Статья. Организация развивающей предметно-пространственной среды и ее влияние на развитие игровых умений детей.
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Статья. Организация развивающей предметно-пространственной среды и ее влияние на развитие игровых умений детей.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной - включать игровое оборудование, которое позволяет обеспечить игровую активность всех категорий детей, участие в подвижных играх, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (н-р, мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности;
- вариативной - для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор различных видов игрушек), драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок), для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровым материалами, необходимо помнить, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их возрастным и гендерным особенностям. Необходимо включать предметы для совместной деятельности ребёнка со взрослым.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
- «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
- «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
- «Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (н-р, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса) С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
- готовые игрушки (н-р, автомобили, самолеты, куклы, различные животные);
- полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал);
- материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание.
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик; из глины лепят посуду, животных; из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п. Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Статья. Организация развивающей предметно-пространственной среды и ее влияние на развитие игровых умений детей.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной - включать игровое оборудование, которое позволяет обеспечить игровую активность всех категорий детей, участие в подвижных играх, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (н-р, мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности;
- вариативной - для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор различных видов игрушек), драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок), для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровым материалами, необходимо помнить, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их возрастным и гендерным особенностям. Необходимо включать предметы для совместной деятельности ребёнка со взрослым.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
- «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
- «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
- «Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (н-р, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса) С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
- готовые игрушки (н-р, автомобили, самолеты, куклы, различные животные);
- полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал);
- материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание.
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик; из глины лепят посуду, животных; из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п. Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ»
С введением ФГОС ДО одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды....
статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей дошкольного возвраста
https://youtu.be/F0FSzPlJ5zI...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей дошкольного возвраста
https://youtu.be/F0FSzPlJ5zI...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
Организация предметно-пространственной средыи ее влияние на развитие игровых умений старших дошкольников...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей дошкольного возраста (из опыта работы)
https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/167.pdf...
Статья "Организация развивающей предметно - пространственной среды для детей младшего и старшего дошкольного возраста"
В статье представлен опыт работы по профориентации....