Консультация для воспитателей и родителей
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей и родителей
по теме: «Роль книги в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста»
«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту».
К.И. Чуковский
Детское чтение – это не простое чтение, это совершенно особый процесс, ведь текст малыши воспринимают на слух, в отличие от школьников и взрослых. Это занятие творческое, связанное с воображением и эмоциями. В связи с этим текст, который вы читаете ребенку, требует не просто озвучивания, механического воспроизведения. Его надо обыграть, постепенно создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. На самом деле, как показывает опыт многих воспитателей, буквально через страницу ребенка начинает одолевать сон, ему становится скучно, интерес к такому времяпрепровождению пропадает, и вернуть его очень трудно. Для того чтобы чтение стало радостью, важно не только создать настроение у ребенка, но и взрослый должен испытывать интерес к этому с сопровождением иллюстрации.
Не нужно забывать, что чтение с ребенком – это общение, разговор. В процессе чтения вы ведете диалог с ребенком: отвечаете на его вопросы, утешаете его или смеетесь вместе с ним.
Если для взрослого чтение – это, прежде всего способ отрешиться от реальности, совершить путешествие в придуманный мир или почерпнуть полезную информацию, для малыша книга представляет совсем иную ценность: она дарит ему минуты общения с близкими и их внимание, в которых он так нуждается.
Чтение вслух как особый вид общения с ребенком подобно совместному исследованию или творчеству. Ничего, что ребенок чаще все-таки выступает в роли наблюдателя, а не активного участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой.
Прививать любовь к книгам нужно также через собственный пример. Своим поведением взрослые дадут негласную установку, что чтение – незаменимая составляющая досуга. Невозможно заинтересовать ребенка книгами, если родители не читают. Если хотите привить ребенку любовь к литературе, читайте сами.
Особую роль чтение вслух играет в речевом развитии малыша.
Учите его пересказывать, это будет тренировать его память и поможет усвоить новые слова. Вы можете обращаться к разным видам пересказа: воспитатель пересказывает, а ребенок вставляет необходимые слова или предложения; ребенок пересказывает, а взрослый направляет его мысль с помощью вопросов и уточнений; ребенок начинает пересказывать, взрослый продолжает, а ребенок заканчивает (или наоборот).
У сказки может быть рассказчик – им может выступить мягкая игрушка или кукла-рукавичка. Не забывайте показывать театрализованный сюжет сказки при помощи пальчиковых кукол, фигурок. Иллюстрации в детских книгах. Общепринятое мнение, которое разделяют и педагоги, и исследователи: детская книга «должна быть яркой и красочной». «Цвет… играет ведущую роль в процессе восприятия ребенком книги».
Наличие картинок в книжке имеет для многих детей гораздо большее значение, чем их цвет. Ребенок, умеющий рассматривать и цветные и черно-белые иллюстрации, иногда может предпочесть черно-белые цветным как более выразительные.
На что обращают внимание взрослые, покупая литературную новинку своему малышу?
Книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его, хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно воспользоваться книжками для более старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребёнку полностью, то желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий.
Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.
Вероятно, малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький».
Вслед за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже.
Мне бы хотелось закончить своё выступление словами художника Льва Токмакова: «Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_knigi.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по теме: «Роль книги в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста»
«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту».
К.И. Чуковский
Детское чтение – это не простое чтение, это совершенно особый процесс, ведь текст малыши воспринимают на слух, в отличие от школьников и взрослых. Это занятие творческое, связанное с воображением и эмоциями. В связи с этим текст, который вы читаете ребенку, требует не просто озвучивания, механического воспроизведения. Его надо обыграть, постепенно создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. На самом деле, как показывает опыт многих воспитателей, буквально через страницу ребенка начинает одолевать сон, ему становится скучно, интерес к такому времяпрепровождению пропадает, и вернуть его очень трудно. Для того чтобы чтение стало радостью, важно не только создать настроение у ребенка, но и взрослый должен испытывать интерес к этому с сопровождением иллюстрации.
Не нужно забывать, что чтение с ребенком – это общение, разговор. В процессе чтения вы ведете диалог с ребенком: отвечаете на его вопросы, утешаете его или смеетесь вместе с ним.
Если для взрослого чтение – это, прежде всего способ отрешиться от реальности, совершить путешествие в придуманный мир или почерпнуть полезную информацию, для малыша книга представляет совсем иную ценность: она дарит ему минуты общения с близкими и их внимание, в которых он так нуждается.
Чтение вслух как особый вид общения с ребенком подобно совместному исследованию или творчеству. Ничего, что ребенок чаще все-таки выступает в роли наблюдателя, а не активного участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой.
Прививать любовь к книгам нужно также через собственный пример. Своим поведением взрослые дадут негласную установку, что чтение – незаменимая составляющая досуга. Невозможно заинтересовать ребенка книгами, если родители не читают. Если хотите привить ребенку любовь к литературе, читайте сами.
Особую роль чтение вслух играет в речевом развитии малыша.
Учите его пересказывать, это будет тренировать его память и поможет усвоить новые слова. Вы можете обращаться к разным видам пересказа: воспитатель пересказывает, а ребенок вставляет необходимые слова или предложения; ребенок пересказывает, а взрослый направляет его мысль с помощью вопросов и уточнений; ребенок начинает пересказывать, взрослый продолжает, а ребенок заканчивает (или наоборот).
У сказки может быть рассказчик – им может выступить мягкая игрушка или кукла-рукавичка. Не забывайте показывать театрализованный сюжет сказки при помощи пальчиковых кукол, фигурок. Иллюстрации в детских книгах. Общепринятое мнение, которое разделяют и педагоги, и исследователи: детская книга «должна быть яркой и красочной». «Цвет… играет ведущую роль в процессе восприятия ребенком книги».
Наличие картинок в книжке имеет для многих детей гораздо большее значение, чем их цвет. Ребенок, умеющий рассматривать и цветные и черно-белые иллюстрации, иногда может предпочесть черно-белые цветным как более выразительные.
На что обращают внимание взрослые, покупая литературную новинку своему малышу?
Книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его, хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно воспользоваться книжками для более старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребёнку полностью, то желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий.
Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.
Вероятно, малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький».
Вслед за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже.
Мне бы хотелось закончить своё выступление словами художника Льва Токмакова: «Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей и родителей
театрализованная деятельность...
Консультация для воспитателей и родителей
Голос– вот самый древний и самый совершенный музыкальный инструмент.Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор. Голос матери, поющий колыбельную – эт...
Консультация для воспитателей и родителей на тему: "Моральное воспитание у детей дошкольного возраста"
Одной иФормирование морального сознания дошкольника....
Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»
Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....
Консультация для воспитателей и родителей "Взаимодействие с родителями по преемственности детского сада и школы"
консультация для воспитателей и родителей...
Консультация для воспитателей и родителей: «Ознакомление воспитателей и родителей с играми по развитию речи»
Очень важно познакомить воспитателей и родителейс играми, в которые они могут поиграть с ребенком по дороге в детский сад, по дороге домой. Игры направлены на развитие разговорной речи, на развитие ар...
Консультация для воспитателей "Воспитание родителей и нестандартные формы взаимодействия с родителями.
В консультации раскрываются вопросы актуальности взаимодействия педагогов с родителями и семьями воспитанников ДОО, направления, цели и формы взаимодействия с родителями....