Статья «Живая игрушка» как метод воспитания детей дошкольного возраста
статья
Хочу поделиться замечательным опытом использования игровой куклы в детском саду. Игрушки окружают ребенка с самого рождения. Их основная задача – подготовка к жизни, познание мира. Только в «умелых руках» игрушка становится отличным помощником для родителей и воспитателей, способствуя развитию речи, воображения, творческого потенциала, нравственных качеств ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Живая игрушка» как метод воспитания детей дошкольного возраста.
Игрушки окружают ребенка с самого рождения. Их основная задача – подготовка к жизни, познание мира. Современные родители стараются обеспечить своего малыша всеми возможными видами игрушек (часто излишне), надеясь на то, что они будут развивать его способности. Но, без участия взрослого, ребенок быстро теряет к ним интерес. Только в «умелых руках» игрушка становится отличным помощником для родителей и воспитателей, способствуя развитию речи, воображения, творческого потенциала, нравственных качеств ребенка.
Сегодня я хочу поделиться замечательным опытом использования игровой куклы в детском саду. Кукольный театр – одно из самых любимых мероприятий детей дошкольного возраста. Он очаровывает своей красочностью, динамичностью, наглядностью. Но для качественного спектакля необходима ширма, музыкальное сопровождение, время для подготовки. На своих занятиях я использую обычные детские игрушки. Место их действия – простой стол, поэтому к показу спектакля не требуется никаких поделок и оборудования. А разыграть представление можно в любое время. Я называю этот метод «Ожившая игрушка». Теперь рассмотрим, в каких ситуациях он работает.
Во-первых, в период адаптации ребенка к детскому саду или новому воспитателю. Не все дети легко идут на контакт. Взрослый человек может вызывать недоверие и страх. К таким эмоционально замкнутым детям можно найти подход с помощью игрушки, которую озвучивает воспитатель. Ребенок охотнее взаимодействует с маленьким «ожившим персонажем», здоровается с ним за ручку, отвечает на его вопросы. Постепенно малыш привыкает к голосу воспитателя и начинает доверять ему, становясь более открытым и смелым в прямых контактах.
Во-вторых, можно задействовать игрушку в качестве мотивации во время художественно-эстетических занятий. К нам «в гости» часто приходят за помощью разные персонажи. Например, нужно слепить грибы для ежа, чтобы он не остался голодным. Или необходимо нарисовать снежинки для Снегурочки, чтобы укрыть деревья в лесу. Дети очень активно отзываются на подобные просьбы, ведь делать добрые дела всегда приятно.
В-третьих, этот метод просто необходимо применять для решения конфликтных ситуаций. Предположим, в группе есть ребенок, который жадничает или дерется. При этом обычные объяснения, что так делать нехорошо, не срабатывают. Тогда воспитатель может воспроизвести эту ситуацию с помощью игрушек: показать, как больно и неприятно тем, кого обидели; как складывается в дальнейшем судьба обидчика (его боятся, не хотят дружить с ним, ему становится одиноко и грустно). Таким образом, ребенок имеет возможность «посмотреть на себя со стороны». Он начинает сочувствовать обиженным и понимает, что выбрал неправильную модель поведения.
Бывает ситуация, когда ребенок не хочет убирать за собой игрушки, а на обычную просьбу отвечает капризом. Тогда мы можем вообразить, что они устали и очень хотят в свой домик. Так, складывая игрушки на место, непослушный малыш становится героем, и с удовольствием поддерживает порядок в будущем.
Детей, которые не могут сосредоточиться сами и отвлекают других во время занятия, можно дисциплинировать такой же «беспокойной и неусидчивой» игрушкой. Мы намеренно утрированно показываем, какая она болтливая и шумная, после чего просим ребенка присмотреть за ней, посадив игрушку ему на колени. Дети любят, когда им доверяют важные и ответственные дела, и стараются вести себя более сдержанно.
Это далеко не все ситуации, в которых можно использовать подобный метод. Возможности «живой игрушки» гораздо шире. С ее помощью воспитательные и образовательные задачи достигаются не назидательным способом, а непосредственно, незаметно для детей. Воспитатель может мотивировать и давать адекватную оценку деятельности ребенка без риска вызвать обиду. Игрушка приучает к ответственности, способствует развитию речи и воображения, учит выражать свои чувства, формирует бережное отношение к вещам. Игрушки воспринимаются детьми как друзья, которые могут ожить в любую минуту.
Величайший советский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок без игры, фантазии, творчества - засушенный цветок. Поэтому мы, воспитатели, не должны допустить «засухи» в детских душах, создавая идеальный климат для их обильного цветения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-773711-1539142002.jpg)
Методы воспитания детей дошкольного возраста
Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/02/picture-868152-1641138290.jpg)
Групповая консультация для родителей "Методы воспитания детей дошкольного возраста"
Воспитание детей-сложный, ответственный процесс. Поэтому данная консультация напрвлена была на повышение родительской компетенции в рамках знакомства с методами воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-958728-1508540011.jpg)
СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"
НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-934232-1513024775.jpg)
«Живая душа природы» (экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье)
Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов и содержит компле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1432766-1667396138.jpg)
Статья. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в нар...