Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждаются в квалифицированной помощи.
Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога привлечь родителя к сотрудничеству. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны.
Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявить о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность они проявляют в поступках. Суждениях. Оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.
Каковы причины детской лжи? Проявление лжи- это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых, боязнь наказания за поступок, стремление переложить свою вину на другого ребенка, желание получить незаслуженную награду.
Например, отец пообещал сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману; в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.
Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.
Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует. Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдаёт желанное за действительное, не имея намерения обмануть; с легкостью придумывает истории, в которых он главное лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.
-Я самый сильный! – утверждает 5-летний фантазер. Жажда самоутверждения, развивающееся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкает его на явные преувеличения.
Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать- выдумке не верят. Ребенку не говорят «Ты выдумываешь!», «Это неправда!», «Не лги!» или оскорбительное «Врешь». Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если подобные формулировки произносятся в присутствии товарищей.
Можно ли недоверием воспитывать правдивость?
Дети часто действуют под давлением чувств: увидел-понравилось-захотелось-взял; что расстаться с понравившейся вещью – выше их возможностей – не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. «То, что нашел-это мое»,- решают дети. В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети «Что упало, то пропало» и считают, что тот, кто нашел и считается следующим хозяином.
Психолог Л.Наумов в книге «Год за годом» отмечает: у 4-летнего ребенка понятие о «праве на собственность» весьма своеобразна: он считает, что ему принадлежит все, что он видит. Для него «держать в руках» - все равно, что «владеть». Игрушка, взятая у другого, «принадлежит» ему, потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой. Действительно, некоторые дети уносят из сада игрушки домой.
-Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?
Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или показать близким. Или в группе мало игрушек, дети любимые игрушки прячут.
Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: «Ты хороший, а поступил плохо. Может ли это быть? (т.е. подчеркивает: отрицательный поступок- случайность). Стыдить, обсуждать поступок при всех или наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок начнет все более изощряться в обмане.
Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать «пробы» в нечестных поступках. Обязанность взрослого предотвращать поступок, помогать ребенку удерживаться от проявления нечестности.
Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить ее на полку. Как отнестись к ней? Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди? Нет, щадя самолюбие ребенка, лучше помочь ему избежать нечестного поступка.
-Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку. Положи ее пока отдельно, а то забудешь подклеить ее, -спокойно замечает воспитатель. Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель, как бы, не замечая ее состояния, говорит:
-Вечером непременно починим книгу. И тогда положим ее вместе с другими. Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно сломала, порвала или испортила. Честные дети всегда говорят об этом открыто.
От воспитателя требуются постоянный контроль за действиями детей, особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не должен ощущать на себе давящий контроль. Иначе ребенок будет говорить правду, если он знает, что его могут проверить.
- Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома?
Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях.
Этому способствуют правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак:
-игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;
-в распределении ролей в играх, в установлении очередности будь -честен и справедлив;
-соблюдай правила игры;
-любое поручение выполняй добросовестно;
-дал слово- держи;
-умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;
-не бери без спросу чужого;
-сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.
Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнении правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В Этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций.
Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни – в играх, на занятиях, в выполнении трудовых обязанностей.
Задача родителей-воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему-то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинства человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми....
Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – это период первоначального становления личности ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности: формируется соподчинение мотивов, развиваются нравственные представ...
Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Доклад на педагогический совет "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста "
Доклад на педагогический совет "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста "...
Консультация "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"
как воспитать детей честности и правдивости...
Консультация для родителей "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"
Методический материал...
Консультация для родителей "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста."
Родителями закладываются основы характера ребнка. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания. но каждая в разной степени нуждается в квалификационной педагогической помощи.Не всякий...