
2
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей: круга их интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.
Сейчас такое время, когда, о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Да, в наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё белее резких падений в судьбах людей пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии. Информационная атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы.
- этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки и спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся работать в коллективе, соучаствовать, видеть и создавать красоту.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать у ребенка внимание, память, воображение. Расширять и углублять его знания об окружающем мире.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей 4-5 лет.
Отличительными особенностями программы дополнительного образования «Волшебный мир театра» являются:
1. Систематизация специальных заданий и упражнений;
- Применение разнообразных видов работы с детьми (воспроизводящей, поисковой, контролирующей);
3
- Использование в работе здоровьесберегающих технологий.
- Доступность методического материала.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир театра» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155; 4
– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
– Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2019-2020 учебный год.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.). Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
4
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Педагог, проводящий с детьми дошкольного возраста занятия по основам этикета, должен соблюдать во время занятий несколько правил:
- Не принуждать детей к выполнению упражнений.
- Активно вводить детское творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы.
- Использовать собственноручно сделанные поделки и игры (дидактические, настольно-печатные и др.), а также придуманные сказки и истории.
- Включать в занятие литературные, музыкальные и живописные произведения.
- Рассчитывать на каждого конкретного ребенка с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями.
- Подводить итог в конце занятия: что изучили и что поняли.
- Давать детям задания на дом, например: накрой с мамой праздничный стол; сделай и подари близким открытки (не забывая о добровольности выполнения домашнего задания).
- Избегать негативной оценки выполнения детьми тех или иных заданий.
Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Необходимый настрой создает и выработанный порядок поведения в группе и на занятии, в котором приняты основные правила: умение сопереживать, проявить дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над ошибками других.
1.4. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.
Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
5
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил
- этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.
Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
- этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.
- этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений,
- сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие,
6
либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.
- возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности.
Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Ребенок 4-5 лет чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий.
Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая
- групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.
- игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
7
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны во ФГОС ДО как основные характеристики развития ребенка.
Предметные результаты:
- Запоминают заданные позы.
- Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
- Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
- Знают несколько артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
- Умеют составлять предложения с заданными словами.
- Умеют строить простейший диалог.
- Умеют сочинять этюды по сказкам.
Личностные результаты:
- готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально ответственному поведению;
- осознание ценности личности других людей;
- толерантность.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные компетенции:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Срок реализации Программы
2019-2020 учебный год (с 1 сентября 2019 года – по 31 мая 2020 года). Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы проводится 2 раза в год – сентябрь 2019 г.; апрель 2020 г.
8
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Программа ориентирована на детей 4-5 лет. Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая, 2 раза в неделю. Продолжительность образовательной деятельности - 20 минут. Программа реализуется воспитателем. Срок реализации – 1 год.
Форма подведения итогов реализации Программы – открытая образовательная деятельность, развлечение, миниспектакль.
Учебный план программы дополнительного образования
Количество учебных часов: 66 часов в год | |||
№ | Тема | Кол-во | |
п/п | часов | ||
1. | Игра «Пока занавес закрыт» | 1 | |
2. | Сказка «Зайчик и Ежик» | 1 | |
3. | Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» | 1 | |
4. | Репетиция сказки «Красная Шапочка» | 7 | |
5. | Спектакль «Красная Шапочка» | 1 | |
6. | Театральная игра «Любитель-рыболов» | 1 | |
7. | Игра «Кругосветное путешествие» | 1 | |
8. | Культура и техника речи | 1 | |
9. | Сказка «Снежный колобок» | 1 | |
10. | Репетиция сказки «Снежный колобок» | 5 | |
11. | Театральные игры «Король», «День рождения» | 1 | |
12. | Культура и техника речи | 1 | |
13. | Театральная игра «Метелица» | 1 | |
14. | Сказка «Заюшкина избушка» | 1 | |
15. | Репетиция сказки «Заюшкина избушка» | 5 | |
16. | Работа над эпизодами сказки «Заюшкина избушка» | 1 | |
17. | Репетиция эпизодов сказки «Заюшкина избушка» | 1 | |
18. | Культура и техника речи | 1 | |
19. | Репетиция сказки «Заюшкина избушка» | 1 | |
20. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка» | 1 | |
21. | Культура и техника речи | 1 | |
22. | Театральная игра «Морское путешествие» | 1 | |
23. | Культура и техника речи | 1 | |
24. | Ритмопластика. Музыкально-пластические импровизации | 1 | |
25. | Театральная игра «Карусель» | 1 | |
26. | Театральная игра «Это вы можете» | 1 | |
27. | Сказка «Три медведя» | 2 | |
28. | Обсуждение сказки «Три медведя» | 1 | |
29. | Работа над эпизодами сказки «Три медведя» | 1 | |
30. | Репетиция эпизодов сказки «Три медведя» | 1 | |
31. | Репетиция сказки «Три медведя» | 8 | |
9 |
32. | Драматизация сказки «Три медведя» | 1 |
33. | Театральная игра «Сам себе режиссер» | 2 |
34. | Театральная игра «Цирковое представление» | 2 |
35. | Экологическая сказка «Колобок» | 1 |
36. | Репетиция экологической сказки «Колобок» | 5 |
37. | Драматизация экологической сказки «Колобок» | 1 |
Итого | 66 |
Календарно-тематический план
программы дополнительного образования «Волшебный мир театра»
№ | Дата | Тема | Программное содержание |
п/п | |||
1. | 16.09. | Игра | Цель: развивать интерес детей к сценическому |
2019 | «Пока занавес закрыт» | искусству. Воспитывать доброжелательность, | |
коммуникабельность в отношениях со сверстниками. | |||
Совершенствовать внимание, память, | |||
наблюдательность. | |||
Сказку ты, дружок, послушай и сыграй. | |||
Цель: развивать речевое дыхание, правильную | |||
артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, | |||
внимание, воображение, общение детей | |||
2. | 19.09. | Сказка | Цель: развивать умение детей искренне верить в |
2019 | «Зайчик и Ежик» | любую воображаемую ситуацию | |
3. | 23.09.2019 | Сказка Ш. Перро | Цель: познакомить детей со сказкой Ш. Перро |
«Красная | «Красная Шапочка». | ||
Шапочка» | Театральные игры. | ||
Цель: развивать внимание, наблюдательность, | |||
быстроту реакции, память | |||
4. | 26.09.2019 | Репетиция сказки | Цель: объяснить детям значение слова «событие», |
«Красная Шапочка» | продолжать работу над сказкой, обращая внимание | ||
детей на элементы актерской игры (внимание, | |||
общение, наблюдательность). Совершенствовать | |||
технику речи, правильную артикуляцию гласных и | |||
согласных. | |||
Игра на действие с воображаемыми предметами | |||
Цель: способствовать развитию чувства правды и | |||
веры в вымысел. Учить действовать на сцене | |||
согласованно | |||
5. | 30.09.2019 | Репетиция сказки | Цель: совершенствовать воображение, фантазию |
«Красная Шапочка» | детей; готовить их к действиям с воображаемыми | ||
предметами; развивать дикцию. | |||
Игра на действие с воображаемыми предметами. | |||
Цель: способствовать развитию чувства правды и | |||
веры в вымысел. Учить действовать на сцене | |||
согласованно | |||
6. | 03.10.2019 | Репетиция сказки | Цель: совершенствовать память, внимание, общение |
«Красная Шапочка» | детей. Работать над голосом. | ||
Разыгрывание этюдов. | |||
Цель: познакомить детей с понятием "этюд"; | |||
10 |
развивать умение передавать эмоциональное | |||
состояние с помощью мимики и жестов | |||
7. | 07.10.2019 | Репетиция сказки | Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. |
«Красная Шапочка» | Совершенствовать чувство правды и веры в | ||
предлагаемые обстоятельства. | |||
Разыгрывание этюдов. | |||
Цель: развивать умение детей действовать в условиях | |||
вымысла, общаться и реагировать на поведение друг | |||
друга | |||
8. | 10.10.2019 | Репетиция сказки | Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. |
«Красная Шапочка» | Совершенствовать чувство правды и веры в | ||
предлагаемые обстоятельства. | |||
Разыгрывание этюдов. | |||
Цель: развивать умение детей действовать в условиях | |||
вымысла, общаться и реагировать на поведение друг | |||
друга | |||
9. | 14.10.2019 | Репетиция сказки | Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. |
«Красная Шапочка» | Совершенствовать внимание, память, фантазию, | ||
воображение детей. | |||
Ритмопластика | |||
Цель: развивать умение детей произвольно | |||
реагировать на музыкальный сигнал. Развивать | |||
умение передавать в свободных импровизациях | |||
характер и настроение музыки | |||
10. | 17.10.2019 | Репетиция спектакля | Цель: добиваться сведения всех эпизодов сказки |
«Красная Шапочка» | «Красная Шапочка» в единый спектакль. | ||
Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. | |||
Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?» | |||
Цель: развивать память, воображение детей. | |||
11. | 21.10.2019 | Спектакль «Красная | Цель: творческий отчет по театральной деятельности |
Шапочка» | |||
12. | 24.10.2019 | Театральная игра | Цель: развивать зрительную и слуховую память, |
внимание, координацию движений, чувство ритма. | |||
Театральная игра «Любитель-рыболов». | |||
Цель: развивать воображение, музыкальный слух, | |||
память, общение, умение действовать с | |||
воображаемыми предметами. | |||
Театральная игра «Одно и то же по-разному». | |||
Цель: развивать воображение, фантазию детей | |||
13. | 28.10.2019 | Игра | Цель: дать детям возможность проявить себя в |
«Кругосветное | предлагаемых обстоятельствах; развивать чувства | ||
путешествие» | правды, веры в вымысел и смелость, | ||
сообразительность, воображение и фантазию. | |||
Ритмопластика. | |||
Цель: развивать умение детей равномерно | |||
размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь | |||
друг с другом, в разных темпах. | |||
14. | 31.10.2019 | Культура и техника речи | Цель: развивать воображение, пополнять словарный |
запас, активизировать ассоциативное мышление | |||
детей | |||
15. | 07.11.2019 | Сказка «Снежный | Цель: познакомить детей со сказкой «Снежный |
11 |
колобок» | колобок». Развивать умение детей последовательно и | ||
выразительно пересказывать сказку | |||
16. | 11.11.- | Репетиция сказки | Цель: совершенствовать умение передавать |
17. | 25.11.2019 | «Снежный колобок» | эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, |
18. | телосложением. Поощрять творчество, фантазию, | ||
19. | индивидуальность детей в передаче образов | ||
20. | |||
21. | 28.11.2019 | Драматизация сказки | Цель: совершенствовать умение детей |
«Снежный колобок» | драматизировать сказку. Способствовать созданию у | ||
детей радостного эмоционального настроя | |||
22. | 02.12.2019 | Театральные игры | Цель: способствовать развитию чувства правды и |
«Король», «День | веры в вымысел. Развивать умение детей свободно | ||
рождения» | перемещаться в пространстве, координировать свои | ||
действия с товарищами | |||
23. | 05.12.2019 | Культура и техника речи | Цель: совершенствовать четкость произношения |
(дыхание, артикуляция, дикция, интонация). | |||
Ритмопластика. | |||
Цель: развивать чувство ритма, координацию | |||
движений; умение согласовывать действия друг с | |||
другом | |||
24. | 09.12.2019 | Театральная игра | Цель: развивать умение детей ориентироваться в |
«Метелица» | окружающей обстановке, развивать внимание и | ||
наблюдательность, музыкальную память, умение | |||
верно интонировать мелодию и действовать с | |||
воображаемыми предметами | |||
25. | 12.12.2019 | Сказка «Заюшкина | Цель: познакомить со сказкой «Заюшкина избушка» |
избушка» | |||
26. | 16.12.2019 | Репетиция сказки | Цель: развивать умение детей узнавать героев по |
«Заюшкина избушка» | характерным признакам. Развивать интонационную | ||
выразительность | |||
27. | 19.12.2019 | Репетиция сказки | Цель: совершенствовать умение детей передавать |
«Заюшкина избушка» | образы героев сказки. Формировать дружеские | ||
взаимоотношения | |||
28. | 23.12.2019 | Репетиция сказки | Цель: совершенствовать умение детей давать |
«Заюшкина избушка» | характеристику персонажам сказки. Развивать у | ||
детей память | |||
29. | 09.01.2020 | Репетиция сказки | Цель: совершенствовать умения детей передавать |
«Заюшкина избушка» | образы персонажей сказки, используя разные | ||
средства выразительности. Воспитывать уверенность | |||
в себе, в своих силах | |||
30. | 13.01.2020 | Репетиция сказки | Цель: воспитывать доброжелательное отношение |
«Заюшкина избушка» | друг к другу. Способствовать развитию | ||
диалогической речи, формировать умение отчетливо | |||
и внятно произносить слова | |||
31. | 16.01.2020 | Работа над эпизодами | Цель: воспитывать коллективно и согласованно |
сказки «Заюшкина | взаимодействовать, проявляя свою | ||
избушка» | индивидуальность. Развивать воображение, память, | ||
фантазию | |||
32. | 20.01.2020 | Репетиция эпизодов | Цель: продолжать работу над сценическим |
сказки «Заюшкина | воплощением сказки «Заюшкина избушка»; | ||
12 |
избушка» | развивать воображение, фантазию, память детей | ||
33. | 23.01.2020 | Культура и техника речи | Цель: продолжать совершенствовать речевой |
аппарат; учить детей пользоваться интонациями, | |||
произнося фразы грустно, радостно, удивленно, | |||
сердито. | |||
Ритмопластика | |||
Цель: развивать чувство ритма, координацию | |||
движений, пластическую выразительность и | |||
музыкальность | |||
34. | 27.01.2020 | Репетиция сказки | Цель: развивать внимание, воображение, память, |
«Заюшкина избушка» | совершенствовать общение | ||
35. | 30.01.2020 | Драматизация сказки | Цель: совершенствовать умение драматизировать |
«Заюшкина избушка» | сказку, выразительно передавая образы героев | ||
36. | 03.02.2020 | Культура и техника речи | Цель: пополнять словарный запас, развивать |
образное мышление детей. | |||
Ритмопластика | |||
Цель: развивать чувство ритма, координацию | |||
движений, пластическую выразительность и | |||
музыкальность | |||
37. | 06.02.2020 | Театральная игра | Цель: дать детям возможность представить себя в |
«Морское путешествие» | образе матросов. Развивать фантазию и воображение, | ||
внимание, память, общение | |||
38. | 10.02.2020 | Культура и техника речи | Цель: развивать четкое, верное произношение |
гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и | |||
добирать дыхание, пользоваться интонацией. | |||
Ритмопластика. | |||
Цель: развивать гибкость, подвижность кистей, | |||
пальцев и рук | |||
39. | 13.02.2020 | Ритмопластика. | Цель: учить детей передавать в пластических |
Музыкально-пластические | свободных образах характер и настроение | ||
импровизации | музыкальных произведений. | ||
Культура и техника речи. Скороговорки | |||
Цель: формировать правильное произношение, | |||
артикуляцию; учить детей быстро и четко | |||
проговаривать труднопроизносимые слова и фразы | |||
40. | 17.02.2020 | Театральная игра | Цель: воспитывать музыкальность, внимание, умение |
«Карусель» | соизмерять свои действия с действиями товарищей. | ||
Работать над дикцией и голосом | |||
41. | 20.02.2020 | Театральная игра «Это вы | Цель: развивать воображение, фантазию детей; учить |
можете» | подбирать рифмы к словам | ||
42. | 24.02.2020 | Сказка «Три медведя» | Цель: познакомить с русской народной сказкой «Три |
медведя». Вызвать у детей эмоциональный отклик на | |||
русскую народную сказку | |||
43. | 27.02.2020 | Сказка «Три медведя» | Цель: познакомить со сказкой «Три медведя» на |
новый лад (в стихах). Развивать умение давать | |||
характеристики персонажам сказки | |||
44. | 02.03.2020 | Обсуждение сказки «Три | Цель: развивать умение детей грамотно высказывать |
медведя» | своё мнение о прочитанной сказке; грамотно | ||
13 |
отвечать на вопросы по содержанию сказки | |||
45. | 05.03.2020 | Работа над эпизодами | Цель: работать с импровизированным текстом |
сказки «Три медведя» | эпизодов сказки «Три медведя»; развивать | ||
воображение, память, фантазию | |||
46. | 12.03.2020 | Репетиция | Цель: продолжать работу над сценическим |
эпизодов сказки «Три | воплощением сказки «Три медведя»; развивать | ||
медведя» | воображение, фантазию, память детей | ||
47. | 16.03.- | Репетиция сказки «Три | Цель: воспитывать умение детей бесконфликтно |
48. | 09.04.2020 | медведя» | распределять роли, уступая друг другу или находя |
49. | другие варианты. Совершенствовать умение детей | ||
50. | выразительно изображать героев | ||
51. | |||
52. | |||
53. | |||
54. | |||
55. | 13.04.2020 | Драматизация сказки «Три | Цель: совершенствовать выразительность мимики, |
медведя» | жестов, голоса при драматизации сказки | ||
56. | 16.04.2020 | Театральная игра «Сам | Цель: создавать условия для импровизации мини- |
себе режиссер» | спектакля | ||
57. | 20.04.2020 | Театральная игра «Сам | Цель: создавать условия для импровизации мини- |
себе режиссер» | спектакля | ||
58. | 23.04.2020 | Театральная игра | Цель: создать условия для организации цирковых |
«Цирковое | номеров. | ||
представление» | |||
59. | 27.04.2020 | Театральная игра | Цель: создать условия для организации цирковых |
«Цирковое | номеров. | ||
представление» | |||
60. | 30.04.2020 | Экологическая сказка | Цель: познакомить детей с экологической сказкой |
«Колобок» | «Колобок». Воспитывать любовь к природе | ||
61. | 07.05.- | Репетиция экологической | Цель: закреплять умение детей использовать |
62. | 25.05.2020 | сказки «Колобок» | различные средства выразительности в передаче |
63. | образов героев сказки | ||
64. | |||
65. | |||
66. | 28.05.2020 | Драматизация | Цель: совершенствовать исполнительское |
экологической сказки | мастерство, выразительность в передаче образов | ||
«Колобок» | героев сказки |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- азбука театра
- основы актерского мастерства
- основные принципы драматизации
- основы кукольного театра
- самостоятельная театральная деятельность
- проведение праздников досуга и развлечений
14
По разделам.
- Ритмопластика - дети учатся: видеть в музыке движение, а в движении слышать музыку; вживаться в эмоциональное состояние образа и передавать его движениями, жестами, мимикой; чувству ритма и ритму движения образа; умению слушать и двигаться.
- Изобразительная деятельность - где дети знакомятся: с репродукциями картин, близкими по содержанию пьесы; основами грима; изготовлением костюмов и декораций.
- Культура и техника речи - на котором у детей развивается: речевое дыхание, правильная артикуляция и четкая дикция; связная образная речь, творческая фантазия и умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- Театрально-игровая деятельность - где дети знакомятся: с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля; с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений. Учатся развивать навыки действий с воображаемыми предметами, работать со светом и тенью. Приобретают навыки находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; умению пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.
- Основы театральной культуры - где дети знакомятся с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывают культуру поведения в театре.
Реализация работы по программе.
- Программа реализуется через кружковую работу.
- Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.
- Внутреннее убранство групп и зала, где воспитываются дети, приводится в соответствие с проводимыми мероприятиями.
- Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.
- Для создания максимальных условий развития театральной деятельности переоборудована предметно-окружающая среда в ДОУ.
2.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и развивающей предметно-пространственной среды.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы развивающей работы. Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
15
- режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
- основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места.
2.3. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Рабочая программа направлена на формирование общей культуры личности воспитанников 4-5 лет, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Так для детей дошкольного возраста (4-5 лет) – это ряд видов деятельности, таких как:
- дошкольном возрасте выделены следующие виды деятельности:
– игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие ее виды);
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
– восприятиехудожественной литературы и фольклора (беседа по художественному произведению, драматизация, заучивание и др.);
– познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
– двигательная (овладение основными движениями).
2.4. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ
ИНИЦИАТИВЫ
Одна из характеристик личностного развития дошкольника — проявление детской инициативы.
Основанием для выделения сторон инициативы послужила собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.
Стороны инициативы:
- Творческая (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление и т.д.).
- Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности — рисование, лепку, конструирование, требующие
16
усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи).
- Коммуникативная (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатии, коммуникативная функция речи.
- Познавательная - любознательность (включенность в
экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Реализация Рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности в средней группе № 2 «Радуга»:
– образовательные предложения для целой группы,
– различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры;
– взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
– проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;
– праздники, социальные акции т.п.;
– использование образовательного потенциала режимных моментов.
2.5. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Система работы с родителями (законными представителями) воспитанников средней группы № 2 «Радуга» включает:
- ознакомление семей воспитанников с результатами работы на родительских собраниях, на сайте Детского сада, через открытую образовательную деятельность;
- ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
- участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях;
- ознакомление с конкретными приемами и методами воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях.
17
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И
СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Образовательная деятельность с воспитанниками 4-5 лет по программе дополнительного образования «Волшебный мир театра» выстраивается с опорой на образовательную программу дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2019-2020 учебный год
Методические пособия
- Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- И.А. Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.
- О.Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
- Е.В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
- А.Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Г.В. Генов «Театр для малышей» М.1968г.
Методические рекомендации
Принципы проведения занятий.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала. Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей,
построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций. Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на
совместную работу.
Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д
Часть 2. Продуктивная
- нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
18
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики
- игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала.
Дополнительный материал для создания костюмов, атрибутов.
- Акварель, гуашь, кисточки.
- Цветная бумага.
- Пластилин и глина для пластилинографии.
- Природный и бросовый материал.
- Цветные карандаши.
- Клей, кисточки, фломастеры.
- Картон, альбомные листы.
- Атрибуты к играм.
- Дидактические игры.
Часть 3. Завершающая
Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А также получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изодеятельности организуются выставки детских работ.
Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание
и отгадывание загадок и схем.
3.2. РЕЖИМ ДНЯ
Режим дня средней группы № 2 «Радуга» составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.
- представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Для детей 4-5 лет длительность чтения художественной литературы, с обсуждением прочитанного рекомендуется до 20 минут. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор - слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.
Гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.
19
Режим дня детей в средней группе
(холодный период)
Утренняя прогулка с родителями к детскому | 6.30 – 8.00 | |
саду | (в среднем около ½ | |
часа) | ||
В дошкольном учреждении | ||
Приём детей, самостоятельная деятельность | 7.00 – 8.15 | |
Утренняя гимнастика | 8.15 – 8.25 | |
Подготовка к завтраку. Завтрак | 8.25 – 8.55 | |
Самостоятельная деятельность | 8.55 – 9.10 | |
Организованная образовательная деятельность | 9.10 – 9.30 | |
9.40 – 10.00 | ||
Самостоятельная деятельность, подготовка ко | 10.00 | –10.10 |
второму завтраку. Второй завтрак | ||
Подготовка к прогулке. Прогулка | 10.10 | – 12.10 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная | 12.10 | – 12.20 |
деятельность, подготовка к обеду | ||
Обед | 12.20 | – 12.50 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 12.50 | – 15.00 |
Постепенный подъём, гимнастика после сна, | 15.00 | – 15.20 |
гигиенические процедуры | ||
Полдник | 15.20 | – 15.40 |
Чтение художественной литературы | 15.40 | – 16.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка | 16.00 | – 17. 20 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная | 17.20 | – 17.40 |
деятельность, подготовка к ужину | ||
Ужин | 17.40 | – 18.10 |
Индивидуальная работа. Подведение итогов | 18.10 | – 19.00 |
дня, самостоятельная деятельность, уход детей | ||
домой | ||
Вечерняя прогулка с родителями домой | 18.00 | – 19.30 |
(в среднем около | ||
часа) | ||
Общая длительность прогулки за день | 4,5 часа | |
Общая длительность дневного сна | 2 часа 10 минут | |
Общая длительность самостоятельной | 3 часа 20 минут | |
деятельности детей | ||
Общая длительность ООД за день | 40 минут | |
Количество приемов пищи | 5 |
20
3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ
Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе № 2 «Радуга» построена на следующих принципах:
- Насыщенность;
- Трансформируемость;
- Полифункциональность;
- Вариативной;
- Доступность;
- Безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих развивающей предметно-пространственной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность предметно-пространственной среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность развивающей среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Созданы безопасные, здоровьесберегающие, эстетически привлекательные и развивающие условия. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
21
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центров»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы находятся в доступности детей.
Оснащение центров меняется в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательного процесса.
22
3.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. -М., 1986.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
- Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
10. Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. -М., 1962.
11.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
12. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989.
23
Приложение 1.
Диагностика
развития артистических способностей у детей
Основные принципы драматизации
- Устойчивый интерес к театральному искусству.
- Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле.
- Владение речью.
- Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
Основные навыки театрального мастерства.
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
- Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его. Находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Характеристика уровней.
Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное его выполнения без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнения задания. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.
Низкий уровень - малоэмоционален, не активен, равнодушен; спокойно, без интереса относиться к театральной деятельности. Не способен к самостоятельности.
24
Таблица для диагностики
развития артистических способностей у детей
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, апреле
Учебный год ____________________________________________________________
Группа __________________________________________________________________
Основные принципы драматизации | Основные навыки театрального | |||||||
мастерства. | ||||||||
Умение | ||||||||
вживаться в | ||||||||
Способность | Способность | создаваемый | ||||||
сопереживать | образ, постоянно | |||||||
Умение | понимать | |||||||
героям | совершенствуя | |||||||
№ | Устойчивый | давать оценку | эмоциональное | |||||
Ф.И.ребенка | сказок, | его. Находя | ||||||
п\п | интерес к | поступкам | Владение | состояние | ||||
эмоционально | наиболее | |||||||
театральному | действующих | речью | другого | |||||
реагируя на | выразительные | |||||||
искусству. | в спектакле | человека и | ||||||
поступки | средства для | |||||||
лиц | адекватно | |||||||
действующих | воплощения, | |||||||
выражать свое. | ||||||||
лиц. | используя | |||||||
мимику, жесты, | ||||||||
движения. | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 |
25
Приложение 2.
Игры, считалки, скороговорки
Игры
- Игра «Угадай, кто я»
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.
- Игра «Цепочка слов от А до Я»
Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на букву а-, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з- заяц, третий на ц- цапля, четвертый я- яблоко и т.д.
- Игра «Горячий картофель»
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
- Игра «Музыкальный стул»
Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.
26
- Игра «Проверка памяти»
Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.
- Игра «Угадай, кто главный!»
Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату,
- в это время дети назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает. Задача водящего - попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если ему это удалось, то «главный» становится водящим в следующем кону.
- Игра «Краски»
Дети выбирают по жребию «хозяина» и «покупателя». Остальные игроки - «краски».
Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», он приглашает
«покупателя». «Покупатель стучит»:
Тук, тук!
Кто там?
Покупатель!
За чем пришел?
За краской.
За какой?
За голубой.
Если голубой краски нет, «хозяин» говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые
сапожки, поноси да назад принеси!» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке,
принеси мне голубые сапожки!» Если же «покупатель» угадал цвет краски, то игрока-
«краску» он забирает себе. Когда «покупатель» отгадает несколько красок, он
становится «хозяином», а «хозяин» выбирает из числа угаданных красок. При
большом количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с
«хозяином» разговаривает один «покупатель», затем другой. Они подходят по очереди
- выбирают краски. Выигрывает «покупатель», который угадал больше красок. Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается «поймать» угаданную «краску». При этом в комнате определяются границы, до которых можно ловить играющих.
- Игра «Поехали-поехали»
Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача водящего - говорить одно, а показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая «Поехали-поехали». Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит «Самолет!», а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть «Нога!», а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что
27
называет, а не показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок.
- Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.
- Игра «Подскажи словечко»
Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово, подходящее по смыслу и рифме. Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или подобрать что-то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут хлопать в ладоши в такт музыке.
- Игра «Бусы из слов»
Играющие встают или садятся в кружок. Выбирается стихотворение, которое все дети хорошо знают (или песня). Читают, произнося по одному слову по очереди. Вариант: Стихотворение читают не по одному слову, а по строчке.
Игры на развитие творческих способностей
- Игра «Ассоциация»
Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает слово, например «сосулька». Следующий игрок должен назвать слово аналогичное предложенному (по какому-то признаку). («Сосулька- мороженое – морковка – перчатка…) В любой момент игры ребенок, придумавший слово, должен объяснить, по какому признаку оно похоже на предыдущее. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово.
- Игра «Закулисье»
Один из игроков – Актер – выходит из комнаты. Он старается не быстро изменить
свой образ: изменяет что-то в своем костюме; берет в руки какой-нибудь предмет
(газету, сумку) изменяет походку и т.д. После этого Актер выходит к детям, их задача
заметить и назвать, как можно больше изменений. Если играющие что-то упустили,
Актер об этом сообщает. Новый Актер выбирается считалкой.
- Игра «Запутанная история»
Участники – от 3 до 5 человек, садятся в круг. Они должны, говоря по очереди, сочинить общую историю. Предварительно им раздаются карточки с рисунками – каждому по 1-2 штуке. Первый говорит предложение, включая в него предмет, изображенный на его карточке и кладет свою карточку в центр круга. Второй продолжает историю, начатую первым, но его задача включить в нее тот предмет, который нарисован у него на карточке, и тоже положить ее в центр круга. Так
28
продолжается, пока все карточки не будут использованы. (Лодка – щука – костер – ложка - палатка; будильник – солнышко – тарелка – кружка – ботинки – дерево – игрушка).
- Игра «И вдруг…»
Игра направлена на снятие стереотипов действия: в знакомом сюжете игры изменяются условия, а задача остается прежней. Непременно найти другой способ решения задач или обходной путь. Например, играем в поход, собираемся готовить на костре еду, и вдруг оказывается, что котелок забыли дома. Поехали на соревнования лыжников, и вдруг растаял весь снег. Можно брать сюжеты из сказок и менять в них условия.
- Игра «Передай настроение»
Выбирается стихотворение и характер его прочтения. Выигрывает тот, у кого получится выразительнее. Например, берем стишок - «Шла коза по лесу» и все по очереди читаем его как самое печальное произведение на свете, или наоборот, - самое смешное. Для игры лучше брать детские стихи, по тешки, дразнилки.
- Игра «по готовому сюжету»
Заготавливаются карточки, на которых изображены действующие лица знакомой
сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи
сюжета. Воспитатель объясняет детям: «Каждый берет одну карточку. На ней
«изображена» ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я
назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карточке».
Начинаем игру: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое
детей, у которых на карточках изображены старик, старуха и море).
Однажды старик пошел ловить рыбу, вот он закинул невод. (Ребенок-старик делает соответствующие движения). Внезапно море взволновалось. (Ребенок-море выполняет соответствующие движения). Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает золотую рыбку, которая пытается освободиться, а «старик» тянет невод).
Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море. (Ребенок-рыбка показывает, что он освободился и удаляется. «Синее море» радуется, а «старик» удивляется и огорчается).
- Игра «с воображаемым предметом»
Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает выполнить какие-либо действия с воображаемыми предметами. Например, говорит: «Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай. Варианты заданий:
- У тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол.
- Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее.
- Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер.
29
- На столе стоит стакан с лимонадом. Выпей его маленькими глотками и поставь стакан на стол.
Усложнение: действия будет выполнять какой-либо сказочный персонаж (лиса Алиса,
баба Яга, Царевна - несмеяна). Например, водящий говорит: «Представь, что ты принцесса Злотовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы? А теперь ты Баба-Яга. Как ты будешь расчесывать свои волосы? и т.д.
Считалки
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай добрых
И честных людей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе искать!
Шла лисичка по тропинке
- несла грибы в корзинке — Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек. Кто не верит — это он, Выходи из круга вон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф, ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
- ребят Спрятан клад, Кто отыщет, будет рад, Кто отыщет, тот расскажет, Тот расскажет и покажет. Если сможешь отыскать, Не забудешь рассказать, Не забудешь показать, Как у нас на сеновале Две лягушки ночевали. Утром встали, щей поели И тебе водить велели.
Испекла пирог Надюша,
30
По куску дала Катюше,
- Валюше, и Иринке,
- Светланке, и Маринке. У Катюши и Маринки Два куска в одной корзинке. Кто пирог умеет печь, Растопи скорее печь!
Раз, два, три, четыре, пять, Ты иди скорей искать!
Жили-были два дружка,
Два заядлых рыбака.
На заре до петухов
Накопали червяков
- другой приманки Две стеклянных банки.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Маринки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
- Петрушка в колпачке На дубовом сундучке.
Скороговорки
Скороговорки полезны и занимательны. Они помогают сформировать правильную речь и нравятся людям любого возраста. Попробуйте произнести скороговорки 3 раза
– быстро и без ошибок:
Едет с косой косой козел.
Ехал Пахом на козе верхом.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Все бобры добры до своих бобрят.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Дали Клаше каши с простоквашей.
Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.
Купила бабуся бусы Марусе.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Шапкой Мишка шишки сшиб.
Маленькая болтунья молоко болтала-болтала,
31
не выболтала.
Если бы да кабы, во рту выросли бобы,
- был бы не рот, а целый огород. Осип охрип, Архип осип. Летели лебеди с лебедятами.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он был смешон.
32